5.Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
Анализ НОД в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_k_razvivayushchey_predmetno.docx | 16.54 КБ |
analiz_sovremennogo_zanyatiya_v_dou.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
- предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее;
- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Предварительный просмотр:
Анализ организованной образовательной деятельности в ДОУ (в контексте ФГОС ДО) /по материалам интернета/
1. Общие сведения
1. Тема ООД
2. Дата и место его проведения. Кто проводит?
3. Группа.
4. Цель ООД
∙ на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;
∙ как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);
∙ как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.
5. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:
∙ соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
∙ реализация комплексно – тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);
∙ в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.
2. Наблюдение за ходом ООД
- Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?
- Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
- Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:
- какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной деятельности побуждало их занятие;
- какие жизненно важные ценности формировались.
- Контролируемость ООД:
∙ как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;
∙ какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;
∙ каких результатов достигли.
- Как сказалось ООД на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:
∙ каким может быть последствие ООД для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;
- Каково его воздействие на отдельных воспитанников:
∙ эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
∙ этика труда, художественная деятельность;
∙ эстетика поведения.
- Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.
3. Общая оценка воспитательного мероприятия
- Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?
- Причины успехов, неудач, ошибок?
- Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
- Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:
- результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;
- анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;
- рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).
4. Анализ деятельности воспитателя
- Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:
∙ педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;
∙ педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;
- Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?
∙ педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);
∙ педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет