Консультации для воспитателей

Кушелева Марина Сергеевна

1. Рекомендации педагогам по работе с недисциплинированным поведением у детей.

2. Рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам

по работе с недисциплинированным поведением у детей.

 Недисциплинированное поведение.

        Как правило, детям с этим типом поведения свойственны: безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

Недисциплинированное поведение, которое связано с неправильно сформировавшимся отношением к саду  и учению, в результате чего их основной интерес оказывается сосредоточенным на посторонние дела, а познавательная, учебная деятельность занимают второстепенное место.

1. Осваиваемый способ поведения должен передаваться ребенку по заранее намеченному плану, соответствующему уровню его достижений (Проговаривая сам и спрашивать у детей как они поняли инструкция : «с чего будем начинать»).

2. Осваиваемый способ поведения должен быть представлен в логической последовательности. При этом необходимо обеспечить адекватную обратную связь, касающуюся правильных и неправильных реакций.

3. Верные поведенческие акты подкрепляются наградой.

4. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

5. Рекомендуется частая смена игр и занятий.

6. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п

Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!

7. Чтобы отвлечь ребенка, задайте неожиданный вопрос, отреагируйте неожиданным для ребенка образом.

10.  Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

11.Постоянный контроль за дисциплиной детей (разъясняя, объясняя ситуации сложившиеся в данный момент (драка, стукнул, убежал и тд)

12. Игры которые помогают развивать опосредованное внимание и поведение (игры соревнование, игры  с правилами,  Делай в тишине  (Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки, перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; сложить карандаши в пенал и т.), игры музыкальные с правилами.

Составил: Педагог-психолог

Кушелева М.С.



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

У детей с ЗПР  нарушено:

 внимание: долго не формируется произвольное внимание;

- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;

- малый объём внимания;

- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);  

- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

Восприятие:

- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

- сужен объём восприятия;

- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

- Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;

- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

- затруднён (узнавание на ощупь).

Память :

- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;

- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Мышление :

- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь :

-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий:

1. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.

2. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

3. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

4. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.

6.  Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

7. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

8. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

7. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

8. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

9. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

10. Необходимо осуществлять индивидуальный подход на занятии и к активной общественно полезной деятельности.

Составила: педагог-психолог

Кушелева Марина Сергеевна