Загумённова Лариса Серафимовна

Сайт учителя биологии

Учитель перестает быть учителем, если перестает учиться.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Экология

Увлечения: Цветоводство

Страна: Российская Федерация

Регион: Тамбовская область

Населенный пункт: город Тамбов

Место работы: МАОУ лицей №14 им. А.М.Кузьмина

Звание, ученая степень: нет

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zagumyonnova-larisa-serafimovna
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт - сын ошибок трудных, И гений - породоксов друг.
А.С. Пушкин

За годы своей работы в школе я пришла к выводу о том, что действующие учебники биологии не всегда отвечают на практические вопросы учащихся о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. Создается такое впечатление, что сложившаяся система школьного образования зажата рамками формулы «3УН», многие основные понятия и представления учащимися усваиваются не в полной мере и невозможно решить такую задачу процесса познания как достижение понимания.

Поэтому необходимо было найти различные пути выхода из данной ситуации, а именно такие приемы и формы работы, которые привлекли интерес учащихся к биологии и вызвали осознание причастности их к миру живого.

 

 

В последнее время всё чаще говорят об инновациях в образовательном процессе. Под педагогической инновацией я понимаю новое, авторское решение какой-либо из трудностей или проблем учебно-воспитательного процесса.

Ясно, что каждый учитель в чем-то отходит от того, что было создано до него, что-то переосмысливает, придумывает, чем-то отличается от других. Понятно, в целом образование достаточно консервативная среда, это важная и неотъемлемая ее часть. Моя работа основывается на традиционной системе обучения, ее отдельные элементы обусловлены местом, где я работаю, нынешним временем, нашим контингентом учащихся, их образовательными потребностями, пожеланиями родителей и моими собственными склонностями и интересами

Если под инновационностью понимать нечто новое, то, в принципе, каждый мой урок инновационен, потому что, он рождается здесь и сейчас, и уже в том виде, в котором существовал, никогда не повторится.  Тот же материал в другом классе или в другое время, будет звучать иначе.

Традиционная система обучения для меня является базовой, потому что любая инновационность опирается на традиции.

Оглядываясь на весь свой педагогический путь, я вижу, как изменилось общество, изменилась, школа, ученики. Как изменилась я, как учитель, как педагог. Еще лет 10 -15 назад многие, и я в том числе, старались дать доступно необходимую сумму знаний; не хватало у самих знаний, – искали её в различных источниках. К сожалению, образовательные стандарты по-прежнему ориентированы на определение минимума знаний, умений, навыков, минимум осваиваемого учебного материала. Но теперь я хорошо понимаю, что у каждого человека есть некоторые базовые способности и потребности, которые мне требуется рассмотреть и развивать, которые позволят в будущем моим ученикам полноценно жить в обществе и строить свои отношения с другими людьми. И меня сейчас, как педагога, волнует не столько, усвоил ребенок биологию или нет, а что в конечном счете с этим человеком произошло. Если мой урок способствует развитию у детей способностей и потребностей, то я выполняю свою образовательную миссию в современном смысле этого слова. Меня волнует вопрос, в какой мере я работаю в своей образовательной деятельности на развитие природных способностей и талантов ребенка.

Проводя открытые уроки, посещая  уроки и мероприятия различного уровня по обмену опытом работы у своих коллег, я прихожу к выводу о том, что формат обычного традиционного урока не способствует развитию ряда ключевых компетенций, которыми должен владеть современный ученик. Важнейшая установка современной инноватики в том, чтобы максимально развить способность диалога с окружающим миром и вступить с ним в продуктивную коммуникацию. Способность вести не просто диалог, а эвристический диалог я когда-то увидела на уроках нашего учителя-новатора Н.А.Рябова. Эта манера мне очень импонировала. Но этому надо учиться. И я училась.

Я стараюсь не только и не столько дать готовые знания, сколько, наблюдая за реакцией детей, жду от них несовпадений с изучаемыми учебниками. Очень ценю тех детей, которые, не понимая, спрашивают, уточняют, готовы говорить о своем непонимании или несогласии. И тогда начинается движение к пониманию.

Большинство своих уроков я строю на диалоге, в нем – движение к пониманию. Эвристический метод (и частично-поисковый) готовит учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Развитие познавательного интереса обеспечиваю проблемным и исследовательским  методами обучения. Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно-доказательного поискового мышления.

Привлекаю учащихся к морально-этической оценке изученного материала. Для этого даю возможность учащимся в вопросах и ответах учащихся озвучивать свои оценки и личное отношение к обсуждаемым проблемам. При выставлении оценки стараюсь максимально избежать субъективно- личностного фактора.

 

 

Мне как учителю приходится не только самостоятельно вырабатывать методы учебно-воспитательной работы, но и отбирать для себя наиболее подходящие модели использования ИКТ и компоновать из них ту, которая действительно обеспечит желаемую организацию учебного процесса. Информатизация урока не ограничивается заменой существующих практик на аналогичные, выполняемые с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо слайдов и видеофильмов, компьютерных тестов, анимационных программ, интерактивных рисунков, схем, таблиц и других медиаресурсов). Её главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.

ИКТ, на мой взгляд, позволяет не только хранить большие объемы информации, сопровождаемые иллюстративным рядом, проводить тестирование, но и моделировать учебные ситуации с помощью анимации, звука, последовательного введения схем, диаграмм, графиков.

Как правило, создание образовательной среды для самореализации ребенка возможно не только на уроках, но и во внеурочной работе.

 В своей профессиональной деятельности я использую следующие варианты индивидуальной работы учащихся:

  • подготовка учащихся к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам, конференциям;
  • руководство деятельностью научного общества учащихся;
  • организация работы учащихся в ходе недели естественных наук;
  • индивидуальная работа с отстающими учениками.

    для повышения своей квалификации использую:

  • посещение категорийных и проблемных курсов при ТОИПК РО;
  • участие в профессиональных вебинарах, форумах, блогах;
  • самообразование через периодическую печать, научную литературу, виртуальное общение в Интернет;
  • участие в различных конкурсах («Лучших учителей РФ» в рамках ПНПО, «Мои инновации», «Самая классная классная»  и другие);
  • участие в конференциях, семинарах, круглых столах различного уровня также считаю проверкой своего педагогического мастерства и одним из способов повышения квалификации;
  • руковожу на протяжении ряда лет методическим объединением учителей биологии города Тамбова;
  • являюсь членом городского и областного экспертного совета;
  • посещаю открытые уроки у коллег города и области, сама даю открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • являюсь экспертом по проверке работ ЕГЭ и ГИА;
  • являюсь членом жюри предметной олимпиады по биологии и председателем жюри олимпиады по экологии на муниципальном этапе;

имею печатные работы на городском, региональном и всероссийском уровнях.

О себе

Педагогический стаж 31 год.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Шолохов "Тихий Дон"

Мои достижения

Победитель Всероссийского конкурса ПНПО (2006г.), Народный учитель Тамбовщины, победитель всероссийского конкурса Web- уроков федерального проекта "Живой урок" (2012г.), победитель регионального конкурса "Педагог - эколог 2006 года"...

Моё портфолио

За время работы в школе у меня накопился достаточно большой материал по преподаваемому предмету, и по внеклассной работе. В своём электронном портфолио я постараюсь разместить наиболее интересные и важные на мой взгляд материалы, которые могут заинтересовать моих коллег и помочь им и как учителям биологии, и как классным руководителям.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы