Тематическое планирование по биологии для 8 класса (по Сонину)
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Загумённова Лариса Серафимовна

Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VI—IX классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirov._zagumyonnovoy_8_kl.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на                                                                                            «Утверждаю»

заседании кафедры (МО)                                                                  Зам. директора по УВР

учителей химии, биологии, географии                                             

Руководитель МО                                                                              _____________________                                                   

_________________________________                                                   (Стрыгина М.М.)

             (Коновалова М.В.)

_________________________________                                           _____________________                                          

                        дата                                                                                            дата

                                                                               

                                                                                                               

Поурочное планирование

по биологии

на 2012-2013 учебный год

Учитель  Загумённова Лариса Серафимовна

Классы  8 А,Б,В,Г,К    

Вид программы:                 типовая _____________________________________________

(нужное подчеркнуть)       скорректированная____________________________________

                                             авторская   __________________________________________

 

Уровень изучения:             Н (углубленный);  А (расшир.);  В(базовый);  С(баз. с сокращ.)

(нужное подчеркнуть)

Количество часов в неделю:    2 часа

                                в год:          68 часов

Учебные пособия и методические разработки:

  1. Общая биология. Учебник для Н.И Сонин В.Б. Захаров «Человек» 8кл«Дрофа»
  2. Н.И Сонин В.Б. Захаров Рабочая тетрадь «Человек» 8кл
  3. Н. И. Сонин Программы основного общего образования по биологии. VIIX классы

Примечание

В обучении используется лекционный материал, разработанный Л.С.Загумённовой.

Пояснительная записка

Цель: Обучение школьников анатомии и физиологии человека на основе планомерного и преемственного развития биологических понятий и усвоения главных теорий, идей, научных фактов.

Задачи:

1.Сформировать у учащихся знания о строении и функциях человеческого организма.

2. Научить школьников использовать полученные знания на практике

  1. Сориентировать учеников на сознательный выбор будущей профессии биологического направления.

Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VIIX классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Базовое школьное биологическое образование в VIII классе обеспечивается изучением  курса: «Биология. Человек». Преемственная связь между разделами биологии в VII и VIII классах обеспечивает целостность школьного всестороннего развития личности, владеющей основами научных знаний

Учащиеся расширяют и углубляют знания о животной клетке, знакомятся с тканями и органами организма человека, углубляются знания об условиях охранения жизни и здоровья. Особое внимание уделяется профилактике заболеваний в школьном возрасте и пропаганде здорового образа жизни

В VIII классе учащиеся получают общие представления о структуре комплекса наук о человеке,  истории становления человека и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к своему здоровью.

Программа предполагает проведение наблюдений, демонстраций; что дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В VIII  классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в природе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет  осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Таким образом, становится понятным важность выбора между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные  нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

На изучение темы «Введение» отведено 7 часов, сюда также включены темы «Происхождение человека» и «Общий обзор организма человека», что связано с лимитом времени. После общего знакомства с организмом человека целесообразно перейти к изучению темы «Нервная система», так как с нервной регуляцией жизнедеятельности организма учащиеся будут встречаться в каждой последующей теме. Далее логично изучить тему «Анализаторы», в связи с ее сложностью на нее отводится 5 часов учебного времени. Тему «Опорно-двигательная система» планируется изучать 6 часов, а не 8, как в примерном планировании, что связано с недостатком времени. Для знакомства с темами  «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы организма» количество часов 3 и 4 соответственно. Как и запланировано. По 1 часу прибавлено для изучения тем «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии» в связи с трудностями при усвоении материала учащимися. Увеличено количество часов с 5 до 6-ти на изучение высшей нервной деятельности человеческого организма. Заканчивает курс тема «Человек и его здоровье» (5 ч), где подводятся итоги и еще раз обосновывается необходимость здорового образа жизни для современного человека.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

  1. место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
  2. основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
  1. науки, изучающие организм человека;
  1. особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
  2. нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
  1. внутреннюю среду организма, иммунитет;
  2. обмен веществ и энергии;
  3. развитие организма человека;
  1. вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  2. оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

№ урока

Содержание учебного материала

Примечание

Практическая работа

Задание на дом

Дата проведения

Введение. 7 часов.

Учащиеся должны знать:

  1. систематическое положение человека в системе органического мира;
  2. рудименты и атавизмы;
  3. этапы эволюции человека;
  4. признаки человеческих рас;
  5. строение животной клетки и функции её основных органоидов;
  6. типы животных тканей их.

           Учащиеся должны уметь:

  1. использовать основные способы представления данных: таблицы, графики, диаграммы;
  2. пользоваться микроскопом;
  3. владеть техникой биологического рисунка.

        Учащиеся должны применять:

  1. знания о строении клетки и особенностях различных типов животных тканей;
  2. знания об особенностях человеческих рас.
  1. знания о порядке проведения эксперимента при осуществлении практических и

           лабораторных работ.

Темы уроков

Практические работы

Дом. задание

Сроки проведения

1

1. Место человека в системе органического мира.

Работа со схемой

§ 1

4.09

4.09

3.09

6.09

4.09

2

2. Эволюция человека

Работа с ЭОР.

§ 2

5.09

6.09

5.09

8.09

5.09

3

3. Расы человека

Работа с ЭОР.

§ 3

11.09

11.09

10.09

13.09

11.09

4

4. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Доклады

§ 4

12.09

13.09

12.09

15.09

12.09

5

5. Клеточное строение организма.

Лабораторная работа с микропрепаратами

§ 5

18.09

18.09

17.09

20.09

18.09

6

6. Ткани и органы

Лабораторная работа с микропрепаратами

§ 6

19.09

20.09

19.09

22.09

19.09

7

7. Системы органов

Работа с ЭОР. Тестирование

§ 7

25.09

25.09

24.09

27.09

25.09

Координация и регуляция 7 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. роль эндокринной регуляции;
  2. железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
  3. свойства гормонов;
  4. единство нервной и гуморальной регуляции;
  5. строение и функции головного и спинного мозга;
  6. особенности функции соматической и автономной (вегетативной)нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать основные способы представления данных: таблицы, графики, диаграммы;
  2. пользоваться микроскопом;
  3. владеть техникой биологического рисунка;
  4. различать отделы нервной системы и называть их функции.

8

1. Гуморальная регуляция.

Работа с таблицей

§8

26.09

27.09

26.09

29.10

26.09

9

2. Строение и значение нервной системы.

Работа с таблицей.

Работа с ЭОР.

§9

2.10

2.10

1.10

4.09

2.10

10

3. Строение и функции спинного мозга.

Работа с таблицей

§10

3.10

4.10

3.10

4.09

3.10

11

4. Строение и функции головного мозга.

Работа с таблицей

§11

9.10

9.10

8.10

11.10

9.10

12

5. Полушария головного мозга

Работа с таблицей

§12

10.10

11.10

10.10

13.10

10.10

13

6. Соматический и автономный отделы нервной системы.

Лабораторная работа «Определение рефлексов различных отделов головного мозга».

конспект

16.10

16.10

15.10

18.10

16.10

14

7. Обобщающий урок по теме «Координация и регуляция».

Повт. §8-11

17.10

18.10

17.10

20.10

17.10

Анализаторы. 5 ч.

            Учащиеся должны знать:

  1. особенности строения органов зрения и слуха;
  2. определение анализатора;
  3. значение и взаимодействие анализаторов.  

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать основные способы представления данных: таблицы, графики, диаграммы;
  2. владеть техникой биологического рисунка;
  3. определять типы нарушения зрения;

           Учащиеся должны применять:

  1. знания об анализаторах и их гигиене.

Темы уроков

Практические работы

Домашнее задание

Сроки проведения

15

1. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

Лабораторная работа с таблицей и моделью глаза.

§44-45

23.10

23.10

22.10

25.10

23.10

16

2. Анализаторы слуха и равновесия.

Лабораторная работа с таблицей и моделью уха

§46

24.10

25.10

24.10

27.10

24.10

17

3. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Работа с ЭОР.

§37-38

30.10

30.10

29.10

8.11

30.10

18

4. Обобщение знаний по  теме «Анализаторы».

Повт. §37-38, 44-46

31.10

30.10

29.10

10.11

31.10

Опора и движение. 6 ч.

            Учащиеся должны знать:

  1. значение опорно-двигательной системы, ее состав;
  2. состав и строение костей, их соединения;
  3. строение отделов скелета человека;
  4. строение мышц.

           Учащиеся должны уметь:

  1. определять при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц;
  2. определять функции костей, мышц, суставов;

           Учащиеся должны применять:

  1. знания при оказании первой помощи при повреждениях ОДС.

Темы уроков

Практические работы

Домашнее задание

Сроки проведения

19

1. Кости скелета. Строение костей.

Демонстрация отдельных костей

§13

13.11

13.11

12.11

15.11

13.11

20

2. Строение скелета. Типы соединения костей

Демонстрация таблицы «Скелет человека», модели скелета

§14

14.11

15.11

14.11

17.11

14.11

21

3. Мышцы. Общий обзор.

Демонстрация табл. «Мышцы тела человека»

§15

20.11

20.11

19.11

22.11

20.11

22

4. Работа и регуляция работы мышц.

Работа с ЭОР.

§16

21.11

22.11

21.11

24.11

21.11

23

5. Гигиена опорно-двигательной системы.

Демонстрация оказания первой помощи при повреждениях ОДС.

§16

27.11

27.11

26.11

29.11

27.11

24

6. Обобщение знаний по  теме «опора и движение»

Тестирование

Повт. §13-16

28.11

29.11

28.11

1.12

28.11

Внутренняя среда организма. 3ч.

            Учащиеся должны знать:

  1. понятие о внутренней среде организма;
  2. состав крови, лимфы, тканевой жидкости;
  3. функции крови;
  4. группы крови, принцип её переливания;
  5. определение иммунитета, его виды.

Темы уроков

Практические работы

Домашнее задание

Сроки проведения

25

1. Внутренняя среда организма. Кровь.

Демонстрация табл. «Кровеносная система», Лабор. работа «Микропрепарат крови»

§17

4.12

4.12

3.12

6.12

4.12

26

2. Иммунитет. Его виды.

Демонстрация табл. «Кровеносная система»

§18

5.12

6.12

5.12

8.12

5.12

27

3. Иммунология на службе здоровья

Табл. «Кровеносная система»

Доклады, повт. §17-18

11.12

11.12

10.12

13.12

11.12

Транспорт веществ. 4 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. органы кровеносной и лимфатической системы: артерии, аорта, кровеносные сосуды, капилляры,  лимфатические сосуды, узлы;
  2. строение сердца, малый и большой круги кровообращения, артериальная и венозная кровь, верхняя и нижняя полые вены, легочные капилляры и альвеолы, сердечный цикл;
  3. регуляция  кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

           Учащиеся должны уметь:

  1. определять пульс, артериальное давление.

28

1. Органы кровообращения.

Тестирование.

§19

12.12

13.12

12.12

15.12

12.12

29

2. Строение и работа сердца.

Демонстрация модели сердца

§20

18.12

18.12

17.12

20.12

18.12

3. Движение крови по сосудам.

Лаборат. работа «Оценка пульса, измерение артериального давления»

§21

19.12

20.12

19.12

22.12

19.12

30

4.Лимфоорбащение.

Конспект. Повт. §§19-21

19.12

20.12

19.12

22.12

19.12

Дыхание. 4 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. значение дыхания;
  2. строение и функции дыхательной системы;
  3. органы дыхательной системы;
  4. принципы голосообразования;
  5. механизм вдоха и выдоха;  
  6. механизм нервной и гуморальной регуляции дыхания.

Учащиеся должны уметь:

  1. осуществлять правила профилактики, первой помощи при повреждениях дыхательных путей;
  2. осуществлять приемы реанимации.

           Учащиеся должны применять:

  1. знания при оказании первой помощи при остановке дыхания;
  2. меры профилактики инфекционных и органических заболеваний дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух.

31

1. Строение органов дыхания.

Табл. «Органы дыхания»

§22

15.01

15.01

12.01

12.01

15.01


15.01


32

2. Газообмен в легких и тканях.

Лаб. раб. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

§23

16.01

17.01

14.11

17.01

16.01


16.01


33

3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Работа с ЭОР.

конспект

22.01

22.01

18.01

19.01

22.01


22.01


34

4. Болезни и травмы органов дыхания, профилактика, первая помощь.


Конспект, повт. §22-§23

23.01

24.01

21.01

24.01

23.01


23.01


Пищеварение. 6 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. значение питания;
  2. состав пищи;
  3. значение пищеварения;
  4. строение и процессы пищеварения в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке, тонком и толстом кишечнике;
  5. механизм регуляции пищеварения;
  6. правила гигиены органов пищеварения.

Учащиеся должны уметь:

  1. осуществлять правила профилактики инфекционных и глистных заболеваний;
  2. определять местоположение органов пищеварения.

Учащиеся должны применять:

  1. правила хранения и использования пищевых продуктов;
  2. первую помощь при болях в животе, не вызванных отравлением.

35.

1. Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

Работа с ЭОР.

§24

29.01

29.01

26.01

26.01

29.01

36

2. Пищеварение в ротовой полости.

Лаб. раб. «Действие ферментов слюны на крахмал».

§25

30.01

31.01

28.01

31.01

30.01

37

3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Работа с таблицей и ЭОР.

§26

6.02

6.02

3.02

2.02

6.02

38

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени.

Работа с ЭОР.

§27

7.02

8.02

5.02

7.02

7.02

39

5. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения.

Работа с ЭОР.

§28

13.02

13.02

10.02

9.02

13.02

40

6. Обобщение знаний по  теме «Пищеварение».

Повт. §24-28

14.02

15.02

12.02

14.02

14.02

Обмен веществ и энергии. 3 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. значение питательных веществ для восстановления структур организма, их роста и энергообразования;
  2. суть обменных процессов в организме;
  3. этапы энергетического обмена в организме;
  4. нормы питания в связи с энергозатратами;
  5. основные группы витаминов, их значение в организме.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять нормы питания в зависимости от возраста, пола, физической активности;
  2. определять признаки авитаминозов.

Учащиеся должны применять:

  1. правила хранения и использования пищевых продуктов.

41

1. Пластический и энергетический обмен.

Работа с ЭОР.

§29

20.02

20.02

17.02

16.02

20.02

42

2. Витамины.

Работа с ЭОР.

§30

21.02

22.02

19.02

21.02

21.02

43

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лаб. раб. «Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов».

Лаб. раб «Определение норм питания, составление пищевых рационов»

конспект

27.02

27.02

24.02

23.02

27.02

Выделение. 2 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. значение выделения;
  2. строение и функции органов мочевыделительной системы;
  3. принципы регуляции работы почек;
  4. роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды организма;
  5. вред спиртных напитков.

Учащиеся должны уметь:

  1. предупреждать заболевания почек;
  2. определять восходящую и нисходящую инфекции;
  3. оценивать гигиеническое состояние питьевой воды.

Учащиеся должны применять:

  1. правила предупреждения заболеваний почек;
  2. диету и знания об экологическом состоянии воды и пищевых продуктов для предупреждения заболеваний почек;
  3. правильный режим питья;
  4. правила профилактики водного отравления.  

44

1. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция.

Таблица «Строение мочевыделительной системы».

§31(1ч)

28.02

1.03

26.02

28.02

28.02

45

2. Строение и работа почек.

Работа с ЭОР.

§31(2ч)

6.03

6.03

3.03

2.03

6.03

Покровы тела. Терморегуляция. 3 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. строение и функции кожи и ее производные;
  2. роль кожи в теплорегуляции;
  3. причины нарушения кожных покровов;
  4. определение закаливания и его принципы.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать виды травм кожи и оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях;
  2. предотвращать нарушение кожных покровов погрешностями в диете, контактами с аллергенами;
  3. объяснять причины кожных болезней;
  4. определять жирность кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки.

Учащиеся должны применять:

  1. знания для правильной адаптации человека к холодному и жаркому климату;
  2. правила гигиены кожи и одежды.

46

1. Строение и функции кожи.

Лаб. раб «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы»

§32

7.03

12.03

5.03

7.03

7.03

47

2. Роль кожи в терморегуляции организма.

Работа с ЭОР.

§33

13.03

13.03

10.03

14.03

13.03

48

3. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви

Работа с ЭОР.

конспект

14.03

15.03

12.03

16.03

14.03

Размножение. Развитие человека. 2 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. половые и возрастные особенности человека;
  2. роль биологических и социальных факторов в развитии человека;
  3. строение и функции женской и мужской половой систем;
  4. особенности полового созревания юношей и девушек;
  5. о нецелесообразности ранних браков, опасности абортов, бесплодии;
  6. сущность оплодотворения;
  7. особенности периода беременности и внутриутробного развития организма;
  8. правила ухода за новорожденными;
  9. периоды жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать органы и их топографию;
  2. работать с учебником: с текстом, иллюстрациями;
  3. пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами).

Учащиеся должны применять:

  1. правила личной гигиены.

49

1. Размножение.

Работа с таблицей.

§39

20.03

20.03

17.03

21.03

20.03

50

2. Развитие человека. Возрастные процессы.

Работа с ЭОР.

конспект

21.03

20.03

19.03

21.03

21.03

Высшая нервная деятельность. 6 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. определение и виды рефлексов и торможения;
  2. формы поведения;
  3. особенности высшей нервной деятельности и поведения человека;
  4. типы нервной системы;
  5. значение сна;
  6. правила гигиены умственного труда.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать формы поведения;
  2. определять типы нервной системы.

Учащиеся должны применять:

  1. правила гигиены умственного труда;
  2. правила гигиены сна.

51

1. Рефлекторная деятельность нервной системы.

Работа с ЭОР.

§40

2.04

2.04

1.04

4.04

2.04

52

2. Бодрствование и сон.

Работа с ЭОР.

§41

3.04

4.04

3.04

6.04

3.04

53

3. Сознание и мышление. Речь.

Работа с ЭОР.

§42

9.04

9.04

8.04

11.04

9.04

54

4. Познавательны е процессы и интеллект.

Работа с ЭОР.

§43

10.04

11.04

10.04

13.04

10.04

55

5. Память.

§44

16.04

16.04

15.04

18.04

16.04

56

6. Эмоции и темперамент.

Работа с ЭОР.

§45

17.04

18.04

17.04

20.04

17.04

Человек и его здоровье. 4 ч.

Учащиеся должны знать:

  1. определение здоровья;
  2. факторы, влияющие на здоровье;
  3. виды заболеваний человека;
  4. роль человека в биосфере.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать индивидуально и группах, выдвигать гипотезы и отстаивать свои позиции;
  2. давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
  3. работать с различными источниками информации;
  4. защищать и представлять ученический проект.

Учащиеся должны применять:

  1. знания о здоровье человека и его гигиене.

57

1. Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

Доклады. Работа с ЭОР.

§46-47

23.04

23.04

22.04

25.04

23.04

58

2. Вредные привычки.

Защита проектов.

§48

24.04

25.04

24.04

27.04

24.04

59

3. Заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека.

Защита проектов.

§49-50

30.04

30.04

29.04

11.05

30.04

60

Человек и его роль в биосфере

Защита проектов.

14.05

14.05

13.05

16.05

14.05

61

Обобщающее повторение биологии за курс 8 класса.

15.05

16.05

15.05

18.05

15.05

Всего:

61 ч. + 7 ч. резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина.

Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина. Планы составлены на основе Стандартов образования....

тематическое планирование по биологии 7 класс,автор Сонин Н.И. 2часа

Программа для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...

тематическое планирование по биологии 8 класс,автор Сонин Н.И. 2часа

Программа для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....