тематическое планирование по биологии 8 класс,автор Сонин Н.И. 2часа
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Москаленко Марина Ивановна

Программа для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с федеральным  компонентом государственного стандарта основного  общего образования 2004 года  и примерной программы основного общего образования по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_temat_plan_8_klass.docx78 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Алтайского края

                                                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новозоринскаясредняя общеобразовательная школа»

«Принято»

Руководитель МО

  ________/______________/

             ФИО

Протокол № 5  от

«  23 »  мая  2014г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ«Новозоринская СОШ»  _________/И.А.Жилинская/

                 ФИО

«  23»  мая 2014г.

«Утверждаю»

Директор  

МБОУ«Новозоринская СОШ»

__________  /В.В. Бовкуш/

                                 ФИО

Приказ №         от

«  » августа  2014 г.

Рабочая   программа

учебного предмета "Биология"

 уровень основного общего образования

8 класс

 на 2014 – 2015 учебный год

                                                                                                                                                                                                                     Разработчик

                                                      Москаленко Марина Ивановна,

Первая  квалификационная категория

 учитель биологии

п. Новые Зори, 2014 г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ « Закон об образовании в Российской Федерации»(п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28,28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст.48);

2.Федеральный компонент государственного образовательного  стандарта среднего (полного) общего  образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004г. №1089;

3.Федеральный  базисный учебный план, утвержденный приказом МО РФ от 09 марта 2004г. №1312;

4.  Программы для общеобразовательных учреждений  по биологии (5-9)  составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с федеральным  компонентом государственного стандарта основного  общего образования 2004 года  и примерной программы основного общего образования по биологии.

5.Положение о рабочей программе МБОУ «Новозоринская СОШ»;

6.Годовой календарный график МБОУ «Новозоринская СОШ» на 2014-2015 г.г.

Обоснование:

 

  Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется  волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг  к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
  • Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

строение и функции основных тканей и систем органов;

функциональные системы организма;

значение гомеостаза внутренней среды организма;

об обмене веществ, его значении и видах;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

строение и функции анализаторов;

механизмы ВНД;

функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

особенности индивидуального развития человека;

правила личной гигиены;

причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

распознавать органы и их топографию;

оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

измерять кровяное давление и частоту пульса;

давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки

Доля учащихся, освоивших базовый уровень программы – не менее 50%,повышенный уровень не менее 3 %.        

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии. Приложение 1.

Оснащение:

Учебно-методический комплект:

      Для учителя:

 Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.

Для учащихся:

1.Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.

2.  Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

Материально – техническое обеспечение.

Материально – техническая база

  1. Персональный компьютер.
  2. Проектор.
  3. Принтер.
  4. Экран.
  5. Ксерокс
  6. Таблицы
  7. Натуральные объекты
  8. Коллекции
  9. Микропрепараты
  10. Презентации

Общая характеристика организации учебного процесса:

Технология

Методы

Формы

Средства

Дифференцированное обучение

Проблемное обучение

Здоровьесберегающие

технологии

игровые технологии

Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах)

Проектная деятельность

Обучение развитию критического мышления

Системно – деятельностный подход

1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала)

кейс – метод,

метод дебатов,

метод проектов,

дискуссия,

мозговой штурм,

урок…

внеурочная учебная работа по предмету:

кружок

факультатив,

олимпиады

( очные, заочные),

конкурсы

домашняя учебная работа

внеурочная учебная работа по предмету

учебники

словари

хрестоматии

рабочие тетради

раздаточный материал

электронные образовательные ресурсы

Режим занятий

Продолжительность года 35  недель, продолжительность урока – 45 минут, занятия в 1 смену, 2часов  в неделю

Программное количество часов - 70

 Место и роль курса в обучении: в плане МБОУ «Новозоринская СОШ» на данный учебный год согласно Федеральному базисному  учебному плану 35 учебных недель – 70уроков.

Содержание учебного предмета

Тема

Колич-во по программе

По тематическому

лабораторные

практические

Место человека в системе органического мира

2

2

Происхождение человека.

2

2

Краткая история развития знаний о человеке

1

1

Общий обзор организма человека.

4

4

1

1

Координация и регуляция.

10

10

1

1

Опора и движение.

8

8

2

1

Внутренняя  среда организма

4

4

1

Транспорт веществ.

5

5

1

1

Дыхание.

5

5

1

Пищеварение.

5

5

1

1

Обмен веществ и энергии

\3

3

Выделение.

2

2

Покровы тела.

3

3

Размножение и развитие.

3

3

Высшая нервная деятельность

5

5

Человек и его здоровье

Резервное время

                                            Итого:

4

7

70

4

7

70

1

8

1

6

Структура  календарно-тематического планирования рабочей программы по учебному предмету

Тема урока

Вид

занятия

Содержание

урока

Виды и формы учебной деятельности

Демонстра-

ционные

опыты

(ф,х,б)

ИКТ

Домашнее задание

Дата

Виды

Формы

По плану

По факту

                                Место человека в системе органического мира 2 часа

1.1

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира.

Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными

Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения

Фронт.

Стр 5-7

3.09

1.2

Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Развитый головной мозг, прямохождение, объемное цветное зрение, речь, точное движение пальцев рук

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Групп.

Скелет человека и позвоночных животных

Стр 6-8

6.09

Происхождение человека 2 часа

2.1

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Групп.

Стр 12-117

10.09

2.2

Расы человека. Их происхождение и единство

Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм

Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.   Объяснять причины единства человеческих рас.

Групп.

п

Стр 18-20  

13.09

Краткая история развития знаний о человеке 1 час

3.1

Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи.

Развитие анатомии и медицины в античные, средние века, в 18 веке. Вклад ученых в развитие анатомии и медицины: Аристотель, Гиппократ, У. Гарвей, А. Везалий, да Винчи, К Гален. Значение работ русских ученых: Сеченова, Павлова, Мечникова.

Называть вклад ученых в развитие анатомии

Фронт.

Портреты ученых

Стр 21-30 заданме в тетради

17.09

                              Общий обзор строения и функций организма человека. 4 часа

4.1

Клеточное строение организма Ткани; эпителиальная,соединительная ,мышечная,нервная.Лабораторная работа №1

«Изучение микроскопическогостроения тканей»

Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, нейроглия,

Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека

Групп.

Стр 31-33

20.09

4.2

Органы человеческого организма

Системы органов.

Органы человека и системы органов

Давать определение понятию ткань.органРаспознавать и описывать ткани человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Фронт.

Стр 34-40

24.09

4.3

Системы органов

Практическая работа №1

«Распознавание на таблицах органов и систем органов»

П

Дыхательная ,кровеносная,выделительная,пищеварительная

Распознавать и описывать  ткани и органычеловека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Групп.

Стр 40-43

27.09

4.4

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов.Взаимосвязьорганов и систем.

Фронт.

Стр 43 вопросы

1.10

                                   Тема 5 Координация и регуляция 10 часов

5.1

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники,  половые железы.

Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Групп.

Стр 46-48

4.10

5.2

Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляции.

Регуляция деятельности желез. Болезни эндокринной системы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ

Фронт.

Стр 46-48

8.10

5.3

Нервная регуляция. Значение нервной системы

Нервная система, ее значение. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Фронт.

Стр 54-55

11.10

5.4

Центральная и периферическая нервные системы

Нервная система, ее значение. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Фронт.

Стр 56-58

15.10

5.5

Вегетативная  и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Схема рефлекторной дуги условного и безусловного рефлекса

Стр 58

18.10

5.6

Строение и функции спинного и головного мозга

Практическая работа №2

«Отделы головного мозга»

Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Групп.

Модели головного мозга

Стр 60-62,63-65

22.10

5.7

Большие полушария головного  мозга .кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

Групп.

Стр 70-73

25.10

5.8

Органы чувств, их строение ,функции.

Строение ,функции и гигиена органов зрения. Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка»

Анализаторы, их роль в жизни человека.  Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения  и зрительного анализатора.

Групп.

Стр 77-81

29.10

5.9

Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха

Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа

Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора. Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний органов слуха.

Фронт.

Стр 84-90

12.11

5.10

Органы осязания, вкуса ,обоняния. Гигиена органов чувств

Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки.

Знать: взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов; роль нервной системы  в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Уметь: внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции.

Сравнивать: строение  анализаторов.

Объяснять: значение анализаторов в жизни человека.

Фронт.

Стр 91-98

15.11

                Опора и движение 8 часов

6.1

Скелет человека, его отделы осевой скелет, скелет поясов конечностей.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Знать: значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека.

Уметь:самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Распознавать: части опорно – двигательного аппарата.

Показывать: на своем теле, модели, скелете основные кости скелете

Групп.

Стр 100-102

19.11

6.2

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Стр 100

22.11

6.3

Состав и строение костей :трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Лабораторная работа « Изучение внешнего строения костей».

Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница

Знать: виды костей; строение и химический состав костей; типы соединения костей.

Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Характеризовать: типы соединения костей, приводить примеры.

Групп.

Стр 102-103

26.11

6.4

Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Ее нарушения. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Групп.

Стр 105

29.11

6.5

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц., их функции.

Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы

головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,

Знать: особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности строения и функции скелетных мышц; основные группы мышц и их предназначение.

Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять  результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.

Фронт.

Стр 116-118

3.12

6.6

Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузка.

 Л. р. «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц»»

Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели

Знать: условия функционирования мышц; что такое система, управляющая сокращением мышц; условия, повышающие работоспособность мышц.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в  устной и письменной форме.

Групп.

Стр 122-125

6.12

6.7

Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска- гиподинамия.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы

Фронт.

Стр 126

10.12

6.8

Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Практическая работа « Измерение массы и роста своего организма»

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска- гиподинамия.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы

Групп.

13.12

            Внутренняя среда организма 3 часа

7.1

Понятие» внутренняя среда»  Тканевая жидкость .

Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови

Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы.

Фронт.

Стр 127-128

17.12

7.2

Кровь,ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Плазма крови. Клетки крови:эритроциты,лейкоциты,тромбоциты. Лабораторная работа

«Микроскопическое строение крови человека»

Кровь. Плазма крови, её состав. Клетки крови. Лабораторная работа №8

«Микроскопическое строение крови человека»

Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови

Групп.

Группы крови,состав крови

Стр 128-131

20.12

7.3

Иммунитет. Инфекционные заболевания . Предупредительные прививки.переливание крови .донорство. Значение работ Л Пастера и ИИ Мечникова в области иммунитета.

Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка.  Значение работ  Пастера и Мечникова

Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

Фронт.

Стр 133-135

24.12

         Транспорт веществ  4 часа

8.1

Сердце ,его строение и регуляция деятельности.

Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения

Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.распознавать и описывать их по таблице

Фронт.

Строение сердца и сосудов

Стр 144-146

27.12

8.2

Большой и малый круги кровообращения.Лимфообращение.

Работа сердца,фазыработы,кругикровообращения

Характеризовать сущность работы сердца,кругов кровообращения

Фронт.

Стр 147

14.01

8.3

Движение крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление.

Лабораторная работа

«Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

Практическая работа «Измерение кровяного давления»

Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры

Групп.

Стр 153-155

17.01

8.4

Заболевания органов кровообращения и их предупреждение.

п

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение(гипер – гипотония, инсульт, инфаркт) пульс Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки.  Типы кровотечений. Приемы оказания первой мед помощи.

Групп.

Стр 154

21.01

          Дыхание 5 часов

9.1

Потребность организма в кислороде воздуха. Строение органов дыхания

Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие.

Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.

Фронт.

Модели гортани ,легких

Стр 158-160

24.01

9.2

Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях.

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением

Фронт.

Стр 163-164

28.01

9.3

Дыхательные движения.

Регуляция дыхания.

Практическая  работа «Определение частоты дыхания»

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения . Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дых центры коры БП)

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.

Групп.

Стр 164-165

31.01

9.4

Искусственное дыхание Голосовой аппарат.

Первая помощь при остановке дыхания.

Причины остановки дыхания,оказывать первую медицинскую помощь

Фронт.

Приемы искусственного дыхания

Стр 166

4.02

9.5

Обобщающий урок по  теме «Дыхание

Заболевания и их профилактика. Вредные привычки. Чистота воздуха как фактор здоровья.

Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек(курение

Фронт.

Стр 166-168

7.02

                          Тема 10 Пищеварение 5 часов

10.1

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в питательных веществах.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения

Знать: понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты»; функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.

Уметь: давать определения «питание», «пищеварение», «питательное вещество»; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)

Групп.

Стр 171

11.02

10.2

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.

Строение и функции органов пищеварения. Этапы процессов пищеварения

Знать: процесс пищеварения в ротовой полости; строение и функции языка, зубов, слюнных желез.

 Описывать: механизм пищеварения в ротовой полости.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме

Фронт.

Стр 174-177

14.02

10.3

Этапы процессов пищеварения .Лабораторная работа

«Действие желудочного сока на белки,слюны на крахмал.»

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения.

Знать: особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Характеризовать: процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике.

Уметь: самостоятельно работать с текстом    и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.

Групп.

Стр 180-

18.01

10.4

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения

Знать: особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

Характеризовать: процесс переваривания и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике

Фронт.

Стр 186

21.01

10.5

Гигиена питания. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.  Практическая работа «Определение норм рационального питания»

Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Знать: значение кулинарной обработки пищи;  режим питании; меры по предупреждению желудочно-кишечных  и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях.

Уметь: оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях; самостоятельно работать  с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически  мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал; формулировать вопросы и отвечать на них.

Групп.

Определение норм рационального питания

25.02

                     Тема 11 Обмен веществ и энергии 2 часа

11.1

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Пластический  и энергетический обмен.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Знать: сущность процесса обмена веществ; виды обмена веществ: энергетический и пластический обмен; роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.

Характеризовать и сравнивать: пластический и энергетический обмены; биологическую роль обмена веществ.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию;

Фронт.

Стр 187

28.02

11.2

Витамины  Их роль в обмене веществ. гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет  общественной науки в открытии витаминов.

Характеризовать: роль  витаминов в обмене веществ.

Называть: основные витамины.

Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Групп.

Стр 194

4.03

                                     Тема 12 Выделение 2 часа

12.1

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение. функции.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ

Знать: значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализацию почек в организме человека; строение нефрона; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Объяснять: механизмы образования первичной и вторичной  мочи.

Распознавать: органы выделительной системы по таблицам.

Уметь: самостоятельно работать  с текстом и рисунками

Фронт.

Модель строение почки

Стр 199

7.03

12.2

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Болезни органов выделения, их предупреждение. Профилактика заболеваний. Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм

Знать: о влиянии заболеваний почек на здоровье человека; роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Объяснять: причины заболеваний и меры по их предупреждению.

Уметь: самостоятельно работать  с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них.

Фронт.

Стр 209

11.03

                                Тема 13  Покровы тела 3 часа

13.1

Строение  и функции кожи.

Строение и функции кожиСтроение кожи, волос, ногтей

Знать: строение и функции кожи.

Называть: основные слои кожи.

Объяснять: взаимосвязь  их строения и выполняемых функций кожи.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронт.

Строение кожи ,производные кожи

Стр 205

14.03

13.2

Роль кожи в терморегуляции организма

Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Знать: роль кожи в теплорегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека; физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи.

Объяснять: механизм терморегуляции.

Оказывать: первую помощь при нарушении терморегуляции.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию;

Фронт.

Стр 209

18.03

13.3

Закаливание организма Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение .

Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение

Знать: роль закаливания организма; формы, условия и  физиологический механизм закаливания; гигиенические требования к одежде и обуви.

Применять: знания о закаливании организма на практике.

Групп.

В тетради

                           Тема 14  Размножение и развитие 3 часа

14.1

Система органов размножения;строение и гигиена

Система органов размножения; строение и гигиена.

Знать: преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции  половой системы; роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша   и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

Характеризовать: стадии развития зародыша  и плода в матке; использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека.

Фронт.

Стр 212

14.2

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.Лактация.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронт.

Стр216

14.3

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи

Рост и развитие ребенка

Знать: особенности роста и развития ребенка первого года жизни; периоды формирования организма, их особенности.

Характеризовать: каждый период жизни человека.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронт.

Стр 221

                                    Тема 15   Высшая нервная деятельность 5 часов

15.1

Рефлекс-основа нервной деятельности. Исследования Сеченова,Павлова,Ухтомского,Анохина.

Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды; заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности; рефлекс – основа нервной деятельности;  суть рефлекторной теории поведения; особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

Объяснять: суть условных и безусловных рефлексов.

Уметь:  самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронт.

Стр 229

15.2

Виды рефлексов. Формы поведения .Особенности высшей нервной деятельности Торможение .типы нервной системы.

Знать: роль и физиологическую природу различных видов торможения; взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Уметь:самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме

Фронт.

Стр 229

15.3

Биологические ритмы Сон Его значение Сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Гигиена умственного труда.

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека; значение речи, сознания и мышления; роль рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.

Характеризовать: высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

Фронт.

Стр 235

15.4

Гигиена умственного труда. память. Эмоции

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена

Знать: биологическое значение чередования сна и бодрствования; расстройства возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики.

Характеризовать: фазы сна.

Объяснять: причины расстройств сна и их последствия.

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

Фронт.

Стр 238

15.5

Особенности психики человека.

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Знать: типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы; сущность понятий «темперамент», «характер», «личность»; роль окружающей среды на формирование типа нервной системы.

Объяснять: суть понятий «темперамент», «характер», «личность».

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

Фронт.

Стр 246

                      Тема 16 Человек и его здоровье 4 часа

16.1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой помощи при кровотечении. Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного ,артериального и венозного кровотечения»

Вредные привычки ,их  влияние на организм

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями

Групп.

Стр 255

16.2

Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Помощь при кровотечении ,отравлении .травмах и ожогах

ЗНАТЬ ПРИЗНАКИ заболевания

 И Уметь оказывать доврачебную помощь

Групп.

16.3

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

Групп.

Стр 265

16.4

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Лабораторная  работа

 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды,факторов риска для здоровья»

Групп.

Стр267

                     Тема 17 Повторение 7 часов

17.1

Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»

Групп.

17.2

ПовторениеГуморальная регуляция

Групп.

17.3

Повторение Питание и пищеварение

Групп.

17.4

Повторение Дыхание

Групп.

17.5

Повторение Транспорт веществ

Групп.

17.6

Повторение Выделение

Групп.

17.7

Повторение Нервная система

Групп.

Лист внесения изменений и дополнений

Номера листов

Номер документа

Подпись  внесшего

изменения

Дата

Срок ввода

изменения

Приложение №1

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольныхработ.

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

 1. Знание всего изученного программного материала.

 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1) правильно определил цель опыта;

 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

 2. или было допущено два-три недочета;

 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

 4. или эксперимент проведен не полностью;

 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

 2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

 2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

 1. не более двух грубых ошибок;

 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

 3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

 2. или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Литература 5 класс.Автор: Коровина В.Я.

Тематическое планированиепо  литературев 5 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – 1ч.   ;  Внеклассное чтение – 3 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.

Тематическое планированиепо  литературев 7 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – 8ч.   ;  Внеклассное чтение – 6 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 8 класс. Автор: Курдюмова Т.Ф.

Тематическое планированиепо  литературев 8 классеВсего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР –7 ч.   ;  Внеклассное чтение – 7 ч.  ...

Календарно-тематическое планирование. Литература 6 класс. Автор: В.Я. Коровина

Тематическое планированиепо  литературев 6 классе Всего в году – 68  часов (из расчёта 2 часа в неделю);  из них РР – ч.   ;  Внеклассное чтение –  ч....

Календарно-тематическое планирование 10-11 классы, автор учебника Кузовлев

Календарно-тематическое планирование 10-11 классы, автор учебника Кузовлев....

Календарно – тематическое планирование: математика – 7 класс : автор Ю.Н.Макарычев и А.В.Погорелов.

Тематическое планирование рассчитано на 175 часов, 5 часов в неделю. Преподавание ведется блоками. Геометрия со второго триместра-52 часа....

Календарно-тематическое планирование для 10 класса автор М.В. Биболетова

Календарно-тематическое планирование для 10 класса автор М.В. Биболетова...