Поурочное планирование по биологии для 6 класса (Трайтак)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Загумённова Лариса Серафимовна

Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня экологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, интегративности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения с природой. Количество часов в неделю 1 час, в год 35 часов.

"Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс". Учебник для общеобразовательных учреждений. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.- М., Мнемозина, 2010- 2012.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_zagumyonnvoy_6_kl.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на                                                                                            «Утверждаю»

заседании кафедры (МО)                                                                  Зам. директора по УВР

учителей химии, биологии, географии                                             

Руководитель МО                                                                              _____________________                                                   

_________________________________                                                   (Стрыгина М.М.)

             (Коновалова М.В.)

_________________________________                                           _____________________                                          

                        дата                                                                                            дата

                                                                               

                                                                                                               

Поурочное планирование

по биологии

на 2012-2013 учебный год

Учитель  Загумённова Лариса Серафимовна

Класс     6 А,Б,В

Вид программы:                 типовая _____________________________________________

(нужное подчеркнуть)       скорректированная____________________________________

                                             авторская   __________________________________________

 

Уровень изучения:             Н (углубленный);  А (расшир.);  В(базовый);  С(баз. с сокращ.)

(нужное подчеркнуть)

Количество часов в неделю:    1 час

                                в год:          35 часов

Учебные пособия и методические разработки:

  1. Государственный образовательный стандарт по учебному предмету «Биология» (6-11 классы).
  2. Федеральный учебный план основного общего образования.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Под ред. Д.И.Трайтак, Н.Д.Андреевой.- М., Мнемозина, 2011- 2012.
  4. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.- М., Мнемозина, 2011- 2012.
  5.  Сборник задач и упражнений по биологии растений, грибов, бактерий и лишайников.   Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.- М., Мнемозина, 2011- 2012.  

Примечание

В обучении используется дидактический материал, разработанный Л.С.Загумённовой.

Пояснительная записка

Цель: развитие у обучающихся понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира, воспитание экологической культуры.

Задачи:

  1. усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов.
  2. Формирование у обучающихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни человека.
  3. Развитие знаний об основных методах биологической науки.
  4. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
  5. Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты по изучению жизнедеятельности растений.
  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  7. Привитие интереса к познанию объектов живой природы, выбору профиля обучения, связанного с биологией.
  8. Воспитание позитивного, ценностного отношения к природе.

                

Особенность преподавания предмета: при отборе содержания учитывался принцип «нового синтеза» - синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению  и оптимизации природной среды, считая одной из важнейших целей биологического образования – формирование экологической культуры обучающихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса. Необходимо также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы.

Одной из основных особенностей данного курса является усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня экологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, интегративности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения с природой.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительного организма;
  2. строение органов и строение тканей покрытосеменных растений и их функции;
  3. особенности питания и дыхания растений;
  4. процессы роста и развития растений;
  5. основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);
  6. связь растений со средой обитания;
  7. особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников ( на примере конкретных представителей);
  8. значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека;
  9. влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  10. правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

        Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
  2. приготавливать временные микропрепараты, составлять гербарии и делать фотоснимки живых объектов;
  3. наблюдать сезонные явления в жизни растений;
  4. проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
  5. ухаживать за комнатными растениями;
  6. распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе;
  7. самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

        Учащиеся должны применять:

  1. знания о порядке проведения эксперимента при осуществлении практических и

           лабораторных работ;

  1. знания о порядке протоколирования эксперимента при оформлении отчетов по

           практическим и лабораторным работам;

  1. знания о строении и функциях тканей и органов растений;
  2. знания о систематических единицах при классификации растений.

№ урока

Содержание учебного материала

Примечание

Практическая работа

Задание на дом

Дата проведения

Введение (1 час)

Учащиеся должны знать:

  1. определение биологии как науки;
  2. признаки живых организмов;
  3. царства живой природы;
  4. понятие о биосфере.

           Учащиеся должны уметь:

  1. отличать предметы и явления живой и неживой природы;

          Учащиеся должны применять:

  1. нравственные нормы отношения человека к природе.

№ урока

Темы уроков

Практическая работа

Задание на дом

Дата проведения

1.

Введение.

Работа с ЭОР

§§ 1,4

6.09

5.09

5.09

Раздел I. Растения. (25 часов)

Учащиеся должны знать:

  1. определение ботаники как науки о растениях;
  2. химический состав и строение растительной клетки;
  3. особенности строения высших растений: вегетативные и репродуктивные органы;
  4. особенности роста, питания, дыхания, роста, размножения и развития растений;
  5. значение растений в природе и жизни человека;
  6. основы классификации растений;
  7. развитие растительного мира на  Земле.

Учащиеся должны уметь:

  1. проводить и объяснять результаты опытов и экспериментов по изучению фотосинтеза, дыхания, питания растений, передвижения органических и минеральных веществ в растении;
  2. проводить фенологические наблюдения за осенними, зимними и весенними явлениями в жизни растений;
  3. пользоваться микроскопом;
  4. приготавливать микропрепарат из кожицы лука и рассматривать его под микроскопом;
  5. определять виды растений из широко распространенных в Тамбовской области семейств классов покрытосеменных растений с помощью определительных карточек.

          Учащиеся должны применять:

  1. навыки о правилах ухода за комнатными растениями;
  2. знания об основах классификации живых организмов;
  3. знания о способах размножения и распространения растений.

2.

1. Строение растительной клетки.

Лаб. раб. «Приготовление и рассматривание под микроскопом микропрепарата кожицы лука», работа с ЭОР

§7

13.09

12.09

12.09

3.

2. Деление клеток. Растительные ткани.

Лаб. раб. «Изучение под микроскопом растительных клеток и тканей»

§8

20.09

19.09

19.09

4.

3. Многообразие, состав и строение семян.

Лаб. раб. «Строение семян однодольных и двудольных растений»

§ 9 с. 29-32, § 11 – учить, § 10 – читать.

27.09

26.09

26.09

5.

4. Разнообразие корней и корневых систем.

Лаб. раб. «Строение корневой системы»

§12 весь, 13 с. 41-42.

4.10

3.10

3.10

6.

5. Строение и видоизменения корней.

Работа с микроскопом и ЭОР.

§14, §15 с. 49-50, §17 весь – учить.

11.10

10.10

10.10

7.

6. Почки.

Работа с ЭОР.

§19.

18.10

17.10

17.10

8.

7. Стебель: внешнее строение и видоизменения.

Работа с живыми объектами и ЭОР.

§ 20, 22 – учить.

25.10

24.10

24.10

9.

8. Внутреннее строение стебля.

Лаб. раб. «Внутреннее строение стебля древесного растения»

§ 22 учить, § 21- читать.

8.11

31.10

31.10

10.

9. Внешнее строение и разнообразие листьев.

Работа с гербариями и таблицами.

§ 24.

15.11

14.11

14.11

11.

10. Внутреннее строение листа. Видоизменения листьев.

Работа с микроскопом и ЭОР.

§§ 25, 26

22.11

21.11

21.11

12.

11. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями.

Работа с ЭОР, с учебником

§27 – 28.

29.11

28.11

28.11

13.

12. Цветок. Соцветия.

Демонстрация моделей цветков.

§§31 – 32.

6.12

5.12

5.12

14.

13. Опыление и оплодотворение у цветковых растений.

Работа с ЭОР.

§33 весь, § 34 с. 107 - 109.

13.12

12.12

12.12

15.

14. Плод: строение и многообразие.

Демонстрация коллекции плодов и семян.

§34 с. 109 – 112 учить, §35 читать.

20.12

19.12

19.12

16.

15. Размножение растений.

Работа с ЭОР.

§36 с.115, §37 с. 117, § 38 – 39.

27.12

26.12

26.12

17.

16. Растение – целостный организм. Значение растений.

Работа с ЭОР, самостоятельная работа.

§§42 – 43 учить, §44 читать.

17.01

16.01

16.01

18.

17. Классификация растений. Низшие растения.

Работа с ЭОР.

§45.

24.01

23.01

23.01

19.

18. Водоросли.

Работа с ЭОР.

§46.

31.01

30.01

30.01

20.

19. Мхи.

Работа с ЭОР.

§47.

7.02

6.02

6.02

21.

20. Папоротники, хвощи, плауны.

Работа с ЭОР.

§48.

14.02

13.02

13.02

22.

21. Голосеменные.

Работа с ЭОР.

§49.

21.02

20.02

20.02

23.

22. Покрытосеменные.

Работа с ЭОР.

§50.

28.02

27.02

27.02

24.

23. Семейства класса двудольных.

Работа с ЭОР.

§§ 51 -52.

7.03

6.03

6.03

25.

24. Семейства класса однодольных.

Работа с ЭОР.

§53.

14.03

13.03

13.03

26.

25. Эволюция растений.

Работа с ЭОР.

§64.

21.03

20.03

20.03

Раздел II. Бактерии. (3 часа)

            Учащиеся должны знать:

  1. организацию клетки бактерий;
  2. особенности питания, размножения, спорообразования бактерий;
  3. многообразие и значение бактерий;
  4. признаки основных наиболее распространенных инфекционных заболеваний, вызываемых бактериями.

           Учащиеся должны уметь:

  1. использовать знания для распознавания форм бактериальных клеток;
  2. владеть техникой биологического рисунка;
  3. объяснять причины инфекционных заболеваний, порчи продуктов;
  4. приёмы асептики и антисептики.

        Учащиеся должны применять:

  1. знания мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Темы уроков

26.

1. Общая характеристика бактерий.

Работа с ЭОР.

§§55 – 56.

5.04

4.04

4.04

27.

2. Питание и размножение бактерий.

Работа с ЭОР.

§ 57.

12.04

11.04

11.04

28.

3. Значение бактерий.

Работа с ЭОР.

Практические работы:

«Клубеньковые бактерии бобовых растений»;«Поражения растений болезнетворными бактериями».

§58.

19.04

18.04

18.04

Раздел III. Грибы. Лишайники. (4 часа)

      Учащиеся должны знать:

  1. особенности строения, размножения, развития и питания грибов;
  2. значение грибов в природе и жизни человека;
  3. приёмы защиты растений от грибов-паразитов;
  4. особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  5. многообразие лишайников;
  6. значение лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать с микроскопом для изучения плесневых грибов;
  2. распознавать и отличать съедобные и ядовитые грибы;
  3. оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами;
  4. объяснять понятие о микоризе.

     Учащиеся должны применять:

  1. знания о ядовитых и съедобных грибах во избежание отравления.

29.  

Общая характеристика грибов.

Демонстрация коллекции грибов, работа с ЭОР.

§§59 - 60.

26.04

25.04

25.04

30.

Значение грибов.

Работа с ЭОР.

§§61 -62.

16.05

15.05

15.05

31.

Лишайники.

Демонстрация коллекции лишайников, работа с ЭОР.

§63

23.05

22.05

22.05

32.

Обобщающее повторение по курсу биологии за 6 класс

Работа с ЭОР.

Конспект

30.05

29.05

29.05

Всего:

32 часа + 2 часа резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по биологии для 7 класса (Трайтак)

Данный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук, он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мир...

Поурочное планирование по биологии

примерное прланирование уроков по биологии 8 класса по программе Понамаревой (2 часа в нгеделю)...

Тематическое планирование по биологии 5 класс (программа Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.)

Тематическое планирование по биологии 5 класс составлено в соответствии с программой:Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И....

Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)

Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...

Рабочая программа по биологии. 5 класс Трайтак

Рабочая программа по биологии. 5 класс. Трайтак...

поурочное планирование курса биологии 10 класс

Материал содержит поурочное планирование курса биологии 10 класс...

Рабочая программа по биологии 6 класс, Трайтак

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений по био...