"Использование сайта для углубления и оптимизации обучения в системе электронного обучения"
статья по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Загумённова Лариса Серафимовна

"Использование сайта  для углубления и оптимизации обучения в системе электронного обучения"

Загумённова Лариса Серафимовна, учитель биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»

г. Тамбова

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников во время обучения по электронным учебникам, в частности при использовании электронно - образовательного комплекса (Э-ОК) «Живой урок» является дополнительное использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.

Для дополнения той информации, которая имеется в учебниках и Э-ОК, более яркого и визуального восприятия, самостоятельного осмысления, что продиктовано новым поколением ФГОС, учителями биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» Загумённовой Л.С., Александровой Н.В., Рябовой Е.П.  был разработан сайт «Лицейский «Живой урок», размещенный в сети интернет, по адресу:

http://life-lesson14.ucoz.net/news/chto_takoe_zhivoj_urok/2015-04-15-1

Основная образовательная ценность этого продукта в том, что он позволяет создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с большими потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении у преподавателя и учащегося. 

Преимущества данного сайта по сравнению с традиционным (например, в форме презентаций) представлением информации более разнообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.  В отличие от обычных технических средств обучения возможности разработанного сайта позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование мультимедийных программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.  Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают биологию потому, что они без “картинки” вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. Для этого на сайте имеются фото-, видеоматериалы, анимации. Есть авторский видеоматериал, в котором демонстрируются некоторые опыты, методические приёмы.

При внедрении данного сайта в учебный процесс в учебном заведении мы воспользовались возможностями Wi-Fi, что обеспечивает также доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения,  придает ему логический и поисковый характер, а также  решает проблемы нахождения путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Обучение с использованием обучающего сайта является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применению их в своей практической деятельности. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся своё отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания. Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и преподавателем. По требованиям современных ФГОС, традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием  информационных технологий и возможностей интернета.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску новых знаний. Наш сайт позволяют организовать работу учащегося так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть учащегося к получению знаний, к абсорбции главного материала.

Без метода активизации внимания с помощью возможностей, заложенных в сайте, позволяющего включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса, достичь эффективности в усвоении материала сейчас очень трудно.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. Сайт в этом деле является хорошим подспорьем и помощником, поскольку позволяет найти ответы на вопросы, которые не были затронуты на уроке и на которые ученик должен самостоятельно найти решение. На уроке с использованием интернет-технологий учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию, развиваются все виды памяти, приучаются к самообучению и самовоспитанию.

Среди форм подачи материала на сайте можно выделить следующие: это конспекты уроков (в том числе опорные), презентации, электронные учебники (есть ссылка на портал Э-ОК «Живой урок»), виртуальные практические и лабораторные работы, видео- и фотоматериалы (в том числе авторские), тесты, тренинги.

В содержании сайта представлены так же самые важные моменты темы: схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д. Наполнение сайта позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных блоков, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в порядке изучения учебного материала по биологии для 5-9 классов.

Учебный сайт с включением дополняющих технологий  оказался удобной формой подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии и выполнения домашнего задания.

 Использование материалов сайта возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока в зависимости от типа уроков:

1.      Уроки, на которых используется компьютер с проектором;

2.      Уроки, на которых используется компьютер (или электронный учебник) в индивидуальном режиме с выходом в интернет;

3.      Уроки, на которых компьютер (электронный учебник) используется в индивидуальном дистанционном режиме.

В процессе урока на демонстрационном экране можно проецировать  любой материал сайта. Тесты могут быть использованы как на уроке при проверке домашнего задания, так и при закреплении материала. Имеются тесты в режиме on-line (дополнительно к тем, которые есть на портале «Живой урок» и которые, к сожалению, не всегда удовлетворяют потребности учителя), по результатам которых оперативно можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.

В пополнении содержания сайта учащиеся могут сами принимать участие, например, составлять опорные конспекты, анимации, рисунки в электронном виде, готовить интересные дополнительные сообщения, презентации, творческие задания и т.д. Это развивает дополнительный интерес к предмету, даёт возможность проявить себя любому из учащихся. При этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с математическими способностями чаще выбирают подготовку программных продуктов. Дети - «гуманитарии» выбирают – работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.

Таким образом, использование сайта в учебном процессе помогает решить следующие дидактические задачи:

 - усвоить базовые знания по предмету;

 - систематизировать усвоенные знания;

 - психологически настроить на атмосферу экзамена;

 - натренировать учащихся отвечать на наиболее распространенные и сложные вопросы;

 - сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом          

 - сформировать навыки самоконтроля;

 - сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;

 - оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

 - обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации;

- позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объём научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается.

В последнее время увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Дети активно пользуются этими ресурсами. Необходимо отметить, что без чёткого сценария посещение интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии  –  зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на электронных носителях ( в частности на данном сайте) для последующего многократного использования разными пользователями;
  • во-вторых, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика;
  • в-третьих, может быть поставлена задача отыскать принципиально новую информацию и сопоставить её с известной. Таким образом, создается  ситуация, инициирующая коллективное обсуждение на уроке.

Нельзя не отметить значение сайта для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети при подготовке к занятиям.

Подводя итог, можно отметить, что созданный нами сайт «Лицейский «Живой урок» позволяет:

         - построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

         - коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

         - рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

         - использовать компьютеры, планшеты,  девайсы и другие гаджеты с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

          - изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

          - представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ссылка на файл25.12 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование сайта  для углубления и оптимизации обучения в системе электронного обучения"

Загумённова Лариса Серафимовна, учитель биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»

г. Тамбова

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников во время обучения по электронным учебникам, в частности при использовании электронно - образовательного комплекса (Э-ОК) «Живой урок» является дополнительное использование современных информационных технологий, на различных стадиях учебного процесса.

Для дополнения той информации, которая имеется в учебниках и Э-ОК, более яркого и визуального восприятия, самостоятельного осмысления, что продиктовано новым поколением ФГОС, учителями биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» Загумённовой Л.С., Александровой Н.В., Рябовой Е.П.  был разработан сайт «Лицейский «Живой урок», размещенный в сети интернет, по адресу:

http://life-lesson14.ucoz.net/news/chto_takoe_zhivoj_urok/2015-04-15-1

Основная образовательная ценность этого продукта в том, что он позволяет создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с большими потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении у преподавателя и учащегося.  

Преимущества данного сайта по сравнению с традиционным (например, в форме презентаций) представлением информации более разнообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.  В отличие от обычных технических средств обучения возможности разработанного сайта позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование мультимедийных программ на уроках биологии актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.  Учащиеся с образным мышлением тяжело усваивают биологию потому, что они без “картинки” вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. Для этого на сайте имеются фото-, видеоматериалы, анимации. Есть авторский видеоматериал, в котором демонстрируются некоторые опыты, методические приёмы.

При внедрении данного сайта в учебный процесс в учебном заведении мы воспользовались возможностями Wi-Fi, что обеспечивает также доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения,  придает ему логический и поисковый характер, а также  решает проблемы нахождения путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Обучение с использованием обучающего сайта является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применению их в своей практической деятельности. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся своё отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания. Современный урок не может быть ограничен учебником по предмету, классной доской и преподавателем. По требованиям современных ФГОС, традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием  информационных технологий и возможностей интернета.

Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность учащегося по поиску новых знаний. Наш сайт позволяют организовать работу учащегося так, чтобы он захотел взять и усвоить необходимую информацию, подтолкнуть учащегося к получению знаний, к абсорбции главного материала.

Без метода активизации внимания с помощью возможностей, заложенных в сайте, позволяющего включить все физические потенциалы организма, направленные на активизацию мыслительного процесса, достичь эффективности в усвоении материала сейчас очень трудно.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. Сайт в этом деле является хорошим подспорьем и помощником, поскольку позволяет найти ответы на вопросы, которые не были затронуты на уроке и на которые ученик должен самостоятельно найти решение. На уроке с использованием интернет-технологий учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию, развиваются все виды памяти, приучаются к самообучению и самовоспитанию.

Среди форм подачи материала на сайте можно выделить следующие: это конспекты уроков (в том числе опорные), презентации, электронные учебники (есть ссылка на портал Э-ОК «Живой урок»), виртуальные практические и лабораторные работы, видео- и фотоматериалы (в том числе авторские), тесты, тренинги.

В содержании сайта представлены так же самые важные моменты темы: схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д. Наполнение сайта позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных блоков, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в порядке изучения учебного материала по биологии для 5-9 классов.

Учебный сайт с включением дополняющих технологий  оказался удобной формой подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии и выполнения домашнего задания.

 Использование материалов сайта возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока в зависимости от типа уроков:

1.        Уроки, на которых используется компьютер с проектором;

2.        Уроки, на которых используется компьютер (или электронный учебник) в индивидуальном режиме с выходом в интернет;

3.        Уроки, на которых компьютер (электронный учебник) используется в индивидуальном дистанционном режиме.

В процессе урока на демонстрационном экране можно проецировать  любой материал сайта. Тесты могут быть использованы как на уроке при проверке домашнего задания, так и при закреплении материала. Имеются тесты в режиме on-line (дополнительно к тем, которые есть на портале «Живой урок» и которые, к сожалению, не всегда удовлетворяют потребности учителя), по результатам которых оперативно можно судить о степени подготовленности учеников по данной теме.

В пополнении содержания сайта учащиеся могут сами принимать участие, например, составлять опорные конспекты, анимации, рисунки в электронном виде, готовить интересные дополнительные сообщения, презентации, творческие задания и т.д. Это развивает дополнительный интерес к предмету, даёт возможность проявить себя любому из учащихся. При этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с математическими способностями чаще выбирают подготовку программных продуктов. Дети - «гуманитарии» выбирают – работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.

Таким образом, использование сайта в учебном процессе помогает решить следующие дидактические задачи:

 - усвоить базовые знания по предмету;

 - систематизировать усвоенные знания;

 - психологически настроить на атмосферу экзамена;

 - натренировать учащихся отвечать на наиболее распространенные и сложные вопросы;

 - сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом          

 - сформировать навыки самоконтроля;

 - сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;

 - оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;

 - обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации;

- позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объём научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обучения учащихся повышается.

В последнее время увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Дети активно пользуются этими ресурсами. Необходимо отметить, что без чёткого сценария посещение интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии  –  зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на электронных носителях ( в частности на данном сайте) для последующего многократного использования разными пользователями;
  • во-вторых, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика;
  • в-третьих, может быть поставлена задача отыскать принципиально новую информацию и сопоставить её с известной. Таким образом, создается  ситуация, инициирующая коллективное обсуждение на уроке.

Нельзя не отметить значение сайта для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети при подготовке к занятиям.

Подводя итог, можно отметить, что созданный нами сайт «Лицейский «Живой урок» позволяет:

         - построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

         - коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

         - рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;

         - использовать компьютеры, планшеты,  девайсы и другие гаджеты с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

          - изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

          - представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях глобальной информатизации и повсеместного внедрения информационных технологий особое внимание стоит уделить вопросу развития системы электронного обучения.  Так, в Федеральном законе №...

Использование в педагогической работе кооперативного обучения, как формы интерактивного обучения на примере урока по всемирной истории.

Сущность кооперативного обученияКооперативное обучение (cooperative learпiпg) имеет длительную историю. Элементы Сотрудничества уча­щихся в учебном Процессе обнаруживаются в иезуит­ских учебны...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

Методика использования игровых технологий в системе электронного обучения

В настоящее время все более распространяются и становятся активно используемыми информационные технологии. Они применяются в различных сферах, в том числе и в образовании.Современные образовательные т...