Использование в педагогической работе кооперативного обучения, как формы интерактивного обучения на примере урока по всемирной истории.
проект по истории (10, 11 класс)

Плис Юлий Викторович

Сущность кооперативного обучения

Кооперативное обучение (cooperative learпiпg) имеет длительную историю. Элементы Сотрудничества уча­щихся в учебном Процессе обнаруживаются в иезуит­ских учебных заведениях на территории Беларуси еще в ХVII в. Выглядело это следующим образом: классу предлагались относительно сложные упражнения. После их проверки учитель определял двух наиболее Успешных учеников - декурионов, которые станови­лись Помощниками педагога: опрашивали учащихся своей половины класса, разъясняли Сложный материал. В школах ордена иезуитов применялись также так называемые концентрации: на разных этапах урока учени­ки опрашивали друг друга по только что Изученному материалу.

Похожая организация работы школьников Присуща Белл-Ланкастерской Системе взаимного обучения. Эта Система применялась в начальной школе Индии и Англии в XIX в.: старшие и хорошо успевающие учени­ки исполняли роли помощников учителя. Они под руководством педагога вели занятия с остальными учащимися.

Общие подходы к организации кооперативного обучения обоснованы в 70-х годах прошлого века­ аме­риканскими педагогами Р. Славиным (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсоном и Д. Джонсоном (университет Миннесота) и Группой ученых универси­тета Дж. Аронсона (Калифорния).

 

Важно сразу отметить, что кооперативное обучение имеет мало общего с уже становящейся привычной групповой работой (группы учащихся по 4-6 человек получают задания, выполняют их, а затем отчитываются у доски за выполненную работу). В тра­диционной организации взаимодействия учащихся в группах усматриваются, как минимум, два типичных недостатка: 1) часто находятся ученики, которые отсиживаются и не проявляют желаемой активности, поскольку наиболее подготовленные школьники но­ровят все сделать сами; 2) отчеты групп и их предста­вителей, несмотря на призывы учителя, почти никто не слушает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2017.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИГРАФИИ ИМ. В.З. ХОРУЖЕЙ»

Использование в педагогической работе кооперативного обучения, как формы интерактивного обучения на примере урока по

всемирной истории. 

Методическое объединение преподавателей общеобразовательного компонента уровня ССО

Подготовил преподаватель

истории и обществоведения

Плис Юлий Викторович  

                                                

 

Минск 2017

Содержание:

  1. Введение. Технология кооперативного обучения. Сущность кооперативного обучения.
  2. Элементы технологии кооперативного обучения.
  3. Варианты кооперативного обучения.
  4. Краткая характеристика ролей в кооперативных группах.
  5. Рекомендации по подготовке и осуществлению кооперативного обучения.
  6. Подготовка, проведение и рефлексия открытого занятия в 9 классе по предмету «Всемирная история» в преддверии Дня Победы по теме: «Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза».  
  7. Цели и задачи проектирования. Предмет проектирования.
  8. Содержание проекта открытого занятия.
  9. Педагогическая технология «Алфавит».
  10. Литература.

ВВЕДЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность кооперативного обучения

Кооперативное обучение (cooperative learпiпg) имеет длительную историю. Элементы Сотрудничества учащихся в учебном Процессе обнаруживаются в иезуитских учебных заведениях на территории Беларуси еще в ХУН в. Выглядело это следующим образом: классу предлагались относительно сложные упражнения. После их про верки учитель определял двух наиболее Успешных учеников - декурионов, которые становились Помощниками педагога: опрашивали учащихся своей половины класса, разъясняли Сложный материал. В школах ордена иезуитов применялись также так называемые концентрации: на разных этапах урока ученики опрашивали друг друга по только что Изученному материалу.

Похожая организация работы школьников Присуща Белл-Ланкастерской Системе взаимного обучения. Эта Система применялась в начальной школе Индии и Англии в XIX в.: старшие и хорошо успевающие ученики исполняли роли помощников учителя. Они под руководством педагога вели занятия с остальными учащимися.

Общие подходы к организации кооперативного обучения обоснованы в 70-х годах прошлого века американскими педагогами Р. Славиным (университет Джона Хопкинса), Р. Джонсоном и Д. Джонсоном (университет Миннесота) и Группой ученых университета Дж. Аронсона (Калифорния).

Важно сразу отметить, что кооперативное обучение имеет мало общего с уже становящейся привычной групповой работой (группы учащихся по 4-6 человек получают задания, выполняют их, а затем отчитываются у доски за выполненную работу). В традиционной организации взаимодействия учащихся в группах усматриваются, как минимум, два типичных недостатка: 1) часто находятся ученики, которые отсиживаются и не проявляют желаемой активности, поскольку наиболее подготовленные школьники норовят все сделать сами; 2) отчеты групп и их представителей, несмотря на призывы учителя, почти никто не слушает.

ПРИНЦИПЫ (элементы) технологии кооперативного обучения

Первый элемент -- положительная взаимозависимость обучаемых -- предполагает такую организацию образовательного процесса, когда учащиеся действуют в соответствии с пониманием, что общий успех группы возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого члена группы. Положительная взаимная зависимость обеспечивается различными средствами:

  • четким определением учебного задания для всей группы;

сообщением, что участники могут достичь цели только и только в том случае, если все члены группы ее достигнут; положительную взаимозависимость по цели можно организовать, проинформировав группу об ответственности за то, чтобы все члены группы показали результат выше предписанного при индивидуальном тестировании (например, решили более трех задач за отведенное время); разъяснением, что все члены группы должны улучшить свои личные результаты по сравнению с предыдущими, ИЛИ, что общий результат группы (например, сумма индивидуальных баллов) должен быть выше определенной величины), или, что группа должна предъявить один успешно выполненный общий продукт

  •         (проект, набор ответов и т.д.);
  • наличием общей награды за общий успех;
  • распределением ролей в группе (каждый член группы имеет роль, необходимую для выполнения общего задания (читающий, записывающий, поощряющий, проверяющий и др.»;
  • представлением особы, учебных ресурсов (один карандаш на всю группу, определенная часть информации для каждого члена группы и т.д.);
  • идентификацией (названием группы, лозунгом, слоганом, логотипом и др.);
  • своей позицией по отношению к другим группам и Т.П.

Второй элемент ~ развивающее взаимодействие учащихся «лицом К лицу» -- способствует обучению друг друга, взаимопомощи, обмену идеями, побуждению к учению. Школьники при такой рассадке имеют хорошие возможности объяснять учебный материал друг другу, обсуждать различные точки зрения, обучать друг друга тому, что они знают. Учитель организует группы так, чтобы они сидели лицом к лицу, вербально общались, выполняя каждый аспект задания.

Третий элемент -- индивидуальная отчетность (личная ответственность). Деятельность каждого учащегося оценивается, и результаты сообщаются группе и ученику. Индивидуальная отчетность организуется двояким образом: 1) с помощью тестов, которые всеми учащимися выполняются индивидуально; 2) случайным выбором любого из членов группы для представления классу общего результата деятельности группы. Используются весьма разнообразные способы случайного определения тех учащихся, которым предстоит отвечать; например, отвечают те, у кого раньше других будет день рождения, или те, у кого самая светлая одежда, или те, в чьем полном имени больше всего букв и Т.п. Выбор наугад уравнивает шансы всех учеников класса быть опрошенным на данном уроке, что является еще одним стимулом для активной работы, взаимного обучения в группе. Более того, все школьники испытывают чувство ответственности за успех своей группы.

Четвертый элемент - социальные навыки (навыки работы в команде). Группы не могут работать эффективно, если учащиеся не владеют навыками совместной работы и не применяют их. Учитель обучает этим навыкам так же целенаправленно и систематически, как и учебным навыкам. Навыки совместной работы включают: навыки лидерства, принятия решений, достижения доверия, общения, разрешения конфликтов. Тренировка в применении этих навыков учителем специально планируется.

Пятый элемент - рефлексия или обсуждение работы группы. В процессе рефлексии происходит осознание самой деятельности группы и всех ее участников. Группы получают время для обсуждения того, как хорошо они работают по достижению цели и как хорошо они поддерживают рабочие отношения в группе. Учитель организует эти обсуждения, давая, например, такие задания: а) назовите хотя бы три действия членов группы, которые помогли группе добиться успеха; б) назовите одно действие, которое МОЖНО добавить к вашей совместной деятельности, чтобы завтра сделать работу группы еще более успешной. Учитель наблюдает за работой групп и информирует их и класс в целом о том, как хорошо класс работает вместе.

Будущее у современных учащихся и студентов отличается от будущего студентов предыдущих поколений. Они будут работать на своих работодателей, которые предполагают, что выпускники учебных заведений умеют учиться, хорошо владеть речью, чтением, письмом, что они умеют думать и творчески решать задачи, владеют лидерскими качествами, что они уверенно и мотивированно относятся к заданиям и умеют ставить цели. Приобретение этих навыков требует от учащегося «действовать самому, чтобы понимать». Для развития этих навыков учащимся необходимо создавать. Условия для проговаривания материала с друзьями, для квалифицированного слушания и организации доверия в учебных отношениях. Учащиеся, которые раб работают в кооперативных группах, выигрывают во многом у своих сверстников. Р. Славиным установлено, что 61 из 67 тщательно проведенных исследований выявлено значительное превосходство результативности работы в кооперативных группах в сравнении с контрольными, в которых обучение осуществлялось традиционно. Секрет успеха при этом объяснялся сочетанием групповых целей и индивидуальной ответственности.

Развитие такого важнейшего качества личности как ощущение гордости за себя также успешно происходит при использовании кооперативного метода. В большей степени, чем обычно, у ребят проявляется альтруизм и способность принять точку зрения других людей.

Исследования результативности занятий показывает, что методы кооперативного обучения дают результаты, которые превосходят успехи при обучении на основе соревновательности. Это можно объяснить следующим образом: кооперативное обучение мотивирует обучающихся к проявлению активности и включению их в образовательный процесс, поскольку учащиеся, во-первых,. мотивируются для больших усилий, если им известно, что их образовательный продукт будет детально анализироваться одноклассниками; во-вторых, школьники более глубоко изучают материал, если стоит задача оказания помощи своим партнерам.

Варианты кооперативного обучения

Три варианта данной технологии описаны в книге Е.С. Полат. Остановимся на отдельных характеристиках этих вариантов.

Sfudent Теат Learning (STL). Этот вариант метода 9бучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. STL уделяет особое внимание групповым целям (teaт go/s) и успеху всей группы (teaт success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении стоящей перед группой задачи. STL сводится к трем основным принципам:

1. «Награду» (teaт rewards) группа получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как они могут иметь разную «планку» И разное время на её достижение.

2. Индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга И всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, которое может быть предложено учителем любому ученику отдельно, вне группы.

3. Равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, происходит не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, достигнутыми ранее результатами. Это. дает равные возможности продвинутым, средним И отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует их желание поднимать выше свою персональную «планку». Как показывают экспериментальные исследования, поощрение всей команды в сочетании с персональной ответственностью каждого члена группы - существенные составляющие· успешного формирования необходимых умений и навыков каждым учеником группы. Недостаточно дать ученикам указание работать вместе. Необходимо, чтобы у них действительно была заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха, по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы имеется несколько разновидностей данного варианта кооперативного обучения, например:

1. После объяснения учителем нового материала организуется его закрепление в группах, когда дети стараются разобраться, понять все детали, для чего они выполняют определенное задание: либо по частям (каждый делает свою часть), либо по вертушке (каждую следующую часть задания выполняет следующий ученик). При этом выполнение работы объясняется вслух. После выполнения заданий всеми группами в классе организуется их обсуждение, выяснение тех моментов, которые вызвали затруднения. Затем учащиеся индивидуально, вне группы выполняют тест, отметки за который суммируются в группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, Т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые баллы.         

2. Как и в предыдущем случае, учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для его лучшего понимания, но вместо индивидуального тестирования проводит каждую неделю турниры между командами. За каждым турнирным столом встречаются равные по силам ученики из разных групп.

Jigsam (пила или - в других источниках - мозаика).

Вариант разработан Элиотом Аронсоном. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы изучает свою порцию материала. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречай экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов-это внимательно слушать партнёров по команде, ставить уточняющие вопросы, делать записи в тетради, никаких дополнительных условий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на итоговом балле. Отчитывается по всему материалу каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данному материалу.

Разновидностью является работа, когда каждый ученик команды читает весь материал, но при этом каждый член группы особенно тщательно разрабатывает одну его часть, становится по ней экспертом, продумывает, как он изложит ее своим партнерам по команде. Здесь также проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Learning Together (учимся вместе). Данный вариант кооперативного обучения разработали Дэвид и Роджер Джонсоны из университета штата Миннесота. Класс разбивается на разнородные (по' уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всей группы в целом достигается усвоение всего материала.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика группы. По мнению разработчиков данной методики, учитель должен уделять большое внимание комплектованию групп (с учетом индивидуальных, психологических особенностей каждого ученика) и разработке задач каждой конкретной группы.

Внутри групп учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание). Роли заключаются в отслеживании правильности выполнения заданий партнерами, мониторинге активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы' двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а 'с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо.

Учитель контролирует не только успешность выполнения учебного задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Краткая характеристика ролей в кооперативных группах

1. Докладчик: представляет свой текст; излагает его убедительно, грамотно, в логической последовательности; использует, если необходимо схемы, другие иллюстрации; отвечает на вопросы, аргументировано возражает оппонентам.

2. Понимающий: ставит докладчику вопросы: а) на уточнение (<<Уточните, пожалуйста, .. »); б) на понимание «<Правильно ли Я Вас понял?; далее понимающим интерпретируется смысл сказанного докладчиком); в) на развитие «<Можно ли Вашу мысль, идею, позицию представить, развить, дополнить следующим образом?»).

З. Лидер: организует работу, предпринимает усилия, чтобы все были активны, заботится, чтобы все усвоили материал, поощряет инициативу, организует подготовку общего доклада группы, организует рефлексию.

4. Наблюдающий: ведет наблюдение и, возможно, записывает, как идет работа в группе, какова культура общения внутри группы, фиксирует удачные моменты и проблемы оценивает, в какой степени избранный вариант работы приблизил участников группы к цели.

  1. Редактор: следит за правильностью выполнения задания, оформляет результаты общей    работы.
  2. Стимулятор: подбадривает партнёров, отмечает удачные идеи и решения.

7. Хранитель времени: следит за временем выполнения заданий.

Рекомендации по подготовке и осуществлению кооперативного обучения

Учитель при подготовке урока:

  • Определяет учебные цели и цели по выработке навыков совместной работы. На первых порах лучше не планировать сложную работу.
  • Принимает решение о величине группы. Учащиеся  часто не владеют навыками совместной работы, поэтому начинать лучше с групп из двух или трех человек, а потом состав групп доводится до четырех человек.
  • Распределяет учащихся по группам. Самыми сильными являются разнородные группы, поэтому объединяйте в группы учащихся разных способностей, полов, уровня воспитанности, степени мотивированности. Распределяйте' учащихся по группам по случайным признакам (по номерам в списке, по росту, по длине фамилии и т.п.).
  • Организует расстановку учебной мебели в классе.

Чем ближе учащиеся друг к другу, тем лучше они могут общаться. Члены группы должны сидеть лицом к лицу.

  • Планирует материал. Организация учебного материала побуждает учащихся «выплывать или тонуть вместе», если группы получают только один экземпляр учебного материала или если каждый член группы получает определенную часть учебного материала для изучения и обучает других членов группы.
  • Распределяет роли. Школьники лучше работают вместе, если у каждого из них есть работа, которая является вкладом в общее дело. Вы даете учащимся такие учебные роли, как «читающий», «записывающий», «проверяющий», «докладчик», «ответственный за ресурсы», или роли в связи с- навыками совместной работы, например, «вовлекающий в работу», «поощряющий» и др.

Учитель во время урока:

  • Объясняет учебную задачу. Подготовьте учащихся, объяснив им тот материал, который им необходимо знать. Затем у6едитесь в том, что ученики понимают, что они должны делать в гpyппax. Сюда может входить объяснение целей урока, понятии, хода работы, показ примеров, постановка вопросов учителем.
  • Организует положительную взаимозависимость.

Учащиеся должны чувствовать, что они нужны друг другу, чтобы выполнить задание группы, что они «выплывут или утонут вместе». Это достигается путем задания общих целей (учащиеся должны изучить материал и убедиться, что каждый член группы усвоил этот материал); общего вознаграждения (если на контрольной работе все члены группы получат результат выше определенного, то каждый член группы получит премиальный балл); путем распределения порций учебного материала среди членов группы или предоставления на группу одного экземпляра учебного материала; распределением учебных ролей.

  • Организует индивидуальную отчетность. Каждый ученик должен чувствовать ответственность за усвоение материала и оказание помощи группе. Способами достижения этого могут быть устный опрос выбранных случайным образом членов группы, выполнение индивидуальных тестов, выполнение индивидуальных письменных работ (одна из выполненных работ выбирается для проверки по случайным признакам).
  • Организует межгрупповое сотрудничество, побуждая группы сверять результаты работы, исправлять ошибки, делиться идеями, Помогать одна другой. Объясняет' критерии успешной работы. Оценка работы учащихся должна делаться скорее не на основе внешних норм, а на основе совместно выработанных критериев.
  • Определяет ожидаемое поведение. Чем более точно вы определите ожидаемое поведение, тем больше вероятность, что учащиеся так будут поступать. Разъясните, что вы ожидаете, что каждый учащийся будет вносить свой вклад, помогать, внимательно слушать, побуждать других к участию, обращаться за помощью или разъяснением. Младшим ученикам, возможно, надо сказать, чтобы они все время были в г группе, 8ыполняли задание поочередно) делились идеями, задавали вопросы другим членам группы, говорили тихо.
  • Обучает навыкам совместной работы. После того, как учащиеся привыкнут работать в группе, выберите один навык совместной работы, который необходимо выработать; разъясните необходимость владения этим навыком, попросите учащихся предложить слова (фразы), которые они могут сказать, применяя этот навык, поместите эти фразы на видном месте в классе, наблюдайте за учащимися и побуждайте использовать данный навык, пока они не станут это делать автоматически. Затем приступайте к выработке следующего навыка. Обратите внимание на такие навыки, как высказывание похвалы, побуждение к участию в работе, проверка понимания, просьба о помощи, развитие ответа, резюмирование.
  • Организует взаимодействие «лицом к лицу». Положительные педагогические результаты кооперативных групп обусловлены взаимодействием учащихся и их вербальным общением. Убедитесь, что имеет место резюмирование, объяснение и просьбы о нем, дальнейшее развитие мысли.
  • Наблюдает за поведением учащихся. Это интересная часть работы. В то время, как учащиеся работают, вы ходите вокруг и смотрите, понимают ли они задания и материал, даете текущие комментарии, осуществляете обратную связь и подкрепление, хвалите группу за хорошее использование навыков совместной работы.
  • Включается в работу группы, чтобы научить навыкам совместнои работы. Если учащиеся испытывают трудности при взаимодействии, то вы можете предложить более эффективные действия или образ поведения. Вы можете попросить учащихся подумать над тем, как эффективнее работать вместе. Если учащиеся вырабатывают какой-либо навык, зафиксируйте в· листе наблюдения, как часто они его использовали, и поделитесь своими наблюдениями с группой.

Учитель при организации хода проделанной работы и оценке результатов:

  • Организует самооценку знаний, умений и навыков учащихся. Оцените, как каждый учащийся выполнил работу, и прокомментируйте.
  • Организует обсуждение работы групп. Для совершенствования навыков совместной работы учащимся нужно дать время и алгоритм анализа использования этих навыков. Обсуждение может проводиться индивидуально, в малых группах или со всем классом. Для начала попросите группы назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе групповой работы, и предложить одно действие, которое улучшит их работу завтра. Потом подведите итоги по классу в целом.
  • Организует заключительный этап урока. Чтобы подкрепить знания, умения и навыки учащихся, вы можете организовать взаимопроверку работ путем ознакомления с работами других групп, или выделить главные  моменты материала, повторить самые важные факты и т. п.

 Подготовка, проведение и рефлексия открытого занятия по предмету «Всемирная история» по теме: «Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза».  

Актульность проекта.

В данной работе предлагается проект открытого урока по Всемирной истории. Учитывая тот факт, что изучение этого предмета на завершающем этапе предусматривает ознакомление учащихся с учебным историческим материалом на проблемно-теоретическом уровне, урок по данной теме должен выполнять задачи повторения, обобщения и систематизации. Этот урок является актуальным по нескольким причинам:

Во-первых: рассмотрим аспект актуальности смысла рассматриваемой темы. Вопрос о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах является одной из драматических страниц в истории Земли и Беларуси. Борьба велась между различными политическими режимами и идеологиями. В борьбу оказались замешанными жители большинства стран мира. Кроме того, Великая Отечественная война вновь разделила население бывшего СССР на «красных» и «белых». Граждане целого ряда европейских стран сражались в рядах вражеских армий. Кроме этого в текущем году жители нашей страны будут отмечать 65-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а в будущем году—65-летие Великой Победы. Война оказала влияние на дальнейшее развитие мировой цивилизации и это влияние ощущается и в начале ХХІ века.

Во-вторых: именно такое содержание позволяет естественно, без дидактических натяжек реализовать весь комплекс педагогических целей и соответственно продемонстрировать ход и результаты этой реализации. Мы в рамках заявленной темы и выбранного типа занятия увидим, как органично связаны между собой цели обучения и воспитания, как тесно соотносятся в деятельности ученика учебные навыки и усвоенные им общечеловеческие ценности. Содержание данного занятия, его место в теме, в курсе изучения истории, в системе всего среднего образования в целом дают прекрасные возможности для достижения целей развития собственно учебного процесса: диагностических, познавательных, поисковых. Данное занятие интересно и тем, что в нём имеется значительное количество межпредметных связей.

В-третьих: данное занятие позволяет кроме основной учебной мотивации, характерной для среднего школьного возраста—практической необходимости получения аттестата о неполном среднем образовании, построить ещё одну систему учебной мотивации.

В-четвёртых: проект данного занятия дидактически актуален. Мы можем увидеть динамику формирования сложных надпредметных навыков: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнения и обобщения.

Проблемное поле проекта.

Оно охватывает несколько проблем:

        1) Смысловые и проблемные противоречия. Необходимо разрешить противоречия между общими знаниями государственного стандарта о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах в бывшем СССР в отечественной и всемирной истории и выработкой личного отношения к рассматриваемым событиям. Госстандарт должен быть усвоен всеми учениками и соответственно предъявлен для контроля, а собственные выводы, которые сделаны на основе этих событий при самостоятельной деятельности, делают эти их знания личными и неповторимыми.

        2) Дидактическо-технологическая проблема занятия – необходимость разрешить противоречия между фронтальными средствами обучения, которые используются при общей  работе с классом  и позволяют достичь цели – результатов занятия в отведённое для этого время; и индивидуально групповыми средствами обучения и воспитания, которые позволят учащемуся достичь результата, достижение которого не может быть  точно спланировано, а только спрогнозировано.

        3) Поисково-проблемное противоречие. Необходимо устранить противоречие между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное преподавание, и вариативными обучающими технологиями, без которых невозможна реализация личностно-ориентированного подхода с его событийными и оценочными результатами.

Цели и задачи проектирования. Предмет проектирования:  

Динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных результатов обучения, воспитания и развития ученика.

Цели педагогические: обучения, воспитания, психологического воспитания ученика.

Это, во-первых, усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний о событиях, биографиях участников, о событиях Второй Мировой и Великой Отечественной войн в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.

Во-вторых, формирование непредметных умений обобщать путём сравнения и практики в применении и углублении постановки и решении проблемы.

В результате занятия умения учеников должны составить обязательное  для всех специальное предметно-историческое умение определять историческое значение законченной цепи событий путём сравнения.

В-третьих, необходимо развить следующие психологические характеристики личности учащегося:

  • интерес к прошлому как к кладовой хорошего и плохого;
  • способность к обобщению, сопоставлению прошлого и современности, их опыта, отображённого в исторических  событиях, личного жизненного опыта, в оценке событий прошлого с точки зрения эмоциональных, эстетических, научных и других точек зрения.
  • способность к абстракции, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формированию проблем.
  • психических свойств, таких как память, комуникативность, эмпатия.

В-четвёртых, это характеристика целей воспитания. Главное здесь—сознательный выбор каждым учащимся своей позиции. Эта позиция возникает благодаря признанию положительных и отрицательных сторон белого и красного движений, а так же их критики.

Цели личного профессионального развития учителя:

  • совершенствование новых для себя профессиональных форм, средств, приёмов и техники планирования и проведения занятий по истории; выработка умений самостоятельного выбора учащимися мнений, понимание рассматриваемых событий и т. д. Реальная возможность каждого ученика быть соавтором событий урока.

Проектная гепотиза:

Достижение определённых целей с помощью ряда технологических и методических средств: диалогового обучения, аргументации точки зрения, самоанализа и самооценки. Рефлексионная деятельность, эмоциональная насыщенность занятия.

Содержание проекта открытого занятия.

Занятие начинается с 5-миинутного введения, во время которого происходит личное взаимодействие преподавателя и учащихся, их взаимная мотивация на совместную работу. Дополнительной мотивации можно достичь путём активной беседы с учащимися, в которой необходимо вспомнить работу при изучении темы «Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза», о личных успехах учащихся при изучении предыдущих тем.

Дополнительная  мотивация будет укреплена, если рассказчик в виде эпиграфа прочитает отрывки из стихотворения В. Высоцкого «Братские могилы»

Братские могилы   

В. Высоцкий

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче—гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

Такое начало  будет содействовать эмоциональному проникновению учеников в основную проблему занятия. И, безусловно, во введении необходимо организовать принятие целей урока учениками—воспитательных, учебных, развивающих.  

Дальнейший ход урока может быть представлен только с определенной вероятностью.

Учитель организовывает работу в соответствии с особенностями обучаемости и обученности учеников. Общая численность групп—3 по 7-8 человек. Каждой из трёх групп на каждом этапе предлагается один из трёх текстов для преобразования:

1) СССР сражался под лозунгами: «Ни шагу назад!», «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!», «За Родину! За Сталина!».

2) Страны Оси сражались под лозунгами: «Германия превыше всего!», «С нами Бог!», «Да здравствует Япония!», «За наше Море!» (ит.).  

3) Страны-союзники сражались под лозунгами: «С нами Бог!», «За нашу и вашу свободу!», «Да здравствует Франция!», «Топи их всех!».

Группы получают первое задание. В блицдиалоге из нескольких общих высказываний о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах выбирают себе эпиграф, который пишут на настольном штандарте.

На это задание ученикам отводится 3-4 минуты. В течение одной минуты они комментируют свои выводы.

Группы сделали первый шаг по выработке личного мнения. Второе задание требует от учащихся соединить выбранный ими эпиграф, высказывания участников и классиков литературы с описанием событий войны, биографий её участников так, чтобы получить в результате оценочное мнение.  Комментарий составляется в виде таблицы. Ученики наклеивают на заготовку таблицы разрезанные отпечатанные фрагменты. Из этой работы и состоит системная актуализация. Через 5 минут группы опубликовывают результаты своей работы и комментируют их. Таким образом, все участники актуализируют свои умения составлять таблицы по заданной форме из приготовленных элементов, повторяют в активной форме фактологию темы. Ведут активный диалог. После чего следует представление полученных выводов и их комментарий. С точки зрения объёма  смысла знаний каждая группа получила новые, неизвестные авторские мнения. Это обязательно произойдёт в результате диалога при конструировании текстов о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах под углом зрения трёх общеэтических высказываний и трёх рассуждений о них. Задача преподавателя на данном этапе зафиксировать эти неизвестные авторские размышления. Необходимо подчеркнуть личную роль некоторых учеников в возникновении новых знаний. Такое взаимодействие ученика и учителя является применением технологии вероятностного обучения.

Через 20 минут после начала занятия начинается новый этап восприятия и переработки материала. Группы получают в качестве проблемной задачи 4 причины Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Ученики должны выбрать главную с их точки зрения причину, которая не позволила избежать военного конфликта. Таким образом, учащиеся совершенствуют свои умения обсуждать тему в зависимости от точки зрения. Ученики овладевают умениями слушать других, учатся соотносить исторические факты.

Итоговое обобщение группы делают при выполнении 4 задания. Ученики получают лист с таблицей, в первой части которой  перечислено значение достижений стран союзников и стран Оси в ходе Второй Мировой войны, вторая часть—пустая. Они должны заполнить вторую часть таблицы, представив в ней собственный вариант последовательности вариантов результатов Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Первыми должны идти те варианты, которые в первую очередь касаются Беларуси.

В результате выполнения этого задания формируется умение свободного выбора, учащиеся учатся соотносить приоритеты конкретных фактов и личные и общественные ценности.

Рефлексия: Ученики в устной форме отвечают  на вопросы:

1. Продолжить предложение:

  1. три важнейших имени …
  2. три важнейших события…
  3. три важнейших действия…
  4. три важнейших чувства…
  5. три важнейших качества…

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе на тему «Вторая Мировая и Великая Отечественная войны».

При написании работы необходимо рассмотреть вопрос «каких ошибок могли бы избежать воюющие стороны и почему?».

На последнем этапе урока делается обобщение, анализируется работа учеников, достижение поставленных в начале урока целей, выставляются отметки.

Место и роль характеристики обученности и обучаемости, индивидуально-типологических особенностей познавательной сферы учеников при проектировании урока.

Для получения оптимальных результатов на занятии учитель должен при выборе методических приёмов и средств обучения учитывать зависимость между признаками обученности и обучаемости, особенности психологической характеристики учеников при усвоении учебного материала и развитии  учебных умений и навыков.

Очень важно для оптимизации учебного процесса учителю знать доминирующий тип темперамента учеников. Для холериков, сангвиников, флегматиков возможно и необходимо использование психоинтенсивных обучающих технологий. Для меланхоликов такие технологии неприемлемы.

Показатели обученности  и обучаемости отыгрывают значительную роль при определении рамок методических и технологических манёвров учителя в данном классе. Также, в зависимости от этих показателей, строится форма оценки деятельности учащихся.

Т. о., учёт особенностей учащихся позволяет учителю оптимально проектировать свою педагогическую деятельность.

Дополнение 1

Инструкция по технологии заполнения таблицы.

  1. Прочитать предложенный текст.
  2. Выделить главные факты, о которых говориться в тексте.
  3. Прочитать эпиграф, который находиться в таблице и текст высказывания.
  4. Выясните, подтверждают или опровергают эти факты тексты.
  5. Сделайте выводы и запишите их.

Дополнение 2

Общие высказывания о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах

  1. Победа или смерть!
  2. Жить—значит бороться.
  3. На войне ошибаются только раз.
  4. Перековать серпы на мечи.
  5. За Родину!
  6. За Родину! За Сталина!
  7. Германия превыше всего!
  8. Пролетарии всех стран—соединяйтесь!

Дополнение 3

Текст №1

Союзники Германии не были едины в политико-идеологическом смысле: Германия—нацистская диктатура во главе с А. Гитлером; Италия—королевство с фашистской диктатурой; Япония—монархо-милитаристское государство; Финляндия—демократия; Румыния, Венгрия и Болгария—монархии; Словакия и Хорватия—клерикальные диктатуры.

Текст №2

Союзники по антигитлеровской коалиции не были едины в политико-идеологическом смысле: СССР—коммунистическая диктатура; Великобритания—конституционная монархия; США, Франция, Китай—демократия; палитра малых стран колебалась от монархий до диктатур.

Текст №3

«Слушайте, парижане! Первых трёх дивизий, которые вторглись в Париж в июне 1940 г. ...этих дивизий—100-й легкопехотной, 113-й и 295-й пехотных—не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом; русские отомстили за Париж. Русские отомстили за Францию!»

Текст №4

С американскими танками приходило вооружение для экипажа—так советские танкисты получили пистолеты «Кольт» и пистолеты-пулемёты «Томпсон». Нередко советские танкисты, получая английскую или американскую технику находили внутри подарки—сигареты, шоколад, перчатки и свитера. А с ними записки—«Привет от рабочих Америки», «Желаем вам победы». Английские рабочие, узнав, что танки пойдут в СССР, удлинили свой рабочий день. Они понимали, кто несёт основную тяжесть борьбы с общим врагом.

Текст №5 (биографические данные)

Жуков Георгий Константинович (1696-1974). Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой Мировой войны. заместитель командующего Белорусского военного округа. Полководческий талант Жукова Г. К. проявился во время боёв на р. Халхин-Гол (Монголия) и в годы Великой Отечественной войны.

Текст №6

Для победы над Японией и ускорения завершения Второй Мировой войны советское командование разработало и провело Маньчжурскую наступательную операцию. Это, а так же атомные бомбардировки авиацией США японских городов привели к капитуляции Японии. Вторая Мировая война завершилась.

Дополнение 4

  1. Упорное сопротивление Красной Армии в оборонительных боях лета 1941 г. и лета-осени 1942 г. сорвало планы немецко-фашистского руководства о мировом господстве.
  2. Расовая политика гитлеровской Германии и политика превосходства японцев (и их техническая отсталость) не позволила одержать немецким фашистам и японским милитаристам победу во Второй Мировой войне.
  3. Победа СССР в Великой Отечественной и Второй Мировой войнах содействовали новому подъёму мирового рабочего движения.
  4. Разногласия между союзниками по антигитлеровской коалиции привели в конце войны к резкому ухудшению отношений и возникновению «холодной войны».

Педагогическая технология «Алфавит».

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза.

Цели урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме.

Задачи урока:

  1. Проверить уровень усвоения исторических понятий и терминов по теме, процессов и событий, происходивших в мире и Беларуси в 1939-1945 гг. Сформировать целостностное представление войны в сознании учащихся.
  2. Развить умения учащихся пополнять исторические знания, работать в коллективе, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Содействовать активизации умственной деятельности учащихся и самостоятельному принятию решения.
  3. Помочь учащимся осмыслить события.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: работа в группах

Обеспечение урока: 

  1. Кошелев В. С. Всемирная история. 10 кл.
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Раздаточный материал.
  4. Иллюстрированный исторический атлас мира.
  5. Политическая карта мира.
  6. Великая Отечественная война.
  7. Атлас операций Второй Мировой войны.

Ход урока

В начале урока учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с порядком и условиями проведения урока, называет понятия, которые будут использоваться при исполнении задания.

На доскке вывешивается технологическая карта (ТК) по теме “Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза”.

На первом этапе урока класс делиться на три подгруппы, каждая из которых будет самостоятельно заполнять карту. Затем каждый ученик подходит к доске и вписывает в ТК несколько понятий, которые соответствуют изучаемой теме.

ТК считается заполненной, если на каждую букву алфавита записано как  минимум одно понятие.

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза.

  1. Положение стран мира накануне Второй Мировой войны.
  2. Попытки создания европейской системы коллективной безопасности.
  3. Сущность расовых идей немецких фашистов.
  4. Сущность идей «белых».
  5. Сущность политики европейских стран и США по отношению к странам-агрессорам.
  6. Боевые действия в Азии и Океании.
  7. Боевые действия Красной Армии против войск Германии и её союзников.
  8. Боевые действия войск западных союзников против войск Германии и её союзников.

На втором этапе учащиеся каждой группы после коллективного обсуждения выбирают три понятия, которые наиболее соответствуют рассматриваемой теме.

Возможно предложить учащимся составить короткие сочинения на 10-15 предложений.

Представители  каждой группы обосновывают перед классом свой подбор понятий. Ученики зачитывают сочинения.

На третьем этапе выставляются отметки. Учитель оценивает проведённую работу и, в качестве повторения и закрепления материала, предлагает ученикам ответить на некоторые вопросы.

1

Инструкция по технологии заполнения таблицы.

  1. Прочитать предложенный текст.
  2. Выделить главные факты, о которых говориться в тексте.
  3. Прочитать эпиграф, который находиться в таблице и текст высказывания.
  4. Выясните, подтверждают или опровергают эти факты тексты.
  5. Сделайте выводы и запишите их.

Общие высказывания о Второй Мировой войне

  1. Победа или смерть!
  2. Жить—значит бороться.
  3. На войне ошибаются только раз.
  4. Перековать серпы на мечи.
  5. За Родину!
  6. За Родину! За Сталина!
  7. Германия превыше всего!
  8. Пролетарии всех стран—соединяйтесь!

Текст №1

Союзники Германии не были едины в политико-идеологическом смысле: Германия—нацистская диктатура во главе с А. Гитлером; Италия—королевство с фашистской диктатурой; Япония—монархо-милитаристское государство; Финляндия—демократия; Румыния, Венгрия и Болгария—монархии; Словакия и Хорватия—клерикальные диктатуры.

Текст №2

Расовая политика гитлеровской Германии и политика превосходства японцев (и их техническая отсталость) не позволила одержать немецким фашистам и японским милитаристам победу во Второй Мировой войне.

Текст №3

Страны Оси сражались под лозунгами: «Германия превыше всего!», «С нами Бог!», «Да здравствует Япония!», «За наше Море!» (ит.).

2

Инструкция по технологии заполнения таблицы.

  1. Прочитать предложенный текст.
  2. Выделить главные факты, о которых говориться в тексте.
  3. Прочитать эпиграф, который находиться в таблице и текст высказывания.
  4. Выясните, подтверждают или опровергают эти факты тексты.
  5. Сделайте выводы и запишите их.

Общие высказывания о Второй Мировой войне

  1. Победа или смерть!
  2. Жить—значит бороться.
  3. На войне ошибаются только раз.
  4. Перековать серпы на мечи.
  5. За Родину!
  6. За Родину! За Сталина!
  7. Германия превыше всего!
  8. Пролетарии всех стран—соединяйтесь!

Текст №1

С американскими танками приходило вооружение для экипажа—так советские танкисты получили пистолеты «Кольт» и пистолеты-пулемёты «Томпсон». Нередко советские танкисты, получая английскую или американскую технику находили внутри подарки—сигареты, шоколад, перчатки и свитера. А с ними записки—«Привет от рабочих Америки», «Желаем вам победы». Английские рабочие, узнав, что танки пойдут в СССР, удлинили свой рабочий день. Они понимали, кто несёт основную тяжесть борьбы с общим врагом.

Текст №2

Жуков Георгий Константинович (1696-1974). Советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой Мировой войны. заместитель командующего Белорусского военного округа. Полководческий талант Жукова Г. К. проявился во время боёв на р. Халхин-Гол (Монголия) и в годы Великой Отечественной войны.

Текст №3

СССР сражался под лозунгами: «Ни шагу назад!», «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!», «За Родину! За Сталина!».

3

Инструкция по технологии заполнения таблицы.

  1. Прочитать предложенный текст.
  2. Выделить главные факты, о которых говориться в тексте.
  3. Прочитать эпиграф, который находиться в таблице и текст высказывания.
  4. Выясните, подтверждают или опровергают эти факты тексты.
  5. Сделайте выводы и запишите их.

Общие высказывания о Второй Мировой войне

  1. Победа или смерть!
  2. Жить—значит бороться.
  3. На войне ошибаются только раз.
  4. Перековать серпы на мечи.
  5. За Родину!
  6. За Родину! За Сталина!
  7. Германия превыше всего!
  8. Пролетарии всех стран—соединяйтесь!

Текст №1

«Слушайте, парижане! Первых трёх дивизий, которые вторглись в Париж в июне 1940 г. ...этих дивизий—100-й легкопехотной, 113-й и 295-й пехотных—не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом; русские отомстили за Париж. Русские отомстили за Францию!»

Текст №2

Союзники по антигитлеровской коалиции не были едины в политико-идеологическом смысле: СССР—коммунистическая диктатура; Великобритания—конституционная монархия; США, Франция, Китай—демократия; палитра малых стран колебалась от монархий до диктатур.

Текст №3

Страны-союзники сражались под лозунгами: «С нами Бог!», «За нашу и вашу свободу!», «Да здравствует Франция!», «Топи их всех!».

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза

(технологическая карта)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ш

Ч

Ц

Э

Ю

Я

Война—продолжение политики другими способами.

(Клаузевиц)

Война—личное дело королей.

(Фридрих ІІ Прусский)

Для англичан война—спорт, а для нас, русских—народное бедствие.

(Неизвестный русский пехотный офицер времён Первой Мировой войны)

Литература.

  1. О. В. Горбачёва. Методология истории. Мн.: ТетраСистемс, 1996.
  2. М. В. Короткова. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000.
  3. М. В. Короткова. Практикум по методике преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000.
  4. Кузьмина Н. В. История. Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. М. Т. Студёнкин. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос, 2007.
  6. Современные школьные технологии. Н. И. Запрудский—Мн.: Сэр-Вит, 2006.
  7. Современный урок. В 2-х частях. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина—Ростов-н\Д.: Учитель, 2005.
  8. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. 6-11 классы. М.: Вако, 2006.
  9. У. Древс, Х. Век. Организация урока. Оценки и отметки. М.: Просвещение, 1984.
  10. Прокопенко Н. И. Эффективный урок: какой он? Мозырь: Белый ветер, 2008.
  11. Организация научно-исследовательской деятельности в средней школе. Мозырь: Белый ветер, 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Методический семинар Использование технологии интерактивного обучения, ИКТ на уроках истории и обществознания

Инновационным направлением моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания. Также усердно работаю над использо...

Примеры использования обучающих структур метода кооперативного обучения на уроках обществоведческого цикла

Фрагменты конспектов уроков с использованием обучающих структур Сингапурской методики...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...