Представление педагогического опыта «Использование лексических игр на уроках английского языка – как одна из форм интерактивного обучения»
материал

Качанова Наталья Кузьминична

Описание педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_ped_opyta_kachanova_nk.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

 учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №25 имени Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова» г. о. Саранск

Качановой Натальи Кузьминичны

Введение

Тема опыта: «Использование лексических игр на уроках английского языка – как одна из форм интерактивного обучения»

Автор: Качанова Наталья Кузьминична

Дата рождения: 10.11.1989г.

Профессиональное образование: учитель английского языка, МГУ им. Н.П. Огарева,

Стаж педагогической работы (по специальности): 12 лет

Общий трудовой стаж: 12 лет

Актуальность и новизна педагогического опыта

Мы живем в XXI веке, а это время перемен и новых открытий. Изменяется мир, общество и сам человек, а в результате потребности людей. В связи с этим появляется необходимость модернизировать образование и внедрять новые методы и средства в практику обучения ИЯ.

Я считаю, что не достаточно  просто знать свой предмет, также необходимо непрерывно интеллектуально развиваться, использовать  новейшие стратегии и технологии.    

Изучение английского языка может восприниматься учащимися как  монотонное и неинтересное занятие, если этот процесс включает только один вид деятельности и никак не мотивирует заниматься английским языком. Учителю необходимо заинтересовать ребенка, чтобы он стремился понимать язык и говорить на нем.

Главной задачей обучения ИЯ в школе является развитие коммуникативной компетенции школьников. Поэтому необходимо создавать реальные ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы. 

Важным этапом обучения ИЯ является начальная школа, т.к. там закладываются базовые знания языка, умения его применять и, конечно, желания его изучать в дальнейшем. Ребенок еще продолжает игрaть, а игрa, как известно, создает хорошие  условия для овладения ИЯ. Игры способствуют развитию творческого потенциала детей и позволяют овладевать речевыми навыками в процессе естественной ситуации

Игра – это один из методов, который я использую на уроках английского языка. Учащиеся крайне эмоционально реагируют на данный вид деятельности, отлично  запоминают лексику, сформировывают  навыки коммуникативной  речи, учатся решать проблемы в группе, а главное – формируется мотивация к учению.  

       

Основная идея педагогического опыта

На уроках учащиеся приобретают знания и навыки, которые используют в практической жизни. На уроках также закладываются основы формирования каждого учащегося как личности. С развитием общества и с появлением большого количества информационных технологий на первый план в обучении выходят ИКТ технологии. Однако не следует занижать важность и значимость игровых технологий в повышении уровня мотивации, качества знаний обучающих и развития их коммуникационной компетенции.

 Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие. 
             Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
 

  • Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения. 
            Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
 
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков; 
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре;
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке; 
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения; 
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Необходимо продумать все необходимые детали подготовки игры, а также уверенно управлять ею.
           Игры на уроке иностранного языка должны учитывать целый ряд требований:
 

  • Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
  • Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
  • Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
  • Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
  • Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;

Идея моего опыта – развитие коммуникативных  возможностей учащихся станет более продуктивным благодаря использованию на уроках ИЯ игровых технологий.

Теоретическая база педагогического опыта

  1. Ф. Лейзингер. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Ролевая игра, по его мнению, воссоздает атмосферу общения. У учащихся появляется надобность выразить радость или огорчение, восхищение или негодование и они должны найти новые средства  выражений. 
  2. Е.И. Пассов. Урок иностранного языка в школе. Он считает, игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие»
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность (под ред. А.А. Миролюбова). Авторы рассматриваются общие вопросы методики обучения ИЯ, методы обучения видам иноязычной речевой деятельности и аспектам языка, особенности обучения иностранному языку на разных ступенях средней школы, современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам, особенности обучения второму иностранному языку. При изложении традиционных для методики вопросов авторы учли новые подходы к образованию и новые достижения методической науки.


Технология педагогического опыта

Практика показывает, что стабильные  знания на начальном этапе обучения станут фундаментом-основой для дальнейшего обучения, способствуют развитию самопознания, осмысливания своей индивидуальности.

Мой педагогический опыт показывает, что именно использование игровых  технологий на уроках ИЯ, создает  оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний. Я убедилась, что на  уроках с применением игр  ученики работают более активно. Даже учащиеся, которые занимаются неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
           Многие методисты подразделяют учебные игры на: 

  • языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики);
  • коммуникативные (ролевые игры на заданную тему).

             Некоторые выделяют два раздела таких игр: 

  • грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков;
  • творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

Среди принципов обучения иностранному языку особое место занимает принцип наглядности, который важен при игровом обучении.

На своих уроках я могу использовать следующие лексические игры.

  1. Игра “I Can’t See”

Цель: развитие внимания, развитие умения говорить (монолог. речь) На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка “убегает”. Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался: I can see… I can’t see ... 

  1. Снежный ком.

Цель: активизация лексики по нескольким темам, развитие памяти, внимания. Учитель называет темы, по которым учащиеся будут называть слова. Первый игрок называет слово, второй повторяет это слово и добавляет своё слово и т.д. Когда игроки не смогут повторить много слов, которые придумали, игра заканчивается.

           3.Угадай-ка! 

Дети сидят на своих местах. Первый играющий, выбранный считалкой, показывает учащимся один из портретов литературного героя и спрашивает: “What`s his/her name?” Угадывающие говорят: “Her/his name is …” Угадавший сменяет водящего. Игра продолжается.

4. А ты?

Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Игру начинает учитель. Он говорит: “I like to run, and you?” При этом он передает ученику, к которому обращается «волшебную палочку». Тот в свою очередь говорит свою фразу и передает палочку своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.

5.Запомни слово.

Дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. У каждого на столе набор рисунков или фотографий членов их семей. Учитель называет слово, например “a mother” , учащиеся показывают рисунок или фотографию мамы. В случае ошибки учащийся отдает рисунок. Побеждает тот, кто сохранит все рисунки или фото. 

Игру можно усложнить: после перечисления учителем всех слов, каждый учащийся рассказывает о своей семье: “I have got a mother, a father and a sister”.

6.Кто это?

Дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. Первый играющий выбирается считалкой. Он выходит на середину класса и с помощью мимики и жестов изображает кого – либо из членов семьи. Например: «ведет машину» – папа, «читает газету» - дедушка, «играет в классики» – сестренка и т.д. Остальные учащиеся угадывают, кого в данный момент изображают, используя структуру “Are you a mother?” Угадавший сменяет первого играющего. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.

7. Цирк.

Дети играют в парах. Партнеров выбирают по желанию или по жребию. Задача каждой пары – подготовить цирковое выступление дрессированного животного, вследствие чего дети поочередно исполняют роль дрессировщика и животного. На подготовку дается 2-3 минуты, после этого начинается «представление». Пары поочередно выходят на арену. Дрессировщик говорит: “I have an elephant. My elephant can run. My elephant can jump”. Учащийся в роли слона выполняет называемые действия. Затем учащиеся меняются местами и «представление» продолжается

8. Назови слово по теме.

Все дети одновременно садятся в круг. Каждому учащемуся учитель называет слово по любой из пройденных тем, а тот в свою очередь называет еще одно слово по этой теме. Например: Учитель: Five! Ученик: Seven! Каждый раз, называя слово, ученик берет себе фишку. 

Профессиональные результаты педагогической деятельности.

Используя приемы и методы лексических игр на уроках английского языка,  я заметила, что ученики стали с удовольствием и хорошим настроением работать на уроках. Они стали меньше бояться ошибок при высказывании своих мыслей, при ответах на вопросы, стали более раскрепощенными.

Увидеть учеников с другой стороны, рассмотреть их индивидуальность и черты характера помогают ролевые игры. Мне нравится наблюдать, как дети раскрываются с точки зрения различных ситуаций.

Иными словами, эти приемы помогают  как учителю, так и ученикам. Учитель узнает новое об учениках, помогает им раскрыться, повышает мотивацию и снижает риск возникновения языкового барьера, способствует расширению кругозора, развитию артистизма и др. Ученики, в свою очередь, с удовольствием посещают уроки ИЯ, с легкостью выполняют домашнее задание и упражнения в ходе урока, повышают уровень любопытства, развиваются творчески.

Ученики с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах по английскому языку и занимают призовые места:

Разадеева Ксения (8К класс) - Диплом I  степени  в Международной олимпиаде по английскому языку «Anglius» (номинация «Grammar test»)

Малышев Александр (10А класс) - Диплом II  степени  в Международном дистанционном конкурсе по английскому языку «Олимпис 2022. Осенняя сессия»

Верендякина Анна (5К класс) - Диплом I  степени  в Международной олимпиаде по английскому языку «Anglius» (номинация «Grammar test»)

Верендякина Анна (5К класс) - победитель  в Международной образовательной олимпиаде по английскому языку «ФГОС ООО»

Губинская Елизавета (2Б класс) - Диплом I  степени  в Открытой российской интернет-олимпиаде по английскому языку «Меташкола»

Ятчев Роман (2В класс) - Диплом I  степени  в Открытой российской интернет-олимпиаде по английскому языку «Меташкола»

Сальников Вадим (8А класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

 В целях обмена положительного опыта с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения  и педагогического совета. Я стараюсь повышать свой методический уровень. Эту возможность дают различные семинары и курсы повышения квалификации.

Проведение открытых уроков, открытых внеклассных мероприятий.

Образовательная организация:

19.02.20 - открытый урок по теме: «Master chef», 6А класс

25.09.20 - внеклассное мероприятие по теме «St. Patrick`s Day», 6К класс

20.20.21 - внеклассное мероприятие по теме «Do you know English?» , 2Б класс

17.04.22 - внеклассное мероприятие по теме «Easter», 2А класс

28.04.23 - открытый урок по теме «We`re having a great time», 3А класс

           Выступления на  педсоветах и методических объединениях.

           Образовательная организация:

октябрь 2019 г.  - выступление на ШМО по теме «Повышение эффективности процесса обучения через использование ИКТ на уроках английского языка»

август 2021 г. - выступление на ШМО по теме «Структура ООП НОО и ООП ООО по новым ФГОС»

октябрь 2022 г. - выступление на ШМО по теме «Кадетский компонент в кадетских классах на уроках английского языка»

январь 2023 г. - выступление на педагогическом совете по теме «Техники формирующего оценивания: инструменты развития и оценки ключевых компетенций»

Список литературы

1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4 – С.66-67

2.                 Коптелова, И.Е. Игры со словами / И.Е. Коптелова // Иностранные языки в школе. – 2003. – №1 – С.13

3. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. —  2010.— 464 с.

4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка/ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – 2010.

5.                 Пукина, Т.В. Игровые технологии на уроках английского языка / Т.В. Пукина. – Волгоград: «Учитель», 2009. – 95 с.

6.                 Шоева, Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников / Е.Ю. Шоева // Английский язык. – 2008. – №11 – С.19-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка

Использование игровых технологий на уроках английского языка...

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе

В данной статье представлены различные варианты лексических игр, которые могут быть полезны учителю при обучении чтению детей начальных классов....

Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...