Примеры использования обучающих структур метода кооперативного обучения на уроках обществоведческого цикла
учебно-методический материал по обществознанию (9, 11 класс)

Варлапова Ольга Васильевна

Фрагменты конспектов уроков с использованием обучающих структур Сингапурской методики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры использования обучающих структур метода кооперативного обучения на уроках обществоведческого цикла

1. Обществознание в 11 кл. Тема: «Экономика предприятия. Предпринимательская деятельность», на этапе проверки домашнего задания используется структура «Джот Тотс» (запишите мысли).

На столе у каждой команды (в команде 4 человека, количество команд произвольное) лежат листы (по 3-4 на каждого участника команды). Ребятам предлагается ответить на вопрос «Каковы основные признаки предпринимательской деятельности?». При ответе ученики могут использовать или слово любой части речи, или словосочетание, или предложение. Алгоритм действий команды перед глазами детей.

Образец алгоритма:

  1. Придумайте слово (словосочетание, предложение), связанное с предложенной  темой.
  2. Проговорите слово (словосочетание, предложение) громко для членов своей команды и запишите на одном из листочков бумаги.
  3. Положите листок с записанным словом (словосочетанием, предложением) в центр стола лицевой стороной вверх, повторяйте данный вид работы, пока не закончатся листочки. (На одном листочке - одна идея. Нельзя повторять слова (словосочетания) уже записанные).
  4. Не ориентируйтесь на партнера – свою работу можете выполнить сразу.
  5. Следите за временем! (На выполнение работы дается от 1,5 до 3 минут).
  6. Подведите итоги своей работы. Составьте развернутый ответ на вопрос по полученным результатам.

После окончания работы в группе учитель может вызвать любого представителя команды для озвучивания ответа.

Заслушиваются ответы всех команд.

2. Право в 11 кл. Тема: «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры», при подведении итогов можно использовать структуру «Тик – тэк – тоу» (крестики нолики).

Учитель предлагает командам  за определенное время (3-4 минуты) составить предложения с обязательным использованием в каждом предложении   трех понятий  из  схемы (таблицы),  расположенных в любом ряду: по вертикали, горизонтали или диагонали.

Образец схемы (таблицы)

Трудовое право

работник

работодатель

Трудовой договор

Права и обязанности работника

Права  и обязанности работодателя

Время труда и время отдыха

Оплата труда

Трудовые споры

По окончании работы учитель предлагает команде выбрать представителя для озвучивания ответа. Заслушиваются ответы всех команд.

3. Обществознание в 9 кл.  Тема «Конституция – основной закон РФ», использование структуры «Релли Коуч»  на этапе закрепления в процессе решения задач.

Учитель вместе с учащимися анализирует одну из практических ситуаций по образцу.

Образец:

-  Представьте себе, что вы являетесь адвокатом и специализируетесь на защите конституционных прав граждан. Рассмотрите ситуацию.

-  Определите, какие конституционные нормы нарушены.

-  Укажите и зачитайте текст соответствующей статьи Конституции РФ.

- Предположите, каким должно быть решение соответствующего правоохранительного органа по данному делу.

Далее  организуется работа в парах (с партнером по плечу). Каждый из партнеров (сначала А, а затем Б) рассматривает  свою ситуацию и анализирует ее.

Действия партнеров:

Партнер А

Партнер Б

Решать задачу и объяснять громко

Смотреть и слушать

Получить одобрение

Одобрить или научить

Записать ответ

Поблагодарить

Затем партнеры меняются ролями (с целью здоровьесбережения можно и местами).

Образцы практических ситуаций.

Партнер А

Партнер Б

Социальный педагог средней общеобразовательной школы обращается по поводу действий родителей учащегося 9 класса А., которые написали заявление администрации школы и забрали своего ребенка из школы на основании того, что в семье очень трудная жизненная ситуация. Мать учащегося тяжело больна, ей требуется особый уход. Кроме А в семье еще один ребенок 6-ти лет, который также нуждается в присмотре. Отец А. целыми днями находится на работе и вынужден подрабатывать в вечернее время, чтобы обеспечить семью материально. Других родственников, кроме А., которые могли бы ухаживать за больной, нет.

Оперуполномоченные Ж. и Ш. осуществляли задержание гражданина К.С. при попытке вытащить кошелек их сумки гражданки Д. В момент задержания К.С. выбросил кошелек на землю. Пока задержанного доставляли в отделение полиции Ж. подсунул кошелек в карман К.С. Когда Ш. указал на нарушение, Ж ответил: «К.С. – вор и должен сидеть в тюрьме, и людей не интересует, каким образом я его туда упрячу!»

Гражданин С. был приговорен к лишению гражданства РФ за действия, направленные за разжигание межнациональной вражды и призывы к свержению существующего государственного строя.

14 июля 2002 года был установлен транспортный налог на владельцев легковых автомобилей. Налоговая инспекция города Н-ска прислала жителям квитанции, в которых было указано, что налог начислен за период с января по декабрь 2002 года, и граждане обязаны его уплатить.

По окончании работы учитель заслушивает несколько ответов (или по жребию, или по желанию, или по своему выбору).