Развитие способностей работать в команде в ходе интерактивных форм обучения на уроках биологии
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Карягина Вера Владимировна
(с.Сергиевск ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр»
учитель биологии)
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает поддерживать хорошие результаты учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивая снижение нагрузки учащихся и повышения качества знания. Результатом успешности работы является то, что уровень обученности по биологии составляет 100%, 100%успеваемость при сдаче ЕГЭ и ГИА, результаты выше областных, среди результатов есть – 98 баллов, 89 баллов.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
- познавательную;
- коммуникативно-развивающую;
- социально-ориентационную.
И позволяет:
- реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
- формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- усилить мотивацию к изучению предмета;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет различий в стилях познания;
- поисковые и исследовательские методы;
- игровые методы
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
- Задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
- В полной мере учесть возрастные особенности детей ; учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
На уроках биологии очень эффективной является групповая работа.
Дети самостоятельно и творчески работают. Это даёт неплохой результат, потому что дети не только приобретают новые знания и повышают свою компетенцию по данному вопросу, но и, работая в группах, могут сами оценить степень своей активности и долевого участия в общем деле. Этот метод воспитывает товарищество, коллективизм, способствует формированию чувства ответственности за порученное дело и конечный результат, позволяет проявиться даже слабоуспевающему ученику и получить хорошую отметку. Дети сами оценивают свою работу, естественно под контролем учителя. Кроме того, работая в группах, ученики учатся общению друг с другом, а защищая свою работу – учатся монологической речи
Использование групповой работы возможно:
1) в начале урока, при проверке пройденного материала;
2) в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы;
3) в конце урока для закрепления изученного материала.
Работа в команде ипользуется и при совместной работе над проектом, что приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:
- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
- каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
- критикуются идеи, а не личности;
- цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Я стараюсь не вмешиваться в работу малых групп, но ни на минуту не теряют контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое, ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя, которая обеспечивает его соучастие, понимание состояния аудитории. Результатами наблюдений могут стать лучшее понимание особенностей учащихся, совершенствование заданий и методики обучения. Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу.
В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-544437-1574319761.jpg)
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-205717-1604074723.jpg)
Интерактивные формы обучения на уроках английского языка
Доклад на заседании МО учителей иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-381597-1389968334.jpg)
Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"
Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/19/picture-610876-1597819550.jpg)
Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки
Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770219-1458488851.jpg)
Статья. Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности.ISBN 978-5-85127-796-6
В статье представлен опыт применения интерактивных методов обучения теории вероятности, которые повышают мотивацию к изучению данной темы, служат пропаганде ее значимости и уни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-778058-1670247069.jpg)
Презентация "Интерактивные формы обучения на уроках музыки"
В презентации показана технология работы с интерактивными формами на уроке музыки...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1183448-1572780389.jpg)
Развитие познавательного интереса у учащихся через активные формы обучения на уроках биологии.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к...