Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.
учебно-методический материал

Федорова Лилия Юрьевна

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

                                        Федорова Лилия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

                                                     МОУ школы №5 им. Ю.А.Гарнаева

                    с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Жуковский

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся.

Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и учителем, между самими обучающимися

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:

  • дискуссия
  • эвристическая беседа
  • «мозговой штурм»
  • ролевые, «деловые» игры
  • тренинги
  • кейс-метод
  • метод проектов 
  • групповая работа с иллюстративным материалом
  • обсуждение видеофильмов и т.д.

Одним из интереснейших интерактивных методов является групповая работа с иллюстративным материалом.

Что можно использовать на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учениками материалов: схем, таблиц, тренажеров. Использовать представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”). На уроках часто использую самостоятельно выполненные презентации с использованием анимированных изображении. Вот фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме «Строение слова»:

Закрепление материала. Работа в группах

1. Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.

1)        

        

2)        

        

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек?

– Почему на некоторых карточках нет условных обозначений?

Работа в парах

           Замените выделенные слова синонимами, объясните их правописание разберите по составу.

Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

Слова для справок:

чудесный

праздник

поздней

гигантские

песню

На уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника).

Работа с иллюстрациями на уроке литературы – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд. Вот задания, которые можно давать обучающимся в процессе изучения художественных произведентй:

  1. Работа с репродукциями картин русских художников.

                    Группам обучающихся розданы иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» русских художников   В.Васнецова и   И. Билибина.  Учащиеся сравнивают трактовку  Васнецова  и  Билибина  и  выделяют  особенности  каждого  художника.  И   добавляют к ним  свою  иллюстрацию. Это уже третий вариант иллюстрирования сказки.

  1. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» - разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.
  2. Задания для каждой творческой группы:
  • нарисовать портрет главного героя, наиболее полно раскрывающий характер и подвиги героя;
  • нарисовать план-схему места действия сказки;
  • составить портрет сказителя;
  • проиллюстрировать композицию сказки;
  • с помощью иллюстраций составить викторину по сказке;
  • проиллюстрировать наиболее интересные моменты сказки.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Литература

  1. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. – СПб.: Питер 2002. – 212 с.
  2. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
  3. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
  4. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.
  6. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...