Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Мацкевич Мария Васильевна

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_obucheniya.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. ( К.Г.Паустовский)
Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому языку и литературе. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей обучающегося, формирования языковой компетенции.
Мы должны формировать языковую личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью. В процессе работы убедилась, что это предполагает углублённую работу с обучающимися, поиск новых форм, методов и приёмов, позволяющих развить познавательные и творческие способности, высказывать, отстаивать свою позицию. По-моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка, поэтому требуется постоянная систематическая работа в этом направлении. Формирование устойчивых навыков устной и письменной речи ведется: на уроке; после уроков (всеми многообразными формами внеклассной работы); в ходе индивидуальной, самостоятельной работы учащихся.
Расширяю содержание по русскому языку и литературе посредством использования материала повышенного уровня сложности: изучают в полном объёме структуру текста, стили и типы речи, языковые средства выразительности, комплексный анализ текста, анализ лирического произведения, анализ эпизода, грамматические разборы (особенно синтаксический разбор предложений). 
Широко использую активные формы обучения для развития устной и письменной речи обучающихся, для формирования языковой личности. 
Успешно применяю групповую форму работы, так как она позволяет приучить учащихся взаимодействовать в группе друг с другом; работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи всей группы; полностью осознавать, что совместная работа - это серьёзный и ответственный труд. Следовательно, групповая работа является одной из форм развития речи и коммуникативных способностей обучающихся. 
Полно использовать и развивать речеведческие способности учащихся позволяют уроки , которые помогают делать теоретические обобщения изученного материала, выделять основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой. Это важная форма выработки у обучающихся самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. В своей практике применяю различные виды занятий: развернутое собеседование, диспут, семинар-обсуждение, урок-практикум, самостоятельная работа с обучающимися. 
Уроки- дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Данные уроки формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе. 
При работе с творческими заданиями опираюсь на следующие моменты:
работы учащихся должны быть написаны на основе личных впечатлений.
Считаю, что ученик не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у обучающегося есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.
Также ученик пишет работы на основе читательских впечатлений
Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству учащихся это нравится. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.
Работа на основе жизненных впечатлений.
Например, темой устного или письменного сочинения может быть: 
« Дорога домой», «Один день нашей школы», «Мой сверстник»,  и т.п. 
Проводим внеклассную работу.Ученики под моим руководством принимают участие в  конкурсах сочинений .Так Гулидов Евгений с работой «И досталась нам память в наследство» стал победителем районного конкурса, Плющева Дарья- победитель муниципального этапа областного конкурса «Молодые брянцы о войне»,Мальченко Ирина- лауреат районного этапа Всероссийского конкурса сочинений «Когда была война».

Вместе с ребятами написали ряд статей в районную газету «Мглинские вести»,которые там напечатали. Статьи о школьных мероприятиях и к юбилею Легусовой Александры Семеновны,председателя Совета первичной Шумаровской организации ветеранов войны и труда.
Внедряю новые образовательные технологии:
Проблемное обучение, которое предполагает развивать интерес у учащихся через постановку проблемного вопроса или задания. На таких уроках учащиеся при анализе и обобщении материала проявляют умения самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решают поставленные задачи, на рефлексивно-оценочном этапе показывают владение устной речью. 
Педагогическая мастерская. Преподаватель должен разблокировать способности обучающегося, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Стараюсь обращаться к чувствам учащегося, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, исключая официальное оценивание работы студента.
Компьютерные презентации. Составляю на основе различных материалов мультимедийные презентации, привлекаю учащихся к подготовке творческих работ с использованием электронных пособий.
Мною разработаны тесты на выявление уровня умственного развития, которые включали в себя задания, направленные на выявление у учащихся умений обобщать, классифицировать, проводить аналогии, логически мыслить. 
Формы апробации результатов применения активных форм обучения и новых образовательных технологий:
* открытые уроки с последующим их обсуждением: «Тема дома в лирике Сергея Есенина», «Возвращение жар-птицы. Урок- обобщение по теме «Сложное предложение»»;
* выступления на педагогических советах: «Процесс воспитания на уроках литературы», заседаниях предметной цикловой комиссии: «Содержание, методы и приемы работы по стилистике», «Системность работы учащихся с учебником на уроках русского языка и литературы»;
Формирование языковой личности продолжается во внеклассной работе:
Недели русского языка и литературы, конкурсы, викторины. Олимпиады, конкурсы и викторины по русскому языку и литературе стали основными моментами в индивидуальной и внеклассной работе с учащимися.
Внеклассная работа является важным дополнением к основному курсу литературы, поддерживают познавательный интерес у увлечённых учащихся. Три моих ученицы продолжают обучение в БГУ на филологическом отделении.
Индивидуальная, самостоятельная форма работы с учащимися выражается в исследовательской деятельности, написании рефератов. 
Таким образом, предполагаемая система работы расширяет обучающие возможности уроков русского языка и литературы. Учащиеся овладевают не только нормами правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения.Результаты ОГЭ и ГИА являются тому подтверждением.

Литература
1.ПленкинН.А.Уроки развития речи: Кн. Для учителя – М. Просвещение, 1995.
2.Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.,1996.
4.Система работы по развитию связной речи уч-ся // Преемственность и перспективность в обучении рус. языку /Сост. А.Ю. Купатова.-М.,1986.