Итоговая методическая защита учителей и классных руководителей МБОУ СОШ №3. Тема. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)

Ковалева Валентина Алексеевна

Выступление было представлено на методической конференции учителей МБОУ СОШ №3. В нем освещены пути решения задач по развитию речи обучающихся приподготовке к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Методы и приемы развития речи на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Так как в основу курса русского языка и литературы положено  всестороннее развитие речи, и сегодня мы поговорим об этом.

    Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. И кому, как ни нам, на уроках и вне уроков необходимо обучить детей написанию сочинений-описаний, сочинений-рассуждений, составлений различных  рассказов, сочинений на конкурсы… На плечи учителей-словесников ложится огромный груз по обучению   написаний  сочинений и разных жанров, и разных композиций.  На уроках русского языка и литературы мы формируем как устную речь, так и письменную. Также всем известно, что данный вид работы помогает при подготовке к экзаменам, которых у нас гораздо больше, чем у других. И  самой значимой фразой в результате нашей работы является «Я сдал», следовательно, сочинение было написано.

Итак, как же мы стараемся организовать свою работу в этом направлении.

 Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили и писали хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо "ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика" умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Рассмотрим некоторые методы и приемы развития речи

(слайд 3)

Практически на каждом уроке проводим синтаксические пятиминутки
(схематический диктант; составление
предложений по схемам; «Продолжи
предложение» , замена словосочетания на синонимичное с другим типом связи:
Летная школа- школа для летчиков.)

Использование «Лексическая разминка»

Например, конструирование предложений, их синонимическая замена

- Замените предложение одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором — обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из получившихся предложений:

-сложносочиненное предложение

-сложноподчиненное предложение

-бессоюзное сложное предложение

Такое задание помогает при работе над изложением

Детям нравится Экзаменационная минутка

Измените предложения, используя инверсию.

Наступили холодные и пасмурные дни.

Дни наступили холодные и пасмурные.

1)Составьте предложения со словами море, небо, сосна, дом, используя  

олицетворение

сравнение

эпитет    

перифраз

Например: (береза)

Задумалась береза у дороги.  

Береза, точно девица, нарядилась по весне.    

Увидел я прекрасную березу.  

Белоствольная красавица – символ России.

       2)Измените текст, дополняя его различными выразительными средствами, указанными в скобках.

Стоял теплый и солнечный день (инверсия). По небу медленно плыли облака (эпитет). На дорожках сада были солнечные блики (олицетворение). Я лежал возле дерева (эпитет). Его ветки спускались надо мной (сравнение). Кругом слышалось пение птиц (эпитет). Солнечный свет, теплый воздух, запах сада наводили приятную истому (многосоюзие). Ничто не нарушало душевного покоя (градация). Я наблюдал за облаками, как они меняли причудливые формы (лексический повтор). Я не заметил, как закончился день (олицетворение), и тени стали окутывать сад .

3)Комплексный анализ  текста.  

Данный прием  формирует читательскую грамотность, умение вчитываться в задание, понимать смысл и находить ответы на вопросы.

(1)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь

никого не тронул пальцем, потому что никому не желал зла. (2)Душевная сила

и благородство всегда идут рядом. (3)Это объясняет, почему в наше время

благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко

практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(4)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы.

(5)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным

качествам. (6)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные

люди, способные защитить человека, попавшего в беду. (7)Так, желающим

попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами

безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым

набором специальностей. (8)« Добро» медкомиссии ещё не является залогом

успеха. (9)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического

тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного

подразделения. (10)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в

процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что

он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является фразеологизм (зад.3).

      Данный вид работы применяем и на уроках литературы

           -обогащение словарного запаса учащихся;

-нахождение изобразительных средств языка и определение их роли в тексте (задание №3);

-пересказ текста; определение темы, идеи художественного произведения, составление плана

(задание №2, сочинение 9.2, 9.3, изложение);

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению

Упражнения на сжатие текста.

Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы.

Задание на сжатие текста упражнений учебника.

Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные).

Тренинги по написанию изложения.

Работа ведется по разработанным памяткам.

Формы и методы работы при подготовке к сочинению

Написание сочинений проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.

Работа по  написанию сочинений начинается с 5 класса.

Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию.

Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению).

Работа с текстом:

поиск ключевых и опорных слов;

Конечно, используем и шаблон для написания сочинения. Такой метод помогает некоторым учащимся без особых затруднений выстроить свои мысли по порядку.

Шаблон для написания

сочинения 9.1

1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).

2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…

5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Шаблон для написания

сочинения 9.2

1.Привести фразу или фрагмент текста.

Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так:… (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2. Во-первых (так), в предложении(-ях)…автор говорит о том, что...

3. Во-вторых, в предложении(-ях)… автор пишет о том, что…

4. Приведённые мною аргументы доказывают, что…(смотри вступление-тезис)

Шаблон для написания

сочинения 9.3

1.Слово … следует понимать как… (далее комментируем определение).

2.Яркий пример… ( дружбы, добра, справедливости, мужества и т. п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…

3.Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т. п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

4.В заключение хочется сказать, что…

«Эссе» Задание: Продолжите данную фразу так, чтобы получилось мини - эссе….

1 уровень.

Вы стоите на вершине высокой горы. Ветер…

Вы стоите на берегу реки. Медленное течение уносит потоки. Ветер…

Вы распахнули окно. Вместе с ветром ворвался запах…

Вы стоите у подножия водопада. Легкий ветер…

2 уровень

По двум несвязанным между собой словам создать эссе: ветер – книга.

Я стою на вершине высокой горы. Ветер несется мимо меня. Я широко раскидываю руки в стороны. Вдыхаю чистый, свежий горный воздух, несущий аромат невиданных цветов.

Закрываю глаза и лечу вместе с ветром. И пусть впереди препятствия и трудности, я их не боюсь. Вместе с ветром я их преодолею.

По двум несвязанным между собой словам создать эссе: ветер – книга

(пример )

Теплый весенний день. Я сижу на скамейке. Рядом книга – томик стихов Пушкина. Ветер невидимой рукой перелистывает страницы. Одна за другой, несколько страниц сразу.. . Что ищешь ты, бродяга-ветер? О волшебство! Я вглядываюсь в строчки:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Так вот что искал ласковый проказник?!

Развивая речь учащихся часто используем прием «Верные-неверные утверждения»

Цель использования приема : повысить мотивацию к изучению нового материала. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»

Прием «Наглядный штурм»   Схемы-кластеры

Рассуждение

Проблемный вопрос

Вывод

Примеры

Аргументы

Тезис

Синквейн- прием, который можно использовать на каждом уроке и на каждом предмете.

Это высказывание, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам, оно всем знакомо

• «Ассоциативная таблица»

На экзамене ребятам надо написать сочинение по тексту. Но вначале нужно определить проблему. Для этого мы используем ассоциативную таблицу. Прочитав текст, выясняем всегда , о чем этот текст. Затем  называем слова- ассоциации, связанные с данной темой. Составляем вопросительное предложение. Проблема определена. Находим  в тексте ответ на поставленный вопрос – это позиция автора. Далее  из ассоциативных слов выбираем либо синонимы, либо антонимы, чтобы привести примеры – иллюстрации сопоставления или  противопоставления .Сочинение,  практически, закончено

А сейчас, уважаемые коллеги, мы проверим ваши ассоциации.

Мы можем на основе текста, а можем, на заданную тему назвать ассоциации. Как вы пожелаете?

Ассоциации к слову «любовь» (чудо, нежность, забота, ревность, страсть, эгоизм..)

Проблема: Что такое любовь? Какой может быть любовь?

Слова-синонимы: чудо, нежность, забота.

Слова –антонимы: забота- эгоизм. Нежность -страсть

Конечно же, шагая в ногу со временем, использум различные сайты сети Интернет.

В результате всей напряженной, иногда несистемной работы получаем конечную  цель :

повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку.

Дорогу осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Использование народно-прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»  «Искусство – мудрый учитель»   (Использование народно – прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка ...

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...

Методы и приемы Формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

Формирующая оценка - призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью...