"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку на тему

Валентина Николаевна Кидяева

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_rechi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

по теме:

«Развитие речи учащихся

на уроках русского языка и литературы»

Учитель: Кидяева Валентина Николаевна

2013 г.

Развитие речи учащихся

на уроках русского языка и литературы

 

Одной из приоритетных  задач  школы на современном этапе  является формирование у учащихся потребности в  овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Решающий фактор  успешной  реализации этой задачи -  достаточно высокий  уровень владения   языком,  речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.  

Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского,  А.Д. Алферова,  Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности  (говорению,  аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко,  Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина,  М.Р. Львова, Е.И. Никитиной,  Е.В. Архиповой.

Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

-  интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

- трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

-  интенсивным  развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

-  малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса учащихся, развитию их речи на уроках актуальной.

Каждый учитель русского языка имеет свои наработки,  в данном направлении, свой методический багаж.

По-моему, развитие речи – основная задача уроков русского языка и литературы, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.

Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования,  чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:

1.   Овладение нормами литературного языка;

2.   Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3.  Обучение различным видам речевой деятельности.

 

 

1.  Овладение нормами литературного языка

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

-  письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства;

-  свободный или творческий диктант;

-  письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

-  конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

-  замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

-  сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

-  выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.

Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

-  заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

-  «немые диктанты» (орфоэпические);

-  проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

-  объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

Эффективность этих приемов увеличивается при использовании иллюстративного материала, игровых форм работы, при  демонстрации презентации, выполненной самими учащимися и  составлении лингвистических сказок, басен.

2.   Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

В своей работе я использую следующие приемы и методы:

Словарная работа

-  работа со словами, фразеологизмами,  данными в учебнике: условно разбиваем все слова,  данные в рамках, на  смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняем их лексическое значение, составляем с ними предложения и тексты-миниатюры;

-  различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;

- сочинение-миниатюра по опорным словам;

-  карточки с разнообразными заданиями;

-  «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;

-  работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

-  «Справочное бюро»   - работа со словарями: поиск  «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;

-  традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

Обогащение грамматического строя речи учащихся

-  Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.

-  Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

3. Обучение различным видам речевой деятельности

Обучение слушанию:

-  повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

-  записать во время слушания опорные слова;

-  конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).

Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

Программа для основной школы ставит задачу научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и бегло» читать учебник и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. Цель совершенствования техники чтения в средней школе — научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко, система И.Т. Федоренко — И.Г. Пальченко, методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению -  в темпе разговорной речи, обеспечивающем осмысление. Это темп 120— 150 слов в минуту. Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Необходимо иметь в виду следующие рекомендации:

1.     Важна не длительность,  а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшие по объему упражнения.

2.     Выбрать режим «жужжащего чтения». «Жужжащее» чтение было одним из основных элементов обучения в школе В.А. Сухомлинского. Все ученики читали одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас почти все специалисты удостоверились в эффективности такого чтения.

3.     Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

4.     Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.

5.     Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты.

6.     Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременным отдыхом), который необходим в том случае, если ребенок не любит читать.

Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение, подбираю тексты на актуальные проблемы современности. Использую следующие вопросы и задания:

-  прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

-  прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

-  разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

-  придумать альтернативное продолжение произведения;

-  проанализировать происходящие в произведении события,  охарактеризовать героев в ракурсе современности.

Стремясь оживить процесс работы, для  отработки орфограмм и пунктограмм   использую поэтические  и прозаические тексты, по которым учащиеся предварительно готовятся к выразительному чтению и обсуждению в классе. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием.

Обучение устной и письменной речи

Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. Приведу примеры других форм, используемых в работе:

-  сочинение-репортаж на актуальную тему современности;

-  составление лингвистической сказки, басни  (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала);

-  интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным  политическим или общественным деятелем;

-  составление  фантастических рассказов, утопий:  «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;

-  отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;

-  подготовка и организация диспутов и дискуссий  на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи.  Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы»,  «Албанский язык» за и против»;

-  доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;

-  портретный  и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);

-  составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».

Обычно я не ставлю детей в тесные рамки — предлагаю несколько (3—8) тем на выбор. Для анализа творческих работ и работ над ошибками стараюсь выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках.

Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения, потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи – достижима лишь при систематической работе.

Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и  постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому  моя методическая копилка в этом направлении  постоянно пополняется.

 

Приложение. Упражнения

  1. Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие ошибочными?

Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.

 

  1. Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

А). Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.

Б).  Он вполне ясно объяснил нам это.

В).  В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

 

3.      Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.

(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

 

4.      Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.

Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облаказатемнили солнце, делая его медно-красным.

 

5.      Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами. При этом следует несколько изменить порядок слов.

Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.

 

6.      Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов:

с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

 

7.        Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. При помощи каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Использование народно-прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»  «Искусство – мудрый учитель»   (Использование народно – прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка ...

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

"Развитие речи на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит информацию о различных подходах к формированию и развитию навыков развития речи у детей на уроках русского языка и литературы...