выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
статья

Ляликова Елена Анатольевна

в выступлении представлены активные формы и методы обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

сообщение для выступления на  методическом объединении учителей русского языка и литературы

учителя первой квалификационной категории МКОУ Майской СОШ

Ляликовой Елены Анатольевны

Активные формы и методы обучения

на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

Цель:

Развитие творческого потенциала личности путем использования на уроках русского языка и литературы активных форм и методов учебной деятельности.

Задачи:

Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

-поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности  обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

- создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Сэм Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.

Активные формы  и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

     Активные формы  и методы с успехом могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы с учетом грамотного их подбора.

Разные формы и методы ведения урока помогают учителю достичь целенаправленности обучения с ориентацией на достижение конкретного конечного результата.

Условно активные формы обучения можно разделить на:

-активные формы уроков;

- активные методы и приемы обучения;

- активизацию исследовательской деятельности.

Рассмотрим подробнее каждую из составляющих.

Активные формы уроков.

-интегрированные уроки;

-урок-исследование;

-урок-консультация;

- игровые формы уроков;

- мультимедийные технологии обучения.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Игровые формы уроков.( нетрадиционные)

Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

В обучении русскому языку и литературе наиболее интересными являются такие игровые формы уроков, как

- урок-суд;

- урок-подготовка к постановке спектакля или фильма;

- урок-спектакль или концерт;

- урок-конференция;

- урок-КВН;

- урок-путешествие;

- урок – игра.

Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых).

Интеграция- наиболее активно используемый в моей практике принцип обучения. Спектр предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского мастерства(психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.

Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником ( «Борис Годунов», «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.

Итак, интеграция – это один из способов активизации процесса обучения. Результатом данной работы становится:

- формирование итегративного мышления;

- способность переносить знания, умения и навыки, полученные на одном предмете, на другой;

- формирование творческого подхода к информации.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке сдачи ГИА и ЕГЭ.

Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы, таких как:

- творческие виды пересказа и итерпретация литературных текстов;

- поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными и групповыми проектами, защита проектов);

- взаимоопрос;

- взаимопроверка работ;

- создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников или учеников младших классов.

Так ученики становятся способными к исследовательской деятельности.

Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы, формы и методы обучения.

Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это:

- групповые формы работы;

- работа в парах;

- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование  фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;

- интеллектуальный марафон;

- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою: Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);

- КВН;

- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;

- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);

- составление схем-опор, использование алгоритмов.

-игровая учебная деятельность;

- различные приемы устного и письменного опроса.

В последнее время все чаще различают понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения. Метод – это система определенных приемов обучения. Различают методы контроля знаний (устные, письменные, программированные, комбинированные) и методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские). Между методом и приемом тонкая грань. Например, в ходе лекции  (метод) идет беседа (прием активизации мышления).

Таким образом, прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Примеры некоторых приемов: рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки. Также в своей работе я использую следующие активные приемы:

  • Продолжите мысль. Например, я думаю, что……
  • Психорисунок
  • Двойной дневник
  • Карусель
  • «Тонкие и толстые вопросы»
  • Синквейн
  • Мозговой штурм
  • Составление кластера

             Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного обучения, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.

Закончить свое выступление хочется словами Бернарда Шоу:

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

Спасибо за внимание.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....

нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

доклад + презентация по теме "Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского яхыка и литературы"...

Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучен...

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...