Главные вкладки

    Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
    материал по русскому языку (11 класс) на тему

    Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx26.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ№4

    Выступление

    на ГМО учителей русского языка и литературы г.Коврова

    по теме «Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ».

                                                                                    Автор: учитель

    I квалификационной категории

    Шлыкова Валентина Николаевна.

    г. Ковров

    2014г.

    Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует изменения подхода к обучению русского языка и литературы. Эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Повысить качество знаний по русскому языку и литературе возможно при условии применения метода частичного объединения двух этих предметов на отдельных уроках.

    В настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке. Выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применять ее в изменившейсяситуации, должен уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде, быть глубоко воспитанным и культурным человеком. Актуальность этой темы в возможности решить такие проблемы:

    - усложнение программ по русскому языку и литературе и уменьшение количества часов на их изучения;

    - неумение использовать теоретические знания в свободном варианте и решении практических задач

    - более качественная подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе

         В своей работе «Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ» я опиралась на труды Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Использовала статьи из книги Л.С. Степанова «Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы», учебник русского языка (для 5-9 классов) авторского коллектива: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., учебник «Русский язык» - автор Г.Ф. Хлебинская. Учебник – хрестоматию по литературе авторов В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

          Новизна опыта состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования учебно – познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в школе IIи IIIступени посредством деятельностного подхода, основанного на закреплении теоретических знаний, практических умений и навыков на материале, взятом из классической и краеведческой литературы.

           Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов, приемов и материала, позволяющих на основе объединения двух дисциплин (русского языка и литературы) создавать условия для эффективного формирования учебно – познавательной компетенции учащихся, развивать творческие способности, эффективно использовать свои знания при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

    Для установления факта достижениия поставленной цели я использую следующие формы и методы педагогической диагностики:

    - социально – психологическая диагностика (тесты для отслеживания интеллектуальных способностей, развития мышления, внимания, интересов, мотивации);

    - способность к творческой деятельности;

    - отслеживание в динамике ЗУНов и СОУ, результаты ОГЭ и ЕГЭ.

    В рамках реализуемой мной проблемы я выделяю следующие показатели уровня развития учащихся:

    • сформированность устойчивого познавательного интереса к урокам русского языка и литературы;

    • проявление интереса к творческой деятельности: участие учащихся в конкурсах творческих работ на классном, школьном и городском уровнях;

    • способность к независимым суждениям;

    • проявление заинтересованности не только в оценочной стороне своей деятельности, но и в знаниевой.

           По сравнению с традиционными методами работы на уроках русского языка и литературы работа по моей теме требует больше времени для подготовки учителя и учащихся, но результаты дают хорошие показатели раскрытия творческого потенциала и преподавателя, и детей.

                    Тема моей работы «Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ» подразумевает тесную связь между уроками русского языка и литературы т.е. применение в своей работе элементов интегрированного урока.

              Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиваться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся – возможность понять, что полученные знания по предметам органично взаимосвязаны и могут быть полезны в повседневной жизнедеятельности.

              Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

    - переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира;

    - увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника;

    - интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих ученику проследить процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы;

    - интеграция увеличивает информативную емкость урока;

    - интеграция является средством мотивации учения школьников, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;

    - интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни, помогает формированию эстетического вкуса и повышению культурного образования.

               Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения –  развития мышления учащихся:

    - синтезированность знаний;

    - углублённость изучения;

    - актуальность проблемы или практическая значимость проблемы;

    - альтернативность решения;

    - доказательность решения.

              Итак, интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегрантом, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

    Интегрантом в моей работе является русский язык, а литература как вспомогательная дисциплина. Принципы интегрированного обучения учитель может использовать на протяжении всего урока, а может только на каких-то его этапах. Я использую оба вида интеграции. Обычно на уроках в 5-8ых классах это частичная интеграция, т.е. на каких-то этапах урока, а в 9-11 классах на протяжении всего урока. Это еще зависит и от типа урока, от формы урока, от раздела языкознания, от вида контроля, а также учитываю и то, что изучается параллельно по литературе, т.е. подбор литературных произведений, и даже наличие двух этих уроков в расписании одного учебного дня. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. Но преимущества интегрированного урока перед моно- предметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, для применения теоретических знаний на свободном материале, постоянное обращение к классической литературе повышает качество знаний и по этому предмету и интерес к нему.

                 Мой творческий замысел заключается в том, чтобы создать условия для повышения эффективности развития познавательных и творческих способностей учащихся. Работа ведется по нескольким направлениям.

              Во-первых, посредством разработки заданий, связанных с изучением литературных произведений и грамматических, синтаксических тем по русскому языку.

    • Найти и записать примеры из указанного литературного отрывка, соответствующие изучаемой теме по русскому языку.
    • Составление словарных диктантов из слов на определенные орфографические правила из литературных произведений.
    • Подбор литературного отрывка для объяснительного диктанта на определенные орфографические, синтаксические и пунктуационные знания.
    • Составление схем указанных предложений или нахождение предложений, соответствующие схемам.
    • Составление аналогичных предложений, текстов, используя метод сравнения.
    • Задания по типу: «догадайся, какое слово пропущено», «что получится, если мы изменим время, вид глаголов, заменим антонимами, изменим лицо и т.д.»

              Это примеры самых распространённых заданий, которые можно применять почти на каждом уроке, а также в домашних заданиях. Эти задания можно выполнять коллективно, группами и индивидуально.                                                                  

               Во-вторых, это уроки по развитию речи, на которых использование фрагментов, отрывков или целых произведений имеет огромное значение для гармонично развитого человека.

    1. Работа над разными видами изложений:

              - подробные изложения;

              - сжатые изложения;

              - с творческими заданиями.

           Эти изложения можно проводить только на слух, а можно и применять визуальный способ обучения.          

    1. Работа над разными видами сочинений:

        - сочинения-описания;

        - сочинения-повествования;

        - сочинения-рассуждения;

              - рефераты, эссе.

          Сюда же включаются уроки по изучению различных типов и стилей речи. Классические произведения и краеведческая литература  – это такой богатый материал, на котором эти темы изучаются качественно, творчески, эффективно и перспективно (в плане подготовки к ОГЭ и ЕГЭ). Целесообразность и ценность такой работы состоит в том, что она позволяет, в системе, целенаправленно формировать и развивать литературно-художественные и речевые умения, повышать эстетический уровень, развивать творческое мышление, накапливать опыт творческой деятельности. Творческий опыт, как известно, нельзя передать, лишь рассуждая о нем, нужно, чтобы дети видели образцы творчества и сами включались в творческий процесс.                                                                        

           В-третьих, это составление тестов по разделам языкознания.

           В-четвертых, это контрольные, проверочные и обобщающие работы на материале произведений, включенных в программу по литературе и краеведческой литературы.      

           В-пятых, это использование литературных произведений в старших классах в плане подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все ступени использования материала классической и краеведческой литературы которые были рассмотрены ранее, логически ведут к основной, обобщающей, самой важной работе, которая ждет учащихся в старших классах. Мы все знаем, что именно в старших классах вся подготовка к ОГЭ и ЕГЭ ведется на объемных текстах. Разумнее всего брать эти тексты из произведений, изучаемых в школьной программе.

          Выполнение части С особенно в ЕГЭ потребует хороших знаний литературных произведений:

    • это структура сочинения;
    • это выделение основной проблемы;
    • авторская позиция;
    • аргументация на примерах литературных произведений.

              Именно выделение проблемы и аргумента вызывают затруднения у выпускников.                                    

             Суть следующего направления в моей работе такова: выстраивая урок с точки зрения триединой дидактической цели (образовательная, воспитательная, развивающая), учитывая принципы развивающего обучения (посредством изменения парадигмы образования: от субъект – объектных отношений в системе учитель-ученик к субъект – субъектным), использую различные педагогические технологии-это парная и групповая работа, организую самоконтроль и самооценку учащихся. Часто использую нетрадиционные формы урока: урок – игра, урок – семинар, урок – практикум, что позволяет диалогизировать учебный процесс, создать атмосферу сотворчества, стимулировать, творческую деятельность ученика.

           Все эти уроки также построены по принципу: теория и практика из русского языка, а материал для выполнения -литературные произведения. Структура таких уроков предполагает обязательную ситуацию по развитию познавательной мотивации и целеполагания. Познавательный интерес важнейший этап в реализации любой деятельности.

       Современный этап образовательной деятельности немыслим без использования ИКТ. Конечно, в моей работе это тоже широко используется. Это поиск и корректировка различных заданий, связанных с моей темой, тиражирование материала. Создание банка заданий по нетрадиционным формам организации творческой деятельности на уроках и во внеурочных занятиях считаю неотъемлемой частью работы современного учителя, занимающегося осмысленно и в системе самым сложным: учить детей быть талантливыми, уметь раскрепощать свою фантазию, формировать вкус к слову, расширять языковой запас. Использование современных информационных потоков помогает расширять рамки образовательного пространства, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

        Последнее направление работы над моей темой – это факультативы и элективные курсы.

        В интегрированном курсе «Вокруг тебя – Мир» продолжается работа над элементами моей темы. Анализируя произведения, написанные авторами разных национальностей в разные эпохи, ученики размышляют над вопросами: что хорошо и что плохо, стремятся понять людей и явления, происходящие в окружающем их мире. Они размышляют над увиденным, услышанным, прочитанным, отстаивают собственное мнение, свою позицию, учатся понимать и воспринимать авторскую позицию, правильно видеть и выделять основную проблему, а потом выражать все это в устной и письменной речи в условиях свободного безотметочного творчества. Все это помогает не только формировать коммуникативные навыки, способствующие ощутить себя комфортно как среди одноклассников, так и в семье, с друзьями, с недругами в различных жизненных ситуациях; понять мир и адаптироваться в нем, но и готовиться к ЕГЭ (к выполнению части С.).

         На другом факультативе, который вела в с старших классах «Обучение сочинению - рассуждению», я тоже весь материал брала из классической литературы. Методическую разработку факультативного занятия по произведениям И.С. Тургенева я подавала на конкурс, посвященный юбилею этого писателя. Эта работа заняла призовое место.

        Также я вела элективный курс «Литературное краеведение». Этот курс мне очень нравится, потому что он дает огромные возможности для достижения и выполнения всех целей: и образовательных, и развивающих, и воспитательных. На небольших текстах владимирских и ковровских писателей очень удобно готовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.                      

        Я обозначила все направления, которые помогают мне работать над темой «Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ». Эту тему на современном этапе развития двух дисциплин (русского языка и литературы) я считаю очень актуальной и значимой и для учащихся, и для учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

    Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

    Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

    Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

    Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

    Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

    laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...