Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем
методическая разработка по теме

Курносов Дмитрий Николаевич

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведения о тренинге и практические методы его использования  в работе с учащимися вокального ансамбля. Представлена разработка вокального тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rabota_kurnosov.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей –

Школа хорового искусства «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Методическая работа

Тема: «Тренинг как одна из форм интерактивного обучения  в работе с вокальным ансамблем»

                                                                                                           

                                         

                                                                        Выполнил:

Курносов Д. Н.  

преподаватель класса вокала

Жуковский

2012

Аннотация

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведения о тренинге и практические методы его использования  в работе с учащимися вокального ансамбля. Представлена разработка вокального тренинга.

Введение

Кардинальные изменения, происходящие сегодня в социокультурном пространстве России, выдвигают на повестку дня ряд важных проблем, включая и психолого-педагогические. В числе последних - проблема оптимизации методов обучения.

Изменения в социально – экономической жизни страны формируют изменения в мотивационно – потребностной сфере подрастающего поколения. Эти изменения кардинально меняют поведенческие стратегии педагогов, в частности, в сфере музыкального воспитания и образования. Все чаще они уходят от практики педагогического авторитаризма в сторону диалога и интерактивного взаимоотношения с учащимися.

Реформа образования выдвинула на повестку дня гуманистическую парадигму,  которая ставит в центр внимания ученика,  как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Реформа ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте.

Между тем, в области музыкальной педагогики научно – теоретического обоснования указанные тенденции до сих пор не получили. Подчас лишь сугубо внешне, формально декларируется необходимость ориентировать учащихся на самообразование и самовоспитание, на выработку у них умения адаптироваться к новым, непривычным условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, современные условия образования требуют от педагога новых форм и методов работы, способствующих, с одной стороны, поддержанию традиций, с другой – модернизации форм и методов обучения.

Интерактивное обучение – обучение, ориентированное на процесс, где основную ценность представляет не столько то, что говорится, сколько то, что происходит в самом человеке, какие процессы имеют место,  как в его субъективном мире, так и в межличностном пространстве.

Интерактивное обучение предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса -  не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогощения.

Учеными выделяются основные формы интерактивного обучения как способа активации образовательного процесса. Одной из них является тренинговая организация обучения.

Цель работы: показать использование тренинговых методов обучения в работе с вокальным ансамблем.

Задачи работы:

раскрыть сущность тренинговых методов обучения;

разработать программу урока – тренинга;

дать подробную характеристику каждого этапа урока – тренинга.

 

Научно-теоретическое и практическое обоснование применения тренинговых методов в работе с вокальным ансамблем

Коллективное вокальное творчество на Руси имеет давнюю традицию. Специфику этого определяют сложившиеся коллективные нормы труда и общинность в жизненном укладе. Народ «сказывал» свои песни под эмо -  циональным  воздействием  окружающей  его среды, и в частности природы, которую он обожествлял, живя по ее уставу(4, с.11)   .

Исследователи полагают, что в догосударственный период (до того, как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно – бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку. Множество технических вокальных приемов передавалось из уст в уста, долгое время вокальные навыки вырабатывались без помощи наставника. Интересно отметить, что при этой организации музицирования, любой участник мог определенным образом повлиять на исполнение того или иного напева. В зависимости от ситуации или настроения мог протянуть песню или добавить свой распев.

Групповая форма вокальной работы имеет ряд преимуществ перед индивидуальной:

группа может достичь большего, чем каждый ее участник в отдельности;

группа подтягивает слабого до общего уровня;

в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

Достаточно часто ребенок, смеющий прекрасные природные данные, при публичном исполнении теряется, зажимается. Это не позволяет ему донести художественный смысл произведения до слушателей, его исполнение схематично и не артистично. В группе же, он чувствует большую защищенность и поддержку при умело налаженной работе со стороны преподавателя.

Таким образом, при решении задач, возникающих в работе с детским вокальным коллективом, преподавателю особое внимание следует уделять психолого – педагогической  составляющей групповой работы.

Ее суть в стремлении помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала. Это идея изменения, трансформации человеческого «Я» в изменяющемся мире.

Тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Под группой в настоящее время понимается такая человеческая общность, которая выделяется на основе определенного признака – наличие и характер совместной деятельности, уровень организации межличностных отношений, особенности организации. Групповой способ организации занятий, «когда определенное количество людей собирается для того, чтобы всем вместе достичь какой – либо цели или решить какую – то задачу, в последние десятилетия признается наиболее эффективным. Для обучения пению детей группа представляется наиболее подходящей для безболезненного освоения нового для себя вида деятельности.

Сегодня дидактика пополняется новыми подходами и технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании. Тренинг считается сравнительно новой формой организации учебного процесса.

Существует множество определений тренинга.

В «Психологическом словаре» (1990)  социально-психологический тренинг определяется как "область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении". Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по разработкам и проведению тренингов в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: "При этом термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением" (2, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно добавить, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

Известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: "Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций... " (6, с. 144). При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование "естественно данных человеку способностей" (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия "тренинг" связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга "как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности" (6 с. 172).

Таким образом, тренинг как метод обучения и развития способности к обучению, вполне может быть использован в групповой работе преподавателя вокала. Связующим звеном между работой с вокальным коллективом и тренингом является коллективность и взаимодействие участником ансамбля.

Целью такой работы должно стать не только формирование вокальных навыков, а развитие самосознания и активного вокального мышления учащихся.

Для традиционной методики обучения пению детей в ансамбле характерна, как правило, постоянная тренировка вокальных умений и навыков без акцента на самоанализ и рефлексию, что зачастую приводит к механическому повторению и отсутствию включенности учащихся в процесс «здесь и теперь».

Искусство ансамблевого пения носит, с одной стороны, коллективный характер, с другой, требует обратной связи между участниками ансамбля, преподавателем и слушателями, т. е. может быть отнесено к коммуникативным видам искусства.

Практический опыт дает нам основание говорить об эффективности применения тренинга в работе с вокальным ансамблем, учащихся -            подростков 13 – 16 лет.

Специфическими чертами тренинга как групповой формы обучения являются:

соблюдение принципов групповой работы;

нацеленность на помощь участникам в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего (преподавателя), но и от самих участников;

наличие постоянной группы, регулярно собирающейся на встречи;

определенная пространственная организация, т. е. наличие отдельного помещения;

акцент на взаимоотношения между участниками группы

применения активных методов групповой работы;

атмосфера раскованности и свободы отношений между участниками;

климат психологической безопасности.

Любой вокальный коллектив в той или иной мере несет в себе вышеперечисленный черты. Отличие, в первую очередь, состоит в усилении психологической составляющей групповой работы. Опыт работы с детским вокальным коллективом показывает, что не все его участники готовы принять на себя ответственность за свое образование. Тренинговые методы помогают учащимся занять субъективную позицию в обучении.

Многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в рамки традиционного обучения пению и выявляют психологическую неготовность их принятия субъектами педагогического взаимодействия.  Эта проблема, связанная с характером взаимоотношений преподавателя и учащихся, говорит о важности принятия  принципа «диалогизации учебного процесса, актуальность которого обусловлена особыми обстоятельствами, присущими занятиям в музыкально исполнительских классах»(7, с.256).

Основанием для применения тренинговых методов в работе с детским вокальным ансамблем является, прежде всего, активизация вокального мышления с целью присвоения (интериоризации) полученных на уроке знаний, развитие способности к самостоятельному обучению.

Таким  образом, одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников. При этом речь должна идти не только о самосознании в широком смысле как иском личностном образовании, но и о самосознании в приложении к конкретной  деятельности, которой занимаются участники группы.

 Поскольку большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников.

Обратившись к проблеме конкретных и эффективных методов, позволяющих стимулировать расширение и рост самосознания, и ознакомившись с имеющимся в нашей стране и за рубежом опытом, мы пришли к предположению о том, что одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих тренинговых форм работы с детьми, являются групповая дискуссия и ситуационно-ролевые игры.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Благодаря игре,  интенсифицируется процесс обучения. Игра как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека.

 

 

Практическое применение тренинговых технологий в работе с детским вокальным ансамблем (дети 13 – 16 лет)

Разработка игры «Ты настоящий музыкант»

Тренинговая игра предполагает участие 12 – 16 человек.

Цели игры:

развитие самосознания и активного вокального мышления;

развитие инициативы и лидерских качеств;

развитие креативных способностей учащихся;

выявление и анализ уровня владения вокальными навыками учащихся;

развитие сценического мастерства;

развитие эмпатии.

Разминка

Игра «Мяч»

Группа организует круг.

Ведущий(преподаватель): «Дорогие друзья! Вы все помните наше домашнее упражнение: «Представьте, что вы большой надувной мяч. После игры вас положили на травку и вытащили заглушку. Вы отдыхаете и медленно выпускаете воздух. Зачем спешить?..» Представьте, что по мановению волшебной палочки вы превратились в один большой мяч. Подумайте о приятном. Улыбнитесь. Тоненькой струйкой на звук «С» выдыхайте воздух. Прислушайтесь к своему соседу справа и слева, «подстройтесь» под их дыхание». Ощутите себя принадлежностью одного большого мяча».

Игра «Ожившие пословицы»

Перед началом игры группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа образует небольшой кружок.

Ведущий: «Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет волшебство. Каким образом? Об этом чуть позже. А сейчас я попрошу вас вспомнить скороговорки, которые мы с вами учили. Возможно, у вас есть любимая скороговорка, которая лучше получается или просто она вам интересна. Вспомните пока про себя такую скороговорку.

Вспомнили? Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько минут я произнесу заклинание, и поговорки, которые вы выбрали, оживут! Люди исчезнут, а останутся только скороговорки, которые получат уникальную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может быть, поведают о своей хозяйке или хозяине, который их выбрал. Итак, звучит заклинание, после которого произойдет чудо…

Шорох – морох, в серых норах,

Слова вспыхнули, как порох.

Слова ярки и светлы,

Словно утро расцвели.

До небес огонь горит!

Скороговорки могут говорить!

Итак, у нас есть пять волшебных минут на то, чтобы превратиться в скороговорку и начать говорить. Тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым, превратившимся в скороговорку. Он должен будет начать говорить например, так: «Я водовоз, который возит воду. Моя работа не легка, я чувствую…» Когда скороговорка закончит свой рассказ, все остальные могут задать ей вопросы, обратите внимание – именно скороговорке. И если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой скороговорке на рассказ о себе дается пять минут».

Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. В течении 30 – 40 минут ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и выслушивается в рассказы «поговорок».

«Время не останавливает своего хода. Сейчас снова прозвучит заклинание, и скороговорки потеряют свою способность говорить. Итак…

Шорох – морох, шелест трав,

Шепот затихает,

Успокоен шумный нрав,

Голос умолкает.

Чтобы мысль была слышна,

Наступает тишина!

Скороговорки стали обыкновенными скороговорками, они не говорят. Но, может быть, в какой – то момент они подадут свой голос и, может быть, даже что–то посоветуют вам».  

Все участники возвращаются в круг, организуется обсуждение следующих вопросов:

сложно или легко было выполнять это упражнение;

было ли что – нибудь интересное, неожиданное в рассказах поговорок;

что нового вы узнали о себе и других;

что вас особенно удивило.

Первый этап. Подготовка.

Ведущий: «Каждый человек по своей природе является творцом – хотя бы потому, что каждому каким – то образом приходится строить свою жизнь. Но эту способность творить люди реализуют по – разному: кто – то постоянно следует советам других или копирует свою жизнь с кого – нибудь; кто – то способен к самостоятельным действиям; а кто – то живет по принципу «что хочу – то и ворочу». Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока еще меньше всего взаимодействовали, и которые, как вам кажется, чем – то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев, найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки».

Второй этап. «Симфонический оркестр».

Ведущий: «Итак, группы образованы. Каждая четверка – это маленький оркестр. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром. А теперь дирижер должен   распределить инструменты среди музыкантов и отрепетировать с ними какую – нибудь мелодию. Через пять минут состоится выступление вашего оркестра».

После выступления всех оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:

как вы определили дирижера;

все ли были согласны с выбором;

на ваш взгляд дирижер справился со своими обязанностями или нет;

как вы оцениваете свое выступление.

Третий этап. «Репетиция к концерту».

На этом этапе происходит смена участников в малых группах. Те участники, которые наименьшим образом проявили себя на прошлом этапе, переходят в другую группу (по часовой стрелке). В другую группу переходят и те участники, которые были не довольны действиями дирижера на прошлом этапе.

Ведущий: «Теперь, когда произошли изменения в составе групп, изменится и содержание творческой деятельности. Представьте, что вас пригласили выступить в Большом театре. Выступление очень ответственно, к нему необходимо хорошо подготовиться. В первую очередь выбрать репертуар. По условию контракта вы можете исполнить только одно произведение. Итак, в течение одной минуты каждая группа должна выбрать руководителя вашего ансамбля. Одно дополнительное условие – те, кто был дирижером на предыдущем этапе, не имеют права становиться руководителем ансамбля. Все участники обязаны подчиняться руководителю. Через пять минут состоится ваше выступление. Компетентная комиссия отберет те ансамбли, которые будут выступать в Большом театре».

После выступления всех ансамблей и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:

как вы определили дирижера;

все ли были согласны с выбором;

на ваш взгляд дирижер справился со своими обязанностями или нет;

как вы оцениваете свое выступление.

Четвертый этап. «Подведение итогов».

какой из этапов игры оказался самым трудным;

что вы узнали нового о себе и других;

как вы оцениваете действия своих руководителей;

как вы оцениваете свое выступление;

чье выступление было самым ярким и запоминающимся.

Заключение

Тренинг – это только часть работы с вокальным ансамблем. Безусловно, тренинг не может заманить традиционных форм индивидуальной и групповой работы с вокалистами. Формирование вокальных навыков, работа над воплощением музыкальных произведений проводятся на традиционных уроках.

Тренинг(интерактивное занятие) – это не частое событие. Мы проводим его в каникулярное время. Однако результаты проведенных тренинговых занятий положительно влияют на результаты традиционных уроков:

в результате проведения занятий с применением форм интерактивного обучения был отмечен осознанный и активный подход в освоении нового материала учащимися;

была отмечена концентрация восприятия как своего, так и чужого исполнения;

повысилась ответственность за результат занятий у всех членов коллектива;

внимание учащихся во время занятий стало более концентрированным;

сформировалась взаимоподдержка между учащимися.

Интерактивное обучение сегодня необходимо в обучении детей. Личность детей – подростков еще полностью не сформирована. Интерактивное обучение способствует становлению личности подростков, формируя самосознание, самоидентификацию учащихся, развивает коммуникативные, лидерские качества, так необходимые в современном мире. Обучение через искусство, в частности, вокальное – один из способов формирование зрелой личности. Задача преподавателя – активизировать деятельность детей, создать атмосферу комфорта на занятиях. Именно этим целям служит интерактивное обучение и тренинг, как одна из форм обучения, способствующая обмену знаниями и опытом, пробуждению чувства нового, творческому подходу к осваиваемой деятельности.

Список литературы

Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.

Емельянов Ю. Н. Активное социально – психологическое обучение. – Л.: Изд. ЛГУ, 1985 – 166 с.

Змеев С. И.  Технология  обучения  взрослых. Учебное  пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:  Академия, 2002. – 128 с.

Никольская­Береговская К. Ф.  Русская  вокально - хоровая школа: от древности до XXI в. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 192 с.

Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008 – 176 с.

Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.

Хазанов А. П. Оптимизация межличностных отношений и взаимрдействий в системе «учитель – ученик» (на материале индивидуальных занятий художественно – творческой деятельностью). – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2006. = 281 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг - как одна из форм работы с молодежной аудиторией

Пример проведения учебного занятия в форме тренинга по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/trening-%C2%ABizbavlenie-ot-vrednykh-privychek%C2%BB...

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...

Метод проектов как одна из форм интерактивного обучения

Внедрение в образовательный процесс  новых технологий, одной из которых является проектная деятельность. ...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...

Игра как одна из форм интерактивного обучения

Презентация "Игра как одна из форм интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы". Материалы презентации можно использовать, выступая на педсоветах, методических объединениях...