Тренинг - как одна из форм работы с молодежной аудиторией
материал на тему

Паначёва Ирина Евгеньевна

Пример проведения учебного занятия в форме тренинга по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/trening-%C2%ABizbavlenie-ot-vrednykh-privychek%C2%BB

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Паначева И.Е.                                                                       МОУ Уйско-Чебаркульская сош

 Тренинг - как одна из форм работы с моло дежной аудиторией

Эффективное средство для освоения подростками навыков бесконфликтного общения и поведения, формирования ответственного отношения к собственной жизни и высокой сопротивляемости к негативным формам давления, умения принимать правильные, «здоровые» жизненные решения - тренинг.

  Тренинг - это:

-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;

-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;

-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;

-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;

-организация и развитие идеологического об щения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каж дого участника задач.

 Актуальность:

  Почему происходят различные конфликты в молодежных группах? Может быть, вся причина в том, что не умеют договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, принимать единогласное решение безопасное для всех. И уметь договариваться между собой мирным путем не повышая голоса, не распуская рук, не прибегая к ненормативной лексике? Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка   будет соответствовать мнению всех участников.

Цели:

- передача знаний, которые невозможно передать словами;

- познание через переживание, через эмоции;

-обучение  самостоятельности в  нахождении эффективных способов  общения; 

-формирование у ребят навыка противостояния групповому давлению;

-формирование культуры отказа.

 

Задачи:

-помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами;

-научить воспринимать и лучше понимать себя;

-сформировать навыки критического восприятия

информации.

Идея:

не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Особенности:

-организация работы  как в малых группах, состоящих из  4-5 человек, так и в больших;

-тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения;

- отсутствие жесткого сценария;

- необходимость в помещение, изолированного не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей;

- использование некоторых развлекательных упражнений, не несущих серьезной смысловой нагрузки;

- перестройка пространства в соответствии со сменой характера общения (в круг, по группам…);

- активность и добровольность участников являются необходимым условием.

Правила:

-Единая форма обращения друг к другу  по имени.

  Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу по имени . Это психологически уравнивает всех и способствует раскрепощению участников тренинга.

-Общение по принципу “здесь и теперь”.

  Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

-Конфиденциальность всего происходящего.

  Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

-Персонификация высказываний.

  Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

-Искренность в общении.

  Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

-Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем вопросы или высказываем свою точку зрения.

-“Не опаздывать!”

  Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

Роль ведущего:

-объяснить участникам  правила,

- давать ответы на все возникающие вопросы,

-следить, чтобы правила никем не нарушались,

- оказать помощь в построении отношений общения между участниками,

- помочь каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

Требования к

участникам:

  1. слушать внимательно и давать высказаться каждому;
  2. постараться установить связь между тем, что бы они
    хотели сказать, и тем, что сказали другие;
    -постараться установить отличие между фактами и
    собственным мнением;
  3. не пытаться увести дискуссию в сторону, говорить
    по делу;
  4. соблюдать регламент выступления;
  5. не использовать ругательства;
  6. сконцентрироваться на проблеме и на необходимости найти решение;
  7. не говорить чужих фактов, мнений и чьих-то идей.

  Трудные ситуации для учителя и как   с ними справляться:

Группа вам не нравится.

  В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.

Вы волнуетесь перед группой.

Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение.   Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).

Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных.

Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше.

 Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят.

Задуманный вами сценарий тренинга не получается.

  Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов

 Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.

Ожидания:

-научиться слаженно работать в группе,

-уважать мнение других участников,

-уметь договориться,

-научиться принимать эффективные решения для всех участников группы,

выявить   лидерские способности.

Рефлексия:

Проводится в форме групповой дискуссии:

-с какими трудностями вы встретились, принимая решение?

-кто в группе занял лидерствующее положение? Почему?

-какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?

-какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

-как можно улучшить процесс принятия общего решения?

-может ли группа эффективнее работать, чем один человек?

Рекомендации

по достижению соглашения:

-не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

-не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться;

-избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;

-относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

Пять этапов принятия решений:

-проясни для себя, какое решение необходимо принять;

-продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации);

-собери информацию, необходимую для принятия решений;

-продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения);

-выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца.

Реализация:

-отдельным учебным занятием.

Форма

представления:

урок-тренинг с мультимедийным сопровождением.

Формы работы:

психологические упражнения, учебный диалог, беседа с

обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.

Основные

понятия:

-выбор,

-правила отказа,

- самоуправление,

-альтернативное мнение,

 -собственная точка зрения,

-работа в команде,

-правила поддержки.

Аудитория:

учащиеся 9-11 классов.

Ресурсы:          http://www.adic.org.ua/sirpatip/mater-2/mikheeva/rules.htm

                      http://summercamp.ru  -игры тренинговые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Родительское собрание: одна из форм работы с родителями.

Текст выступления на педагогическом совете, посвящённом обсуждению темы "Работа с родителями"....