Концертмейстерская работа с вокальным ансамблем (из опыта работы)
статья по музыке на тему

Шелаева Татьяна Анатольевна

Из опыта работы концертмейстера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konts.rab_.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шелаева Т.А.

«Концертмейстерская работа с вокальным ансамблем»

(из опыта работы)

Более 25 лет я работаю концертмейстером в классе «Постановка голоса» отделения «Хоровое дирижирование». За это время накопился довольно богатый опыт работы, как с вокалистами, так и с вокальными ансамблями – мужскими, женскими и смешанными

Вокальный ансамбль – это маленький хор. Хочу отметить, что труд концертмейстера сложен и многообразен, включает в себя не только искусство владения инструментом, постоянно повышая свое мастерство, точного прочтения нотного текста и воплощения музыкального замысла композитора, но и формирование коммуникативности в творческом коллективе, солидарности с исполнителями – тем самым осуществляется взаимодействие, основанное на эмпатии, т.е. сопереживании. Концертмейстер по роду своей деятельности должен обладать высоким интеллектом, развитым мышлением, творческим воображением, профессиональной памятью. И в то же время, для исполнителей концертмейстер – это друг, помощник, педагог, вдохновитель, исполнитель, хранитель их здоровья.

После окончания высших учебных заведений некоторые пианисты чувствуют свое призвание в сольной карьере или педагогической работе, либо концертмейстерской, довольно часто совмещают все виды музыкальной деятельности одновременно.

Мне, по складу характера и нервной системы, ближе оказалась концертмейстерская работа. Я работала в классах специализации инструментального исполнительства, специальности «Хоровое дирижирование», но нашла себя в работе с вокалистами и вокальным ансамблем.

Каждое выступление вокального ансамбля – это праздник, и публика знает и с нетерпением ждет этого события и в училище, и на площадках города, и в области, и в шефских концертах и конкурсах.

У ансамбля есть мотивация к продуктивной, творческой работе – это концертное выступление. На 1-м этапе нашей работы мы вместе с педагогом по вокалу намечаем предстоящий репертуар; программа должна включать в себя русские и зарубежные народные песни в обработках; романсы, песни композиторов ХХ века, произведения смоленских композиторов.

Концертмейстер – это тот же пианист, привыкший внимательно и кропотливо работать над своей фортепианной партией, но есть особенности при аккомпанировании ансамблю – это объединение всех участников в единый коллектив единомышленников, чувствующих, любящих и исполняющих чудесную музыку.

Когда я получаю ноты, то независимо от того, знаю я это произведение или нет, я освежаю его в памяти – слушаю, сравниваю, отмечаю для себя особенности исполнения – в сети Интернет. Запоминаю наиболее понравившиеся мне моменты.

Далее начинаю работу над своей партией фортепиано: прорабатываю технически сложные места, работаю над точностью исполнения нотного текста, штрихами, выразительностью музыкальной фразы, качеством звука, музыкальной формой, драматургическим содержанием. Отдельно уделяю большое внимание своему solo, т.е. вступлению, заключению и проигрышам. Конечно же не забываю о партиях ансамбля: на рояле вслушиваюсь в аккордовые созвучия, стараюсь прочувствовать выразительность мелодической линии, внутренним слухом объединяю все голоса воедино и мысленно соединяю вокальную линию с фортепиано. Первоначальный образ произведения у меня уже готов.

Далее на практическом этапе разучивания произведения с участниками ансамбля главное – добиться чистоты интонации вокалистов и ясной четкой дикции при произнесении текста.

Если интонация у певцов неустойчива, малоподвижна, я довольно продолжительное время подыгрываю им их вокальные партии на фортепиано, но с аккомпанементом рояля. Работаем над дыханием, звукоизвлеченим, фразировкой, словесным текстом, для понимания смысла произведения, несущего драматургическую нагрузку.

У концертмейстера, работающего в классе вокала, должно быть, как говорят, «вокальное ухо» или «вокальный слух», поэтому мне необходимо следить не только за своей партией, но и за чистотой исполнения ансамблистов.

Произведение впевается и сыгрывается постепенно: от репетиции к репетиции, включая в себя все новые интересные задачи.

На завершающем этапе, когда все уже всё выучили и начался процесс музыкально-художественного воплощения замысла композитора в жизнь, работа становится особенно захватывающей, всепоглощающей, не знающей ни времени, ни душевных затрат, т.к. идет подготовка к эстрадному выступлению.

Все партии, и вокальная, и фортепианная, соединяются в звуковой поток, слышится единый ансамбль как живой организм, объединенный общим замыслом: устремлениями и непреодолимой любовью к музыке.

Настоящий концертмейстер любит играть, выступать, одним словом, любит свою работу и исполнителей больше, чем саму себя.

Очень велика роль концертмейстера на эстраде. Можно сказать, что ценою собственного здоровья, аккомпаниатор оберегает здоровье вокалистов. Во время выступления концертмейстер сосредоточен, полон внимания не только к своей партии, главное – к ансамблю, как основному действующему лицу.

Мое слуховое внимание занято звуковым балансом, представляющим основу ансамблевого музицирования.

Мобильность, быстрота, активность моей реакции требуют огромной затраты физических и душевных сил. Лучшее средство от волнения – сама музыка и особенно выразительная игра концертмейстера, повышенный тонус исполнения.

Мое творческое вдохновение передается участникам ансамбля, помогает им обрести уверенность, психологическую свободу.

Еще хочу отметить такую черту творчества, как страстность, которая помогает процессу исполнения и способствует успеху на эстраде.

Каждое искусство требует целой жизни, а занимаясь всю жизнь любимым делом – я, как концертмейстер, и мои участники ансамбля, думаю, получаем удовлетворение, радость творчества, стремление к самосовершенствованию. И поэтому мы достигаем неувядающей молодости духа и внутренней красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Формы вокальной работы в детском хоре. Из опыта работы.

В своей  работе я пытаюсь рассказать о поиске методов, направленных на воспитание вокально-хоровых навыков у учащихся, о взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребенка....

Методика работы с вокальным ансамблем.

Данное музыкальное пособие предлагается в помощь музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам- вокалистам. В нем собран мой многолетний опыт работы с воспитанниками в де...

Образовательная программа по работе с вокальным ансамблем.

Материал, который будет интересен педагогам вокалистам и преподавателям хоровых дисциплин....

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...