Главные вкладки

    ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
    статья по информатике и икт (11 класс) на тему

    Липатов Никита Вячеславович

    В условиях глобальной информатизации и повсеместного внедрения информационных технологий особое внимание стоит уделить вопросу развития системы электронного обучения.  Так, в Федеральном законе № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», принятом в феврале 2012 г., дается определение электронному обучению.  В рамках которого электронное обучение представляет собой организацию электронного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novikov_lipatov.docx21.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Новиков В.С. канд. экон. наук, доцент кафедры

    государственного и муниципального управления

    Кубанского государственного технологического университета,

    г. Краснодар

    Липатов Н.В. учитель информатики МБОУ «СШ №3» пгт. Яблоновский, республика Адыгея

    В условиях глобальной информатизации и повсеместного внедрения информационных технологий особое внимание стоит уделить вопросу развития системы электронного обучения.  Так, в Федеральном законе № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», принятом в феврале 2012 г., дается определение электронному обучению.  В рамках которого электронное обучение представляет собой организацию электронного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.[1]

    Таким образом, у потребителя образовательных услуг (обучающегося) появляется возможность получить услугу дистанционно, независимо от месторасположения и удаленности от учебно-образовательного учреждения в режиме реального времени.

    Инструментарий реализации процесса электронного обучения представлен дистанционными образовательными технологиями, рассматриваемыми как образовательные технологии, реализуемые на основании применения информационно-коммуникационных сетей при    опосредованном взаимодействии потребителя образовательных услуг и педагогических работников.

    Исследователь И.Н. Мовчан рассматривает такие дистанционные образовательные технологии, как [2]:

    1) кейс-технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и их доставки студентам для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебно- методических материалов: печатные материалы (учебно-методические комплексы, учебники, методические пособия на бумажном носителе); материалы на аудио-, видеоносителях (обучающие аудио- и видеокассеты); материалы на CD-дисках (видеолекции, учебно-тренировочные комплексы, обучающие игры). Доставка материалов и взаимодействие между участниками процесса обучения происходит при помощи традиционной почты, факса, телефона, а также средств телекоммуникационных технологий;

     2) сетевые технологии, базирующиеся на использовании локальных и глобальных сетей интернет и интранет и реализующие все формы взаимодействия между преподавателем и студентами, такие как: представление в сети учебно- методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов; организацию общения, консультации с преподавателем, взаимодействие группы студентов между собой и с преподавателем, проведение контрольных мероприятий;

    3) технологии видеоинтерактивного обучения, использующие глобальные и локальные сети для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в режиме реального времени. Видеоинтерактивное обучение максимально приближено к традиционному классическому.

    Следует отметить, что электронное обучение имеет ряд особенностей от традиционной системы обучения, а именно:

    - гибкость обучения заключается в том, что те студенты, которые ведут трудовую деятельность, могут самостоятельно определять для себя график обучения для освоения курса дисциплин по выбранной специальности;

    - модульность, т.е. в основе электронного обучения заложен модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями);

    - экономическая эффективность электронного обучения, заключается в том, что стоимость данных образовательных услуг менее затратное, чем получение образования при традиционной системе обучения.

    - тьюторство, т.е. расширение задач у преподавателя заключается в том, что он координирует процесс обучения, проводит консультирование студентов;

    - появление новых форм контроля, таких как: дистанционные экзамены, тестирование;

    - применение в образовательной деятельности информационно-коммуникационных компьютерных технологий.

    Таким образом, можно отметить, что при  электронной системе обучения, как преподаватели, так и студенты должны быть активными пользователями  интернет-технологий, поскольку развитие рынка электронного обучения нельзя рассматривать обособленно, ведь новые подходы к образовательному процессу меняют весь образовательный кластер, в том числе и структуру рынка труда. Следовательно, появляется потребность в новых педагогических кадрах, ориентированных на использование современных технологий в процессе обучения. Это требует изменений в подготовке педагогов, развития у них в большей степени компетенций, связанных с информационно-телекоммуникационными технологиями.

    Первыми апробацию электронного  обучения провели такие крупные университеты, как МГУ им. Ломоносова и МИФИ [3]. Необходимость данного вида образования в России так же, как в других странах, обусловлено спросом на доступное и качественное образование. Помимо этого, использование данных форм обучения позволяет решить проблему обучения для удаленных территорий, где вопрос получения образования становится невыполнимым ввиду удаленной раздробленности населенных пунктов в труднодоступных регионах.

    В рамках реализации и повсеместного внедрения электронного обучения в образовательную среду необходимо провести следующие мероприятия:

    − расширить интернет-сообщества, т.е. сформировать мотивационные механизмы приобщения к интернет-технологиям школы, вузы, ссузы, специалистов системы образования;

    − изучить информационно-коммуникативные потребности системы образования и создать сервисы и службы, направленные на удовлетворение образовательных потребностей;

     − разработать мероприятия, направленные на подготовку обучающихся к осуществлению учебно-образовательной деятельности;

     − организовать подготовку кадров, наделенных специальными умениями и навыками квалифицированно организовать и сопровождать процесс электронного обучения;

    − сформировать основные принципы реализации системы электронного обучения с учетом применения дистанционных образовательных технологий.

    Таким образом, реализация электронного обучения и внедрения данной формы в повседневную практику носит в основном теоретический характер и требуют более глубокого анализа с практической точки зрения.

    В настоящее время можно говорить об активном развитии дистанционных образовательных технологий и системы электронного обучения в целом благодаря повсеместному распространении интернета и вовлечении данных информационных технологий в жизнедеятельность современного человека. В этом смысле интернет для электронного обучения становится глобальной средой интерактивного информационного обмена, действующей в режиме реального времени и с учетом индивидуальности пользователей.  Развитие дистанционных образовательных технологий, как инструментария электронного обучения, констатирует начало формирования и выделения в самостоятельный сегмент оказания образовательных услуг в электронный, что обуславливает растущую потребность в данном виде получения образовательных услуг среди населения.

    Список использованных источников:

    1) Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» // Российская газета - Федеральный выпуск №5719 (46)

    2) Мовчан И.Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37153 (дата обращения: 29.01.2017)

    3) Изаак, С.И., Исаев, Р.А. Дистанционное обучение как способ реализации учебного процесса // Байкальские международные социально-гуманитарные чтения: материалы 5 Международной научно-практической конференции. – Иркутск: ИГУ, 2011. – Т. 3. – С. 58–64.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы.

    Значение компьютера и Интернета в жизни школы, учителей и учащихся....

    Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

    В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные техно...

    Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

    Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

    В работе описывается технология самостоятельной работы учащихся, с применением игровых технологий....

    Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики

    В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к ры...