Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики
статья по физике

Павлова Татьяна Александровна

В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к рыночной, развитие наукоемких сфер производства, развитие информационно- телекоммуникационной сферы, общедоступность мировой информационной сети, развитие нано-технологий. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях экономики необходимо внедрение современных технологий в образовательный процесс. Это касается не только высших и средне-специальных учебных заведений, но и среднего и среднего общего образования. Именно школа закладывает основы знаний и умений обучающегося, на основе которых в последующем базируются знания высшей школы. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

В условиях работы в обычной общеобразовательной школе, различному отношению учащихся к преподаваемому предмету (от полной апатии до проявления глубочайшего интереса) проявляется противоречие между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся. Данное противоречие может быть  решено через внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г.Ивантеевки Московской области

Доклад на тему:

«Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики и физики»

Учитель математики

Павлова Т.А.

Ивантеевка, 2019г.

Оглавление:

  1. Введение
  2. Внедрение современных технологий в образовательный процесс
  3. Индивидуальный подход и его реализация на уроках математики и физики
  4. Список литературы

Введение

В настоящее время система российского образования находится в состоянии реформ. Это обусловлено рядом причин, таких как изменение государственного устройства, переход России от плановой экономики к рыночной, развитие наукоемких сфер производства, развитие информационно- телекоммуникационной сферы, общедоступность мировой информационной сети, развитие нано-технологий. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях экономики необходимо внедрение современных технологий в образовательный процесс. Это касается не только высших и средне-специальных учебных заведений, но и среднего и среднего общего образования. Именно школа закладывает основы знаний и умений обучающегося, на основе которых в последующем базируются знания высшей школы. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к учащимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности детей. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

В условиях работы в обычной общеобразовательной школе, различному отношению учащихся к преподаваемому предмету (от полной апатии до проявления глубочайшего интереса) проявляется противоречие между высоким и низким уровнем обучаемости учащихся. Данное противоречие может быть  решено через внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода.

  1. Внедрение современных технологий в образовательный процесс

В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения.

Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы:

  • увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы,
  • отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ исследовательского характера.

Информатизация образования – это широкое внедрение в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс по любому предмету.

На уроках физики и математики могут применяться следующие информационные технологии:

- презентации к урокам

- видеоматериалы по изучаемой теме

- интернет- тестирование

-интерактивные демонстрации и опыты

- интерактивные лабораторные работы

Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия.  Кроме того около 80 процентов информации человек воспринимает при помощи зрения. Именно поэтому одним из принципов обучения является наглядность. Именно при помощи презентации информация преподносится в виде кратких и понятных тезисов. Они удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Многие изучаемые объекты не могут быть показаны учениками непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: картины, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у школьников образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к урокам.

Можно выделить главные плюсы компьютеризации в образовании:

- возможность повысить самостоятельность обучения (проверка правильности выполнения задания при помощи компьютера)

- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса (использование интернета как источника информации)

- возможность дистанционного образования для отдельных категорий граждан (может осуществляться в реальном масштабе времени, возможны консультации с преподавателем, прием и проверка заданий в краткие сроки)

- возможности индивидуализации обучения (индивидуальные домашние задания, интерактивная исследовательская деятельность и др.)

- повышение объективности оценки знаний (компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области)

- формирование непрерывного познавательного интереса

Применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

  1. Индивидуальный подход и его реализация на уроках математики и физики

Особое место среди школьных дисциплин занимает математика. Математика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, что является основной целью обучения и может достигнуто только при условии наличия сформированного устойчивого интереса к получению знаний. Также несомненным является тот факт, что такие предметы, как физика и математика прекрасно развивают умственные способности учащихся. Знание математического аппарата открывает учащемуся дорогу, как и в естественно – научном направлении, так и в гуманитарном.

Однако здесь мы встречаемся с противоречием – математика и физика может изучаться на разных уровнях сложности. В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, учитель должен  реализовать  дифференциальный подход к обучению. При подготовке контрольно-измерительных материалов я руководствуюсь дифференциальным и индивидуальным подходами к обучению.  

Для реализации индивидуального подхода на уроках математики  можно использовать следующие принципы:

  • Обучение на «индивидуальном» уровне трудности.
  • Обучение должно предполагать развитие личностных характеристик ученика
  • Вариативность обучения, то есть разнообразие его содержания, форм и методов.

Как раз вариативность обучения легко реализовать при помощи современных технологий. Так, на уроке физики можно легко сочетать традиционные методы преподавания с использованием презентаций, которые позволяют расширить изучаемый материал, связать исторические эпохи с физическими открытиями, показать трудность научного познания.  При помощи видеоматериалов легко продемонстрировать те физические явления, которые сложно воспроизвести в реальности.

Также на примере личности российских ученых необходимо сформировать у учеников уважения к нашей стране, ее места в мировом сообществе. Все это сложно сделать без использования современных технологий, так как время на изложение нового материала отведено немного. Современные же технологии позволяют оптимизировать учебный процесс, что позволяет расширить излагаемый материал.

При помощи разноуровневых заданий появляется возможность дифференцировать процесс обучения. Я разделяю предлагаемые задания на три уровня сложности: низкий, достаточный и высокий.

После изучения новой темы в первую очередь учащимся предлагается решить низкий уровень сложности. Этот уровень содержит  элементарные представления о физических процессах и явлениях на уровне понимания происходящего, задачи, решение которых выполняется в одно действие

Достаточный уровень сложности предполагает рассмотрение более сложных представлений, задачи, решение которых требует применение нескольких формул.

Высокий уровень сложности предполагает решение нестандартных задач, в том числе исследовательского характера.

Таким же образом составляются и самостоятельные работы. Они тоже содержат задания низкого, достаточного и высокого уровня сложности. Это дает возможность оценить как учащихся с низким уровнем знаний, так и выявить детей с высокими умственными способностями. Кроме самостоятельных работ при изучении математики и физики целесообразно применять такую форму контроля знаний обучающихся, как тест. На сегодняшний день тестирование используется во всех предметах. Кроме того, сейчас учащиеся сдают всероссийские диагностические и проверочные работы. Именно поэтому тестирование необходимо применять и в процессе обучения.

Современные технологии позволяют использовать компьютерное тестирования. Оно намного точнее и быстрее, чем бланочное, позволяет охватить больший объем содержания, быстро определить результаты усвоения материала. При этом учащийся узнаёт предварительные результаты сразу по окончанию тестирования. Учащиеся самостоятельно могут проверить свои знания с помощью компьютера, увидеть количество правильных ответов, а также полученную отметку. Кроме того, компьютер гарантирует конфиденциальность при необходимости.

Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию.
  • компьютерный тест должен быть простым в использовании.
  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос.
  • -тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить.
  • вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности.
  • вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему.
  • варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке.
  • необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Также на уроках для компьютерного тестирования можно применять Интернет в режиме on-line.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода приводит к повышению качества образования. При этом создаются условия для формирования информационно развитой личности, овладения современными продуктивными  технологиями.

Список литературы

  1. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда.: 1988. 56 с.
  2. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. 48 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. с. 84-90.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – стр. 336
  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991. 
  7. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 256 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 96 с.
  9. Дифференциация обучения в средней школе / Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. // Советская педагогика. 1990. №8. с. 42-47.
  10. Макаров Ю. Только индивидуально! / К методике проведения урока/ //Народное образование. – 1991. - №3 – с.79-82.
  11. Рогановский Н. Дифференцированное обучение (в школе) – как его осуществить? // Народное образование – 1991 - №3 – с.79-81.
  12. Степанский В. Одаренные, шаг вперед, или дифференцированное обучение «за» и «против» // Семья и школа – 1991 - №9 – с.32.
  13. Кречетников К.Г. Тенденции развития образования в современном информационном обществе – Ресурсы интернет: http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya24022005155356.php
  14. Государственные образовательные стандарты общего образования" – Ресурсы интернет: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....

Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики

В работе описывается технология самостоятельной работы учащихся, с применением игровых технологий....