ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
методическая разработка

Махова Елена Александровна

 

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(ИКТ)

 В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Если мы хотим идти вперед,

 то одна нога должна оста­ваться на месте,

 в то время как другая делает следую­щий шаг.

Это – первый закон всякого прогресса,

одинако­во применимый как к целым народам,

так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

 

  Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

  Сочетание ИКТ связано  с двумя  видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов,  способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку,  передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии  – методы, способы и средства взаимодействия  человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических  материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их  применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ  включает в себя:

  •   компьютер и интернет
  •   телевизор 
  •   видеомагнитофон
  •   видеокамера и фотоаппарат
  •   DVDи CD
  •   радио
  •   игровые приставки
  •   мобильные телефоны
  •   магнитофоны
  •   мультимедиа и  интерактивная доска.

 Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

  Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

   С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

  В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

  Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

 

Цель  ИКТ в дошкольном образовании:

повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

  •  Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
  •   обеспечение взаимодействия с семьёй;
  •   обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
  •   облегчение реализации образовательной деятельности ;
  •   облегчение методической работы;
  •   обеспечение коммуникации;
  •    возможность самореализации;
  •   возможность самообразования.

 

Использование ИКТ технологии в ДОУ

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

 

  •  Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  •   Подбор дополнительного познавательного материала к  занятиям;
  •   Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
  •   Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
  •   Создание презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  •   Использование ИКТ  для проведения родительских собраний или консультаций специалистов  для родителей;
  •   Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют  управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
  •   Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  •   Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов  по различным направлениям деятельности;
  •   Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
  •     Создание медиатек, которые представляют  интерес не только для педагогов, но и для родителей.

 

Преимущества использования ИКТ

 в образовательном процессе:

 

  •   Помогает  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  •    Помогает  формировать информационную культуру у детей;
  •    Предъявление информации на экране в  игровой форме вызывает  у детей огромный интерес;
  •    Несёт  в себе образный  тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  •    Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует  повышению у них интереса к изучаемому материалу;
  •    Предоставляет  возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  •    Позволяет  моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
  •     Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  •    ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
  •    Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает  ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит  их;
  •    С помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Формы организации детей.

1.Мультимедийные презентации;

2.Обучающие фильмы;

3.Дидактическик игры;

4. КВН;

5. Викторины;

6. Образовательная деятельность;

7. Кружки;

8. Развлечения;

9.Праздники;

10. Мастер -  классы;

 11. Познавательные беседы.

 

Работа с родителями.

  1. Создание сайта группы, постоянное его обновление;
  2. Родительские собрания;
  3. Консультации;
  4. Проведение мастер классов и круглых столов;
  5. Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков;
  6. Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду;
  7. Создание тематических презентаций на разные темы.

Результат использования ИКТ технологии

1.Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
2. Внедрение ИКТ в образовательное пространство;

3. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников;

4 Создание единой информационной среды;

5. Активизация познавательной деятельности  обучающихся;

6.Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью использования ИКТ;

7. Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям;

8.Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах;

9. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Использование ИКТ в моей деятельности

За свою работу воспитателем я использовала ИКТ:

1.Оформление стендов, группы;

2.Подбор материала к НОД;

3.Оформление документации, отчетов;

4. Создание презентаций;

5.Обмен опытом работы;

7.Участие в конкурсах через интернет;

8. Выкладывала  на сайт детского сада статей для родителей, конспектов занятий, докладов  и презентаций;

9. Дистанционно повышала квалификацию;

10.. Подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.

Используемая литература:

1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2019г.;

2.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

8.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)

9.Интернет ресурсы:

1.https://nsportal.ru/mahova-elena-aleksandrovna

2.maam.ru/users/1978098

3.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologtya_ikt.docx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ(ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ(ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ...

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом з...