Творческий проект в первой младшей группе совместно с родителями «Милашки- куклы пеленашки»
проект (младшая группа)

Михайлова Анна Ивановна

Воспитание, лишенное народных корней, бессильно. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milashki.docx300.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть- Баргузинский детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                                      Утверждаю__________

Заведующая МБДОУ «Детский сад Солнышко»

Миронова Н.И.

                                                                                           Приказ №_______ от__________

Творческий проект

в первой младшей группе

совместно с родителями

«Милашки- куклы пеленашки»

C:\Users\днс\Desktop\kukly-ober-1.jpg

Автор- составитель воспитатель высшей категории

Михайлова А.И.

«Милашки — куклы-пеленашки»

Воспитание, лишенное народных корней, бессильно. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

К. Д. Ушинский

Актуальность проекта

   Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных открытий, нововведений, инноваций. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики.   Люди и дети меняются, природа переживает включение людей, их техногенный процесс. Но как и много лет назад, так и сейчас каждый ребенок появляется на свет, растет, познает окружающий и предметный мир через игру. Современный мир переполнен информацией. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, традициям, игрушкам, им на смену приходят мультфильмы и компьютерные игры Запада. В каждой семье есть игрушки, много игрушек.

   Порой они не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Родители чаще проговаривают о том, что им легче выбросить и купить новую, современную, чем привести в порядок игрушку вместе с ребенком. Сменяющееся поколение все реже проявляет интерес к своей русской истории, не прививая этот интерес своим детям. Поэтому педагоги нашего ДОУ ставят перед собой цель – формирование бережного отношения  и любви к своей истории и традициям.

   Одним из направлений работы педагогов нашего дошкольного учреждения является социально - нравственное развитие детей дошкольного возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу. Педагоги понимают, что детям дошкольного возраста важно и необходимо передавать опыт предков по возращению традиций и обычаев русского народа; по становлению гордости за свою необъятную Родину. В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке уважение к традициям и обычаям своего русского народа, старшему поколению, любовь к родному языку и природе. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?  Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и  понятна ребенку.

   Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

   Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.

   Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети.

   Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

   К. Д. Ушинский писал, дети должны, начиная с раннего возраста, усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с  произведениями народного творчества и постоянно играть. Он считал игру самостоятельной, свободной детской  деятельностью, имеющей огромное значение в развитии личности: «Игра есть  свободная деятельность дитяти.. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его  воля». Действительно в жизни ребенка игрушка имеет большое значение. Дети дошкольного возраста вместе с куклой создают свой воображаемый  мир или знакомятся с действительностью, создают совместную с педагогом, сверстниками проблемную ситуацию или посредством действий,  обыгрывания, знакомятся с поступками, как положительными, так и  отрицательными.

Проблематика

   У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле. Причины: незнание истории возникновения народной куклы. Отсутствие в группах развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

   Задача взрослых - не забывать историю своего народа, воспитывать интерес у детей к народной культуре (обычаи, традиции, игры, праздники, народные игрушки, желание узнавать новые факты из жизни нашего народа, прививать любовь к своему народу. На вопрос воспитателя  детям: «Каких вы знаете кукол своих ?» проявилось молчание. При показе иллюстраций, на которых изображены тряпичные куклы, воспитатель увидел интерес и желание детей узнать больше информации о куклах.

   Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания узнать «почему так было?», откуда в магазине хлеб, посуда, игрушки? Что такое самовар или лапоть, о которых читают в сказке. Отсюда, часто пренебрежительное отношение к вещам и игрушкам. Нет понимания, что человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из поколения в поколение, что затрачено много сил на производство. Что  сейчас быстро и удобно, не всегда было таким. Сейчас, по истечении многих лет,  мы видим, как поменялись предметы быта, изменилась одежда, обувь и игрушки современных детей, в зависимости от них, игры детей. Мы столкнулись с проблемой: иллюстрации с различными тряпичными куклами вызвал интерес у детей, но он не развился. Решение – необходимость в показе детям настоящей тряпичной куклы, наглядность, то есть дать возможность ребенку куклу взять в руки, рассмотреть, полюбоваться.

Вид проекта : творческо-информационный

Сроки реализации проекта : среднесрочный

Участники проекта :

- дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

-педагоги;

-родители (законные представители) воспитанников

Концептуализация

   Оригинальность нашей работы обеспечивается внедрением в практику  воспитательно-образовательной работы следующих идей:

- Создание условий для возникновения мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбом «Кукла наших предков»

- Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция осуществляется только в процессе игры.

- Привлечение родителей в процесс ознакомления детей с культурой нашего народа, информацией о тряпичных куклах.

Перспектива дальнейшей деятельности:

  • Комплексно - тематическое планирование по теме.
  • Взаимодействие с родителями детей.
  • Анализ результатов проектной деятельности и обобщение опыта.

Цель: формирование интереса детей в младшей группе к истории и культуре  русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

- Обогащать знания воспитанников об истории возникновения, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и обучать детей технике изготовления различных видов кукол.

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции.

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность и способствовать активизации интереса родителей к вопросам нравственно – патриотического воспитания

Планируемый результат:

  • Повышение интереса к русской народной кукле.
  • Повышение познавательной активности детей и родителей.
  • Активизация словарного запаса детей.
  • Усиление ресурсного обеспечения группы.
  • Альбом «Кукла нашего народа».
  • Изготовление кукол для мини-музея.
  • Презентация.

 Этапы работы :

Подготовительный этап (разработка проекта)

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы

3. Выявление знаний детей и их родителей о тряпичной кукле. Сбор информации и материалов для реализации работы и создания пространственной предметно-развивающей среды: подбор художественной литературы, иллюстраций, кукол в русской народной  аудиоматериалов (русская народная музыка). Создание картотек тканей и ниток, загадок, пословиц и поговорок, фольклора (песни, колыбельные напевы, припевки, заклички, потешки, прибаутки). Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности,  презентации.

Основной этап (внедрение работы)

1. Составление консультации для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей», рекомендаций.

2. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбома «Кукла нашего народа».

3. Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

4. Творческие задания для родителей.

5. Беседы, наблюдения, деятельность с детьми (игровая, продуктивная, музыкально-театрализованная, двигательная, чтение).

6. Оформление центра творчества для свободной самостоятельной деятельности (каждый ребенок может найти любые материалы творчества).

Заключительный этап:

1.Итоговое мероприятие «Тряпичная кукла своими руками» для детей и родителей с последующей организацией чаепития.

2.Выставка «Куклы наших предков»

3.Презентация «Народная тряпичная кукла».

 Комплексно – тематическое планирование

Для выстраивания целостного педагогического процесса, на первом этапе изучив методическую литературу по данной проблеме, составлен план работы с детьми, разработала цикл тематической деятельности.

Для последовательной реализации педагогических задач целесообразно  использовать следующие методы:

  • Обследования.
  • Наглядный.
  • Словесный.
  • Практический.
  • Сотворчество.

Месяц - Мероприятия

Сентябрь

 Изучение методической литературы

Октябрь

Изучение истории возникновения народной куклы.

Чтение художественной литературы: «Аленушкины сказки»»,  «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторов: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов. Потешки, поговорки, загадки.

Ноябрь

Наглядная и стендовая информация для родителей. Консультации.

Декабрь

Характеристика и изготовление обереговых кукол родителями. (Куватка, Северная Берегиня, Кубышка-Травница).

Январь

 Родительское собрание- Мастер- класс (Пеленашка). Характеристика и изготовление обрядовых кукол родителями.(Рождественский ангел,).

Февраль

Характеристика и изготовление игровых кукол родителями. ( Зерновушка, Из ниток.)

Март

Формирование мини – музея «Народная тряпичная кукла».

Апрель

Выставочная деятельность (подведение итогов).

 Заключение

   Академик Д. С. Лихачёв, считал, что: «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…. Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем  озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

   Целенаправленная работа по ознакомлению с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве  детей, воспитателя и родителей, позволит педагогам заинтересовать детей,  привить у них интерес к сохранению народных традиций.

   Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана физическими,  психологическими и мировоззренческими связями.

   Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

Методическая литература

1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000

2 .Куклы наших предков. Сиджах Г. // Дошкольное воспитание. 2015 №12. С. 35 – 41

3. Мулько И. Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004

4. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Аскарова А. // Дошкольное воспитание. 2011 №7. С. 117 – 125

5. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013).

6. Шайдурова Н. В., Традиционная тряпичная кукла : Учебнометодическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2011

Электронные (интернет) ресурсы:

7. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

8. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

9. Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.

10. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.

11. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

12. Славянские куклы : www.liveinternet.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческая деятельность в первой младшей группе (совместно с родителями) "СОЛНЫШКО И ТУЧКА"

Художественно-творческая деятельность в первой младшей группе  предполагает закрепление у малышей навыков нетрадиционного рисования пальчиком, тампончиком и кисточкой.  Проводится совместно ...

Художественно-творческая деятельность в первой младшей группе (совместно с родителями) "СОЛНЫШКО И ТУЧКА"

Художественно-творческая деятельность в младшей группе  предполагает закрепление у малышей навыков нетрадиционного рисования пальчиком, тампончиком и кисточкой.  Проводится совместно с родит...

Творческий проект в первой младшей группе «Моя любимая игрушка»

В данном возрасте дети многие игрушки используют не по назначению, не умеют играть вместе.Цель: «Научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам»....

Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы» воспитателя группы младшего дошкольного возраста (2 - 3 лет)

Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы»Проблема: незнание детьми праздника - День Победы.Обоснование проблемы:Недостаточное внимание родителей к пра...

Творческий проект в первой младшей группе "Скоро Новый год!"

    Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообр...

Краткосрочный, познавательно-творческий проект в первой младшей группе на тему «Космические дали»

В современном мире все меньше «остается места» для по настоящему героических моментах из истории нашей родины. В стремительно меняющемся измерении современности все реже вспоминаются событ...

Краткосрочный социально- творческий проект в первой младшей группе " День Победы"

Проблема: Незнание детьми праздника – День Победы•Основание проблемы: Дать первоначальные знания и представления детям 3-го года жизни об истории праздника «День Победы», расска...