Элективный курс в 9 кл."Символика Российского государства"

Обращение к теме государственных символов имеет громадное воспитательное значение, так как через накопление знаний

о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному

опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никулинская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Никулинская ООШ»

_____________________И.А.Мартынова

«__1__»_сентября______2015____г.

Рабочая программа элективного курса

«Символика Российского государства»

_____9_____ класс

Составитель: Степанова Надежда Афанасьевна,

                                          учитель высшей категории

2015 г


Пояснительная записка

Основная цель элективного курса «Символика Российского государства» – в доступной и лаконичной форме, используя исследования известных специалистов по истории отечественной символики В. Артамонова, Г. Вилинбахова, В. Лебедева, Н. Соболевой и др., рассказать об истории возникновения, утверждения и эволюции главных символов российской государственности – герба, флага и гимна.

Одна из важных задач курса – не оставить ребят равнодушными, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России, её многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество.

Государственные символы нашей Родины – это часть Отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение многовековой жизни народов нашей страны.

Обращение к теме государственных символов имеет громадное воспитательное значение, так как через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственный герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в двадцатом веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета – вопросам актуальным и ещё недостаточно изученным.

Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг, и гимн родной страны, но и понимать символику. А для этого нужно иметь представление об её истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При Великом князе Иване Третьем средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Пётр Великий закрепил за Россией трёхцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая Первого. Все эти символы российской государственности отражали мировоззрение не только самодержцев и высшего сословия, но и всего российского общества.

   Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет значимую роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества


Примерное тематическое планирование

(0,5 ч. в неделю, всего 17 ч.)

Наименование тем и подтем

Кол-во часов

Виды деятельности

Раздел   первый.

Из истории государственного герба России (9 часов)

Тема №1. Государственный герб. Предыстория.(5 часов)

1

Что такое герб?

1

Лекция

2

Составные части герба.

1

Практикум

3

Знаки и эмблемы Руси.

1

Видео урок

4

Печать 1497 . Всадник и Святой Георгий.

1

Лекция

5

Предыстория двуглавого орла.

1

Беседа

Тема №2. История герба России 16-20 веков. ( 4 часа)

6

Российский герб в 16-ом - середине 19-го веков.

1

Лекция

7

Большой государственный герб Российской империи.

1

Видеоурок

8

Государственный герб нашей страны в 1917-1993 гг.

1

Лекция

9

Современный государственный герб Российской Федерации

1

Беседа

Раздел второй:

Из истории государственного флага (9 часов)

Тема №1. Государственный флаг. Предыстория. (3 часа)

10

Флаг и знамя.

1

Лекция

11

Знамёна допетровской Руси.

1

Видеоурок

12

Рождение российского флага

1

Лекция

Тема № 2. От первого императора до наших дней. (3 часа)

13

От Петра I  до Николая II.

1

Заочная экскурсия

14

Флаги советской эпохи.

1

Лекция

15

Современный государственный Флаг России.

1

Беседа

Раздел   третий.

Из истории государственного гимна. (1 час)

Тема № 1. Государственный гимн. (1 час)

16

Гимн - символ страны. Государственный гимн Российской Федерации

1

Беседа с элементами практикума

17

Итоговое занятие: «Презентация проектов символов школы»

1

Защита


  1. Краткое содержание курса по темам

Занятие №1

Что такое герб?

(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)

Занятие №2

Составные части герба.

(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)

Занятие №3

Знаки и эмблемы Руси.

(Родовые знаки древнерусских князей. Родовой знак первых Рюриковичей. Определение положения «сфрагистика», что она изучает. Важность находок древних печатей для историков. Причины отсутствия единой эмблемы на Руси в 13-15 вв.)

Занятие №4

Печать 1497 года. Всадник и Святой Георгий.

(Отражение событий времени правления Ивана Третьего в символах государственной власти России. Символы власти западноевропейских монархов. Описание печати 1497 года.

Изображение всадника на печатях древнерусских князей в 13-14 вв. Объяснение жителями Московского государства символики своего герба в 16-17 вв. История московского герба в 18-20 вв.)

Занятие №5

Предыстория двуглавого орла.

(Версии о происхождении российского двуглавого орла. Что символизировал  орёл в древнем мире? Перечень государств, где двуглавый орёл использовался как геральдический символ. Страны, кроме России, в гербах которых присутствует двуглавый орёл.)

Занятие №6

Российский герб в 16-ом – середине 19-ого веков.

(Причины изменения изображения и атрибутов российского герба в 16-17 вв. Изменения в государственном гербе при Петре Первом. Орден Андрея Первозванного. Павловские крест и корона Мальтийского ордена в российском гербе. Изменения в государственном гербе России в первой половине 19-ого века.)

Занятие №7

Большой государственный герб Российской империи.

(Сложная структура Большого государственного герба Российской империи. Старинные гербы русских городов, вошедшие в Большой государственный герб. Значение Большого государственного герба не только для российской, но и для европейской геральдики.) 

Занятие №8

Государственные гербы нашей страны в 1917-1993 гг.

(Государственный герб России после февральской революции 1917-ого года. Эмблемы, размещённые на гербе РСФСР. Описание герба СССР, идеи, которые он выражает.)

Занятие №9

Современный государственный герб Российской Федерации.

(Дата принятия современного герба Российской Федерации. Описание современного герба России. Где можно увидеть изображение  герба нашей Родины?)

Занятие №10

Флаг и знамя.

(Определение положений «флаг», «знамя»; различия, между ними. Значение государственного флага. Формы знамён.)

Занятие №11

Знамёна допетровской Руси.

(Название знамён в Древней Руси, происхождение названия этих древних знамён. Изображения, помещённые на русских средневековых знамёнах. Значение знамён в войсках. Цвета полотнищ знамён. Существовал ли в России до 18-ого века государственный флаг?)

Занятие №12

Рождение Российского флага.

(Причины появления расцветки государственного флага. Взаимосвязь рождения российского флага с русским флотом. Происхождение российского триколора. Что символизируют изображённые на флаге цвета?)

Занятие №13

От Петра Первого до Николая Второго.

(История появления сочетания чёрного, жёлтого и белого цветов в российской символике. Официальное принятие чёрно-жёлто-белого флага. Возвращение страны в 1883-ем году к петровскому триколору. Геральдические цвета, популярные в годы гражданской войны в армии белых.)

Занятие №14

Флаги советской эпохи.

(История появления в России первого красного знамени как символа революционной борьбы. Описание государственного флага России (февраль-октябрь 1917-ого года. Государственный флаг СССР.)

Занятие №15

Современныё государственный флаг России.

(Принятие нового государственного флага в Российской Федерации - дата, описание. Отношение граждан России к своему государственному флагу.)

Занятие №16

Гимн – символ страны.

(Определение положения «гимн». Из истории первых государственных гимнов: время появления, причины возникновения. Идеи, выражаемые гимном.)

Занятие №17

Государственный гимн Российской Федерации.

(Гимн России в 1990-ом году, его авторы. Современный российский гимн. Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна.)


Список используемой литературы:

  1. Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис-пресс, 2003, с.80.
  2. Можейко И.В. и др. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие.- М.: ЦНСО, 2003, с. 224.
  3. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М.: Русское слово, 2002, с. 224.
  4. Серов Б.Н. Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг. – М.: Вако, 2005, с.192.

\

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол заседания № 1

«_____»_____________201___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______________И.А.Ядревская

«_____»___________201__г.

Что такое герб?

(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)

Составные части герба.

(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)

Что такое герб?

(Понятие положения «герб». Условия, которым он должен отвечать, чтобы стать таковым. Эмблемы античных государств. Зарождение геральдики в Европе и с чем это было связано. Исторические данные о крестовых походах и рыцарских турнирах.)

Составные части герба.

(Щит и внешняя часть герба, их происхождение. Наиболее распространённые формы щита. Геральдические металлы и финифти. Основные правила составления гербов. Геральдические и негеральдические фигуры.)