Памятки для учащихся


Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения.

1) Выходные данные (автор, название, год написания, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено).

2) Тема и идея произведения.

3) Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора,олицетворение, и т. д.)

4) Язык стиха:

-звукопись,

-поэтическая лексика (синонимы,антонимы, архаизмы,неологизмы),

-морфология и синтаксис.

5)Ритм, размер, рифма.

6) Черты лирического героя.
7) Мое восприятие произведения.



Предварительный просмотр:

Строение стихотворной речи.

1) В русском стихосложении учитывается свойства ударения. Ударение в русском языке может занимать любое положение в слове : в середине, начале, конце (свободное). Русское ударение является также подвижным, т.е. оно может перемещаться с одного слога на другой в различных формах одного и того же слова. Русское стихосложение основывается на количестве слогов и числе ударений , а также на соотношении ударных и безударных слогов . Такой стих называется силлабо-тоническим (слого-ударным)

        Размеры стихосложения:

ямб: - -  (ударение на втором слоге)

 хорей: - -  (ударение на первом слоге)

амфибрахий: - - -  (ударение на первом слоге)

дактиль: - - -          (ударение на втором слоге)

 анапест: - - -          (ударение на третьем слоге)

 спондей: - -               (два ударных слога)

 пиррихий: - -       (оба безударных слога)

2) Рифма:

мужская (ударение на последнем слоге): весна-красна

женская ( ударение на 2-м от конца слоге)

дактилическая(ударение на 3-м от конца слоге)

смежная (парная) аа-бб

перекрестная аб-аб

опоясывающая (кольцевая) аб-ба

открытая- оканчивается гласным

закрытая- оканчивается  согласным

  1. 3 Строфа_-сочетание стихов (стихотворных строчек):

двустишие

трехстишие(терцин)

четыреххстишие (катрен)

восьмистишие (октава)

сонет-2 четырехстишия (абба,абба)

          2 трехстишия (ааб,аба)

онегинская строфа- 14 строк

                                         3 четырехстишия: абаб

                                                                        аабб

                                                                        абба

                                                      двустишие: аа

         



Предварительный просмотр:

Эпизод и его роль в произведении.

              Эпизод - основной  структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лироэпического или драматического произведения. Эпизод представляет нечто законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, и в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями: причинно-временными, причинно- следственными или временными. Сюжет  произведения – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, и выполняющими в нем определенную функцию.

Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия или его участниками. Событие, заключенное в конкретном эпизоде , чаще всего содержит в себе какой-то определенный мотив: встречу героев,их спор,ссору и т. п. Содержательная функция эпизода, таким образом, может быть различной:  характерологической, психологической, может знаменовать собой новый поворот в отношении героев: может быть просто оценочной.

Функция эпизода

Суть

Характерологическая

В эпизоде раскрываются какие-либо

стороны характера персонажа, его мировоззрение

Психологическая

Дается представление о душевном

состоянии героя

Оценочная

Авторское слово открыто вторгается в повествование, автор дает характеристику персонажам и событиям

Количество эпизодов в эпическом произведении определяется его жанром и в свою очередь влияет на жанровую природу произведения. Малые эпические формы ( рассказы, очерки, новеллы) строятся, как правило, на основе одного эпизода или небольшого их количества, тогда как романы, повести, имеющие разветвленную систему персонажей, естественно включают в себя множество эпизодов и персонажей.

Помимо сюжетно-фабульных, в эпическом произведении могут быть побочные. Вставные эпизоды, примером которых могут служить лирические отступления или «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

             Виды эпизодов.

Эпизод, в котором герой оказался в ситуации какого-то выбора

Выбор этот, мотивировка поведения – средство глубоко психологической характеристики,  средство создания образов персонажей

Эпизод, в котором герои оказыва-

ются в ситуации дуэли.

Противопоставление героев, их индивидуальных черт характера. Изображение непримиримости олицетворяемых ими сил.

Эпизод, в котором описывается принадлежащая герою вещь

(деталь)

Средство создания характера персона-

жа.

Эпизод –описание пейзажа

Средство создания характера персонажа

                        СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА:

Чтобы успешно справиться с анализом эпизода,  необходимо:

- хорошо знать и помнить сюжет произведения, его идейное содержание, историко-культурный материал, чтобы увидеть значимость данного отрывка в контексте всего произведения;

-внимательно прочесть предлагаемый эпизод;

- разбить данную сцену или отрывок на более мелкие смысловые фрагменты (т.е. проследить последовательность мысли автора);

 -определить , какое место отведено данному эпизоду в композиции всего произведения (эпизод может быть частью композиции, предварять кульминацию, или развязку, быть кульминацией или развязкой, быть частью развития действия или эпилога;

- выяснить значение эпизода с точки зрения дополнительной характеристики персонажей , т.е. продумать ответы на вопросы: как раскрывается тот или иной образ в данной сцене? Что нового вносит данный эпизод во взаимоотношения героев, в понимание их поступков и дальнейших действий?

- выявить художественные приемы, которые использует автор в данном эпизоде; как эти художественные приемы соотносятся с художественными приемами всего произведения;

 - каково авторское отношение к происходящему, как выражается авторская позиция в данном эпизоде;

 - обратить внимание на языковые и стилистические средства ( т. е. собственно на языковую структуру данного отрывка),  выписать выразительные слова или обороты;

  • продумать вывод-обобщение своего анализа ( в чем смысл данного отрывка в контексте всего произведения, для чего автор ввел данный эпизод, какова его значимость и необходимость, связь с основным сюжетом . как в этом эпизоде отражено мастерство писателя).

Элементы анализа эпизода.

Клише

Вступление

В этом произведении (назвать каком) автор поднимает проблему…., раскрывает тему…, затрагивает вопросы

В нем поставлены актуальные для своего времени проблемы…

Автора прежде всего волнует вопрос…

Автор ставит острые социальные вопросы..

Место эпизода в композиции

- является частью сюжета завязки, кульминации, развязки), открывает повествование, завершает повествование;

- играет роль внесюжетного элемента (является лирическим отступлением);

- определяет проблематику произведения;

 - становится средством создания образа;

- является пейзажной зарисовкой;

 -вставной рассказ (рассказ в рассказе)

Эта глава (эпизод) – ключ к пониманию всего романа…

Эта сцена является самым трагичным (впечатляющим, проникновенным. сильным …) эпизодом произведения…потому что позволяет  читателю до конца осмыслить . понять и оценить образ главного героя

Это один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности героя

Смысловая функция эпизода

- играет роль биографической справки;

- позволяет судить об образе жизни и характере героя;

- дает представление о душевном состоянии героя;

- становится новым витком в развитии сюжета;

 - разоблачает суть конфликта произведения;

- позволяет судить об авторской позиции

Характер героя

Создается при помощи:

- прямой авторской характеристики;

описания значительных подробностей его быта;

- портрета;

- внутреннего монолога героя;

- системы оценок другими персонажами

- предметно-бытовая детализация;

Автор ,характеризуя своего героя обращается к традиционному набору средств: авторской характеристике, портрету, костюму, интерьеру

Особое внимание уделено предметно-бытовой детализации, через которую и раскрывается характер героя…

Автор дает развернутую портретную характеристику героя…

Неслучайно так много внимания автор уделяет одежде героя…

Автор показывает психологическое состояние героя через его мысли (комментарии автора…)

Художественные приемы, позволившие создать образ героя

- гротеск и гипербола;

- антитеза и сопоставление;

 - аллегория и иносказание;

 - метафоризация и олицетворение;

 - ирония

Авторская позиция (настроение, пафос)

- ироническое;

- сатирическое;

- патетическое;

- лирическое;

- элегическое;

- героическое;

- романтическое;

- сентиментальное

- негативное

Автор явно симпатизирует своему герою…

Авторская позиция в романе выражена не прямо, а косвенно (через выбор ситуаций,поведение героев, паузы,пейзаж, портретную характеристику, выбор лексики, иронию)

Герой является выразителем авторской позиции в произведении…

Выводы

Таким образом, этот эпизод очень важен для понимания авторской позиции, для раскрытия внутреннего мира одного из героев ..

В небольшом фрагменте отражаются основные проблемы произведения в целом.

Как видим, в анализируемом фрагменте отсутствует действие, оно заменено подробнейшим описанием

Роль пейзажа

Введен для того, чтобы:

- обозначить авторскую позицию;

- раскрыть психологический внутренний мир героя

 В этой пейзажной зарисовке можно увидеть…

Этот пейзаж является органичным продолжением дум героя…

Изображение….создает впечатление покоя, гармонии….навевает мысли, воспоминания

Пейзаж введен для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя…

Роль интерьера

Описание комнаты введено для того, чтобы:

- соотнести внешнюю обстановку и внутренний мир героя;

 -ощутить смену душевного состояния героя;

- понять, что герой-….человек



Предварительный просмотр:

Разные случаи постановки тире в предложении.

(Данные материалы учитель может использовать в соответствии с целями своего урока).

  1. Подлежащее и сказуемое – инфинитив. ( Биться в одиночку – жизни не перевернуть).
  2. Подлежащее и сказуемое – существительное в именительном падеже.(«Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы). 
  3. Подлежащее – существительное, сказуемое – инфинитив. (Наивысшее человеческое счастье – бороться за что-то более значительное, чем личное счастье).
  4. Неполные предложения. (У трав иных цветенье каждый месяц, у кактуса – единожды в столетье).
  5. Распространённые приложения. (Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу – оленя, сбитого стрелой).
  6. Вставные конструкции. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей.
  7. Однородные члены предложения с отношениями противопоставления. (Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся. Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли).
  8. Однородные члены предложения с обобщающим словом. (Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком).
  9. Однородные члены предложения, вводное слово, обобщающее слово. (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней).
  10. Группа однородных членов предложения, характер пояснения, логическое ударение на обобщающем слове, отсутствует предупредительная пауза. (Всё окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо.)
  11. Несогласованное определение, выраженное инфинитивом ( а именно). (У меня было одно желание – поскорее добраться до дома).
  12. Согласованные и несогласованные определения, тире для подчёркивания их смысловой значимости, так как выполняет функцию пояснительного члена предложения. (Перед глазами ротмистра стоял этот купец – маленький, сухонький, в длиннополом одеянии, в бархатном картузе и ярко вычищенных сапогах).
  13. Приложение в конце предложения, в котором даётся разъяснение. (Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое животное).
  14. Приложение носят пояснительный характер. (Партизаны – мужчины и женщины – конвоировали пленных солдат).
  15. Приложение в конце предложения, содержит разъяснение. (На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер).
  16. Прямая речь впереди слов автора. («Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому).
  17. Прямая речь, разорванная словами автора. («Мне кажется, ваше превосходительство,- заметил полковник,- нет лучше коляски, как венская»).
  18. Диалог.

- Что, есть у тебя книжка? – спросил Коновалов.
- Есть.
- Почитаешь мне?
- Ладно…
- Вот хорошо! Знаешь что? Поживу я месяц, возьму у хозяина денег и половину – тебе?
- На что?
- Купи книжек…



Предварительный просмотр:








Предварительный просмотр:

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ---------------------
  • Вызывает мысли о том, что --------------------------
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема –

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Идея

  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Заглавие

  • Стихотворение названо так потому, что…

3. Сюжет: 

  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…
  • Во второй строфе автор говорит…
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • образы событий (...каких именно...);
  • образы чувств (...).
  • Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор,  рассказ от лица персонажа,  автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую;  архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7. Рифма

8. Тропы.

9. Фигуры

10.


Рифма

http://festival.1september.ru/articles/570314/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/570314/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/570314/img1.gif

Кольцевая

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з

ТРОПЫ

ПРИМЕРЫ

Эпитет - художественное определение

Куда ты скачешь, гордый конь?

прозрачная дева

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» - вместо «лев»

Ирония - скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

ФИГУРЫ

ПРИМЕРЫ

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

  • анафора - единоначатие
  • эпифора - единство концовок
  • градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Антитеза - потивопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.