1.2. МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО, ТЬЮТОРСКИХ СЕМИНАРАХ, ПЕД. СОВЕТАХ И Т.П.

1.МАСТЕР-КЛАСС ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ. ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ(на тьюторском семинаре 5.11.2013)

https://infourok.ru/konspekt-po-teme-algoritmiches...

2. ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕМИНАРА, для учителей, реализующих ФГОС ООО "Проектирование уроков исследований в рамках перехода на ФГОС ООО",  по теме: «Рамочные требования к современному уроку, форма оценивания уровня сформирован-ности УУД» 19.02.2015.

https://infourok.ru/ramochnie-trebovaniya-k-sovrem...

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ (на ШМО классных руководителей  ноябрь 2014 г.)

https://infourok.ru/pedagogicheskaya-etika-v-rabot...

4. ИКТ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ЕМД,  10.04.2015)

https://infourok.ru/ikt-na-urokah-matematiki-88593...

5. МЕТОД РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ в задаче 15 ЕГЭ по математике(на тьюторском семинаре для учителей Абатского района 02.02.2016)

https://infourok.ru/primenenie-metoda-racionalizac...

6. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ V областной форум "БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" (МАОУ Абатская СОШ №1, 19.03.2016)

https://infourok.ru/podgotovka-k-ege-po-matematike...

7. Использование электронных учебников издательства Вентана-Граф авт. Мерзляк А.Г. и др. в учебном процессе, РМО 29.03.2017 http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/3...

8. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики (ЕМД, 24.04.2017)

https://infourok.ru/smislovoe-chtenie-i-rabota-s-tekstom-na-urokah-matematiki-emd-1834130.html

9. МАТЕРИАЛЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В 5 КЛАССАХ, РУКОВОДИТЕЛЕМ КОТОРОЙ Я БЫЛА В 2016-2017 УЧ. ГОДУ

https://infourok.ru/materiali-gorizontalnoy-tvorch...

10. «Система работы классного руководителя по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьника», ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, 03.11.2017:  https://infourok.ru/sistema-raboti-klassnogo-rukov...

11. 02.02.2018. Мастер-класс "Использование ЦОР на уроках математики" (для учителей Абатского и Сладковского районов). https://infourok.ru/ispolzovanie-cor-na-urokah-mat...

12. 30.08.2018 ВЫСТУПЛЕНИЕ в рамках сетевого педагогического совета "Ключевые изменения деятельности ОУ в соответствии с требованиями регионального стандарта"  по теме: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ:  https://infourok.ru/internetresursi-i-elktronnie-s...

13.  06.11.2018. Выступление на РМО учителей математики по темам:

    - Реестр интегрированных уроков по математике, физике и информатике на 2018-2019 уч. год. Презентация конспекта проведенного интегрированного урока:https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018...https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018...

    - Подготовка к ОГЭ математика (шаблоны анализа работы, результатов, в т.ч. работа со слабоуспевающими): https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-matematika-shabloni-analiza-rezulta...

14.  06.11.2018. Выступление на ШМО учителей математики, информатики, физики МАОУ Абатская СОШ №1 по темам:

    - "Предварительный отчет по теме самообразования: «Применение информационно-коммуникационных технологий  на уроках математики», в т.ч. ИКТ на уроках: применение ЭОР и ЦОР, предварительные итоги работы (на примере платформ: LECTA, ЯКласс,ЯКласс, Uchi.ru)": https://infourok.ru/predvaritelniy-otchet-po-teme-samoobrazovaniya-prime...

    - "Стенды по ОГЭ, ЕГЭ математика 2019.  Шаблоны персонального анализа результатов ОГЭ, ЕГЭ базового и профильного уровней в Excel с автоматическим подсчетом":  https://infourok.ru/shabloni-personalnogo-analiza-rezultatov-oge-i-ege-p... и https://infourok.ru/stend-pamyatka-gotovimsya-k-ege-po-matematike-rodite... и https://infourok.ru/pamyatka-gotovimsya-k-oge-po-matematike-roditelyam-i...

15. 10.01.2019. Выступление на РМО учителей математики по теме: Электронные образовательные платформы в преподавании математики (на примере "Российская электронная школа", LECTA, ЯКласс,  Учи.ру): https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2...

16.  Выступление 18.02.2019 по теме: "Электронные образовательные платформы LECTA, Якласс(возможности и результаты работы)": https://infourok.ru/elektronnie-obrazovatelnie-platformi-lecta-yaklass-v... в рамках ЕМД "Достижение метапредметных результатов через формирование ИКТ-компетентности: от создания условий к эффективному результату"

17. 26.03.2019. Выступление на ШМО учителей математики, информатики, физики по теме: Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по математике в 8,10 классах: https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-i-ege-po-mate...

18. 26.08.2019. Выступление в рамках марафона успешных практик для учителей Абатского района августовских мероприятий 2019 по теме:"Использование ресурсов электронных образовательных платформ LECTA, «Якласс», UCHi.ru, «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»в преподавании математики (результаты работы)": https://infourok.ru/ispolzovanie-resursov-elektron...

19. 28.02.2020. Выступления в рамках муниципального конкурса "Учитель года - 2020":

                         - Методический семинар: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/02/...

                         -  Педагогический проект: https://infourok.ru/obrazovatelnyj-proekt-elektron...

20.30.10.2020 Выступила на ШМО учителей математики, информатики, физики по вопросам:

1.         Об образовательном проекте «Электронные образовательные ресурсы на уроках математики как средство формирования информационной компетенции обучающихся» и его результатах: представила вниманию присутствующих свой завершенный образовательный проект: «Электронные образовательные ресурсы на уроках математики как средство формирования информационной компетенции обучающихся» и его результаты, объяснила из чего строится проект и как можно презентовать его результаты. Также предложила данную форму проекта за основу. https://infourok.ru/obrazovatelnyj-proekt-elektron...

Проект и его презентацию скинула каждому из присутствующих на эл. адрес.

2.  Об образовательной платформе CORE, записи уроков в ZOOM, интернет – приложениях Plickers,  Mentimetr: познакомила присутствующих с интернет – ресурсами, с которыми  ранее познакомилась 27-28.10.2020 в рамках онлайн – практикума «Информационные технологии в помощь современному учителю»:

- записи уроков в ZOOM, с дальнейшей публикацией на Ютубе, затем скидывать ученикам ссылку на этот урок, как пример привела свое выступление: https://youtu.be/lCDsWDpmMkI;

- как работать с образовательной платформой CORE, как создавать там свои уроки, проверять результаты и провела свой урок на данной платформе с присутствующими: https://coreapp.ai/app/player/lesson/5f9815291967ca0b03a2c66b.

21. 04.02.2021. Провела очередное заседание ШМО, на котором выступила с вопросами:

1)Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

2)Индивидуальный образовательный маршрут педагога (диагностика и восполнение профессиональных дефицитов): https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

22. 26.03.2021 провела очередное заседание ШМО учителей математики,информатики,физики, на котором также выступила с вопросами:

1) Работа с высокомотивированными обучающимися. Подготовка к предметным олимпиадам различного уровня https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

2) Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

23. 18.11.2021 провела для учителей школы  "Тематическую 45- минутку" по теме: "Интерактивные формы опроса на уроке":  интернет - приложение Plickers: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

24. 16.11.2021 ПРОВЕЛА ОЧЕРЕДНОЕ ШМО, ГДЕ ВЫСТУПИЛА С ВОПРОСОМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ:  https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...

25. 03.02.2022 ПРОВЕЛА ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ШМО,  НА КОТОРОМ ВЫСТУПАЛА С  ВОПРОСАМИ:

     1. Реализация ИОМ педагога в новой форме и его защита (https://nsportal.ru/user/212273/page/1-1-2-iom-202...).
     2. Итоги выполнения тренировочных заданий по ФГ через платформу РЭШ.
     3. Итоги административных контрольных работ и тренировочных экзаменов РСОКО.https://nsportal.ru/user/753275/page/3-3-protokoly...
26. 13.10.2022. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "ГОТОВИМСЯ К ОГЭ И ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ": https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/10/...
27. 03.11.2022. Формы и средства, направленные на формирование у обучающихся функциональной математической грамотности:  https://nsportal.ru/node/5726641
28. 30.01.2023 В РАМКАХ ШМО ПРЕДСТАВИЛА МАТЕРИАЛ ПО ВОПРОСАМ:

1. Система работы по подготовке к ВПР для достижения наилучших результатов: https://nsportal.ru/node/5925713

2. Итоги мероприятий в рамках метапредметной недели математической и финансовой грамотности «МиФ грамотность» в МАОУ Абатская СОШ №1, которые проводились учителями математики школы: https://nsportal.ru/node/5925765

3. Итоги административных контрольных работ и тренировочных экзаменов РСОКО (в протоколе № 3 ОТ 30.01.2023): https://nsportal.ru/node/3421662

4. Цифровая школа Учи.ру по математике в 2022-2023 учебном году: в первом потоке приняла участие с 5а классом, провела 8 уроков в рамках проекта в 1 полугодии 2022-2023 уч. года и прошла регистрацию во второй поток и продолжаю проводить уроки.

29. 20.03.2023 провела очередное заседание ШМО, на котором представила материал по вопросам:

1. О реализация ИОМ педагога в 2022-2023 уч. году и его защита: https://nsportal.ru/user/212273/page/1-1-2-iom-202...

2. Итоги тренировочных экзаменов РСОКО: в протоколе №4 от 20.03.2023: https://nsportal.ru/user/753275/page/3-3-protokoly....

3. Рассмотрение материалов к контрольным работам в рамках промежуточной аттестации: 

5класс (математика): https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-promezhutoc...

7 класс (алгебра): https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2021/04...

7 класс (геометрия): https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2021...

30. 30.10.2023 провела очередное заседание ШМО, на котором представила присутствующим информацию по теме: «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников(подготовке к исследованию по модели PISA)»: https://nsportal.ru/node/6231981

31. 26.01.2024, 27.03.2024 выступления на ШМО, представила присутствующим информацию по вопросам:

- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЗА ТРИ ГОДА РАБОТЫ (2021-2022,2022-2023,2023-2024 УЧ.ГГ): https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/22/iom_burmistrovoy_e.yu_.2023.docx

- МОЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ В 2023-2024 УЧЕБНОМ ГОДУ:

https://nsportal.ru/shkola/konsultatsii/library/2024/01/22/sistema-raboty-po-podgotovke-vpr-oge-ege-v-2023-2024-uchebnom

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimokontrol_i_vzaimo_proverka.docx27.21 КБ
Файл stend_oge2017_matem.docx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Проедставлено на заседании творческойгруппы учителей, работающих в 5 классса в МАОУ Абатская СОШ №1

20.12.2016.

I. Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ. 

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает  работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

 Приемы взаимоконтроля

  • Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 
  • Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
  • выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
  • выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
  • выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

  • Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.
  • Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).
  • Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.
  • Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

  • Необъективность. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об объективности судить еще труднее.

Как этого избежать?

  • Почаще меняйте состав пар.
  • Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить "контрольные срезы": опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.
  • Занимает много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

  • Учащиеся не могут обосновать исправления.

Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа. 

II. Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

  • во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
  • во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

  1. Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
  2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
  3. Учитель при объяснении "допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
  4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он "отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
  5. Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
  6. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся "схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
  7. Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
  8. Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
  9. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
  10. На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
  11. На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».


Предварительный просмотр: