Педсоветы, доклады, выступления

Барсегян Юлия Тагирьяновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Елочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Показатели

психического и психологического

здоровья личности ребенка

Семинар 24.11.11

Подготовила:

Учитель-логопед

МДОАУ д/с «Елочка»

Барсегян Ю.Т.

Показатели психического здоровья ребенка.

Физическое здоровье и психическое  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, все увереннее "перекочевывают" в детский возраст, что дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. В этой ситуации им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Детские стрессы влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Причиной таких стрессов является дефицит положительных эмоций у ребенка и отрицательная психологическая обстановка.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

В научный обиход понятие «психическое здоровье» вошло сравнительно недавно. Психическое здоровье — это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности.

        Основой психического здоровья ребенка является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Важнейшим условием его поддержания и укрепления является здоровая нервная система, а также условия жизни, создаваемые ребенку родителями или замещающими лицами. Для нормального развития ребенка необходима спокойная, доброжелательная обстановка и внимательное отношение к его эмоциональным потребностям. Важно поддерживать дисциплину, удовлетворять его потребности в игре, обеспечивать необходимыми материальными средствами, предоставлять самостоятельность и независимость, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику.

Показатели психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста  

1. Эмоциональный статус.

      1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.

      1.2. Настроение (для второго — шестого годов жизни):

      а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

      б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);

      в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

      г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

      д) неустойчивое (может быть весел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

      е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).  

2. Вегетативный статус.

      2.1. Сон:

      а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

      б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;

      в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

      2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

      2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.

      2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.

      2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.    

3. Психомоторная стабильность.

      3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.    

4. Особенности личности, индивидуальные особенности.

      4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

      4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.

      4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, морщит нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.

        Таким образом, психическое здоровье выступает в качестве одного из основных элементов здоровья в целом и позволяет обеспечить равновесие человека с окружающим миром и выполнение социальных функций. То есть психическое здоровье неразрывно связано с успешностью социальной адаптации.

        В представление о психическом здоровье должно включать понятие оптимального уровня эмоционально-волевого, интеллектуального и коммуникативного функционирования, т.е. понятие психического здоровья имеет широкий спектр характеристик, оно многомерно. За последние 10-15 лет произошло значительное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать психические расстройства и расстройства поведения, нарушения и хронические заболевания нервной системы.

Показатели психического и психологического здоровья личности ребенка

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье.

 Дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2006. С. 186-187.

а) в младенчестве:

•   характер непосредственного общения со взрослыми;

•   особенности эмоциональных реакций;

•   уровень физической самостоятельности (овладение манипулятивной деятельностью, навыки передвижения и ориентировки в пространстве и т. п.);

•   особенности перцептивной сферы;

•   индивидуально-типологические особенности;

•   уровень овладения речевой деятельностью;

б) в раннем детстве:

•   степень освоения активной речи;

•   уровень освоения предметной деятельности;

•   особенности освоения игровой и продуктивной деятельности;

•   характерные особенности общения со взрослыми и сверстниками;

•   уровень овладения собственным телом;

•   особенности когнитивных процессов;

•   индивидуально-типологические особенности;

в) в преддошкольном детстве:

•   степень овладения сенсорными эталонами;

•    особенности мотивации и освоения игровой и продуктивной деятельности;

•   характерные свойства самосознания;

•   уровень овладения средствами общения со сверстниками и взрослыми;

•    индивидуально-типологические особенности;

•    особенности внутрисемейного общения;

г) в дошкольном детстве:

•   характер соподчинения мотивов;

•   уровень овладения этическими эталонами;

•    характер общения со сверстниками и взрослыми;

•    степень произвольности когнитивных процессов;

•    индивидуально-типологические особенности;

•   характер освоения сюжетно-ролевой игры и продуктивной деятельности;

д) в младшем школьном возрасте:

•    состояние эмоционального благополучия;

•    особенности мотивации и уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;

•    показатели развития рефлексии, внутреннего плана действий, анализа;

•    характер познавательного отношения к действительности;

•   уровень освоения учебной деятельности;

•    индивидуально-типологические особенности;

•    особенности ориентации на сверстников и взрослых;

е) в подростковом возрасте:

•   характер общения со сверстниками и взрослыми;

•    уровень освоения средствами общения;

•   уровень овладения способами регуляции эмоциональных состояний;

•   особенности мотивации и освоения «стратегии преодоления трудностей»;

•   индивидуально-типологические особенности;

•    особенности самосознания;

ж) в ранней юности:

•    особенности мотивации степени готовности к личностному и жизненному самоопределению;

•   характер общения со сверстниками;

•    характер общения со взрослыми;

•   особенности психосексуального развития.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Приоритеты и цели современной модели

 образования ДОУ

Учитель-логопед

Барсегян Ю.Т.

Приоритеты и цели современной модели образования ДОУ.

    Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

   Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. Но все же показатели очередности в ДОУ остаются высокими. В связи с дефицитом мест в ДОУ проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использование внутренних резервов системы образования, в том числе развития  различных форм дошкольного образования, а также гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

  Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня в практику работы ДОУ активно внедряются группы кратковременного пребывания детей. Функционируют несколько видов групп кратковременного пребывания. Большой популярностью пользуются группы адаптации( для детей раннего возраста), группы развития, группы «Будущий первоклассник», группы для детей инвалидов.

   Наряду с традиционными режимами функционирования ДОУ (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются также 10-часовой и 14-часовой режимы.

    Кроме того, параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

   

Дошкольное  образование включает три ступени, соответствующие особым возрастным группам детей и подразумевающие специфические формы организации.

Первая ступень – преддошкольное образование детей в возрасте от полутора до трех лет.

Вторая ступень – образование детей дошкольного возраста в возрасте от трех до шести лет.

Третья ступень – образование детей предшкольного возраста, или седьмого года жизни.

   В целях реализации права каждого гражданина РФ на качественное образование необходимо обеспечить каждому ребенку предшкольного возраста равные стартовые возможности для обучения в школе. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является образование детей старшего дошкольного возраста, или «предшкольное образование» - это группы подготовки к школе. Программа «предшкольного образования» не дублирует программу начальных классов.

     Группы подготовки к школе-один или несколько классов, где дети проводят весь день или часть дня под присмотром одного или нескольких педагогов в соответствии с программой, ориентированной на подготовку к школе.

 Классификация детских садов по направленности

 Детские сады отличаются разными образовательными программами.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников – физического, интеллектуального, художественно-эстетического.

Детский сад присмотра и оздоровления функционирует с акцентом на санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия и процедуры.

Центр развития ребенка – детский сад. В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие. Основной целью дошкольного образования является создание в центре условий для полноценного развития ребенка.

При этом под процессом полноценного развития понимаются два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

а) процесс формирования ребенка как существа социального (личности);

б) процесс формирования ребенка как субъекта различных человеческих деятельностей, доступных ребенку в данном возрасте.

Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных, а также в разном сочетании.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития,с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Помимо классификации по направленности, детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе и др.

Существующие в настоящее время образовательные формы для детей раннего возраста представлены:

группами полуинтернатного типа, существующими в детских садах;

группами совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

группами надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах.

Домашний детский сад (семейный детский сад) – еще один из видов частного сада. Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного язык. Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКИХ САДАХ

 Основная цель их организации заключалась в привлечении детей из малообеспеченных семей в систему дошкольного образования. Комплектование групп муниципальной помощи осуществлялось местными органами социальной защиты населения, исходя из уровня среднедушевого дохода семьи. Органы социальной защиты и вносили родительскую плату за направляемых в детский сад детей. Такой подход обеспечивал адресную направленность материальной помощи, ее целевое и эффективное использование в интересах ребенка.

       Перспективы развития системы ДО.

С целью координации действий по развитию системы ДО был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в РФ на 2007-2010 годы. Он предусматривает реализацию мероприятий по развитию ДО на всех уровнях( на федеральном, региональном и муниципальном) по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной  подготовки, детского сада инклюзивного вида, центра коррекции-детского сада.

 В ближайшие годы особое внимание следует уделить именно развитию дошкольного образования детей раннего возраста. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Родители заинтересованы в том, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания,сети центров игровой поддержки развития ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Составление рассказов

по картине

Семинар - практикум

        

Подготовил

учитель-логопед

                 МДОАУ д/с «Ёлочка»

     Барсегян Ю.Т.

  1. Атуальность.

Проблема развития речи является одной из актуальных и хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все эти виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

  1. Методика обучения составления по картине.

Методика обучения составления рассказа по картине строится на использовании предметных, пейзажных, сюжетных, серии сюжетных и других картин. В выборе картин для работы по развитию речи должна строго соблюдаться последовательность перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным. То есть, чем меньше возраст детей, тем меньше предметов должно быть на картине.

Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Занятия по составлению рассказов по картинам могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуем использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

В обучении детей составлять рассказы по картине принято выделять несколько этапов.

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:

  • чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
  • использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушки или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т. е. в этом возрасте не требуется отступления от образца, рассказ-образец должен отвечать определенным дидактическим требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования:

  • точная передача сюжета,
  • самостоятельность,
  • образность,
  • целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.) и др.

Ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

 Работа по составлению рассказов по картине всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть /Термин Е. И. Тихеевой/ четкой, лаконичной, ясной, выразительной.

  1. Примеры рассказов по картинкам, составленных детьми старшего дошкольного возраста в начале учебного года.  
  • Составление рассказа-описания по предметной картинке.

«Круглое яблоко».

«Это цвет синий, это желтый. Она едет по дороге».

«Ехала машина. У неё колеса, дверь, руль».

«Это кукла. Она одета в платье. На ногах у неё туфли. У неё волосы».

«Это кукла. Ей играют девочки. Можно спать укладывать, можно в коляску ложить, можно играть».

  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

«Катаются дети. Лепят снег. Кидаются снегами».

«Наступила зима. Дети вышли на улицу погулять. Они катаются на санках, лыжах, играют в снежки. Лепят снеговика. Один мальчик упал, и у него слетела шапка. И собака её взяла. Детям весело играть».

«Бабушка шьет. Девочка играет с котом. Дедушка и мальчик смотрят телевизор. Мама готовит еду».

«Наступил вечер. Вся семья собралась дома. Мама готовит ужин. Бабушка вяжет шарф. Старшая сестра играет с кошкой. Дедушка с младшим братом и папой смотрят футбол по телевизору. На столе уже всё накрыто. Скоро будут ужинать».

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

«Собака гуляет под дождем. Девочка гуляет под зонтом. Девочка трогает собаку. Собака пьет молоко. Девочка смотрит, как собачка пьет молоко. Другая девочка сидит на одной колене».

«Пошел дождь. Собака гуляла и ей стало грустно, холодно. Она была бездомная. А потом её нашли мальчик и девочка. И они стали дружить. Привели её домой, им стало её жалко. Напоили молочком. Собачке стало тепло».

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Составление рассказов

по картине

Семинар - практикум

        

Подготовил

учитель-логопед

                 МДОАУ д/с «Ёлочка»

     Барсегян Ю.Т.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Доклад на тему:

«СИМПТОМАТИКА СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Учитель-логопед

Барсегян Ю.Т.

      Проблема формирования речи при стертой форме дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени, потому что мало изучена симптоматика, «структура нарушения», причины, вызывающие данную речевую патологию, методические аспекты коррекции дизартрии. К тому же, среди тяжелых нарушеннй речи у детей дошкольного возраста, стертая форма дизартрии на современом этапе, считается распространенным нарушеннем и имеет тенденцию к значительному росту.

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре словах  и др.

      Сам   термин   «стёртая   форма   дизартрии»   был   употреблён   О. А. Токаревой,   по   мнению   которой,  дети,   страдающие   данной      патологией,   большинство   звуков    могут    произносить    правильно,   но    в   спонтанной   речи   слабо    автоматизируют   их   и   дифференцируют.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).

Поэтому дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Изучением стертой формы дизартрии занимались такие ученые как О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова , Е.Ф. Архипова, О.А. Токарева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, А.Н Корнев и Е.Н. Винарская.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: токсикоз беременности;   хроническая   гипоксия   плода;  острые   и   хронические  заболевания   матери   в   период   беременности;   минимальное   поражение   нервной   системы  при   резус — конфликтных   ситуациях    матери   и   плода;   лёгкая   асфиксия;   родовые травмы;  острые    инфекционные   заболевания    детей   в   младенческом   возрасте   и  т. д.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Ребенок с ранним церебральным (мозговым) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органической микросимптоматикой ЦНС.

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица.

Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

      У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

       Паретичность(вялость) мышц органов артикуляции:  лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; Язык тонкий, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

       Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков, не могут выполнить  артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др. Язык чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

       Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

       Девиация,т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

       Гиперсаливация,т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

      При функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

       Звукопроизношение.

Выявляются смешения, искажения, замена и отсутствия звуков. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети со стертой формой дизартрии большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке наблюдается низкий уровень их автоматизации. Т.е. процесс автоматизации поставленных звуков затягивается.  Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность и эмоциональный рисунок речи, а также трудность исполнения ритмического и мелодического ударения. Интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох, отмечается поверхностное дыхание. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе – в этом случае речь становится захлебывающейся. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. Страдает голос: он либо тихий, слабый, а иногда, наоборот, хриплый, резкий, напряженный, чрезмерно громкий.

Нарушение  фонематического  слуха  имеет  вторичный  характер.  Как  результат  нечёткой,  смазанной  речи  является  формирование  нечеткого  слухового  восприятия  и  контроля.  Наиболее  ярко  это  прослеживается  при  обследовании    слухомоторных  координаций: при  восприятии  и  воспроизведении  простых  ритмов, при  повторении   пар  слов,  близких  по  артикуляторно-акустическим  признакам; при  повторении  слов  сложной  слоговой  структуры,  скороговорок;

В  звуковом  анализе  можно  отметить  следующие  затруднения:

пропуски  гласных  звуков,  а  также  согласных  в  словах  со  стечением  согласных  звуков;ошибки при добавлении  или  замене  звука  в  начале,  середине,  конце  слова; определении  или  составлении слов  по  1 (2, 3,…посл.)  звуку.  

      Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Все дети, симптоматика у которых соответствовала стертой дизартрии, должны направляться на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включает:

      – медицинское воздействие;

      – психолого-педагогическую помощь;

      – логопедическую работу.

     Медицинский аспект, определяемый неврологом, должен включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

      Психолого-педагогический аспект, осуществляемый логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

      – развитие сенсорных функций;

      – уточнение пространственных представлении;

      – формирование конструктивного праксиса;

      – развитие высших корковых функций – стереогноза;

      – формирование тонких дифференцированных движений в руках;

      – формирование познавательной деятельности;

      – психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Психолого-педагогический аспект в дошкольном учреждении можно представить следующей схемой: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАБОТНИК (музыкотерапия, дыхание, чувство ритма, координация движений, общая моторика, логоритмика). ФИЗ.ИНСТРУКТОР (дыхание, координация движений, общая моторика). ВОСПИТАТЕЛЬ  (мелкая моторика, развитие псих.процессов, познават.деят-ти, работа по заданию логопеда). СЕМЬЯ (выполнение заданий логопеда, воспитание нравственных качеств, общее психическое состояние).

Подводя итоги, можно сделать выводы, что для стертой формы дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной системы, недостаточная иннервация органов речи, артикуляционного, голосового и дыхательного отделов, нарушение мышечного тонуса, артикуляционной и мимической мускулатуры.

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что в свою очередь отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного произношения, определяют разнообразие и особенности фонетических и лексико-грамматических нарушений у детей со стертой формой дизартрии

      Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симптоматика стёртой формы дизартрии у дошкольников

Слайд 2

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Лопатина Л. В.)

Слайд 3

О.В. Правдина Е.М. Мастюкова О.А. Токарева Н.В. Серебрякова Е.Ф. Архипова Л.В. Лопатина Е.Ф. Соботович Н.В. Серебрякова А.Н Корнев Е.Н. Винарская Изучением стертой формы дизартрии занимались:

Слайд 4

Причины: токсикоз беременности; хроническая гипоксия плода; острые и хронические заболевания матери в период беременности; минимальное поражение нервной системы при резус — конфликтных ситуациях матери и плода; лёгкая асфиксия; родовые травмы; острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Слайд 5

Общая моторика моторная неловкость ограничение объема активных движений, быстрая утомляемость при функциональных нагрузках отставание в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое Мелкая моторика рук моторная неловкость рук позднее овладение навыками самообслуживания нарушение тонких дифференцированных движений

Слайд 6

Артикуляционный аппарат Паретичность (вялость) мышц или Спастичность (напряженность) мышц Гиперкинезы Девиация Гиперсаливация

Слайд 7

Звукопроизношение смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков дефект произношения свистящих и шипящих звуков, межзубное и боковое искажение звуков Просодика снижение интонационно-выразительной окраски речи страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок темп речи чаще ускорен Нарушение фонематического слуха имеет вторичный характер

Слайд 8

Комплексная коррекционная работа: медицинское воздействие психолого-педагогическую помощь логопедическую работу

Слайд 9

Психолого-педагогический аспект : развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлении; формирование конструктивного праксиса; развитие высших корковых функций – стереогноза; формирование тонких дифференцированных движений в руках; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. Медицинский аспект: медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, Физиотерапию, Иглотерапию, Лечение сопутствующих заболеваний, Закаливающее лечение, укрепление организма. Р Е Б Ё Н О К

Слайд 10

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАБОТНИК (музыкотерапия, дыхание, чувство ритма, координация движений, общая моторика, логоритмика ). ВОСПИТАТЕЛЬ (мелкая моторика, развитие псих.процессов , познават.деят-ти , работа по заданию логопеда). ФИЗ.ИНСТРУКТОР (дыхание, координация движений, общая моторика). СЕМЬЯ (выполнение заданий логопеда, воспитание нравственных качеств, общее психическое состояние). РЕБЁНОК ЛОГОПЕД

Слайд 11

ВЫВОДЫ: для стёртой формы дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной системы недостаточная иннервация органов речи, артикуляционного, голосового и дыхательного отделов нарушение мышечного тонуса, артикуляционной и мимической мускулатуры сложная структура дефекта

Слайд 12

Индивидуальная образовательная деятельность «Автоматизация звука [ С ] »

Слайд 15

АС – АС – АС – МЫ КУПИЛИ

Слайд 16

ОС – ОС – ОС – НА ПОЛЯНЕ МНОГО

Слайд 17

АСКА – АСКА - КАРНАВАЛЬНАЯ

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Артикуляционная гимнастика –

основа формирования правильного звукопроизношения

 у дошкольников

                   Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Подготовила

учитель-логопед

Барсегян Ю.Т.

Пыть-Ях 2015

Артикуляционная гимнастика –

основа формирования правильного звукопроизношения

 у дошкольников

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Цель:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании представлений о роли  артикуляционной гимнастики в коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
  2. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
  3. Совершенствование  практических навыков профессиональной деятельности учителя-логопеда.
  4. Ознакомление педагогов с методами и приёмами работы при проведении артикуляционных гимнастик.

План семинара – практикума:

Введение. Актуальность вопроса.

Артикуляционная гимнастика: цель, значение.

Формы, виды, характер выполнения артикуляционной гимнастики.

Этапы. Требования и рекомендации к проведению гимнастики.

Артикуляционная гимнастика по возрастным группам.

Особенности работы воспитателя и учителя-логопеда по артикуляционной гимнастике.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики.

Практическая часть.

Актуальность.

Хорошая речь – яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых  носят временный, непостоянный характер. Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и  влияют в дальнейшем на обучение  в детском саду, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

речевой слух,  речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества  ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей  указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие

Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития подвижности мышц языка, губ, челюсти, подъязычной уздечки, щёк.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Формы работы по организации артикуляционной гимнастики – фронтальная, где преобладают базовые упражнения, подгрупповая и индивидуальная, проводимая логопедом.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

По характеру выполнения выделяются упражнения статические и динамические. Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу. Это, например «Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Парус», «Грибок».Они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую. Это упражнения «Маятник», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».

Артикуляционные упражнения могут быть разделены в зависимости от включенности различных отделов периферического речевого аппарата, на следующие подгруппы – собственно артикуляционные, для воздушной струи, для координации работы трех отделов периферического речевого аппарата [дыхательного, голосообразовательного, артикуляционного]. Среди упражнений, условно обозначенных как упражнения для формирования воздушной струи, можно выделить, например, следующие «Подуй в трубочку», «Подуй на желобок», «Футболист», «Сдуй снежинки с лопаты». К упражнениям для координации работы 3-х отделов периферического речевого аппарата, например, можно отнести следующие упражнения

• «Индюшата». На выдохе произносится «БЛ-БЛ».

• «Печем блинчики». На выдохе произносится «ПЯ-ПЯ».

• «Дятел». На выдохе произносится «Д-Д-Д».

• «Моторчик». На выдохе произносится «ДРРР».

• «Жук». На выдохе произносится»ЖЖЖ».

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, мимической мускулатуры (щёк).

Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики.

Это общая, базовая артикуляционная гимнастика. Включает упражнения «Улыбка или Заборчик», «Хоботок или Трубочка», «Лопаточка», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой или Вкусное варенье», «Обезьянка», «Бульдог», «Хомяк или Футбол», «Кружок или Уборка в доме», «Толстячки – худышки», «Шарики», «Чистим зубы снаружи».

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

Для свистящих звуков;

Для шипящих звуков;

Для сонорных звуков;

Комплекс упражнений для звука Р, включает в себя «Барабанщик», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Кучер». Для звука Л, это «Иголочка», «Маятник», «Змейка», «Индюк», «Качели», «Пароход».

Комплекс для свистящих звуков – «Чистим зубы», «Покусываем язык», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Горка», «Ветерок дует с горки», «Катушка», «Жуем блинчик».

Комплекс для шипящих звуков – «Чашечка», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Фокус», «Не разбей чашечку», «Чистим верхние зубы», «Маляр».

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

В процессе проведения гимнастики реализуются следующие принципы:

• Принцип целенаправленности.

• Принцип соблюдения гигиенических требований [наличие салфеток или носового платка].

• Принцип дозированности упражнений.

• Принцип учета возрастных особенностей.

Требования и рекомендации к артикуляционной гимнастике:

  1. Соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки. Дозировка упражнений предполагает –

-артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз (из выполняемых 3-х упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.)  

- использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10). - повтор упражнений [от 2-х до 10 раз за один прием], многократность. Дозировка повторений одного и того же упражнения строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  1. При отборе материла необходимо идти от простого к сложному.
  2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого (при индивидуальной работе).

После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем (при групповой работе). Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены.

  1. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Если воспитатель в ОД повторяет чистоговорки, скороговорки, учит выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, воспитатель прикладывает силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло. Только после того, как звук поставлен и первоначально закреплен на занятиях у учителя-логопеда, можно требовать от ребенка его произношения. 

  1. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек (салфетка), чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого.
  2. Прежде чем начать занятия, нужно познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Демонстрация, показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения (коррекция выполнения).
  4. Совместное выполнение упражнения воспитателем и ребенком.
  5. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку. Например:

  • Улыбнись
  • Покажи зубы,
  • Приоткрой рот,
  • Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей  группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится  понятие – спинка, боковые края языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

Работа воспитателя и логопеда

Факторы

Воспитатель

Логопед

Педагогическая цель

Стимулирует естественное

появление звуков

Преодолевает сложившиеся

нарушения звукопроизношения

Формы организации

гимнастики

Преобладает фронтальная

форма организации гимнастики

Преобладает индивидуальная

форма организации гимнастики

Адресация

упражнений

Преобладают общеразвивающие

упражнения

Преобладают специфические

упражнения

Роль воспитанника в

процессе коррекции

Используется активная

артикуляционная гимнастика

Используются пассивная,

пассивно-активная и активная

артикуляционная гимнастика

Критерии отбора

упражнений

Учет нормальной артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного

контроля со стороны педагога

Учет нормальной артикуляции

вызываемого звука, учет

конкретной формы (пропуск,

замена, искажение)

нарушения воспитываемого

звука, учет индивидуальных

особенностей и возможностей ребенка

Нагрузка

Умеренная, доступная для большинства детей

От минимальной до

максимальной

Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и  особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для  успешного обучения в школе.

Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.

Существуют различные варианты проведения артикуляционной гимнастики.

Подготовка. Упражнения головой: наклоны, круговые движения – работы мышц шеи.

снимают напряжение мышц шеи и плеч;

вызывают прилив крови к речевым органам;

являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.


Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж.

Логопедическая кукла.

Данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. Она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон. Манипулируя этим языком, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык гуся, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции.

В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей.

Для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются также муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили.

Биоэнергопластика. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

ИКТ (презентации, видеоролики).

Нетрадиционные упражнения – упражнения с шариком на нитке, с ложкой, с пробкой,ниткой, намазывание верхней губы медом (вареньем) и др. Эти упражнения подходят для индивидуальной работы с ребенком.

Стихокомплексы, сказки.

Подражаю я слону:

Язык хоботом тяну...

Даже если я устану

То тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Язычок свой укреплять

Влево, вправо,

Влево, вправо,

Мой язык скользит лукаво

Словно маятник часов

Покачаться он готов.

Для того чтобы заинтересовать детей, упражнения стали объединять в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

        Используются рисунки-подсказки, картинки-образы, кубики. Артикуляционный кубик с общими упражнениями. Можно сделать кубики с упражнениями для групп звуков: свистящие, шипящие, соноры-л,р. Зная уклад органов артикуляции при произнесении определенного звука (группы звуков), можно самим подобрать нужные артикуляционные упражнения.

Упражнения:

Для звука «С» –

Для звука «Ш» –

Для звука «Р» -

Для звука «Л» -

В младших группах в основном используются упражнения – стихокомплексы, рисунки-подсказки, картинки-образы, схемы, сказки о прогулках веселого язычка.

В старших группах также используются сказки, но уже более серьезные, например авторские сказки Т.В.Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». Можно также использовать стихокомплексы, загадки, считалки.

     

         

Практикум.

Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени,  ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.

А теперь, внимание на экран. Начинаем.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Раз - мы песенку запели (бегемотик)

Два - уселись на качели (качели)

Три - на лошади скакали (лошадка)

На четыре - поболтали (индюк)

Пять - по зубкам постучали (барабанщик)

Шесть - мы в часики играли (часики)

Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)

Восемь - спела нам гармошка (гармошка)

Девять - сделали грибок. (грибок)

Десять - ротик на замок.

Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы в детском саду – речевое развитие детей дошкольного возраста,  одну из главных задач:  воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности артикуляционного аппарата и речевого дыхания, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения.

Оставлять их без внимания нельзя, необходимо  ежедневно включать в свой  план работы.