Проекты
проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etot_trudnyy_zvuk_r.docx | 933.26 КБ |
1_proekt_sberezhem_nashu_planetu.doc | 639 КБ |
proekt_raznye_slova.docx | 17.96 КБ |
proekt_semeynoe_chtenie.docx | 334.52 КБ |
proekt_zdorovyy_rotik.docx | 23.82 КБ |
gazeta_vse_kraski_detstva_noyabr_2016.pdf | 1.47 МБ |
gazeta_vse_kraski_detstva_noyabr_2017.pdf | 1.08 МБ |
gazeta_vse_kraski_detstva_fevral_2018.pdf | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
МДОАУ д/с «Ёлочка»
Логопедический проект
«Этот трудный звук «Р»
Выполнила:
учитель-логопед
Барсегян Ю.Т.
Проект «Этот трудный звук «Р»
Технологическая карта проекта
Тема: Этот трудный звук «Р»
Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный.
Автор проекта: Барсегян Ю.Т. учитель-логопед МДОАУ д/с «Ёлочка»
Участники: ребенок подготовительной группы, учитель-логопед, родители.
Продолжительность проектной деятельности: среднесрочный
(январь 2017 – март 2017 г.г.).
Актуальность.
В современных условиях отмечается огромный рост количества детей с речевой патологией.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не все дошкольники могут самостоятельно овладеть правильным произношением звуков. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.
Но часто родители не уделяют должного внимания работе с тем или иным речевым нарушением. Это может быть связано с разными причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, думая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой, а порой просто не знают, что делать. Эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями: ростом количества детей с речевыми нарушениями, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Цель проекта:
Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи.
Задачи:
- Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
- Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа.
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
- Знакомство и закрепление знаний о букве Р.
- Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
- Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
- Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми, активизировать педагогический потенциал родителей.
Ожидаемые результаты:
- Правильное и четкое произношение звука «Р» в речи
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни ребенка
Этапы проекта:
1 этап - предварительная работа: Логопедическое обследование речи ребенка. Подбор необходимого материала: артикуляционных упражнений, речевого материла, пособий. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р']
Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Здесь отмечалась замена нормального, зазубного [Р] звуком [Л] – параротацизм.
2 этап – основной (практический). Коррекционная работа по постановке звука «Р» и закрепления его в речи.
3 этап – заключительный - Презентация проекта (Приложение 1).
В ходе работы над проектом необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Вся коррекционная работа проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Работа по коррекции звукопроизношения (в том числе над звуком «Р») проходит в несколько этапов:
- Подготовительный этап. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р
- знакомство с органами речи, с частями языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка. С помощью пособий – резиновый муляж, профиль, презентации по теме. С их же помощью проходит анализ уклада органов артикуляции.
- комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие подвижности всех органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти, щек, губ, языка – «Обезьянки», «Помидорчики», «Огурчики», «Орех», «Трубочка», «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Часики» и др. с использованием элементов биоэнергопластики.
- специальные упражнения для Постановки звука «Р» - «Вкусное варенье», «Лошадка», «Маляр», « Грибок», «Дятел», «Заведем моторчик».
Используются не только отдельные упражнения и комплексы упражнений, но и «Логопедические сказки».
Специальные арт.упражнения анализировались и зарисовывались для закрепления.
- Этап постановки звука «Р».
Был применен смешанный способ постановки звука: от артикуляционной гимнастики и механическим путем (с использованием зонда и зондозаменителя).
- Этап автоматизации звука в различных единицах речи:
- Изолированно – «рычит тигр», ребенок «заводит моторчик» и подключается работа ручек (элементы биоэнергопластики), «машина едет по горам». Проводим связь между звуком и буквой.
- в слогах;
- в словах;
- в словосочетаниях;
- в предложениях;
- в стихотворениях;
- в самостоятельной спонтанной речи.
Использовались различные пособия, презентации, повторение. Решаются не только задачи закрепления звука в речи, но и развития речи в целом: работа над лексикой, грамматическим строем речи, связной. А также применяем и компьютерные игры на развитие речи.
Вся коррекционная логопедическая работа над звуком «Р» представлена в Приложении 2.
Работа с родителями.
Большую роль в коррекции речи играют родители. Если родители выполняют рекомендации логопеда, занимаются дома, поправляют, исправляют, то коррекция проходит быстрей и качественней.
На родительском собрании знакомство с результатами логопедического обследования в целом, а на индивидуальной консультации более конкретно. Объяснялась важность выполнения всех рекомендаций, домашнего задания:
заводятся специальные тетради, в которых даются задания: сначала артикуляционная гимнастика, правильная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».
Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
Губы открыты;
Зубы разомкнуты;
На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
Голосовые связки работают.
После того как звук поставлен, дается речевой материал для закрепления в различных единицах речи. Здесь же родитель может отметить трудности, которые возникли в ходе выполнения задания или задать вопрос учителю-логопеду, если у родителя нет времени на посещения индивидуальных консультаций). Кроме этого, на индивидуальных консультациях показывались способы, приемы работы над звуком. Беседы о необходимости исправлять и контролировать речь ребенка дома.
Буклет «Коррекция звука Р».
Вывод: включение родителей в совместный с учителем-логопедом процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Звук «Р» поставлен, введен в речь. Необходим контроль со стороны взрослых и самоконтроль.
Список литература
- Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.
- Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
- Быстрова Г.А. «Логопедические игры и задания»
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.
- Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р'.
- Громова О.Е. Говорю правильно Р—Р'.
- Иллюстрированная методика логопедического обследования, Волковская Т.Н.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.
- Коноваленко В.В., С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.
- Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.
- Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.
- Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.
- Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.
- Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р'].
- Пособие «Логопедическое лото»
- Пособие «Язычок рычит»
- Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).
- Учебное пособие «Основы логопедической работы с детьми» Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева
- «Игры для Тигры» компьютерная игра
- «Мерсибо» - развивающие игры - https://mersibo.ru/
- https://infourok.ru/
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
Проект по экологическому воспитанию
Сбережем нашу планету!
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА:
Барсегян Юлия Тагирьяновна
Михалева Елена Владимировна
Проект по экологическому воспитанию
Данный материал может быть использован воспитателями, родителями для обогащения знаний по экологическому развитию дошкольников.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Сбережем нашу планету!»
ТИП ПРОЕКТА: информационно – практико – ориентированный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ребенок, дети старшей группы, педагоги, родители.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: один месяц
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
формировать у детей основы экологической культуры, чувство сопричастности ко всему живому, бережное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы на планете.
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Формировать у детей экологические знания о природе;
2. Знакомить с правилами поведения на природе;
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе у детей и взрослых.
4. Формировать умение анализировать, делать выводы.
5. Развивать у детей познавательный интерес к природе, наблюдательность, творческое воображение.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I этап – подготовительный;
II этап - организационно – практический;
Ш этап – заключительный.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: учитель-логопед, педагог-психолог.
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ
В последние годы особенно остро встала проблема охраны окружающей природы. Все вы знаете, что 2018 год объявлен годом экологии. Я задумался, что могу сделать я, чтобы помочь сберечь нашу планету?
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Наш общий дом, в котором мы живём – планета Земля. Каждый человек должен заботиться о ней. Бесценный дар нашей планеты – леса, водоёмы, растительный и животный мир. Что бы сохранить нашу планету надо приучать детей к бережному отношению к ней. Наша задача найти методы для сохранения природы, а значит и планеты.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
1.Презентация проекта;
2. Выставка рисунков, оформление стенгазеты "Сбережем нашу планету"
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, моделирование проблемных ситуаций.
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный
- Наблюдение за детьми, их отношением к природе на улице, во время прогулки;
- Постановка проблемы: что случится, если на планете исчезнет природа: леса, растения, животные, вода? Почему это может произойти? Как это повлияет на нас? Как не допустить этого?
- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если на планете исчезнет природа»
Формы детской деятельности
- Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
- Разучивание стихотворения «Наша планета», автор Я. Аким (приложение №1);
- Отгадывание загадок о животных и растениях;
- Разукрашивание раскрасок на тему «Охрана природы»
- Дидактические игры4
- Просмотр и обсуждение презентации.
II этап - организационно – практический
Содержание работы: целевая прогулка по экологической тропе детского сада;
- наблюдение за трудом взрослых;
- трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
- знакомство с правилами поведения на природе;
Методы и приемы работы по экологическому воспитанию:
- беседы на экологические темы;
- дидактические игры;
- чтение литературы;
- рассматривание демонстрационного материала;
- заучивание стихотворения.
Развитие речи:
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Правила поведения на природе»,
- Беседа «Человек учится у природы», о правилах поведения на прогулке в детском саду, в лесу.
- Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»
https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo
Практическая деятельность на прогулке.
1. Взять грабли, присыпать листьями корни деревьев. Привлечь к работе своих друзей из группы.
2. Собрать мусор на участке. Привлечь детей своей группы и детей детского сада собрать мусор на территории образовательного учреждения.
3. Раздать памятки детям своей группы, детям других групп детского сада, жителям микрорайона. (приложение №2)
Изобразительная деятельность: Нарисовать и раскрасить картинку на тему «Охрана природы» (приложение №3)
Художественная литература Чтение произведения Татьяны Яковлевой «Сказка про хламище –окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html
Игровая деятельность: дидактические игры (приложение №4)
Ш этап - заключительный
1.Оформление стенгазеты «Сбережем нашу планету!» (приложение №5)
2. Презентация проекта детям МАОУ "КСОШ-ДС".
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для ребенка:
1.Сформировалось духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека;
2. Ребенок научился практическим действиям по охране природы;
3. Развились умственные способности ребенка, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы;
4. У ребенка появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
5. Ребенок научился собирать информацию и реализовывать её, ориентируясь на социальные интересы.
Для родителей: Повысилась экологическая культура.
Для педагога:
1. Повысился теоретический уровень и профессионализм педагога;
2. Использует инновационные технологии, современные формы и новые методы работы по эколого-познавательной деятельности;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.
Приложение №1
Есть одна планета-сад
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Яков Аким)
Приложение №2
Памятка
Приложение №3
Рисунки, картинки на экологическую тематику
Приложение №4
Дидактические игры на экологическую тему
- «Что лишнее»
Цель: ребенок должен определить лишний предмет, который наносит вред окружающей природе.
- Экологическая дидактическая игра «Человек и природа»
Цель: дать понятие о среде обитания, о том, что вредит природе.
- «Правила для Незнайки»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в лесу.
- «Экологическая полиция»
Цель: заложить основы экологического сознания, сформировать у детей элементарные навыки экологически грамотного поведения на природе.
- «Правила поведения на природе»
Цель: дать представление о нравственной стороне отношения к природе.
- «Экологические цепочки»
Цель: закрепить знания детей о природных цепочках в лесу.
- «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
- «Что было бы…»
Цель: развивать творческие способности детей.
- «Что такое природа»
Цель: Учить детей различать объекты живой и неживой природы.
Приложение №5
Стенгазета «Сбережем нашу планету!»
Предварительный просмотр:
Проект
«Разные слова»
Подготовила
Барсегян Ю.Т.
учитель-логопед
Проект «Разные слова».
Разработчик проекта: Барсегян Юлия Тагирьяновна, учитель-логопед.
2. Актуальность.
Развитие речи – важная задача воспитания и обучения детей. Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи. Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь - это понимание значения слов и употребление их в речи.
Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте.
Актуальность настоящей темы заключается в том, что у детей недостаточно развит словарный запас. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники не знают некоторых слов. Присутствует неточность употребления и понимания слов. Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. Кроме этого, бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Работа по обогащению и активизации словаря у детей включает в себя следующие задачи:
- ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
- раскрытие многозначности слова;
- расширение запаса синонимов и антонимов;
- формирование правильного употребления слова в связной речи.
Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:
- уточнение произношения слова;
- демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
- выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
- закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.
Я решила в своем проекте отразить развитие словаря детей через работу с синонимами, антонимами, многозначными словами.
3.Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов русского языка
4.Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, учитель-логопед.
Сроки реализации проекта: октябрь – январь 2017-2018 учебного года
5.Задачи проекта:
- для детей:
- приобщить к процессу познания, побуждения интереса к предлагаемой деятельности,
- на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;
- познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, многозначными словами;
- развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;
- развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам;
- развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление;
- развивать коммуникативные навыки.
6. для педагогов:
- создать развивающую среду, направленную на развитие интереса детей к теме проекта;
- создать условия, стимулирующие развитие поисково-творческой деятельности детей;
- организация совместной деятельности детей и родителей по теме проекта;
7.для родителей:
- совершенствовать взаимодействие взрослого и ребенка;
- формировать позицию сотрудничества, умение организовывать и осуществлять детскую деятельность;
- наполнять жизнь семьи созидательной энергией.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация проекта, словариков - «Словарик слов наоборот», «Словарик слов друзей», «Словарик многозначных слов».
8.Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов-антонимов, синонимов, многозначных слов; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к русскому языку.
9.Этапы реализации проекта:
1 этап – октябрь - подготовительный;
2 этап – ноябрь - декабрь– практический;
3 этап – январь – итоговый (одна неделя).
Продукт проектной деятельности: книжки – самоделки «Словарики».
10.
Подготовительный этап–
- повышение компетентности по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Многозначные слова» - изучение научной и методической литературы;
- отбор и систематизация материала (конспекты, рекомендации, памятки);
- анализ методов и приемов;
- создание предметно-развивающей среды – объявление темы проекта детям и родителям, вовлечение их в проектную деятельность.
11. Практический этап
- планирование и распределение материала;
- работа с детьми: дидактические игры и упражнения, занятия, проблемные ситуации, викторины, просмотр презентаций по теме проекта-
- «Слова наоборот» - антонимы
- «Слова друзья» - синонимы
- Многозначные слова
- работа с родителями: консультации по теме проекта, круглый стол, в уголке «Поиграй с логопедом», рекомендации по изготовлению «Словариков слов» - «Словарик слов наоборот», «Словарик слов друзей», «Словарик многозначных слов».
12.Представить вам Папочку «Поиграй с логопедом». Дети вместе с родителями выполняют задания по теме проекта. Правая часть меняется - сейчас антонимы, потом по мере продвижения работы, следующий этап - синонимы, потом - многозначные слова.
13. Итоговый этап
Презентация результатов:
- Презентация «Словариков слов»;
- Развлечение для детей;
- Защита проекта.
Предварительный просмотр:
Проект «Семейное чтение»
Долгосрочный проект в рамках работы
по преемственности детского сада и семьи
с целью популяризации чтения и детской литературы
в системе воспитания детей дошкольного возраста.
Разработчики:
музыкальный руководитель
Чебакова Н.С.
учитель-логопед
Барсегян Ю.Т.
Чтение ребёнку вслух (семейное чтение)
развязывает язык, стимулирует память и
воображение, учит мыслить,
выстраивает связь между родителями и ребёнком,
а с точки зрения романтика, дарит семейное счастье.
«Как хорошо уметь читать…» - помните эту известную фразу из стихотворения Валентина Берестова? С этим утверждением трудно поспорить. Чтение – это процесс, без которого невозможно существование в современном обществе. Обучение и общение – всё требует от человека умения прочитать и написать. Но помним ли мы, какой замечательный, многогранный эффект оказывает процесс чтения на физическое и умственное развитие ребёнка, на формирование его личностных качеств.
Будут ли читать современные дети? В первую очередь, это зависит от родителей! В России всегда существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе размышляли о прочитанном, сопереживали книжным героям, что сближало всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. На протяжении русской истории семья имела статус «Колыбели детской души» - источником нравственных и духовных ценностей. Семья рассматривалась, как необходимый первый и наиважнейший этап становления маленького человека на пути роста и взросления. Семья являлась исследователем его природных задатков и способностей, проводником на пути познания и личностного развития. Именно поэтому в нашей стране институту «Семьи» отводится огромная роль, в частности, и в вопросе привития детям любви и культуры чтения.
Семейное чтение – явление, имеющее исторические корни, апробированное многими поколениями семей переходящее от родителей к детям. Это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи.
И сегодня мы должны сохранить эту традицию, принимая и соблюдая её как необходимое условие полноценного счастливого детства.
Таким образом, перед педагогами ставится задача приобщения детей к чтению с раннего возраста. И здесь огромная роль отводится семье.
Гипотеза: Прививая интерес родителей к традиции «Семейного чтения», мы поспособствуем: укреплению психоэмоциональных связей ребёнка с родителями, обогащению знаниями о детской литературе, побуждению к осмысленному использованию семейного чтения в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: Возрождение традиций «Семейного чтения», как необходимого условия развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Формы, методы и приёмы работы:
- подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;
-пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя);
-словесное рисование – цель: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
В семье | В детском саду |
ежедневное чтение детям художественных произведений; | ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми; | ввести в круг чтения детскую периодику; |
ввести в круг чтения детскую периодику; | контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; | развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; | активизировать работу библиотеки (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки. | вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. |
Игры:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина больница»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(октябрь – ноябрь 2019 год)
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Провести анкетирование родителей.
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
- Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
(2019 – 2022 года)
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
- Внедрить новые формы работы с детьми.
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
- Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
- Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
- Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
(май – июнь 2022 года)
- Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
- Обработать результаты реализации проекта.
- Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
- Провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект»
- Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
I. Ожидаемые результаты
1. Методические продукты
- Создан проект «Семейное чтение», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- Создан видеофильм: «Возрождая традиции семейного чтения»
3. Повышение рейтинга МАОУ «КСОШ-ДС» в социуме
- Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;
- Творческий отчет о внедрении проекта;
- Публикация опыта работы на социальных образовательных сайтах.
II. Социальный эффект
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе, как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Педагоги:
- Налажено тесное сотрудничество между семьями воспитанников, родителями и педагогами;
- Повысился профессиональный уровень педагога;
- Накоплен инновационный материал для распространения его в педагогическом сообществе.
Реализация проекта.
Перспективное планирование
Содержание | Цель | Участники | Сроки | |||
Группа раннего возраста (2-3) | ||||||
Неформальный семейный совет: «Книги нашего малыша» | Определить значимость детской литературы, книг в воспитании детей раннего возраста. Значение выразительной, образной подачи литературного материала. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, воспитатели группы | Октябрь | |||
Выставка – презентация: «Наши любимые книжки -малышки» | Активизировать интерес родителей и их активную деятельность в создании домашней детской библиотеки, чтении детям произведений соответствующих возрасту. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Январь | |||
Семейное развлечение «Игрушки» - по произведениям А.Л. Барто | Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Популяризация творчества детского поэта А.Л. Барто | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Апрель-Май | |||
Темы консультаций: «Семейное чтение – как инструмент психического развития детей раннего возраста»; «Первые книги моего ребёнка»; «Агния Барто – поэт детства» | Информировать родителей о значении литературы и семейного чтения в жизни детей раннего возраста. Знакомить с детскими произведениями рекомендованными педагогами для детей раннего возраста | Учитель -логопед, музыкальный руководитель | На протяжении учебного года | |||
Младший дошкольный возраст | ||||||
Практический семейный семинар «Мир оживших сказок» | Озвучить роль литературного жанра «Сказка», в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Выявить значение «Оживления образов», для развития психических процессов: восприятие, память, воображение. Познакомить родителей с видами театров: кукольный, теневой, пальчиковый, плоскостной... | Учитель -логопед, музыкальный руководитель | Октябрь | |||
Вечер семейного творчества «Наша ожившая сказка» - показ сказки с использованием театрального жанра. | Популяризация жанра «Сказка» в семейном чтении, активизация творческих семей в театральной деятельности с использованием литературного материала рекомендованного детям младшего дошкольного возраста | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Январь | |||
Семейный фольклорный праздник «Старинный сундучок» | Прививать родителям и детям интерес к фольклорному литературному жанру. Дать представление о таких малых формах фольклора, как потешки, пестушки, заклички, считалки, прибаутки. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Апрель - Май | |||
Темы консультаций: «Великая сила Сказки», «Театральные постановки в жизни наших детей», «Фольклор – мудрость наших предков», «Малые формы фольклора в общении с ребёнком в течение дня» | Повышение родительской педагогической компетентности. Привитие внимательного отношения к роли литературы и чтения с детьми в процессе воспитания ребёнка. Раскрытие значения малых форм фольклора и жанра «Сказка» на развитие детей младшего дошкольного возраста. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | В течение учебного года | |||
Средний дошкольный возраст | ||||||
Круглый стол «Литературный парад» - ознакомление с литературным материалом, рекомендованным детям среднего дошкольного возраста | Повышение родительской педагогической компетентности. Популяризация семейного чтения и детской литературы | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители | Октябрь | |||
Выставка – самопрезентация «Любимая книга моего ребёнка» | Популяризация семейного чтения и детской литературы. Раскрытие творческих способностей родителей, коммуникативный тренаж творческого процесса в коллективе взрослых и детей. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Январь | |||
Семейное творчество: Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского | Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Популяризация творчества детского поэта К.И. Чуковского | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Апрель - май | |||
Темы консультаций: «Чтение для любознательной семьи» - консультация, обзор; «Юмор в поэтических произведениях для детей»; Чуковский – в жизни и росте наших детей. | Повышение родительской педагогической компетентности. Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к творчеству К.И. Чуковского. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель | В течение учебного года | |||
Старшая группа | ||||||
Литературная гостиная: «Законы Дружбы в детской литературе» - творческие задания | Активизировать родителей и детей к поиску и изучению произведений для детей с тематикой «Законы Дружбы». Писателей и поэтов: Толстой, Барто, Носов… | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Сентябрь - Октябрь | |||
Литературный вечер: «Читаем по ролям» - импровизированный творческий литературный спектакль с участие родителей | В ходе практической деятельности, чтении по ролям, показать способы проведения семейного чтения, дать возможность проявить себя, свои творческие и актёрские способности. | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Январь | |||
Литературный вечер семейного творчества. «В мире героев Сергея Михалкова» в форме конкурса -чтецов | Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Популяризация творчества детского поэта С. Михалкова | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Апрель - Май | |||
Темы презентаций: «Нравственное воспитание в произведениях детских писателей», «Законы Дружбы, их роль в формировании личностных качеств ребёнка», «Наш любимый Михалков» | Повышение родительской педагогической компетентности. Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к творчеству Сергея Михалкова | Учитель -логопед, музыкальный руководитель | В течение учебного года | |||
Подготовительная группа | ||||||
Литературная викторина – «Русская поэтическая классика» - читаем в семейном кругу | Создание предпосылок к применению поэтического литературного классического материала в семейном чтении, | Учитель -логопед, музыкальный руководитель | Сентябрь - Октябрь | |||
Выставка – само презентация «Мы читаем Поэзию» | Создание предпосылок к применению поэтического литературного классического материала в семейном чтении | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Январь | |||
Литературный вечер «У Лукоморья» - конкурс чтецов по произведениям А.С. Пушкина | Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Популяризация творчества А.С. Пушкина | Учитель -логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | Апрель - Май | |||
Темы консультаций: «Поэтический материал русских поэтов для дошкольников», «Пушкинские сказки – волшебный мир глазами ребёнка», «Мелодекламация – что это?» | Повышение родительской педагогической компетентности. Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к русской Поэзии. | Учитель- логопед, музыкальный руководитель, родители, дети, воспитатели группы | В течение учебного года |
Литература
- Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
- Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
- Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
- Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
- Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
- Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
- Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
- Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.
Приложение 1
Консультация - доклад
Роль литературного жанра «Сказка»
в воспитании детей младшего возраста.
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!
Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий, безусловно, правильный ответ. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
Детская литература - это искусство. Как искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью. Сказка отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.
Приложение 2
Родительское собрание.
В рамках проекта «Семейное чтение»
блок 2 «Мир сказок»
Цель: Приобщение детей к чтению с раннего возраста.
Задачи:
- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, через домашнее чтение
- Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.
- Показать формы и методы работы со сказкой через инсценирование их кукольным театром. (куклы бибабо, плоскостной, пальчиковый)
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников
Доклад: «Роль литературного жанра «Сказка»
в воспитании детей младшего возраста»
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!
Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий, безусловно, правильный ответ. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
Детская литература - это искусство. Как искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью. Сказка отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Дети очень любят сказки, потому, что в них- «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.
Практическая часть: «Играем в сказку»
- Уважаемые родители, подарите детям сказку! И вы сформируете гармоничную, развитую, творческую личность! А сейчас мы все вместе окунёмся в мир сказок. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов.
Вспомните и назовите правильно сказку:
- «Сестрица Алёнушка и братец Андрюшенька»
- «Бычок красный бочек зеленые ножки»
- «Лисичка-сестричка и серая мышь»
- «Гусочка Ряба»
- «Перчатка»
- «Марьюшкина избушка»
- «Кренделек»
- «Петушок и фасолевая семечка»
- «Волк и 7 котят»
- «Пашенька и медведь»
- «Гуси-вороны»
- «Редиска»
Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью. Поэтому при чтении сказок и стихов очень важны эмоции, выразительность интонаций.
Огромную педагогическую ценность в воспитании и развитии детей играет театрализация. Сегодня мы в качестве театрализации будем использовать разные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной, пальчиковый. А инсценировать сказки будете вы, дорогие мамы и папы. Наши маленькие зрители, заняли места в зрительном ряду. Артисты, кукловоды заняли места на сцене.
Сказка «Курочка ряба»
Спасибо, артистам. А наши дети споют и станцуют песенку-инсценировку «Цыплята».
Песня «Цыплята» (Вышла курочка гулять…)
Продолжаем нашу сказочную встречу. И снова задание для взрослых.
Из какой сказки эти слова?
1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)
2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)
3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)
4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)
6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)
7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)
8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)
9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)
10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)
Замечательно! С заданием справились. А в нашем театре снова звенит звонок, приглашая всех на просмотр сказки «Колобок».
Сказка «Колобок»
Поблагодарим артистов дружными аплодисментами, и посмотрим, как наши малыши поиграют в игру «Колобок».
Игра «Колобок»
(Колобочек наш катился, прямо в садик прикатился,
начал с детками играть, начал с ними танцевать…)
А у нас очередное задание для наших мам и пап.
«Ассорти из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок”)
3. “Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит, испеки мне бабушка колобок. Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь? — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)
И снова театральная сцена собирает зрителей. Сказка «Репка». Поддержим артистов дружными аплодисментами.
Театрализация сказки «Репка»
Дружными аплодисментами мы благодарим артистов за показ сказки. Дорогие родители и дети вам понравилось наше путешествие в мир сказок? Давайте его навещать чаще.
Мамы и папы помните:
Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читают сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а большими осмысленными предложениями.
Читайте дома, каждый день. Пусть это станет вашей традицией! А на сегодня это всё. Мы прощаемся с вами до нашей следующей встречи.
Приложение 3
Развлечение с участием семей воспитанников.
В рамках проекта «Семейное чтение»
блок 2 «Мир сказок»
Вечер семейного творчества «Наша ожившая сказка»
- показ сказки с использованием театрального жанра
Цель: Приобщение детей к чтению с раннего возраста. Популяризация жанра «Сказка» в семейном чтении, активизация творческих семей в театральной деятельности с использованием литературного материала.
Задачи для взрослых:
- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через домашнее чтение.
- Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.
- Показать формы и методы работы со сказкой через их инсценирование: кукольным театром (куклы бибабо, плоскостной, пальчиковый); театральной постановкой, с использование шумового оркестра…
- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
Задачи для детей:
- Продолжать расширять кругозор детей методом познания литературных произведений сказочного жанра.
- Развивать моторику и основные виды движений, через подвижные игры и музыкально-ритмические упражнения, имитационные танцевальные миниатюры.
- Формировать устойчивое желание к совместной, активной, музыкально-ритмической и игровой деятельности.
Участники мероприятия: родители, дети, воспитатели группы, учитель - логопед, музыкальный руководитель.
Предварительная работа:
1. Определение участников, темы инсценировки, распределение литературного материала.
2. Подбор и изготовление наглядного материала, атрибутов, костюмов, декорационных элементов.
3. Организации выставки – «Наши любимые сказки» - книга сказок из семейной библиотеки.
Ход развлечения:
Сказочница:
Здравствуйте, девочки и мальчик!
Мамы и папы – здравствуйте!
Я - добрая сказочница.
Вот пришел и сказки час.
Всех собрал сегодня нас.
Будем сказки повторять,
Наших крошек обучать.
Сказка лож - да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Вот и мы для воспитанья
Будем прилагать старание!
Мы пример для малышей,
Сказка в помощь нам, поверь!
Реб. В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи!».
Раздаётся музыка сказки, слышится стук…
Сказочница:
Вот спешит к нам в гости сказка
А какая? - вот подсказка.
Дети и их родители загадают нам загадки… Используется презентация, отгадки выходят на экран.
Реб. Баба била - не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку, -
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то? … (Яйцо)
Реб. Баба била – не разбила,
Дед ударил – не разбил.
Баба очень загрустила
Кто же бабе пособил?
Прибежала в дом малышка.
Вмиг яйцо разбила …. (Мышка)
Музыкально-ритмическая композиция «Цыплята»
По окончанию находят большое яйцо, с сюрпризом. Сказочница предлагает его раскрыть. Находят в яйце записочку.
Сказочница, читает записку.
- А это приглашение в театр! Ребята, а вы хотите посмотреть сказку? Тогда занимайте места в зрительном зале, и приготовьтесь слушать и смотреть сказку. А какую, вы узнаете, отгадав очередную загадку.
Реб. Пирожки – корзинке…
Мчалась по тропинке девочка бегом.
- Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком…
- Как же он её скорей, оказался у дверей?
И в кровать улёгся плут.
Девочку-то как зовут? (Красная Шапочка)
Сказочница. Внимание зрители!
Семья Тореевых представляет театральное представление сказки «Красная Шапочка». Знаменитое произведение писателя Шарля Перро.
Фланелеграфный театр: сказка «Красная Шапочка» - подготовили и показывают семья Тореевых: Елена Ильинична, Денис Владимирович, сын Данил и дочка Даша.
Сказочница.
Аплодисментами благодарим нашу творческую семью Тореевых за замечательное выступление.
- Слышите, кто-то к нам идёт.
В зал заходит Лисичка, взволнованная и грустная.
Лисица: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Я очень рада вас видеть.
Воспитатель: Мы тоже тебе рады. Да что-то ты сегодня грустная...Что приключилось?
Лисица: Ох, эти сказки, разбаловались. Шалили, шалили и перепутались. Как теперь в свою сказку попасть не знаю...
Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Наши ребята все сказки хорошо знают. Ребята, поможем Лисице?!
Дети: Да!
Лисица: Вот у меня даже книжица со сказками есть. (достает книгу и показывает детям)
Сказочница. Лисичка-сестричка, посмотри у наших ребят и их родителей тоже есть любимые сказки. Какие замечательные книги они принесли из дома. Давай послушаем, что они расскажут нам о своих любимых книжках.
Лиса. Может в этих книжках, есть и мои сказки? И я попаду домой?
Презентации книги из семейной детской библиотеки.
Сказочница. Ну, вот Лисичка, вспомнила ты в какую сказку тебе нужно вернуться?
Лиса. Да, вспомнила. Спасибо вам взрослые и дети.
Сказочница. Но я предлагаю тебе остаться на нашей сказочной встрече, посмотреть на ребят, вспомнить сказки и потанцевать.
Парный танец «Наши дети в пары встали» - по окончанию на места.
Сказочница. Пока все отдыхают, мы отгадаем следующую загадку.
Реб. Уходя просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь –
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
На слайде появляется отгадка.
Реб. Сидит в корзинке девочка, у Мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скажи скорей!
Названье этой сказки. (Маша и медведь)
Сказочница.
Я слышу в театре готовят представление! Нас снова театр собирает, друзья.
Сказку «Маша и медведь», нам приготовили семья Гараниных: Надежда Константиновна, дочь София и сын Александр.
Показ кукольного театра: «Маша и медведь» - русская народная сказка.
Сказочница. Громкими аплодисментами благодарим артистов.
Лиса. А я знаю танец мишки и куклы Маша. Хотите и вас научу.
Сказочница. Мы тоже знаем этот танец. Давай станцуем все вместе.
Полька «Мишка с куклой» - по окончанию все уходят на места.
Сказочница.
А у нас не разгадана ещё одна загадка.
Реб. На тарелочке лежал
Как остыл – и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою – лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный …. (Колобок)
Лиса. Нет не правда! Это шутки.
Колобка лиса не ела.
Не хотела, не посмела.
Я и вам сейчас, ребятки, подарю свои подарки.
Что бы сказки вы любили.
И про них не позабыли.
Книжки дома вы читайте.
Умненькими вырастайте!
Вручают детям подарки.
Сказочница. Всем семьям огромное спасибо за участие.
Грамотами награждаются семьи: Гараниных и Тореевых.
Предварительный просмотр:
«Здоровые зубы – здоровый организм»
в рамках работы над проектом
«Здоровый ротик – красивая речь»
Вашему вниманию представлена презентация для детей старшего дошкольного возраста «Здоровые зубы – здоровый организм» в рамках работы над проектом «Здоровый ротик – красивая речь».
Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint. Использованы иллюстрации, звуковые эффекты и анимации для
смены слайдов, появления иллюстраций, озвучки слайда (11). А также для того, чтобы вызвать интерес у детей и поддержать его на протяжении всего мероприятия. Смена слайдов «после предыдущего», иллюстрации по «щелчку», «после предыдущего», «с предыдущим».
По правилам, в презентации используются один стиль иллюстрации (рисованные картинки или реальное изображение предметов, т.е. фотографии, но в своей презентации я использовала смешанное изображение. Объясню почему. Изображение зубов – «рисованные картинки»- так легче объяснить детям разницу между молочными зубами и постоянными, их смену, строение зуба, кариес и т.д. (например, кариес, налет на фотографии выглядит очень не эстетично). Изображение продуктов реалистичное, т.к. дети хорошо знают эти продукты, видят их в натуральном изображении, т.е. жизненная ситуация, а не из сказки. То же самое и с изображением детей на приеме у стоматологов – реальная ситуация и должна восприниматься детьми реально, такое будет в жизни.
1 слайд – титульный. Содержит информацию: название конкурса, автор, должность, место работы и название презентации.
2 слайд – введение в тему мероприятия загадывается загадка. Используется «щелчок» для появления отгадки на загадку.
3 слайд – появляется ребенок и молочные зубки (по щелчку, по тексту).
4 слайд – изображение Гиппократа и стакан молоко (иллюстрации соответствуют тексту).
5 слайд – иллюстрация, демонстрирующая смену молочных зубов постоянными, отвечает на вопрос «Почему зубы шатаются?»
6 слайд – рассматривание своих зубов в зеркало, говорит о необходимости взять зеркало.
7 слайд – изображение зубного ряда – зубы у нас разные по строению и выполняемым функциям.
8 слайд – строение зуба. Выделяют 3 основные части: коронка, корень, шейка.
9 слайд – рассматривание зуба – эмаль, её функции.
10 слайд – первое изображение появляется «после предыдущего», второе «по щелчку». Сравниваются два зуба – здоровый и больной, с кариесом.
11 слайд – два изображения «после предыдущего» - Портрет С.Михалкова, иллюстрация к стихотворению «Как у нашей Любы…». Слайд содержит звуковой эффект – запись этого стихотворения («по щелчку»).
12 слайд – иллюстрация, изображающая мальчика за столом.
13 слайд – изображение разных продуктов. Рассматривание, дети рассуждают и называют полезные и вредные для зубов продукты.
14 слайд – появляются друг за другом «вредные» продукты. («после предыдущего»).
15 слайд – появляются полезные продукты группами: молочные, овощи, фрукты, рыба. («по щелчку», «с предыдущим»).
16 слайд – два изображения («после предыдущего»): появление налета, кариеса.
17 слайд – памятка Правильной чистки зубов (способ, последовательность).
18 слайд – «по щелчку» появляются предметы, необходимые для ухода за зубами. Словарная работа (элексир, флосс).
19-21 слайды – фотографии, изображающие детей на приеме у стоматологов.
22 слайд – взаимосвязь зубов и органов человека. «По щелчку» появляются картинки органов, соответственно тексту.
23 слайд – интересная информация, связанная с зубами (картинки меняются «по щелчку»).
24 слайд – «Спасибо за внимание» и смайлики («после предыдущего» и «с предыдущим»).
25 слайд – список источников основного содержания.
26 слайд – список источников иллюстраций.
Практическая значимость
Презентация имеет практическую значимость:
- У детей формируются культурно-гигиенические навыки.
- Углубляются и расширяются знания детей о ротовой полости, зубах.
- Формируются знания о полезных и вредных продуктах для зубов.
- Обогащается словарный запас (флосс, элексир, коронка, шейка, корень, эмаль и др.).
И в целом, у ребенка формируется ответственность за свое здоровье, меньше или вообще не употребляет вредные продукты, знает, как правильно ухаживать за полостью рта, не боится визита к стоматологу, что положительно влияет на здоровье ребенка в целом и на зубы, в частности.
«Здоровые зубы – здоровый организм»
Отгадывание загадки:
Когда мы едим - они работают,
Когда мы не едим - они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболеют.
Ответ: Зубы.
-Что нам помогает пережевывать пищу? – Зубы. Чтобы пища хорошо переваривалась в желудке, она измельчается зубами и смачивается слюной в ротовой полости.
Для чего еще нужны зубы? – Для четкой правильной речи, для красивой улыбки.
Первые зубки появляются на первому году жизни и называются молочными. Название «молочные зубы» дал Гиппократ, который был убежден, что самые первые зубы ребенка формируются из молока.
К 5-7 годам некоторые зубки выпадают, прорезываются новые, постоянные зубы. Почему выпадают? Молочный зуб должен освободить место для постоянного зуба. Молочные расшатываются и выпадают. Посмотрите! Молочный зуб стоит крепко, постоянный зуб далеко еще, он спит. Затем молочный зуб начинает потихоньку шататься, т.к. просыпается постоянный зуб. Далее постоянный зуб растет, растет, а молочный зуб еще больше шатается. И наконец, постоянный зуб уже у поверхности и молочный зуб выпадает.
К 10-11 годам обычно все молочные зубы выпадают, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, новый не вырастит.
Посмотрите на свои зубки в зеркало, погладьте их языком. Они все одинаковые? – Нет, разные.
Передние - острые, плоские – резцы.
Заостренные по бокам, напоминают копья – клыки.
Боковые – широкие – коренные.
Как вы думаете, одинаковую работу они выполняют, когда мы едим? Передними зубами (резцами) откусываем, словно отрезаем. Клыками – удерживаем и разрываем пищу. Коренными – растираем, жуем пищу.
Строение зуба. Посмотрим как же устроен зуб.
Зуб – живой орган. Состоит из трех частей:
- коронка - часть зуба, которая видна в ротовой полости.
- корень – часть зуба, которая не видна в ротовой полости.
- шейка – часть зуба, между коронкой и корнем, прикрыта десной.
А есть ли защита у зуба? – Зуб стоит в белой блестящей «рубашке», это эмаль, самая твердая ткань, которую производит человек.
Эмаль – это слой, покрывающий верхнюю часть зуба – коронку.
Посмотрите, чем отличаются эти зубки? (Радостный, веселый – здоровый зуб, грустный, печальный – зуб с кариесом – больной). Как вы думаете, почему?
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Как у нашей Любы?». Беседа по стихотворению. Что случилось с героиней? Почему заболели зубки? (Зуб поврежден, много сладкого ела).
Вы знаете, что существуют продукты полезные и вредные для зубов. Рассмотрите внимательно и назовите вредные для зубов продукты (конфеты, шоколад, торт, варенье, мармелад, печенье и др.)
Сейчас назовите полезные продукты (молоко, сыр, йогурт, кефир – улучшают структуру эмали; яблоко, морковь, киви – лечат десна; яйца – укрепляют зубы; рыба – укрепляет эмаль.)
Из-за сладкого образуется налет на зубах, а из-за него появляется неприятный запах и кариес. Но это не значит, что сладкое вообще нельзя есть. Сладкого можно немного, но обязательно после нужно почистить зубы (или хотя бы прополоскать водой). Чисткой мы убираем налет и остатки пищи с зубов и не даем развиться кариесу. Кариес – это
А вы знаете, как правильно чистить зубы? (Способы чистки, схема, последовательность). Сверху вниз наружную поверхность зубов, затем сверху-вниз внутреннюю поверхность зуба, почистить жевательную поверхность зуба вперед-назад, почистить язык. Если неправильно чистить зубы хоть 10 раз в день пользы не будет.
Что необходимо для ухода за зубами?
Зубная щетка – индивидуальная, менять 1 раз в 2 месяца.
Зубная паста – детская.
Стаканчик – для полоскания.
Ополаскиватель - для полости рта детский (элексир).
Зубная нить – для очистки промежутков между зубами (флосс)
Правило: правильная чистка зубов 2 раза в день, утром и вечером по 2-3 минуты.
Как называется зубной врач? Стоматолог лечит зубки, Стоматолог-хирург – выдирает (убирает) больные зубки.
Обязательно регулярно посещайте стоматолога. Если зубы не болят, то достаточно 2 раза в год. И ни в коем случае не бойтесь. Врач полечит без боли!
Посредством кровеносной системы зубы связаны почти со всеми внутренними органами человека. Поэтому даже обычный кариес может вызвать неожиданные заболевания внутренних органов. Из-за зубов могут возникнуть следующие проблемы и заболевания:
- Поражение сердца и кровеносных сосудов;
- Нарушения в работе нервной системы и головного мозга. Это связано с тем, что через зубы проходит тройничный нерв, который также связан с мозгом.
- Конъюнктивиты и другие воспаления глаз могут быть связаны с кариесом в клыке;
- При проблемах с коренными зубами часто развиваются головокружения и шум в ушах, может ухудшаться слух;
- При наличии множественных кариесов легко могут развиться проблемы с ЖКТ, печенью, почками;
- Коренные зубы, пораженные кариесом, могут провоцировать частные ангины;
- Больные зубы в целом ослабляют иммунитет – человек легче заболевает и намного тяжелее переносит общие заболевания, ухудшается течение хронических заболеваний;
Как видите, зубы могут вызвать проблемы практически с любым органом, поэтому их лечению нужно уделять пристальное внимание.
Давайте еще раз повторим, как надо ухаживать за зубами? Что приводит к кариесу?
А вы знаете, что…?
Жевательная резинка, содержащая сахар, не защищает зубы, а содействует их разрушению и она действует на зубы как конфеты.
Немецкие ученые выяснили, что употребление двух грейпфрутов в день значительно снижает риск заболеваний в ротовой полости.
Вы уже знаете, что если мы потеряем постоянный зуб, новый у нас уже не вырастит.
Зато у слонов новые зубы могут вырастать до 6-9 раз. Их коренные зубы весят примерно по 9 килограммов. Слон еду не пережевывает, а перемалывает. При этом он съедает примерно 50 килограммов растительности ежедневно, так что приблизительно за 10 лет его зубы истираются до десен и выпадают. Однако на их месте появляются новые зубы. У слона зубы обновляются примерно шесть раз за жизнь.
Зубы акул устроены еще более практично – они вырастают по мере стачивания. Человеческие зубы по прочности сравнимы с зубами акулы.
У улитки около 25 000 зубов.