Проекты

Барсегян Юлия Тагирьяновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида  «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Логопедический проект

«Этот трудный звук  «Р»C:\Users\Администратор\Desktop\Барсегян Ю.Т\фото\1.png

Выполнила:

                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                               Барсегян Ю.Т.

Проект «Этот трудный звук  «Р»

Технологическая карта проекта

Тема: Этот трудный звук  «Р»

Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный.

Автор проекта: Барсегян Ю.Т. учитель-логопед МДОАУ д/с «Ёлочка»

Участники: ребенок подготовительной группы, учитель-логопед, родители.

Продолжительность проектной деятельности: среднесрочный

(январь  2017 – март 2017 г.г.).

Актуальность.

В современных условиях отмечается огромный рост количества детей с речевой патологией.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми  является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей  к школьному обучению.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не все дошкольники могут самостоятельно овладеть правильным произношением звуков.  Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

Но часто родители не уделяют должного внимания работе с тем или иным речевым нарушением. Это может быть связано с разными причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, думая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой, а порой просто не знают, что делать. Эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка.  

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.        

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями: ростом количества детей с речевыми нарушениями, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Цель проекта:

Формирование полноценной звуковой стороны речи - постановка и автоматизация звука «Р» в речи.

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа.
  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
  • Знакомство и закрепление знаний о букве Р.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
  •  Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
  • Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-воспитательной работе с детьми, активизировать педагогический потенциал родителей.

Ожидаемые  результаты:

  • Правильное и четкое произношение звука «Р» в речи
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни ребенка

Этапы проекта:

1 этап - предварительная работа: Логопедическое обследование речи ребенка. Подбор необходимого материала: артикуляционных упражнений, речевого материла, пособий. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р']

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Здесь отмечалась замена нормального, зазубного [Р] звуком [Л] – параротацизм.

2 этап – основной (практический). Коррекционная работа по постановке звука «Р» и закрепления его в речи.

3 этап – заключительный - Презентация проекта (Приложение 1).

В ходе работы над проектом необходимо:        

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Вся коррекционная работа проводится на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Работа по коррекции звукопроизношения (в том числе над звуком «Р») проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р

- знакомство с органами речи,  с частями языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​ С помощью пособий – резиновый муляж, профиль, презентации по теме. С их же помощью проходит анализ уклада органов артикуляции.

- комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие подвижности всех органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти, щек, губ, языка – «Обезьянки», «Помидорчики», «Огурчики», «Орех», «Трубочка», «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Часики» и др. с использованием элементов биоэнергопластики.

- специальные упражнения для Постановки звука «Р» - «Вкусное варенье», «Лошадка», «Маляр», « Грибок», «Дятел», «Заведем моторчик».

Используются не только отдельные упражнения и комплексы упражнений, но и «Логопедические сказки».

Специальные арт.упражнения анализировались и зарисовывались для закрепления.

  1. Этап постановки звука «Р».

Был применен смешанный способ постановки звука: от артикуляционной гимнастики и механическим путем (с использованием зонда и зондозаменителя).

  1. Этап автоматизации звука в различных единицах речи:
  • Изолированно – «рычит тигр», ребенок «заводит моторчик» и подключается работа ручек (элементы биоэнергопластики), «машина едет по горам». Проводим связь между звуком и буквой.
  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях;
  • в стихотворениях;
  • в самостоятельной спонтанной речи.

Использовались различные пособия, презентации, повторение. Решаются не только задачи закрепления звука в речи, но и развития речи в целом: работа над лексикой, грамматическим строем речи, связной. А также применяем и компьютерные игры на развитие речи.

Вся коррекционная логопедическая работа над звуком «Р» представлена в Приложении 2.

Работа с родителями.

Большую роль в коррекции речи играют родители. Если родители выполняют рекомендации логопеда, занимаются дома, поправляют, исправляют, то коррекция проходит быстрей и качественней.

На родительском собрании знакомство с результатами логопедического обследования в целом, а на индивидуальной консультации более конкретно. Объяснялась важность выполнения всех рекомендаций, домашнего задания:

заводятся специальные тетради, в которых даются задания: сначала артикуляционная гимнастика,  правильная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);

  Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

  Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;

  Губы открыты;

  Зубы разомкнуты;

  На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;

  Голосовые связки работают.

 

После того как звук поставлен, дается речевой материал для закрепления в различных единицах речи. Здесь же родитель может отметить трудности, которые возникли в ходе выполнения задания или задать вопрос учителю-логопеду, если у родителя нет времени на посещения индивидуальных консультаций). Кроме этого, на индивидуальных консультациях  показывались способы, приемы работы над звуком. Беседы о необходимости исправлять и контролировать речь ребенка дома.

Буклет «Коррекция звука Р».

Вывод: включение родителей в совместный с учителем-логопедом процесс позволил значительно повысить эффективность совместной работы. Звук «Р» поставлен, введен в речь. Необходим контроль со стороны взрослых и самоконтроль.

Список литература

  1. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.
  2. Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
  3. Быстрова Г.А. «Логопедические игры и задания»
  4. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.
  5. Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р'.
  6. Громова О.Е. Говорю правильно Р—Р'.
  7. Иллюстрированная методика логопедического обследования, Волковская Т.Н.
  8. Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.
  9. Коноваленко В.В., С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.
  10. Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.
  11. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.
  12. Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.
  13. Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.
  14. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.
  15. Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.
  16. Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р'].
  17. Пособие «Логопедическое лото»
  18. Пособие «Язычок рычит»
  19. Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).
  20. Учебное пособие «Основы логопедической работы с детьми»  Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева
  21. «Игры для Тигры» компьютерная игра
  22. «Мерсибо» - развивающие игры - https://mersibo.ru/
  23. https://infourok.ru/


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Проект по экологическому воспитанию

Сбережем нашу планету!

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА:

Барсегян Юлия Тагирьяновна

Михалева Елена Владимировна

Проект по экологическому воспитанию

Данный материал может быть использован воспитателями, родителями для обогащения знаний по экологическому развитию дошкольников.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Сбережем нашу планету!»

ТИП ПРОЕКТА: информационно – практико – ориентированный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ребенок, дети старшей группы, педагоги, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: один месяц

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 

формировать у детей основы экологической культуры, чувство сопричастности ко всему живому, бережное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы на планете.

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Формировать у детей экологические знания о природе;

2. Знакомить с правилами поведения на природе;

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе у детей и взрослых.

4. Формировать умение анализировать, делать выводы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к природе, наблюдательность, творческое воображение.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

I этап – подготовительный;

II этап - организационно – практический;

Ш этап – заключительный.

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: учитель-логопед, педагог-психолог.

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ

В последние годы особенно остро встала проблема охраны окружающей природы. Все вы знаете, что 2018 год объявлен годом экологии. Я задумался, что могу сделать я, чтобы помочь сберечь нашу планету?

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Наш общий дом, в котором мы живём – планета Земля. Каждый человек должен заботиться о ней. Бесценный дар нашей планеты – леса, водоёмы, растительный и животный мир. Что бы сохранить нашу планету надо приучать детей к бережному отношению к ней. Наша задача найти методы для сохранения природы, а значит и планеты.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

1.Презентация проекта;

2. Выставка рисунков, оформление стенгазеты "Сбережем нашу планету"

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, моделирование проблемных ситуаций.

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап - подготовительный

  • Наблюдение за детьми, их отношением к природе на улице, во время прогулки;
  • Постановка проблемы: что случится, если на планете исчезнет природа: леса, растения, животные, вода? Почему это может произойти? Как это повлияет на нас? Как не допустить этого?
  • Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если на планете исчезнет природа»

Формы детской деятельности

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
  • Разучивание стихотворения «Наша планета», автор Я. Аким (приложение №1);
  • Отгадывание загадок о животных и растениях;
  • Разукрашивание раскрасок на тему «Охрана природы»
  • Дидактические игры4
  • Просмотр и обсуждение презентации.

II этап - организационно – практический

Содержание работы: целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

  • наблюдение за трудом взрослых;
  • трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
  • знакомство с правилами поведения на природе;

Методы и приемы работы по экологическому воспитанию:

  • беседы на экологические темы;
  • дидактические игры;
  • чтение литературы;
  • рассматривание демонстрационного материала;
  • заучивание стихотворения.

Развитие речи:

  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Правила поведения на природе»,
  • Беседа «Человек учится у природы», о правилах поведения на прогулке в детском саду, в лесу.
  • Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

  https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo 

Практическая деятельность на прогулке.

1. Взять грабли, присыпать листьями корни деревьев. Привлечь к работе своих друзей из группы.

2. Собрать мусор на участке. Привлечь детей своей группы и детей детского сада собрать мусор на территории образовательного учреждения.

3. Раздать памятки детям своей группы, детям других групп детского сада, жителям микрорайона. (приложение №2)

Изобразительная деятельность: Нарисовать и раскрасить картинку на тему «Охрана природы» (приложение №3)

Художественная литература Чтение произведения Татьяны Яковлевой «Сказка про хламище –окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html 

Игровая деятельность: дидактические игры (приложение №4)

Ш этап - заключительный

1.Оформление стенгазеты «Сбережем нашу планету!» (приложение №5)

2. Презентация проекта детям МАОУ "КСОШ-ДС".

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для ребенка:

1.Сформировалось духовное, экологическое, нравственное и личностное отношение к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека;

2. Ребенок научился практическим действиям по охране природы;

3. Развились умственные способности ребенка, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы;

4. У ребенка появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

5. Ребенок научился собирать информацию и реализовывать её, ориентируясь на социальные интересы.

  Для родителей: Повысилась экологическая культура.

        Для педагога:

1. Повысился теоретический уровень и профессионализм педагога;

2. Использует инновационные технологии, современные формы и новые методы работы по эколого-познавательной деятельности;

3. Личностный и профессиональный рост;

4. Самореализация.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

                                                                   Приложение №1

Есть одна планета-сад

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

                                      (Яков Аким)

                                   

                                                   

                                                             Приложение №2

Памятка

                                                 

                                                      Приложение №3

Рисунки, картинки на экологическую тематику

   

 

 

                                                                   

                                                                 Приложение №4

Дидактические игры на экологическую тему

  1. «Что лишнее»

Цель: ребенок должен определить лишний предмет, который наносит вред окружающей природе.

  1. Экологическая дидактическая игра «Человек и природа»

Цель: дать понятие о среде обитания, о том, что вредит природе.

  1.  «Правила для Незнайки»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в лесу.

  1. «Экологическая полиция»

Цель: заложить основы экологического сознания, сформировать у детей элементарные навыки экологически грамотного поведения на природе.

  1. «Правила поведения на природе»

Цель: дать представление о нравственной стороне отношения к природе.

  1. «Экологические цепочки»

Цель: закрепить знания детей о природных цепочках в лесу.

  1.  «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

  1. «Что было бы…»

Цель: развивать творческие способности детей.

  1. «Что такое природа»

Цель: Учить детей различать объекты живой и неживой природы.

                                                                 Приложение №5                                                                                                            

Стенгазета «Сбережем нашу планету!»



Предварительный просмотр:

Проект

«Разные слова»

Подготовила

Барсегян Ю.Т.

учитель-логопед

 Проект «Разные слова».

Разработчик проекта: Барсегян Юлия Тагирьяновна, учитель-логопед.

2. Актуальность.

Развитие речи – важная задача воспитания и обучения детей. Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи. Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь - это понимание значения слов и употребление их в речи.

Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте.

Актуальность настоящей темы заключается в том, что у детей недостаточно развит  словарный запас. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники не знают некоторых слов. Присутствует неточность употребления и понимания слов. Ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. Кроме этого, бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Работа по обогащению и активизации словаря у детей  включает в себя следующие задачи:

  • ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
  • раскрытие многозначности слова;
  • расширение запаса синонимов и антонимов;
  • формирование правильного употребления слова в связной речи.

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:

  • уточнение произношения слова;
  • демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
  • выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
  • закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Я решила в своем проекте отразить развитие словаря детей через работу с синонимами, антонимами, многозначными словами.

3.Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов русского языка

4.Продолжительность проекта: среднесрочный.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, учитель-логопед.

Сроки реализации проекта: октябрь – январь 2017-2018 учебного года

5.Задачи проекта:

- для детей:

  • приобщить к процессу познания, побуждения интереса к предлагаемой деятельности,
  • на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;  
  • познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами,  многозначными словами;
  • развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;
  • развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам;
  • развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление;
  • развивать коммуникативные навыки.

6. для педагогов:

  • создать развивающую среду, направленную на развитие интереса детей к теме проекта;
  • создать условия, стимулирующие развитие поисково-творческой деятельности детей;
  • организация совместной деятельности детей и родителей по теме проекта;

7.для родителей:

  • совершенствовать взаимодействие взрослого и ребенка;
  • формировать позицию сотрудничества, умение организовывать и осуществлять детскую деятельность;
  • наполнять жизнь семьи созидательной энергией.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация проекта, словариков - «Словарик слов наоборот», «Словарик слов друзей», «Словарик многозначных слов».

8.Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов-антонимов, синонимов, многозначных слов; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к русскому языку.

9.Этапы реализации проекта:

1 этап – октябрь - подготовительный;

2 этап – ноябрь - декабрь– практический;

3 этап – январь – итоговый (одна неделя).

Продукт проектной деятельности: книжки – самоделки «Словарики».

10.

Подготовительный этап–

  • повышение компетентности по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Многозначные слова» - изучение научной и методической литературы;
  • отбор и систематизация материала (конспекты, рекомендации, памятки);
  • анализ методов и приемов;
  • создание предметно-развивающей среды – объявление темы проекта детям и родителям, вовлечение их в проектную деятельность.

11. Практический этап

  • планирование и распределение материала;
  • работа с детьми: дидактические игры и упражнения, занятия, проблемные ситуации, викторины, просмотр презентаций по теме проекта-
  • «Слова наоборот» - антонимы
  • «Слова друзья» - синонимы
  • Многозначные слова
  • работа с родителями: консультации по теме проекта, круглый стол, в уголке «Поиграй с логопедом», рекомендации по изготовлению «Словариков слов» - «Словарик слов наоборот», «Словарик слов друзей», «Словарик многозначных слов».

12.Представить вам Папочку «Поиграй с логопедом». Дети вместе с родителями выполняют задания по теме проекта. Правая часть меняется - сейчас антонимы, потом по мере продвижения работы, следующий этап - синонимы, потом - многозначные слова.

13. Итоговый этап

Презентация результатов:

  • Презентация «Словариков слов»;
  • Развлечение для детей;
  • Защита проекта.



Предварительный просмотр:

Проект «Семейное чтение»

Долгосрочный проект в рамках работы

по преемственности детского сада и семьи

с целью популяризации чтения и детской литературы

в системе воспитания детей дошкольного возраста.

http://ruzacbs.ru/sites/default/files/inline_images/1122progr_chten.png

        Разработчики:

музыкальный руководитель

Чебакова Н.С.

учитель-логопед

Барсегян Ю.Т.

Чтение ребёнку вслух (семейное чтение)

 развязывает язык, стимулирует память и

                               воображение, учит мыслить,

 выстраивает связь между родителями и ребёнком,  

а с точки зрения романтика, дарит семейное счастье.

«Как хорошо уметь читать…» - помните эту известную фразу из стихотворения Валентина Берестова? С этим утверждением трудно поспорить. Чтение – это процесс, без которого невозможно существование в современном обществе. Обучение и общение – всё требует от человека умения прочитать и написать. Но помним ли мы, какой замечательный, многогранный эффект оказывает процесс чтения на физическое и умственное развитие ребёнка, на формирование его личностных качеств.

Будут ли читать современные дети? В первую очередь, это зависит от  родителей! В России всегда существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе размышляли о прочитанном, сопереживали книжным героям, что сближало всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. На протяжении русской истории семья имела статус «Колыбели детской души» - источником нравственных и духовных ценностей. Семья рассматривалась, как необходимый первый и наиважнейший этап становления маленького человека на пути роста и взросления. Семья являлась исследователем его природных задатков и способностей, проводником на пути  познания и личностного развития. Именно поэтому в нашей стране институту «Семьи» отводится огромная роль, в частности, и в вопросе привития детям любви и культуры чтения.

Семейное чтение – явление, имеющее исторические корни, апробированное многими поколениями семей переходящее от родителей к детям. Это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи.

И сегодня мы должны сохранить эту традицию, принимая и соблюдая её как необходимое условие полноценного счастливого детства.

Таким образом, перед педагогами ставится задача приобщения детей к чтению с раннего возраста. И здесь огромная роль отводится семье.

Гипотеза: Прививая интерес родителей к традиции «Семейного чтения», мы  поспособствуем: укреплению психоэмоциональных связей ребёнка с родителями, обогащению знаниями о детской литературе, побуждению к осмысленному использованию семейного чтения в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Возрождение традиций «Семейного чтения», как необходимого условия развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  4. Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Формы, методы и приёмы работы:

- подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;

-пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя);

-словесное рисование – цель: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки  (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки.

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни. 

 Игры:

-  сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжкина  больница»;

-   игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-   игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-   театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

План мероприятий по реализации проекта. 

Организационный этап.

(октябрь – ноябрь 2019 год)

  1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
  3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  4. Провести анкетирование родителей.
  5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
  6. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

(2019 – 2022 года)

  1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
  2. Внедрить новые формы работы с детьми.
  3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
  4. Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.
  5. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
  6. Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

(май – июнь 2022 года)

  1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
  2. Обработать результаты реализации  проекта.
  3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
  4. Провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект»
  5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

I.   Ожидаемые результаты

     1. Методические продукты

-   Создан проект «Семейное чтение», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

-   Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

-   Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

-   Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;

-   Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

   2. Информационно-практические продукты

-     Создан видеофильм: «Возрождая традиции семейного чтения»

  3. Повышение рейтинга МАОУ «КСОШ-ДС»  в социуме

-  Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;

-  Творческий отчет о внедрении проекта;

-  Публикация опыта работы на социальных образовательных сайтах.

II.  Социальный эффект

 Родители:

-   Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;

-   Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-   Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

-   Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

-   Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

-   Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-   Сформирован интерес к литературе, как к виду искусства;

-   Сформированы нравственные качества ребенка;

-    Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Педагоги:

- Налажено тесное сотрудничество между семьями воспитанников, родителями и педагогами;

-    Повысился профессиональный уровень педагога;

- Накоплен инновационный материал для распространения его в педагогическом сообществе.

Реализация проекта.

Перспективное планирование

Содержание

Цель

Участники

Сроки

Группа раннего возраста (2-3)

Неформальный семейный совет:

«Книги нашего малыша»

Определить значимость детской литературы, книг в воспитании детей раннего возраста. Значение выразительной, образной подачи литературного материала.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, воспитатели группы

Октябрь

Выставка – презентация: «Наши любимые книжки -малышки»

Активизировать интерес родителей и их активную деятельность в создании домашней детской библиотеки, чтении детям произведений соответствующих возрасту.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Январь

Семейное развлечение «Игрушки» - по произведениям

А.Л. Барто

 Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Популяризация творчества детского поэта А.Л. Барто

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Апрель-Май

Темы консультаций:

«Семейное чтение – как инструмент психического развития детей раннего возраста»;

«Первые книги моего ребёнка»;

«Агния Барто – поэт детства»

Информировать родителей о значении литературы и семейного чтения в жизни детей раннего возраста.

Знакомить с детскими произведениями рекомендованными педагогами для детей раннего возраста

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель

На протяжении учебного года

Младший дошкольный возраст

Практический семейный семинар «Мир оживших сказок»

Озвучить роль литературного жанра «Сказка», в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Выявить значение «Оживления образов», для развития психических процессов: восприятие, память, воображение.

Познакомить родителей с видами театров: кукольный, теневой, пальчиковый, плоскостной...

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель

Октябрь

Вечер семейного творчества «Наша ожившая сказка» - показ сказки с использованием театрального жанра.

Популяризация жанра «Сказка» в семейном чтении, активизация творческих семей в театральной деятельности с использованием литературного материала рекомендованного детям младшего дошкольного возраста

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Январь

Семейный фольклорный праздник «Старинный сундучок»

Прививать родителям и детям интерес к фольклорному литературному жанру. Дать представление о таких малых формах фольклора, как потешки, пестушки, заклички, считалки, прибаутки.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Апрель - Май

Темы консультаций:

«Великая сила Сказки», «Театральные постановки в жизни наших детей», «Фольклор – мудрость наших предков», «Малые формы фольклора в общении с ребёнком в течение дня»

Повышение родительской педагогической компетентности. Привитие внимательного отношения к роли литературы и чтения с детьми в процессе воспитания ребёнка. Раскрытие значения малых форм фольклора и жанра «Сказка» на развитие детей младшего дошкольного возраста.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

В течение учебного года

Средний дошкольный возраст

Круглый стол «Литературный парад» - ознакомление с литературным материалом, рекомендованным детям среднего дошкольного возраста

Повышение родительской педагогической компетентности.

Популяризация семейного чтения и детской литературы

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители

Октябрь

Выставка –

самопрезентация «Любимая книга моего ребёнка»

Популяризация семейного чтения и детской литературы. Раскрытие творческих способностей родителей, коммуникативный тренаж творческого процесса в коллективе взрослых и детей.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Январь

Семейное творчество: Конкурс чтецов по произведениям

К.И. Чуковского

Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Популяризация творчества детского поэта К.И. Чуковского

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Апрель - май

Темы консультаций:

«Чтение для любознательной семьи» - консультация, обзор;

«Юмор в поэтических произведениях для детей»;

Чуковский – в жизни и росте наших детей.

Повышение родительской педагогической компетентности.

Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к творчеству

К.И. Чуковского.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель

В течение учебного года

Старшая группа

Литературная гостиная: «Законы Дружбы в детской литературе» - творческие задания

Активизировать родителей и детей к поиску и изучению произведений для детей с тематикой «Законы Дружбы». Писателей и поэтов: Толстой, Барто, Носов…

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Сентябрь - Октябрь

Литературный вечер: «Читаем по ролям» - импровизированный

творческий литературный спектакль с участие родителей

В ходе практической деятельности, чтении по ролям, показать способы проведения семейного чтения, дать возможность проявить себя, свои творческие и актёрские способности.

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Январь

Литературный вечер семейного творчества. «В мире героев Сергея Михалкова» в форме конкурса -чтецов

Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Популяризация творчества детского поэта С. Михалкова

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Апрель - Май

Темы презентаций:

«Нравственное воспитание в произведениях детских писателей»,

«Законы Дружбы, их роль в формировании личностных качеств ребёнка», «Наш любимый Михалков»

Повышение родительской педагогической компетентности.

Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к творчеству

Сергея Михалкова

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель

В течение учебного года

Подготовительная группа

Литературная викторина – «Русская поэтическая классика» - читаем  в семейном кругу

Создание предпосылок к применению поэтического литературного классического материала в семейном чтении,

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель

Сентябрь - Октябрь

Выставка – само презентация «Мы читаем Поэзию»

Создание предпосылок к применению поэтического литературного классического материала в семейном чтении

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Январь

Литературный вечер «У Лукоморья» - конкурс чтецов по произведениям

А.С. Пушкина

Создание эмоциональной связи в коллективе взрослых и детей посредством организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Популяризация творчества

А.С. Пушкина

Учитель -логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

Апрель - Май

Темы консультаций:

«Поэтический материал русских поэтов для дошкольников», «Пушкинские сказки – волшебный мир глазами ребёнка», «Мелодекламация – что это?»

Повышение родительской педагогической компетентности.

Популяризация семейного чтения и детской литературы. Привитие интереса к русской Поэзии.

Учитель- логопед,

музыкальный руководитель,

родители, дети, воспитатели группы

В течение учебного года

Литература

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  10.  Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  12. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

Приложение 1

Консультация - доклад

Роль литературного жанра «Сказка»

в воспитании детей младшего возраста.

         Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не  только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы.  И величайшим счастьем  становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными  произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! 

Как же  развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий,  безусловно, правильный ответ. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подражать героям,  которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственному опыту.

Детская литература - это искусство. Как  искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной  форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель  поведения.

Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью. Сказка отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» - путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. 

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.

Приложение 2

Родительское собрание.

В рамках проекта «Семейное чтение»

блок 2 «Мир сказок»

Цель: Приобщение детей к чтению с раннего возраста.

Задачи:

- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, через домашнее чтение

- Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.

- Показать формы и методы работы со сказкой через инсценирование их кукольным театром. (куклы бибабо, плоскостной, пальчиковый)

- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников

Доклад: «Роль литературного жанра «Сказка»

в воспитании детей младшего возраста»

         Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не  только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы.  И величайшим счастьем  становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными  произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! 

Как же  развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий,  безусловно, правильный ответ. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремиться подражать героям,  которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в  детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к  духовному и нравственному опыту.

Детская литература - это искусство. Как  искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной  форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный  герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий,  деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.  

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель  поведения.

Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью. Сказка отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. 

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Дети очень любят сказки, потому, что в них- «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры в общении, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию, образное мышление, дают простор творчеству.

Практическая часть: «Играем в сказку»

- Уважаемые родители, подарите детям сказку! И вы сформируете гармоничную, развитую, творческую личность! А сейчас мы все вместе окунёмся в мир сказок. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов.

Вспомните и назовите правильно сказку:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Андрюшенька»
  • «Бычок красный бочек зеленые ножки»
  • «Лисичка-сестричка и серая мышь»
  • «Гусочка Ряба»
  • «Перчатка»
  • «Марьюшкина избушка»
  • «Кренделек»
  • «Петушок и фасолевая семечка»
  • «Волк и 7 котят»
  • «Пашенька и медведь»
  • «Гуси-вороны»
  • «Редиска»

Мышление ребенка в этом возрасте отличается образностью и конкретностью.  Поэтому при чтении сказок и стихов очень важны эмоции, выразительность интонаций.

Огромную педагогическую ценность в воспитании и развитии детей играет театрализация. Сегодня мы в качестве театрализации будем использовать разные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной, пальчиковый. А инсценировать сказки будете вы, дорогие мамы и папы. Наши маленькие зрители, заняли места в зрительном ряду. Артисты, кукловоды заняли места на сцене.

Сказка «Курочка ряба»  

Спасибо, артистам. А наши дети споют и станцуют песенку-инсценировку «Цыплята».

Песня «Цыплята» (Вышла курочка гулять…)

Продолжаем нашу сказочную встречу. И снова задание для взрослых.

Из какой сказки эти слова?

1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)

2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)

4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)

6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)

7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)

8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)

9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)

10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)

Замечательно! С заданием справились. А в нашем театре снова звенит звонок, приглашая всех на просмотр сказки «Колобок».

Сказка «Колобок»

Поблагодарим артистов дружными аплодисментами, и посмотрим, как наши малыши поиграют в игру «Колобок».

Игра «Колобок»

(Колобочек наш катился, прямо в садик  прикатился,

 начал с детками играть, начал с ними танцевать…)

А у нас очередное задание для наших мам и пап.

«Ассорти из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. “Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2. “Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок”)

3. “Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит, испеки мне бабушка колобок. Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь? — Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)

И снова театральная сцена собирает зрителей. Сказка «Репка». Поддержим артистов дружными аплодисментами.

Театрализация сказки «Репка»

Дружными аплодисментами мы благодарим артистов за показ сказки.  Дорогие родители и дети вам понравилось наше путешествие в мир сказок? Давайте его навещать чаще.

Мамы и папы помните:

Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читают сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а большими осмысленными предложениями.

Читайте дома, каждый день. Пусть это станет вашей традицией! А на сегодня это всё. Мы прощаемся с вами до нашей следующей встречи.

Приложение 3

Развлечение с участием семей воспитанников.

В рамках проекта «Семейное чтение»

блок 2 «Мир сказок»

Вечер семейного творчества «Наша ожившая сказка»

- показ сказки с использованием театрального жанра

 Цель: Приобщение детей к чтению с раннего возраста. Популяризация жанра «Сказка» в семейном чтении, активизация творческих семей в театральной деятельности с использованием литературного материала.

Задачи для взрослых:

- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через домашнее чтение.

- Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.

- Показать формы и методы работы со сказкой через их инсценирование: кукольным театром (куклы бибабо, плоскостной, пальчиковый); театральной постановкой, с использование шумового оркестра…

- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

Задачи для детей:

- Продолжать расширять кругозор детей методом познания литературных произведений сказочного жанра.

-  Развивать моторику и основные виды движений, через подвижные игры и музыкально-ритмические упражнения, имитационные танцевальные миниатюры.

- Формировать устойчивое желание к совместной, активной, музыкально-ритмической и игровой деятельности.

Участники мероприятия: родители, дети, воспитатели группы, учитель -  логопед, музыкальный руководитель.

Предварительная работа:

1. Определение участников, темы инсценировки, распределение литературного материала.

2. Подбор и изготовление наглядного материала, атрибутов, костюмов, декорационных элементов.

3. Организации выставки – «Наши любимые сказки» - книга сказок из семейной библиотеки.

Ход развлечения:

Сказочница:

Здравствуйте, девочки и мальчик!

Мамы и папы – здравствуйте!

Я - добрая сказочница.

Вот пришел и сказки час.

Всех собрал сегодня нас.

Будем сказки повторять,

Наших крошек обучать.

Сказка лож - да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Вот и мы для воспитанья

Будем прилагать старание!

Мы пример для малышей,

Сказка в помощь нам, поверь!

Реб. В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи!».

Раздаётся музыка сказки, слышится стук…

Сказочница:

Вот спешит к нам в гости сказка

А какая? -  вот подсказка.

Дети и их родители загадают нам загадки… Используется презентация, отгадки выходят на экран.

Реб. Баба била - не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку, -

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? … (Яйцо)

Реб. Баба била – не разбила,

Дед ударил – не разбил.

Баба очень загрустила

Кто же бабе пособил?

Прибежала в дом малышка.

Вмиг яйцо разбила …. (Мышка)

Музыкально-ритмическая композиция «Цыплята»

По окончанию находят большое яйцо, с сюрпризом. Сказочница предлагает его раскрыть. Находят в яйце записочку.

Сказочница, читает записку.

- А это приглашение в театр! Ребята, а вы хотите посмотреть сказку? Тогда занимайте места в зрительном зале, и приготовьтесь слушать и смотреть сказку. А какую, вы узнаете, отгадав очередную загадку.

Реб. Пирожки – корзинке…

Мчалась по тропинке девочка бегом.

- Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком…

-  Как же он её скорей, оказался у дверей?

И в кровать улёгся плут.

Девочку-то как зовут?    (Красная Шапочка)

Сказочница. Внимание зрители!

Семья Тореевых представляет театральное представление сказки «Красная Шапочка». Знаменитое произведение писателя Шарля Перро.

Фланелеграфный театр: сказка «Красная Шапочка» - подготовили и показывают семья Тореевых: Елена Ильинична, Денис Владимирович, сын Данил и дочка Даша.

Сказочница.

Аплодисментами благодарим нашу творческую семью Тореевых за замечательное выступление.

- Слышите, кто-то к нам идёт.

 В зал заходит Лисичка, взволнованная и грустная.

Лисица: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые!  Я очень рада вас видеть.

 Воспитатель: Мы тоже тебе рады. Да что-то ты сегодня грустная...Что приключилось?

Лисица: Ох, эти сказки, разбаловались. Шалили, шалили и перепутались. Как теперь в свою сказку попасть не знаю...

Воспитатель: Не грусти! Мы тебе поможем. Наши ребята все сказки хорошо знают. Ребята, поможем Лисице?!

Дети: Да!

Лисица: Вот у меня даже книжица со сказками есть. (достает книгу и показывает детям)

Сказочница. Лисичка-сестричка, посмотри у наших ребят и их родителей тоже есть любимые сказки. Какие замечательные книги они принесли из дома. Давай послушаем, что они расскажут нам о своих любимых книжках.

Лиса. Может в этих книжках, есть и мои сказки? И я попаду домой?

Презентации книги из семейной детской библиотеки.

 

Сказочница. Ну, вот Лисичка, вспомнила ты в какую сказку тебе нужно вернуться?

Лиса. Да, вспомнила. Спасибо вам взрослые и дети.

Сказочница. Но я предлагаю тебе остаться на нашей сказочной встрече, посмотреть на ребят, вспомнить сказки и потанцевать.

Парный танец «Наши дети в пары встали» - по окончанию на места.

Сказочница. Пока все отдыхают, мы отгадаем следующую загадку.

Реб. Уходя просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк)

На слайде появляется отгадка.

Реб. Сидит в корзинке девочка, у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скажи скорей!

Названье этой сказки.  (Маша и медведь)

Сказочница.

Я слышу в театре готовят представление! Нас снова театр собирает, друзья.

Сказку «Маша и медведь», нам приготовили семья Гараниных: Надежда Константиновна, дочь София и сын Александр.

Показ кукольного театра: «Маша и медведь» - русская народная сказка.

Сказочница. Громкими аплодисментами благодарим артистов.

Лиса. А я знаю танец мишки и куклы Маша. Хотите и вас научу.

Сказочница. Мы тоже знаем этот танец. Давай станцуем все вместе.

Полька «Мишка с куклой» - по окончанию все уходят на места.

Сказочница.

А у нас не разгадана ещё одна загадка.

Реб. На тарелочке лежал

Как остыл – и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою – лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный …. (Колобок)

Лиса. Нет не правда! Это шутки.

Колобка лиса не ела.

Не хотела, не посмела.

Я и вам сейчас, ребятки, подарю свои подарки.

Что бы сказки вы любили.

И про них не позабыли.

Книжки дома вы читайте.

Умненькими вырастайте!

Вручают детям подарки.

Сказочница. Всем семьям огромное спасибо за участие.

Грамотами награждаются семьи: Гараниных и Тореевых.



Предварительный просмотр:

«Здоровые зубы – здоровый организм»

в рамках работы над проектом

«Здоровый ротик – красивая речь»

Вашему вниманию представлена презентация для детей старшего дошкольного возраста  «Здоровые зубы – здоровый организм» в рамках работы над проектом «Здоровый ротик – красивая речь». 

Презентация выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint. Использованы иллюстрации, звуковые эффекты и анимации для

смены слайдов, появления иллюстраций, озвучки слайда (11). А также для того, чтобы вызвать интерес у детей и поддержать его на протяжении всего мероприятия. Смена слайдов «после предыдущего», иллюстрации по «щелчку», «после предыдущего», «с предыдущим».

По правилам,  в презентации используются один стиль иллюстрации (рисованные картинки или реальное изображение предметов, т.е. фотографии, но в своей презентации я использовала смешанное изображение. Объясню почему. Изображение зубов – «рисованные картинки»- так легче объяснить детям разницу между молочными зубами и постоянными, их смену, строение зуба, кариес и т.д. (например, кариес, налет на фотографии выглядит очень не эстетично). Изображение продуктов реалистичное, т.к. дети хорошо знают эти продукты, видят их в натуральном изображении, т.е. жизненная ситуация, а не из сказки. То же самое и с изображением детей на приеме у стоматологов – реальная ситуация и должна восприниматься детьми реально, такое будет в жизни.

1 слайд – титульный. Содержит информацию: название конкурса, автор, должность, место работы и название презентации.

2 слайд – введение в тему мероприятия загадывается загадка. Используется «щелчок» для появления отгадки на загадку.

3 слайд – появляется ребенок и молочные зубки (по щелчку, по тексту).

4 слайд – изображение Гиппократа и стакан молоко (иллюстрации соответствуют тексту).

5 слайд – иллюстрация, демонстрирующая смену молочных зубов постоянными, отвечает на вопрос «Почему зубы шатаются?»

6 слайд – рассматривание своих зубов в зеркало, говорит о необходимости взять зеркало.

7 слайд – изображение зубного ряда – зубы у нас разные по строению и выполняемым функциям.

8 слайд – строение зуба. Выделяют 3 основные части: коронка, корень, шейка.

9 слайд – рассматривание зуба – эмаль, её функции.

10 слайд – первое изображение появляется «после предыдущего», второе «по щелчку». Сравниваются два зуба – здоровый и больной, с кариесом.

11 слайд – два изображения «после предыдущего» - Портрет С.Михалкова, иллюстрация к стихотворению «Как у нашей Любы…». Слайд содержит звуковой эффект – запись этого стихотворения («по щелчку»).

12 слайд – иллюстрация, изображающая мальчика за столом.

13 слайд – изображение разных продуктов. Рассматривание, дети рассуждают и называют полезные и вредные для зубов продукты.

14 слайд – появляются друг за другом «вредные» продукты. («после предыдущего»).

15 слайд – появляются полезные продукты группами: молочные, овощи, фрукты, рыба. («по щелчку», «с предыдущим»).

16 слайд – два изображения («после предыдущего»): появление налета, кариеса.

17 слайд – памятка Правильной чистки зубов (способ, последовательность).

18 слайд – «по щелчку» появляются предметы, необходимые для ухода за зубами. Словарная работа (элексир, флосс).

19-21 слайды – фотографии, изображающие детей на приеме у стоматологов.

22 слайд – взаимосвязь зубов и органов человека. «По щелчку» появляются картинки органов, соответственно тексту.

23 слайд – интересная информация, связанная с зубами (картинки  меняются «по щелчку»).

24 слайд – «Спасибо за внимание» и смайлики («после предыдущего» и «с предыдущим»).

25 слайд – список источников основного содержания.

26 слайд – список источников иллюстраций.

Практическая значимость

Презентация имеет практическую значимость:

  1. У детей формируются культурно-гигиенические навыки.
  2. Углубляются и расширяются знания детей о ротовой полости, зубах.
  3. Формируются  знания о полезных и вредных  продуктах для зубов.
  4. Обогащается словарный запас (флосс, элексир, коронка, шейка, корень, эмаль и др.).

И в целом, у ребенка формируется ответственность за свое здоровье, меньше или вообще не употребляет вредные продукты, знает, как правильно ухаживать за полостью рта, не боится визита к стоматологу, что положительно влияет на здоровье ребенка в целом и на зубы, в частности.

«Здоровые зубы – здоровый организм»

Отгадывание загадки: 

Когда мы едим - они работают, 
Когда мы не едим - они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболеют.

Ответ: Зубы.

-Что нам помогает пережевывать пищу? – Зубы. Чтобы пища хорошо переваривалась в желудке, она измельчается зубами и смачивается слюной в ротовой полости.

Для чего еще нужны зубы? – Для четкой правильной речи, для красивой улыбки.

Первые зубки появляются на первому году жизни и называются молочными. Название «молочные зубы» дал Гиппократ, который был убежден, что самые первые зубы ребенка формируются из молока.

К 5-7 годам некоторые зубки выпадают, прорезываются новые, постоянные зубы. Почему выпадают? Молочный зуб должен освободить место для постоянного зуба. Молочные расшатываются и выпадают. Посмотрите! Молочный зуб стоит крепко, постоянный зуб далеко еще, он спит. Затем молочный зуб начинает потихоньку шататься, т.к. просыпается постоянный зуб. Далее постоянный зуб растет, растет, а молочный зуб еще больше шатается. И наконец, постоянный зуб уже у поверхности и молочный зуб выпадает.

К 10-11 годам обычно все молочные зубы выпадают, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, новый не вырастит.

Посмотрите на свои зубки в зеркало, погладьте их языком. Они все одинаковые? – Нет, разные.

Передние - острые, плоские – резцы.

Заостренные по бокам, напоминают копья – клыки.

Боковые – широкие – коренные.

Как вы думаете, одинаковую работу они выполняют, когда мы едим? Передними зубами (резцами) откусываем, словно отрезаем. Клыками – удерживаем и разрываем пищу. Коренными – растираем, жуем пищу.  

Строение зуба. Посмотрим как же устроен зуб.

Зуб – живой орган. Состоит из трех частей:

- коронка - часть зуба, которая видна в ротовой полости.

- корень – часть зуба, которая не видна в ротовой полости.

- шейка – часть зуба, между коронкой и корнем, прикрыта десной.

А есть ли защита у зуба? – Зуб стоит в белой блестящей «рубашке», это эмаль, самая твердая ткань, которую производит человек.

Эмаль – это слой, покрывающий верхнюю часть зуба – коронку.

Посмотрите, чем отличаются эти зубки? (Радостный, веселый – здоровый зуб, грустный, печальный – зуб с кариесом – больной). Как вы думаете, почему?

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Как у нашей Любы?». Беседа по стихотворению. Что случилось с героиней? Почему заболели зубки? (Зуб поврежден, много сладкого ела).

Вы знаете, что существуют  продукты полезные и вредные для зубов. Рассмотрите внимательно и назовите вредные для зубов продукты (конфеты, шоколад, торт, варенье, мармелад, печенье и др.)

Сейчас назовите полезные продукты (молоко, сыр, йогурт, кефир – улучшают структуру эмали;  яблоко, морковь, киви – лечат десна; яйца – укрепляют зубы; рыба – укрепляет эмаль.)

Из-за сладкого образуется налет на зубах, а из-за него появляется неприятный запах и кариес. Но это не значит, что сладкое вообще нельзя есть. Сладкого можно немного, но обязательно после нужно почистить зубы (или хотя бы прополоскать водой). Чисткой мы убираем налет и остатки пищи с зубов и не даем развиться кариесу. Кариес – это

А вы знаете, как правильно чистить зубы? (Способы чистки, схема, последовательность). Сверху вниз наружную поверхность зубов, затем сверху-вниз внутреннюю поверхность зуба, почистить жевательную поверхность зуба вперед-назад, почистить язык. Если неправильно чистить зубы хоть 10 раз в день пользы не будет.

Что необходимо для ухода за зубами?

Зубная щетка – индивидуальная, менять 1 раз в 2 месяца.

Зубная паста – детская.

Стаканчик – для полоскания.

Ополаскиватель -  для полости рта детский (элексир).

Зубная нить – для очистки промежутков между зубами (флосс)

Правило: правильная чистка зубов 2 раза в день, утром и вечером по 2-3 минуты.

Как называется зубной врач? Стоматолог лечит зубки, Стоматолог-хирург – выдирает (убирает) больные зубки.

Обязательно регулярно посещайте стоматолога. Если зубы не болят, то достаточно 2 раза в год. И ни в коем случае не бойтесь. Врач полечит без боли!

Посредством кровеносной системы зубы связаны почти со всеми внутренними органами человека. Поэтому даже обычный кариес может вызвать неожиданные заболевания внутренних органов. Из-за зубов могут возникнуть следующие проблемы и заболевания:

  • Поражение сердца и кровеносных сосудов;
  • Нарушения в работе нервной системы и головного мозга. Это связано с тем, что через зубы проходит тройничный нерв, который также связан с мозгом.
  • Конъюнктивиты и другие воспаления глаз могут быть связаны с кариесом в клыке;
  • При проблемах с коренными зубами часто развиваются головокружения и шум в ушах, может ухудшаться слух;
  • При наличии множественных кариесов легко могут развиться проблемы с ЖКТ, печенью, почками;
  • Коренные зубы, пораженные кариесом, могут провоцировать частные ангины;
  • Больные зубы в целом ослабляют иммунитет – человек легче заболевает и намного тяжелее переносит общие заболевания, ухудшается течение хронических заболеваний;

Как видите, зубы могут вызвать проблемы практически с любым органом, поэтому их лечению нужно уделять пристальное внимание.

Давайте еще раз повторим, как надо ухаживать за зубами? Что приводит к кариесу?

А вы знаете, что…?

Жевательная резинка, содержащая сахар, не защищает зубы, а содействует их разрушению и она действует на зубы как конфеты.

Немецкие ученые выяснили, что употребление двух грейпфрутов в день значительно снижает риск заболеваний в ротовой полости.

Вы уже знаете, что если мы потеряем постоянный зуб, новый у нас уже не вырастит.

Зато у слонов новые зубы могут вырастать до 6-9 раз. Их коренные зубы весят примерно по 9 килограммов. Слон еду не пережевывает, а перемалывает. При этом он съедает примерно 50 килограммов растительности ежедневно, так что приблизительно за 10 лет его зубы истираются до десен и выпадают. Однако на их месте появляются новые зубы. У слона зубы обновляются примерно шесть раз за жизнь.

Зубы акул устроены еще более практично – они вырастают по мере стачивания. Человеческие зубы по прочности сравнимы с зубами акулы.

У улитки около 25 000 зубов.

"Детям про зубки. Невероятное путешествие по Зубландии"


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: