Педагогический час: «Воспитание ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и национальной культуры», 2021г.

Коновалова Галина Александровна

14.10.2021г. на педагогическом часе «Воспитание ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и национальной культуры» провела викторину для педагогов образовательной организации "Путешествие в прошлое".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_puteshestvie_v_proshloe.doc39 КБ
Файл godovoy_plan_oktyabr.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь, 2021г.

Педагогический час: «Воспитание ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и национальной культуры»

Викторина «Путешествие в прошлое»

Учитель-логопед: Коновалова Г.А.

Время... Как быстро оно летит! Несколько лет назад казалось, что новый век наступит не скоро. Но он наступил. Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Чтобы этот процесс был более эффективным, педагогам необходимо самим овладевать достаточным запасом знаний.

Сегодня я представляю вашему вниманию викторину для педагогов по теме: «Путешествие в прошлое».

Викторина наша состоит из 4 раундов.

  1. Вопросы, касающиеся сегодняшней темы.
  2. Фольклор.
  3. Мифология, русские народные промыслы.
  4. Русские народные праздники.

Для проведения данной викторины нам необходимо две команды, каждая команда выбирает себе капитана, название, девиз.

1 – раунд.

Командам поочередно будут задаваться вопросы и к каждому вопросу будет предоставлено  несколько вариантов ответа, среди них необходимо выбрать правильный.

Для обсуждения ответа будет отведено 4-5 секунд.

Вопрос №1: Из предложенных букв нужно составить слово, которое  употреблялось в разговорной речи в старину?

(Командам выдаются карточки с буквами, по истечении времени участники команды должны  показать, правильное слово держа в руке по одной букве.)

  • Мера длины. Буквы: И. Р. Н. А. Ш. (Аршин)

  • Мера веса.   Буквы: О. Т. О. З. К. И. Л. Н. (Золотник).

Вопрос №2: В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

Зимой.

Летом.

Весной.

Осенью.

(В крещенские морозы древесина становиться очень сухой,  в ней практически не происходит сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударом топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась.)

Вопрос № 3: Какой день масленой недели называется «широким».

Вторник.

Среда.

Четверг.

Пятница.

(С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, именно этот день назывался «Широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках,  катались на качелях. Устраивали кулачные бои, шумные застолья.. по улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму.)

Вопрос №4: Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая часто сооружалась на санях?

Хлев.

Амбар.

Рига.

Гумно.

(Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали такие столбы с хитростью6 на верху у них делали подобие шляпки гриба. В этом случае грызуны  в амбар пробраться не смогли. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья., врытые корнями вверх. Эти корни тоже служили  препятствием для мышей и крыс.)

Вопрос №5: Какое дерево сажал крестьянин  недалеко от места, выбранного для строительства?

Ель.

Берёзу.

Дуб.

Иву.

(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии.)

Вопрос №6: Как называется основание печи в крестьянской  избе?

Устье.

Шесток.

Опечек.

Конёк.

(Основание печи служило печное место, или опечек. Это деревянный сруб из толстых брёвен, разделённых пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки. В нижней части опечка  зимой держали кур.)

2 – раунд

Во втором раунде мы будем задавать вопросы, связанные с фольклором русского народа. Какая команда первой  поднимет руку и правильно назовёт ответ, зарабатывает право первого хода:

Вопрос №1: Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь? (Былины)

Вопрос №2: Протяжная ласковая песенка для маленьких детей? (Колыбельная)

Вопрос №3: Короткие, состоящие из двух или четырёх строчек песенки , исполняемые подряд на одну мелодию? (Частушка)   

Вопрос №4: Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяев дома хорошего урожая, богатства и счастья? (Колядки)        

Вопрос №5: Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка? (Потешка)        

3 – раунд

Итак, дорогие наши участники, мы начинаем 3 – раунд. Этот раунд состоит из вопросов следующих категорий: мифология и русские народные промыслы. В каждой категории по 5  вопросов. Путём жеребьевки  вы узнаете, на вопросы какой категории вам предстоит отвечать. Участники игры вынимают карточки и называют свою категорию. На обдумывание каждого вопрос даётся не более пяти секунд. Если  по истечению времени  ответа не последует, то задаётся следующий вопрос.

  Мифология:

  • Дух дома, живущий за печкой? (Домовой.)
  • Злая старуха – волшебница и ведьма?  (Баба-яга.)
  • В славянской мифологии хозяин леса и зверей?  (Леший.)
  • Хозяин воды, который  обитает у мельницы или в омуте?  (Водяной.)

  • Предметы, которые подвешивают на шнурки и носят на шее или на руках (Оберег.)

Русские народные промыслы:

  • Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписаны в голубовато – синей гамме? (Гжельские.)
  • Как называют  вятские  глиняные игрушки?  (Дымковские.)
  • Как называется промысел, прославившийся изготовлением расписных жестяных подносов? (Жостовский.)
  • Какую русскую народную игрушку иностранцы считают символом России?   (Матрёшка.)
  • Как называется искусство росписи по дереву, отличительной особенностью которого является украшение предметов такими узорами, как «травка», «кудрины»? (Хохлома.)

4 – раунд

В четвёртом раунде мы предлагаем выйти капитанов команд. Вам поочерёдно будут задаваться вопросы, касающиеся русских народных праздников. Выиграет тот, кто даст больше всех правильных ответов.

  • Что символизирует собой Масленица? (Блин – символ солнца, а солнце – символ здоровья и богатства.)
  • Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня?  (Святки.)
  • Как называется неделя, предшествующая Пасхе? (Страстная неделя.)
  • Как называется праздник в честь единства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? (Троица.)
  • Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво или кутя – варённую крупу с сухофруктами и мёдом.)
  • Назовите главный  народный атрибут праздника Троицы? (Берёзовые веточки.)

Подводится итог викторины.



Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

I.РАБОТА С КАДРАМИ

1.

Отчетное профсоюзное собрание.

Профгруппа

2.

Знакомство педагогов с новой методической литературой.

Зам. зав. по ВМР

3.

Подготовка дошкольного учреждения к зиме.

Зам. зав. по АХЧ

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Совет педагогов №1: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построение целостного педагогического процесса»

заведующий МАДОУ

зам. зав. по ВМР

педагоги

2.

Педагогический час:

  •  «Воспитание ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и национальной культуры»

-Викторина «Путешествие в прошлое»

-Обычаи и традиции русского народа

-Формирование этнокультурной компетенции у детей

Коновалова Г.А.

Сотникова О.Р.

Плугина Л.А.

3.

Консультация:

  • «Народные игры детей на прогулке»
  • Сообщение: Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а так же интереса к своей малой Родине»
  • «Эмоциональное развитие детей»

Зленко Е.А.

Ковалева Н.Е.

Майорова  Ю.М.

4.

Мастер-класс:

  • «Народная игрушка как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

Орлова А.И.

5.

Деловая игра по духовно-нравственному развитию  «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Заведующий МАДОУ

творческая группа

6.

Открытый просмотр:

  • «Изготовление куклы-оберега»
  • «Спички детям не игрушки»

Уханова И.В.

Анисимова С.Л.

7.

Конкурс «Лучший конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием инновационных технологий»

заведующий МАДОУ

зам. зав. по ВМР

воспитатели

8.

Текущий контроль:

  • «Состояние документов, планирование и организация образовательного процесса»
  • «Организация работы по адаптации и эмоциональному благополучию»

Заведующий

Зам. зав. по ВМР

9.

Посещение педагогами ММО.

Зам. зав. по ВМР

10.

Заседание творческой группы

Зам. зав. по ВМР

11.

Работа с детьми:

  • Диагностика физического развития детей и составление плана работы.
  • Проведение праздника «Покров» (старшая, подготовительная группы).
  • Проведение осенних праздников.
  • Конкурс детских рисунков по ПДД в группах «Безопасные дороги детям»
  • Конкурс рисунков и плакатов по пожарной безопасности
  • Проведение районного смотр-конкурса «Огонь-друг, огонь-враг»
  • Проведение спортивно- музыкального досуга.
  • Проведение профилактической работы по ПДД и пожарной безопасности согласно планам работы

Инструктор по физической культуре, воспитатели

музыкальный руководитель

11.

Уточнение списка детей по группам здоровья.

Заведующий МАДОУ

медсестра

III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Памятки для родителей:

  • Рекомендации в период адаптации.

Заведующий МАДОУ

воспитатели

2.

Консультация:

  • «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»
  • Проведение профилактической работы по ПДД и пожарной безопасности согласно планам работы

воспитатели

3.

Оказание помощи в подготовке групповых помещений к зиме.

Педагоги

4.

Папки-передвижки: Для Вас, родители – режим, сетка, возрастные характеристики.

воспитатели

IV. АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА

1.

Осенние работы на участках: уборка листвы, окопка растений.

зам. зав. по АХЧ

2.

Проверка утепления окон, дверных проемов.

зам. зав. по АХЧ

3.

Проверка освещения МАДОУ

зам. зав. по АХЧ