Главные вкладки
Афанасьева Ирина Николаевна
Сайт воспитателя детского сада Афанасьева И.Н.
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: оригинальные вещи своими руками
Увлечения: Кулинария, рукоделие
Регион: Рязанская область
Населенный пункт: р. п. Сапожок
Место работы: МБДОУ Сапожковский детский сад №3
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/afanaseva-irina-nikolaevna-vospitatel« Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг...».
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье,
Свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть,
Всего себя без сожаленья
Он должен детям подарить!
О себе
Родилась в р.п. Сапожок в 1961 году. Окончив Сапожковскую среднюю школу, поступила в Касимовское педагогическое училище на отделение "Дошкольное воспитание". В 1981 году окончила его с отличием. С февраля 1982 года работаю в Сапожковском детском саду воспитателем.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русская классическая литература, в частности - стихи С.А.Есенина, произведения А.П.Чехова.
Мой взгляд на мир
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
А.Дементьев
Моё портфолио
Анализируя свою работу по программе «Сделай сам» для детей среднего дошкольного возраста за несколько лет я убедилась, что конструирование - это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям, способностям и возможностям детей дошкольного возраста. Дети сооружают постройки и играют с ними, делают различные игрушки, поделки из разных материалов и используют их в своих играх, на занятиях, утренниках, прогулках и т.д. Одновременно конструирование обладает широкими возможностями для формирования творчества детей. Благодаря этой деятельности, особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Я считаю, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Нельзя не согласиться, что ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Я убеждена, что эти, заложенные природой, задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки и игрушки, проявляя любознательность, сообразительность , смекалку, творчество. В продуктивной деятельности ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, их оформления. При этом он творит, как дизайнер, познавая законы гармонии и красоты. Работая по индивидуальной программе «Сделай сам», я пришла к выводу, что детей увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память, речь. Все это позволяет рассматривать конструирование как основу интеллектуального развития, как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
А целью моей индивидуальной программы было следующее: достичь усвоения ребенком определенного круга знаний и умений путем развития конструктивных, сенсорных способностей, мышления, речи, более полно подготовить ребенка к школе.
Переход из детского сада в школу очень сложный и ответственный момент для дошкольника. К этому времени ребенок должен овладеть значительным кругом знаний, учений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдать определенную позу, держать правильно ручку, карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному событию в жизни поможет конструирование – занятие близкое ему и доступное.
За время функционирования моей индивидуальной программы я убедилась, что применяемая мной система занятий оказывает положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей, на подготовку ребенка к школе.
В своей программе я использую несколько видов конструирования:
- из строительного материала,
- из бумаги и картона,
- из природного материала,
- из бросового материала,
- из ткани,
- из геометрических форм.
Дети среднего дошкольного возраста любят конструировать из строительного материала. Для обучения конструированию на занятиях удобны настольные наборы мелкого строительного материала. Эти наборы привлекают детей своей яркостью, простотой сооружения построек. Иногда для коллективной работы на занятии, я использую крупный напольный строительный материал, который тоже имеется в группе. Такой набор дает возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому ребенку непосредственную работу с материалом. Достаточное количество деталей дает возможность заменить одну деталь на другую. И это, очень важно. Ведь в процессе поисковых действий решаются такие важные задачи, как развитие фантазии и воображения, творческого мышления, любознательности и других личностных качеств.
Так, например, на занятии по конструированию из строительного материала на тему «Мост для машин» Артем О. 4-х лет в качестве опоры для моста ставит два больших «кирпича». Перекрывает их длинной пластиной, которая с обеих сторон выступает над опорами. Он замечает это. Раздвигает «кирпичи» так, чтобы они совпали с краем пластины. Ребенок удовлетворен, что нашел способ решения строительной задачи. Берет машину и со звуками: «Ту-ту-ту» - ведет ее по мосту. Но под тяжестью машины мост прогибается, шатается. Артем снимает машину, смотрит на постройку и задумывается. Затем уверенно берет еще один «кирпич» и подставляет его под середину пластины. Снова берет машину и уже свободно ведет ее по мосту.
Наблюдая такую картину, я с уверенностью могу сказать, что у этого ребенка уже формируются основы таких личностных качеств, как самостоятельность, воображение, мышление.
Во время выполнения работы на тему: «Заборчик для домашних животных», я не просто предлагаю детям построить заборчик из «кирпичиков», я заставляю детей думать, как надо расположить «кирпичики», чтобы забор получился высоким, без щелей. Ведь во двор к домашним животным могут забрести дикие животные: волк, лиса, а они любят полакомиться курочкой и козликом. При этом решается такая важная задача, как воспитание любви к животным. При постройке машины Женя А. вместо колес использовал «кирпичики», поставив их на узкую, короткую сторону. Машина получилась красивой, высокой. Но после того, как он «поехал» на этой «машине», «колеса» упали. Я сказала, что можно расположить колеса по другому, Не долго думая, Женя положил «кирпичики» на широкую, длинную сторону. «Машина» получилась ниже, но прочная. Я считаю, что такие действия педагога направляют ребенка на самостоятельное достижение цели, развивают у детей фантазию, мышление, способность делать несложные умозаключения.
Для игр и в свободное от занятий время я предлагаю детям тематические пластмассовые строительные наборы типа «Городок». Такие наборы содержат не только комплект строительных деталей (кирпичики, кубы, призмы, цилиндры, пластины, арки и т.д.), но и дополнены силуэтами деревьев. Дети охотно делают из таких наборов постройки, обыгрывают их: едут на «автобусе», плывут на «пароходе», оказываются героями «сказочного города» и т.д.
Занимательны и интересны для детей конструкторы типа «Лего». В нашей группе их несколько видов. Они легко собираются и разбираются. Дети моей группы охотно с ними занимаются, создают постройки. Для обыгрывания таких построек в группе имеется набор игрушек, соразмерных создаваемым постройкам (машинки, собачки, кошки, матрешки и т.д.). Созданные постройки часто используются на утренниках и вечерах развлечений, Например, самолет, военный корабль, выполненные из конструктора «Лего», были использованы в качестве оформления на утренниках, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. Я считаю, что конструирование из строительного материала и конструкторов – важное средство всестороннего развития ребенка. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета: форму, величину, цвет, у него формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ. В процессе занятий конструированием из строительного материала ребенок усваивает правильные геометрические названия деталей строительного набора: куб, кирпичик, брусок, пластина, призма и т.д., совершенствует речь, мышление.
Также я убедилась, что очень привлекательна для детей среднего возраста работа с бумагой. Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с которым дети и взрослые сталкиваются ежедневно. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддерживать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы помогают решить конструирование из бумаги – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. На своих занятиях я даю ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм. Мои воспитанники очень любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. На занятиях ребята узнали, что, перегнув лист бумаги пополам, они сделали первые шаги в великий мир японского искусства – оригами. Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру.
Охотно выполнялась работа из картона на тему: «Осенние листики». Дети старались аккуратно выполнить свою работу, помогали друг другу, подбирали соответствующие цвета, советовались с воспитателем. Для этого была важная причина: листики изготавливались для «Пляски с листиками» на осеннем утреннике.
После новогоднего праздника детям была предложена коллективная работа на тему: «Хоровод вокруг елки». Поделка выполнялась из бумаги и фантиков. Дети вспомнили, как веселились у новогодней елки. Вместо мальчиков и девочек сделали матрешек. Фантики подобрали различных расцветок, поэтому матрешки отличались яркостью и разнообразием.
Дети моей группы закрепляют навыки работы с бумагой не только на занятиях. Вместе с педагогами они принимают активное участие в общественной жизни группы и детского сада. Так для праздника «Проводы осени» из обоев бордового, желтого, оранжевого цветов были изготовлены деревья для оформления центральной стены. Для сценки «Елочка», которую ставили дети на новогоднем утреннике, дети с радостью изготовили елочные украшения из картона и бумаги. Этими украшениями звери (медведь, заяц, белочка, ежик) нарядили грустную одинокую елочку на лесной полянке. И всем стало весело. Для уголка «русской избы» воспитатели конструировали русскую печь. Дети тоже не остались без работы. Ведь для изготовления печи, требовалось не только скрепить коробки, но и обклеить их картоном, украсить орнаментом из хохломской росписи. Печка получилась на славу: с затопом, лежанкой, трубой, лоскутным одеялом.
Коллективную поделку «Пожарная машина» готовили к конкурсу «Пожарным можешь ты не быть.....». Дети принимали самое активное участие. Сначала были рассмотрены картинки пожарных машин, намечен план изготовления поделки. А затем закипела работа. Склеивали коробки – основу машины, затем обклеивали основу красным картоном, наносили мелкие детали (колеса, фары, двери, символику, маячок и т.д.), из спичек и картона соорудили лестницу. Машина готова. Пожарным только позавидовать. Для игр на прогулке дети конструируют из бумаги и картона вертушки, султанчики и другие поделки. С помощью них дети наблюдают за наличием и направлением ветра, играют с ветром. Изготавливая такие индивидуальные и коллективные поделки, дети не только всесторонне развиваются, но и ощущают себя значимыми, нужными, обществу. Играя, дети не замечают, что в процессе складывания решаются очень серьезные математические задачи: ребята находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, знакомятся с геометрическими понятиями: угол, сторона, треугольник, квадрат и т.д. Я считаю, что в процессе конструирования из бумаги у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, развивается память, так как ребенок, чтобы сделать поделку из бумаги должен запомнить последовательность ее изготовления. В процессе этой деятельности дети учатся творить и любить все живое.
Работая по индивидуальной программе «Сделай сам» по конструированию для детей среднего дошкольного возраста, и убедившись в ее целесообразности, я пришла к выводу, что работать с бумагой могут и дети младшего дошкольного возраста. Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. Но в этом возрасте у детей формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Дети трех лет охотно вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым, а с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от ребенка творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстников, а также к полученному результату.
В трехлетнем возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетной игрой, поскольку мотивом для создания поделок является сюжет игры. При этом инициатором игр выступает взрослый. Я считаю, что самым доступным материалом для конструирования из бумаги в младшем возрасте является мятая бумага.
В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Я учу ребенка разрывать бумагу (так как ребенок еще не владеет навыками работы с ножницами), сминать ее, скатывать в комочек между ладошками, закручивать, наклеивать готовые формы на поделку и т.д. В процессе работы я пришла к выводу: для того, чтобы конструирование из мятой бумаги стало доступным для маленьких детей, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Опираясь на свои наблюдения, я внесла дополнение в свою индивидуальную программу: разработала перспективный план по конструированию из мятой бумаги для детей младшего дошкольного возраста и опробовала его на практике.
Анализируя свою работу по конструированию в младшей группе, я отметила, что она является «фундаментом» для решения задач, поставленных в индивидуальной программе по конструированию «Сделай сам» для детей среднего дошкольного возраста.
Работая с детьми, я отметила, что великим воспитателем, родником доброты и фантазии является природа. Природные материалы – это «сокровища», которые дети охотно собирают и с большим интересом рассматривают во время прогулок и экскурсий. Лесная скульптура, созданная самой природой, является одним из источников развития детской наблюдательности, любознательности. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Я убедилась, что развивать это умение у детей нужно, как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве. Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой. Выходя с детьми на прогулку, я провожу наблюдения за явлениями природы, за деревьями, облаками, обращаю внимание на причудливо прогнутую ветку, изменившийся цвет листвы и т.д. Я стараюсь, чтобы дети не оставались пассивными наблюдателями, а становились творцами, включались в процесс превращения природных материалов в прекрасные изделия. Важно только дать толчок детскому воображению, научить ребенка видеть окружающую красоту. Для конструирования в средней группе я использую такие природные материалы, как семена ясеня, клена, хурмы, арбуза, сосновые иголки, плоды каштана, ветки, разноцветные листья, шишки и др. Все эти «сокровища» мы собираем во время прогулок и экскурсий и используем на занятиях и в свободное от занятий время. Так, подарком для мам к Международному Женскому Дню стали цветы, сделанные из семян хурмы, пластилина и палочек, коллажи из сухих листьев, ветки, окрашенные в разноцветную гуашь, украсили праздничный зал на утреннике «Проводы осени». Некоторые работы, сделанные детьми на занятиях поместили на выставку детских работ: сова, изготовленная из плодов каштана, кактус – из пластилина и сосновых иголок, ежик – из пластилина и плодов подсолнечника, ветки в инее и др.
Дети моей группы настолько увлеклись работой с природным материалом, что с большим удовольствием помогают мне в оформлении участка. Так, из спилов березы мы сделали «змейку» для занятий физкультурой. Один из уголков участка оформили в стиле «деревенского двора»: плетень сделали из веток осокоря, из березовых пенечков изготовили козлика, из веточек сделали гнездо, в котором лежат «золотые яички» и др. На этом дворе живут: утка, гусь, курица и цыплята. В этом уголке очень удобно проводить занятия по ознакомлению с окружающим миром, читать сказки, заучивать потешки и т.д. Систематическое знакомство детей с природным материалом учит их видеть красоту природы, фантазировать, думать. Включая в работу по конструированию природный материал, я убедилась, что изготовление поделок из него не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Я стараюсь организовать свою работу так, чтобы не только сформировать у детей конструкторские навыки, раскрыть их потенциальные и творческие возможности, но и научить испытывать чувство удовлетворения от того, что они смастерили.
Мир вещей вокруг нас разнообразен. Есть вещи, которые служат нам на протяжении долгого времени, но есть и такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это, например, пластиковые бутылки, крышки и пробки, футляры от «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, проволока, спичные коробки и т.д. Перечень таких материалов довольно большой. Мы, взрослые, стараемся как можно быстрее от них избавиться. Но мои воспитанники знают, что ненужные вещи могут обрести вторую жизнь. Что из ненужных вещей можно сделать оригинальные игрушки, сувениры, которые всегда найдут практическое применение. Так, например, из контейнеров из-под йогурта, крышек от пластиковых бутылок мы изготовили паровоз. Он занял достойное место на выставке «Творческая мозаика». Там же разместились «барыни» из фантиков, снеговик из яичной скорлупы и мишуры, страус из футляров от «киндер-сюрпризов» и многое другое.
Дети с удовольствием включаются в работу по изготовлению поделок из ненужных вещей. В приемной нашей группы мы оформили уголок, отражающий смену времен года. В нем для яблони с яблоками использовали разноцветные крышки из-под напитков, иголки у ежа сделали из черных прищепок. Отражая зимние пейзажи, использовали дерево, пластиковые пробки, шишки. Из этих материалов получился отличный поезд. На нем звери отправились в лес за новогодней елкой.
Для оформления участка тоже использовали бросовый материал. Для многочисленных клумб, где не растут живые цветы, сделали искусственные. Для этого пригодились крышки от банок из-под краски, пластиковых бутылок, проволока. Эти цветы прочные, яркие. Дети их не ломают, даже поливают.
Но самым уютным и любимым уголком на участке стал «чудо-остров». Его границы обозначили с помощью коричневых пластиковых бутылок. Бутылок потребовалось множество. Их собирали две недели: и дети, и воспитатели, и родители. На «чудо-острове» живут колобок, лягушка, черепаха, сказочные цветы, грибы, бабочки и другие персонажи, которые тоже изготовлены из бросового и природного материалов. На острове мы читаем сказки, играем в подвижные и дидактические игры, сочиняем всякие небылицы и др. Хочу заметить, что дети всячески охраняют и оберегают свой «чудо-остров», свое творение. Они боятся, что малыши что-то там возьмут или на что-то наступят. Они на самом деле верят в существование «чудо-острова».
Я считаю, что использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости. Он не сломает игрушку, которая сделана своими руками, и к изготовлению которой приложены усилия и старания. Работая с бросовым материалом, дети знакомятся со свойствами этого материала, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить, у детей развивается аккуратность, терпение, ловкость рук и точность глазомера. Видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают чувство удовлетворения.
Неоценимую помощь в работе с детьми по конструированию и ручному труду оказывают родители. Они не только откликаются на все мои просьбы по сбору бросового и природного материала для использования его на занятиях (фантиков, крышек, контейнеров из-под конфет, футляров из-под «киндер-сюрпризов», веток, шишек, семян и т.д.), но и активно участвуют во всех моих затеях по оформлению участка и групповой комнаты. Так, для создания «чудо-острова» родители вместе с воспитателями собирали темные пластиковые бутылки, разрезали их, копали ров, чтобы вставить туда бутылки, выносили землю. Для оформления «деревенского двора» папы пилили березовые пеньки для козлика, скрепляли их гвоздями, стамеской делали углубления для ног. Дедушка Жени П. нарезал прутьев из осокоря для плетня и т.д.
Активное участие принимают родители в подготовке к праздничным утренникам. Так к сценке «Репка» мамой Кати П. были пошиты костюмы для «репки», «бабки» и «дедки». Катя в сценке была «репкой». Вместе со мной она вырезала и наклеивала ботву и листья на желтый костюм.
На новогоднем утреннике Таня П. была «елочкой». Для нее мама сшила пышное платье из плотной зеленой ткани. Вместе с Таней в детском саду мы обшивали его мишурой. А вот Саша Н. на празднике захотел быть не кем-нибудь, а «царем». Вместе с его мамой продумывали детали его костюма и изготовили. «Царь» вышел неотразимый.
Для игры «Кот Васька» мама Владика С. смастерила шапочку и хвост для мышки. Мышка получилась очень забавная, озорная. Шапочку Петушка для сценки «Заяц и лиса» мама Никиты Д. изготовила из картона, а раскрасили ее краской дети вместе с воспитателем в детском саду. Дома она вместе с Никитой готовила работы по конструированию «Мухомор», «Одуванчик» для конкурса «Лучшая молодая семья».
Родители частые гости на наших праздниках, открытых занятиях, других мероприятиях. Поэтому систематически фотографируют детей во время развлекательных и коллективных праздников. Фотографии о деятельности детей в детском саду я помещаю на выставку-раскладушку. Выставка регулярно обновляется.
Дети очень горды, когда их родители принимают участие в жизни детского сада. А родители видят в воспитателе человека, который любит их детей, живет заботой о них. В результате моей систематической работы с родителями и детьми у моих воспитанников закрепляется стремление к участию в совместной работе. В такой деятельности детям преподаются уроки мастерства, творчества, фантазии, а это положительно сказывается на детской конструктивной деятельности.
Вся моя программа построена по принципу от простого к сложному. Все занятия, вошедшие в программу «Сделай сам», имеют игровую форму или предлагаются в виде игровых упражнений. На занятиях я использую дидактические, подвижные, музыкальные игры, способствующие созданию интереса у детей. С помощью игр деятельность детей становится эмоционально-приятной, неутомительной, разнообразной. Я считаю, что присутствие игровой деятельности на занятиях позволяет детям усвоить в полном объеме предлагаемый материал.
Работая по программе «Сделай сам», я сделала вывод: для того, чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением и навыком, целесообразно 2 раза в год проводить контрольные обследования. Я считаю, что это позволяет оценить динамику развития, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.