Экологический проект " К нам пришла красавица Зима".
проект (старшая группа)

Афанасьева Ирина Николаевна

Цель проекта: расширение представлений о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства воккруг ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_k_nam_prishla_krasavitsa_zima.docx147.1 КБ

Предварительный просмотр:

ММунитттE:\т. л. проект зима.JPG

Тип  проекта: информационно – творческий, исследовательский.

                   Вид проекта: групповой.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Продолжительность:  сезонный.

Участники: воспитатель, помощник воспитателя,  дети, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем      того мира,  который его окружает. Для него все впервые: снег и дождь, солнце и град. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают педагоги. Необходимо заинтересовать дошкольников в происходящих вокруг них природных явлениях. Продолжительная зима дает возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет установить причинно – следственные связи. Все это способствует эмоциональному благополучию детей и их познавательному развитию.

Цель проекта: расширение представлений о зиме через различные виды детской деятельности и  приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

 Задачи проекта:

• Расширять формы работы с семьей.

• Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

• Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Задачи для детей:

• Расширять представления детей о характерных особенностях

  зимней природы.

• Знакомить  со свойствами снега, воды в твердом и жидком состоянии.

• Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы,

  используя разные  материалы.          

• Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей,

 умение  планировать  этапы своих действий и аргументировать  свой  выбор.

• Способствовать развитию общих речевых навыков,

интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, активизации      

словаря.

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

• Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь.

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для реализации проекта.

• Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задача для педагога:

• Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемые результаты по проекту:

• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;

• повышение познавательной активности;

• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями

  в природе.

 Формы реализации проекта:

•   НОД.

•   Беседы.

•   Наблюдения.

•   Досуговая  деятельность.

•   Игровая деятельность.

•   Исследовательская деятельность.

•   Продуктивная деятельность детей.

•   Чтение художественной литературы.

•   Знакомство с пословицами, поговорками, приметами.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

•   Создание необходимых условий для реализации проекта.

•   Разработка и накопление методических материалов.

•   Создание развивающей среды.

•   Подбор художественной литературы по теме.

•   Разработка мероприятий.

Второй этап – основной (практический):

•   Проведение бесед.

•   Чтение, заучивание пословиц, поговорок, примет.

•   Пальчиковая гимнастика.

•   Физкультминутки.

•   Словесные игры.

•   Дидактические игры.

•   Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

•   Беседы-рассуждения.

•   Беседы и свободное общение.

•   Художественный труд.

•   Развлечения.

•   Подвижные  и народные хороводные игры.

•   Сюжетно - ролевые игры.

•   Презентации.

•   Труд и трудовые поручения в природе.

Работа с родителями:

•   Изготовление кормушек для птиц.

•   Изготовление поделок на конкурс «Новогодние чудеса».

•   Оформление папки - передвижки для родителей  «Безопасное поведение детей в зимнее время года»

•   Консультации: « Прогулки зимой»,  «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей».

Третий этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Конкурс  гирлянд «Лучшее новогоднее украшение»
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.
  • Новогодний утренник.

Перспективное планирование работы по проекту.

Декабрь.

Виды деятельности. Формы работы.

  1. Мониторинг проектной деятельности.

 Цель: выявить уровень знаний в начале проекта.

2. Работа с родителями:

  • Размещение статей,  рекомендаций по реализации проекта в родительском уголке.
  • Подбор фотографий о красоте зимней природы.
  • Оформление папки - передвижки для родителей  «Безопасное поведение детей в зимнее время года».
  • Конкурс новогодних украшений.

3. Презентация «Три белых коня».

 Цель: дать представление о характерных особенностях каждого месяца зимы.

4. Свободное рисование: «Деревья в инее», «Снежинки - балеринки».

 Цель: развивать умение отражать в своих работах признаки

    зимы, эстетический вкус.

5. Ручной труд. Конструирование из мятой бумаги:  «Гроздья рябины для снегирей», « Снеговик».

  Цель: развивать творчество при изготовлении поделок.

6. Разучивание музыкальных произведений о зиме:

  • Танцы: « Зима – красавица», « Снежные бабочки».
  • Песни: « Это Новый год», « В новогодний вечер декабря».
  • Хороводы: « Здравствуй Дедушка Мороз», « Закружила, замела белая метелица».
  • Хороводная игра:  « Варежка».

  Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей,

      музыкальный    слух, память.

7. Физкультразминки:

  • «Елочка».

 Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе или смотрят вниз).

  •  «Мороз».

Но вечер приближается        (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается       (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз                      (с усилием сожмите кулаки)

Щиплет щеки, щиплет нос    (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать             (потрите ладони)

Надо их отогревать                (подышите на ладони).

Вечер приближается                (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра!        (помашите рукой на прощание).

  • «Снеговик пропал».

Снеговик в лесу пропал                (поднимают обе руки вверх)

Он куда-то убежал.                        (пальцами руки изображают бег)

Может, испугался волка?              ( обнимают себя руками, изображая страх)

 Может, зайка сбил с дороги?       ( показывают руками ушки)

И в сугробах тонут ноги?                (поочередно высоко поднимают ноги).

                                                                                                 

8. Знакомство с народными приметами:

  • « Если ночью был иней, днем снег не выпадет»,
  • « Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели».

 Проверить, верны ли приметы.

Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.

Цель:  знакомить детей с народными приметами, учить давать им объяснение.

9. Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки «Лес зимой»,
  • В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»,
  • В. Голявкин. Как я встречал Новый год.
  • Н.Некрасов. Мороз-воевода.
  • Русские народные сказки: «Зимовье зверей».

Цель:  углубить знания детей о зиме через чтение художественных произведений.

10. НОД. « Как звери готовятся к зиме».

Цель: развивать познавательную деятельность детей, направленную на формирование представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, питании, образе жизни в зимний период.

11. Экспериментальная деятельность:

  • Опыт №1.  «Почему снег легкий?»

Цель: совершенствовать знание детей о снеге.

Материалы: лопатки, ведёрки.

 Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём.

Вывод: Снег легкий, а песок тяжелый.

  • Опыт №2. « Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?».

Цель: помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы: подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод: одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

12. Подвижные и дидактические игры:

  •  « Два Мороза», «  Не заморозь», «Найди дерево»
  • « Так бывает или нет?», « Да и нет не говорить».

Цель:  учить детей делать простые умозаключения, развивать двигательную активность.

13. Наблюдения в природе:

  • За небом.
  • За сосульками.
  • За деревьями.
  • За поземкой.
  • За елью и сосной

Цель: расширять представления детей  о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность.  

 14. Новогодний утренник.

 Цель: доставить детям радость от встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Январь.

Виды деятельности. Формы работы.

  1. Ручной труд. «Снеговик в гостях у ребят».

Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы, сезонных изменениях, зимних играх и забавах. Развивать мелкую моторику рук, используя приемы наклеивания на поверхность предмета сыпучих материалов.

  1. Спортивные упражнения:
  • Скольжение по ледяным дорожкам.
  • Катание на санках.
  • Катание на лыжах.

Цель: учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

  1. Работа с родителями:

  • Изготовление кормушек.
  • Консультации для родителей: « Прогулки зимой»,  «Зимние травмы», «Гололед».
  • Выставка совместных с детьми поделок: «Новогодние чудеса».

Цель: развивать детско-родительские отношения, творчество, фантазию.

  1. Вечер развлечений: « Рождественские святки».

     

 Цель: приобщение детей к русской традиционной культуре,  

       знакомство с   обрядом  колядования на Руси.

  1. Труд и трудовые поручения в природе:

  • Подсыпание снега к стволам деревьев.
  • Пополнение птичьих кормушек кормом.
  • Расчистка дорожек на участке от снега.

Цель: поддерживать желание помогать взрослым.

  1. Подвижные, хороводные и дидактические игры:

 

  • «Мороз - красный нос», «Зайчик».
  • «Золотые ворота», «Метелица».
  • «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Четвертый лишний».

 Цель: поддерживать интерес детей к зимним развлечениям, к активному здоровому образу жизни, развивать мышление, внимание.  

  1. НОД.   Обучение рассказыванию на тему: «Игры зимой» на основе  личного опыта.  

Цель: учить составлять рассказы из личного опыта, активизировать словарный запас детей,  поддерживать интерес детей к активному, здоровому  образу жизни.  

  1. Физкультразминки:

  • « Погреемся немного».                                                                                                            

 Раз - присядка, два – прыжок.                                 (присядка, руки на пояс) 
Это заячья зарядка, ушки на макушке
.        (показываем «ушки» над головой) 
А лисички как проснутся                     
(ладошки в кулачки и потираем глаза) 
Любят долго потянуться
.                                       (потягиваемся) 
Обязательно зевнуть                                             
(имитация зевания) 

 Ну и хвостиком вильнуть.                                    (виляем «хвостиком»)

 А волчата - спину выгнуть,

  И легонечко подпрыгнуть.                                   ( прыжки на месте)

  Ну, а мишка косолапый,

  Широко расставив лапы,                                      ( расставляем ноги)

  С зайкой вместе долго топчется на месте.      ( переминаемся с ноги на ногу).

•      «Зима»

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)
       

  1. Наблюдения:

  • За следами на снегу.
  • За прилетающими на кормушку птицами.
  • За снегопадом.
  • За одеждой людей.
  • Наблюдение за рябиной.
  • Наблюдение за домашними животными зимой.

 Цель:  способствовать развитию навыков наблюдения за живой и

    неживой  природой зимой, учить делать простейшие умозаключения.

   

  1.  Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью».
  • Э. Успенский «Проказы старухи зимы».
  • А. Барто. Дело было в январе.
  • Ю.Кушак. Путешествие Снегурочки.
  • Русские народные сказки: «Заяц-хваста».

Цель: познакомить детей с русскими народными произведениями и произведениями великих писателей о зиме.

  1.  Пальчиковая гимнастика:

  •  «Мы во двор пошли гулять».

Мы во двор пошли гулять               (ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,              (ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.           (ходьба на месте)

Бабу снежную лепили                     (имитировать лепку комков)

      Птичек крошками кормили,       («крошить хлебушек» всеми пальчиками.)

      С горки мы потом катались.       (вести указательным пальцем

                                                               правой руки   по  ладони левой руки.)

      А еще в снегу валялись.              (класть ладошки на стол то одной, то

                                                                     другой стороной.)

      Все в снегу домой пришли,             (отряхивать ладошки.)

      Съели суп и спать легли.             (производить движения

                                     воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

  1. Экспериментальная деятельность:  

  • Опыт №1. «Замерзание жидкостей».

Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материалы: формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока.

Ход. Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

        Опыт №2. «Откуда берётся иней?»

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материалы: термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулки дети легко увидят на ней образование инея

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

      13. Знакомство с народными приметами:

        Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.

        Кошка мордочку прячет – на мороз.

        Собака катается на снегу – к метели.

        Птица хохлится  -  к непогоде.

   

Цель: продолжать знакомить с народной мудростью.

  1.  Беседа: « Кто рисует узоры на стекле?».

Цель: активизировать словарь детей, способствовать развитию навыков наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Февраль.

Виды деятельности. Формы работы.

  1. НОД.

 «Зимующие птицы нашего края».

 Цель: закрепить название и характерные особенности зимующих птиц. Учить узнавать зимующих птиц по картинкам, голосу, оперению, называть птиц в единственном и множественном числе. Воспитывать бережное отношение к птицам.

    • «Ёлочка».

 Цель: учить складывать базовую форму « оригами» - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Развивать навыки коллективной работы в соответствии с общим замыслом. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

  1. Работа с родителями:

        Консультация: « Витамины в зимнем рационе детей».

•        Выставка совместных рисунков и аппликаций на тему: « Зимушка – зима».

        Постройка горки на участке детского сада с участием родителей и детей.

 Цель: создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и их родителей.

  1. Ручной труд. Складывание снежинки в технике «оригами».

 Цель: продолжать учить детей мастерить игрушки в технике «оригами», закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание, самостоятельность.

  1. Физкультразминки:

        «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.             (выполняют прыжки)

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!      (машут руками)

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали.         (грозят пальцем)

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!        (машут руками)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.        (присаживаются и «засыпают»).

  • «Мы на лыжах в лес идем».

Мы на лыжах в лес идем              (дети имитируют движения

Мы взбираемся на холм.                лыжных

Палки нам идти помогут,               палок)

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,   (вращение туловищем  вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит           (машут вверху руками вправо - влево)       

И среди ветвей шумит.                  (произносят звук «ш-ш-ш»)

Снег летит, летит, летит.                ( машут руками вверх - вниз)

По опушке зайчик скачет,             (прыжки)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!          (присаживаются)

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

  1. Пальчиковые гимнастики:

   • «Снежок».

  Встали дружно из-за парт,

  Гимнастике каждый рад!

 1, 2, 3, 4                                           (разгибаем поочерёдно пальцы)

       Мы с тобой снежок лепили            (лепим)

       Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем)

       И совсем, совсем не сладкий .         (грозим пальчиком)

       Раз – подкинем,                             (сопровождаем

       Два – поймаем,                               движениями

       Три – уроним.                                в соответствии

       На четыре – поднимаем,                с текстом).               

       И кто дальше - бросаем.

       Снег стряхнули.                             (стряхнули кисти рук)

       Ручки погрели.      (сжимаем ладонью одной руки кулачок другой руки)

  И тихо за стол сели.

 • «Елочка»

  Перед нами елочка:                     (пальцы рук переплетены)

  Шишечки, иголочки.        (кулачки; указательные пальцы выставлены).

  Шарики, фонарики,                 («шарики» из пальцев вверх, вниз).

  Зайчики и свечки,          («ушки» из указательного и среднего   пальцев)

  Звезды, человечки.                    (ладони сложены, пальцы расправлены).

  1. Подвижные, дидактические и словесные игры:
  • «Снежки», «Горячая рука?», «Снайперы».
  • «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает?», «Что прячется за сугробом, «Отгадайте по описанию». «Четвертый лишний»,
  •  «Подбери слово», «Доскажи словечко».

Цель: способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развитие мышления, смекалки.

  1. Наблюдения:
  • За зимним солнцем
  • За луной в вечернее время
  • За метелью
  • За работой дворника
  • За ветром
  • За красотой зимнего пейзажа

Цель: расширять и углублять знания о неживой и живой природе, формировать интерес к природным явлениям, развивать  восприятие     красоты и многообразия зимнего пейзажа.

  1. Чтение художественной литературы:
  • С.Маршак. Декабрь. Январь. Февраль.
  • Е.Явецкая. Зима-рукодельница.
  • В.Бианки. Холодно в лесу, холодно!
  • .В.Чаплина. Птицы под нашим окном.
  • А.Яшин. Покормите птиц.
  • Г.Х. Андерсен. Дикие лебеди.

Цель: стимулировать познавательную активность детей и адекватное понимание смысла художественного текста, воспитывать интерес к художественному слову, любовь к природе.

  1. Экспериментирование:
  • Опыт №1. «Как согреть руки?».

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение,

движение, сохранение тепла).

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

    Ход. Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки - толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее  предлагает похлопать в ладоши, потереть руку об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Воспитатель предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке

стало сначала тепло, потом горячо).

Вывод: предметы могут согреваться при трении, движении.

  • Опыт №2. «Нужен ли зимой растениям снег?».

 Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Материалы: емкость с водой, листочки комнатных растений.

 Ход. Воспитатель предлагает детям выяснить, как чувствуют себя       растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую - под снег на время прогулки. В конце прогулки воспитатель  проверяет состояние воды в емкостях.  Под снегом вода не замерзла, значит там тепло.

Вывод:  снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут зимой.

  1.  Знакомство с народными приметами.
  • Снег идет хлопьями - долго будут непогода и слякоть.
  • Январю морозы, а февралю - метели.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.

Цель: знакомить детей с народными приметами.

  1.  Беседы с детьми:
  • «Почему мне нравится зима».
  • «Как звери в лесу зимуют».
  •  «Как зимуют домашние животные».

Цель: развивать связную речь, любознательность, максимально обогатить знания детей  о зиме.

  1.  Конкурс  зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима».

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей, умению отражать в рисунках зимние явления природы.

13. Организация детско – родительской  выставки:  «Парад ёлочек»  (изготовление ёлочек из различных материалов).

      Цель: доставить детям радость от совместной деятельности, повысить процент родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

14. Загадывание загадок о зиме и зимних явлениях в природе.

     Цель: развивать у детей логическое  мышление, познавательную активность.

15. Мониторинг проектной деятельности.

 Цель: выявить уровень знаний о зиме  в конце проекта.

Методическое обеспечение.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»     под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2011 год.
  2. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с детьми» М.: Мозаика-Синтез, 2006.-144с.
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя, старшая группы. М.: «КАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144с.
  4. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 160с.
  5. Павлова Л.Н. «Познание окружающего мира детьми». Методическое пособие. – М.: Сфера, — 2013. – 144с. (Истоки).
  6. Картушина М.Ю. Забавы для детей: Театрализованные развлечения для детей 5- 6лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

                                                                                           Приложение №1.

Дидактические игры.

«Собери снеговика».

Цели:

· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

· Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

 

«Наоборот».

Цели:

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря, закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

 

«Что зимой бывает».

Цели:

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

 

«Снежинки».

Цели:

· Развитие сильного направленного выдоха.

· Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

 

«Что прячется за сугробом».

Цели:

· Развитие зрительного внимания .

· Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

 

«Когда это бывает».

Цели:

· Учить детей называть времена года по их признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

 

«Отгадай по описанию».

Цели:

· Учить детей называть времена года по из признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

 

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

 

«Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во сне  падает на землю…. (снег) .

 2. С неба все скользят пушинки серебристые…..(снежинки).

3. На поселок, на лесок  тихо падает ….(снежок).

4. Вот веселье для ребят все сильнее…. (снегопад).

5. Все бегут в перегонки, все хотят играть в ….. (снежки).

6. Словно в белый пуховик  нарядился…. (снеговик).

7. Рядом снежная фигурка,  это девочка…. (снегурка).

 8. На снегу- то посмотри с красной грудкой….. (снегири).

9. Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…. (снег).

                                                                                   Приложение №2.

Подвижные игры.

Подвижная игра «Зайчик»

Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят:

Зайчик, зайчик, выйди к нам,

Беленький, выйди к нам.

«Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют:

Зайчик, зайчик, ложись спать.

Зайчик, зайчик, ложись спать.

«Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют:

Зайчик, зайчик, ты вставай,

Беленький, ты вставай.

«Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадываю

Подвижная игра «Два мороза»

Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки.

Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я мороз - Красный нос.

Я мороз - Синий нос.

Кто из вас не боится

В путь-дорогу пуститься?

Дети вместе отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2-3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется.

Подвижная игра «Горячая рука»

Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно!» Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2-3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга.

Подвижная игра «Найди дерево»

Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого педагог говорит:

Кто быстрее всех найдет рябину?

Раз, два, три - к рябине беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Подвижная игра «Метелица»

Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова:

Снежная метелица

На улице вертится,

Закружила, замела,

Вся земля белым - бела.

После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. До  кого она дотронется - тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока ведущий  не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется.

                                                                                        Приложение №3.

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима).

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима)

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)


Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –
Начинается… (пурга).

А. Алферова

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.        
(Вьюга)

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)

В. Стручков

Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять -
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья,
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло. (Снег)

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял.  (Снег)

В. Стручков

Из дырявого мешка
Наземь падает мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу. (Снег)

Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой. (Снег)

Белые заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны. (Снег)

Г. Таравкова

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний... (Снег)

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды. (Лед)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода -
Подевался он куда? (Лед)

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это...(Лёд.)

С. Мельников

Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( Лёд).

                                                                                    Приложение №4.

Пословицы и поговорки о зиме.

  1. Как зима не злится, а весне покорится.
  2. Зима без снега — лето без хлеба.
  3. Год кончается, а зима начинается.
  4. Снегирь прилетит — о зиме известит.
  5. Зимой морозы, а летом грозы.
  6. Зима — не лето, в шубу одета.
  7. Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  8. Два друга — мороз да вьюга.
  9. Зима лето пугает, да все равно тает.
  10. Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  11. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  12. Снег глубок — год хорош.
  13. Живет и такой год, что на день семь погод.
  14. Зима спросит, что твое лето приносит.
  15. Осень богата хлебом, а зима снегом.
  16. Зимний денек — воробьиный скок.
  17. На Новый год день прибавился на заячий скок.
  18. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  19. Береги нос в большой мороз.
  20. Мороз невелик, да стоять не велит.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа праздника"Пришла красавица зима"

ЦЕЛЬ: способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, общей моторики, чувства ритма, творческих способностей.Способствовать созданию праздничного настроения. Доставить радость детям....

Проект образовательной деятельности "Пришла красавица зима".

Проект может быть использован в группах дошкольного возраста сдетьми 4-7 лет....

"Пришла красавица зима"

Конспект НОД с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе...

"Вот и пришла красавица зима!"

В данной презентации я с помощью родителей обобщаю знания детей о времени года «зима»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Пришла красавица зима!" для детей средней группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Пришла красавица зима!" для детей средней группы...

Краткосрочный познавательно-творческий проект во II младшей группе « Пришла красавица Зима!»

Создание условий для расширения представлений детей о зиме, как о весёлом и красивом времени года....

Конспект беседы в старшей группе на тему «Пришла красавица - зима!»

Цель: Закрепить представления об основных признаках зимы; учить детей подбирать эпитеты к словам; развивать внимание и память....