• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа по окружающему миру «Лекарственные растения»

Опубликовано Аверина Любовь Владимировна вкл 14.04.2013 - 13:40
Аверина Любовь Владимировна
Автор: 
Саломатина Анастасия, ученица 3-б класса МБОУ СОШ №6 г.Пыть-Яха

Аннотация

К проектно-исследовательской работе

по окружающему миру

                                  «Лекарственные растения»

 

 Описана польза  лекарственных растений, правила сбора, сушки и хранения  растений. Приведены  рецепты приготовления  этих растений. Обоснованы  и  описаны данные о  дикорастущих лекарственных  растениях, о применении их  для ряда лекарственных препаратов. Собрана информация об активных веществах  лекарственных растений.  Приведены  данные о соцопросе и сделаны выводы. Описаны выводы по исследованию  лекарственных растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx64.06 КБ
Файл salomatina_nastyalekarstvennye_rasteniya.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Проектно-исследовательская работа

по окружающему миру

«Лекарственные растения»

                                                                              Учащаяся:  

Саломатина Анастасия

           ученица 3-б класса

Руководитель:

Аверина Любовь Владимировна   учитель начальных классов

                                           

г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА 2013 год

Лекарственные растения

Цель моей работы – узнать, какие  растения полезны  людям.

Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:

изучить  литературу     о лекарственных растениях;

узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения;

узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений;

узнать от родных рецепты приготовления  этих растений;

подготовить слайдовую презентацию;

Приложение 1.Сообщения о лекарственных растениях.

Объект исследования — лекарственные травы.

Ожидаемый результат:

Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

Сформированные знания о лекарственных растениях.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, если использовать лекарственные растения в качестве лечения. Решили это проверить.

Актуальность темы.

С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Наряду с развитием медицинских учреждений и аптечной сети много внимания уделяется дальнейшему росту медицинской промышленности. Выяснили, что дикорастущие лекарственные растения являются исходным материалом для ряда лекарственных препаратов, а во многих случаях используются и без специальной переработки. Тогда возникает вопрос: Зачем таблетки? Продолжили своё исследование.

В мировой практике 40%, а в нашей стране более 45% лекарственных средств, выпускаемых химико-фармацевтической промышленностью, изготовляются из растительного сырья, а среди препаратов, применяемых для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта три четверти вырабатываются из лекарственных растений.  

Совсем недавно в сознании наших людей считалось, что использование лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.

Лечебные свойства растений, эмпирически установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 150 видов лекарственных растений.

Растительный мир Сибири богат и разнообразен. Более 1000 видов лекарственных растений произрастает на территории Сибири. Уже 5000 лет назад люди пользовались лекарственными травами. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, подорожник, мята и т. д. До XIX века люди лечились в основном с помощью лекарственных растений. Для лечения многих болезней растительные средства играют большую роль.  И в наше время ведутся научные исследования в области изучения старых и открытия новых лекарственных растений.

Активные вещества лекарственных растений.

Растительное лекарство – содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы. Также неорганические соли, витамины, дубильные вещества.

 Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств  при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.

Эфирные масла — летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе.

Микроэлементы находятся во всех тканях растений. Многие из них входят также в состав ферментов, витаминов, гормонов, участвуют в различных биохимических процессах. Некоторые микроэлементы имеют лечебное значение. Витамины — органические соединения разнообразного химического строения. Они обладают высокой биологической активностью. В незначительном количестве витамины находятся во многих растениях. Однако такие из них, как плоды шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.

Органические кислоты содержатся в клеточном соке многих растений. Попадая в организм, они участвуют в биохимических реакциях, играют важную роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Наиболее распространенными органическими кислотами являются аскорбиновая, лимонная, винная и яблочная, содержащиеся в плодах малины, земляники, клюквы. Высоким содержанием кислоты аскорбиновой отличаются плоды шиповника, черемухи, черники и брусники. В бруснике, кроме того, находится кислота бензойная, имеющая антисептические свойства.

Слизи — это вещества. Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах.

Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.

Правила сбора лекарственных растений

Общий объем ежегодно заготавливаемых в нашей стране лекарственных растений весьма внушителен. А если учесть, что высушенные растения весят ничтожно мало, и что дикорастущие виды растут, как правило, рассеянно и не образуют плотных скоплений, то станет ясно, какого огромного труда стоит заготовка такого количества.

Заготовка проводится в строго определенное время. Распределяются эти вещества в растениях различно: у одних они сосредоточены в листьях; у других — в корнях и корневищах; у третьих — в цветках; у четвертых — в плодах. Надземные части растений накапливают максимальное количество действующих веществ чаще всего в период цветения — в это время их и следует собирать. Плоды наибольшее количество целебных веществ содержат во время полного созревания; кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения; корни и корневища — поздней осенью, после увядания надземной части растений; почки — ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост, обычно в марте-апреле. Все надземные части растений надо собирать в хорошую погоду, поскольку увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части растений можно выкапывать в любую погоду, так как перед сушкой их необходимо мыть.

Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя случайно попавшие части других растений или части того же растения, не предусмотренные заготовкой (например, листья в цветочном сырье), а также побуревшие и поврежденные части и прочий мусор.

Процесс сушки собранных растений — самый существенный момент в ходе заготовки. Есть несколько способов сушки растительного сырья: воздушная теневая, воздушная солнечная и тепловая с искусственным подогревом.

Воздушная теневая сушка применяется для трав, листьев и цветков, которые под влиянием прямых солнечных лучей блекнут. Такая сушка производится в хорошо проветриваемых помещениях или на чердаках, а в хорошую погоду — на открытом воздухе, но в тени, под специальным навесом, и лучше на ветру.

Воздушная солнечная сушка применяется для корневого и корневищного сырья, содержащего дубильные вещества, а также для сочных плодов.

Сырье раскладывают тонким слоем (от 1 до 3 см) и не менее одного раза в сутки переворачивают; при солнечной сушке сырье на ночь убирают в помещение, а при теневой на ночь закрывают двери и окна помещения, в котором находится сырье.

Тепловая сушка с искусственным подогревом  используется для всех видов сырья, но температурный режим задается для каждого вида. Травы, листья, цветки, корни, корневища и луковицы сушат при температуре 50-60°, плоды и семена — при 70-90°, все сырье, содержащее эфирные масла, — при 35-40°С. Для этого используются специальные сушилки. При отсутствии их сырье сушат на русских печах.

Почки следует сушить очень осторожно — длительное время и в прохладном помещении, так как в тепле они быстро распускаются.

При заготовке листьев следует срывать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению растений.

При заготовке травы сырье надо срезать, а не срывать, чтобы не вырвать с корнем все растение.

Цветки надо собирать в начале цветения растений. Срок хранения цветочного сырья до 2 лет. Плоды и семена следует собирать дозревшими.

При сборе цветков и при заготовке травы необходимо оставлять  цветки для размножения.

Работа нас заинтересовала, и мы решили провести анкетирование по теме.

Вопросы.

1.Какие лекарственные растения вы знаете?

2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?

3.При заболеваниях используете растения?

4.Известны рецепты приготовления  трав?

Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.

Выводы по соцопросу.

Вопросы

Дети опрошенные

Взрослые опрошенные

Да

Нет

1 вопрос

20 детей

6 взрослых

0т 3-5 растений назвали 12 детей,8 детей назвали от 1-3 растений и 6 взрослых назвали более

6 растений

-

2 вопрос

20 детей

6 взрослых

5 детей и 3 взрослых

 15 детей- 75% и 3 взрослых-50%

3 вопрос

20 детей

6 взрослых

От 2-3 растений назвали 6 детей,6 взрослых5 и более растений.

12 детей не знают.60%

4 вопрос

20 детей

6 взрослых

6 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили аналогично.

14  детей не знают рецепты-70%

Взрослые 80%

Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.

Рецепты:

Чай из черники: 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.

Настой из листьев крапивы: Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.

Отвар из брусники: Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай.

 Мы решили, после выполненной работы  рассказать детям о значении лекарственных трав и рецептов приготовления. Рассказали, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и какие нужно употреблять. Провели вновь анкетирование.

Выводы по результатам анкетирования.

Вопросы

Дети опрошенные

Взрослые опрошенные

Да

Нет

1 вопрос

20 детей

6 взрослых

0т 3-5 растений назвали 13 детей,7 детей назвали от 5 и выше растений и 6 взрослых назвали более 8 растений

-

2 вопрос

20 детей

6 взрослых

14 детей и 4 взрослых

 6 детей,30% и 2 взрослых- 33,3%

3 вопрос

20 детей

6 взрослых

От 2-3 растений назвали 10детей, 5 детей редко1-2 растения,6 взрослых5 и более растений.

5 детей  знают,25% но взрослые не готовят.

4 вопрос

20 детей

6 взрослых

10 детей назвали, заваривать как чай. 6 детей назвали приготовления рецептов. Взрослые назвали рецепты.

  4детей не запомнили,20%

Заключение  по анкетированию.

После проведения бесед и показа слайдовой презентации ребята стали больше знать о лекарственных растениях, при каких болезнях их можно использовать. Увеличились   знания  о рецептах приготовления трав. Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.  

Вопросы

Дети опрошенные.

Взрослые опрошенные.

 Ответы 1раз

 Ответы 2 раз.

1 вопрос

20 детей

6 взрослых

100%

100%

100%

100%

2 вопрос

20 детей

6 взрослых

75%

50%

50%

33,3%

3 вопрос

20 детей

6 взрослых

60%

10%

100%

100%

4 вопрос

20 детей

6 взрослых

70%

80%

80%

100%

Выводы по результатам исследования

При выполнении данной исследовательской работы мы:

  1. Изучили литературу по теме, узнали  о значении лекарственных растений.
  2. Узнала правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
  3. Сделали сообщения по данной теме, поделились рецептами приготовления напитка.
  4. Рассказали одноклассникам о  значении лекарственных растениях.

Выводы по результатам исследования

Я считаю, что с проблемами, поставленными в цели работы, справилась. Я познакомилась научной литературой о лекарственных растениях, научилась правильно засушивать растения. Узнала много нового о классификации растений, о биологических особенностях растений. Эти знания мне пригодятся и в дальнейшем.

Собранный мною материал можно использовать на уроках окружающего мира  при изучении темы «Лекарственные растения», а так же во время  экскурсий. Проведенная работа носит исследовательский характер, полезна и является краеведческим материалом для курса экологии, природоведения.

Мне хотелось бы отметить, что забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Статистические исследования последних лет показали, что во всех странах отмечается общий рост заболеваемости. Это во многом объясняется тем, что мы живем в век загрязнения окружающей среды, химизации, искусственной ароматизации.  Однако немаловажную роль играет и отношение человека к своему здоровью. В борьбе с болезнью немаловажным подспорьем является препараты растительного происхождения, т. к. они имеют ряд положительных характеристик:

А) малая частота побочных эффектов;

Б) дешевизна сырья;

В) более мягкое воздействие на организм;

Г) доступность, благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний. Я надеюсь, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности.

Используя лекарственные растения , можно помочь своему организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь при порезах, ссадинах, укрепить свой иммунитет.


Список используемой литературы.

  1. Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине. — Тула: Ариэль, 1996.
  2. Даников Н. И. Ваш травник. - М.: РИПОЛ,1996.
  3. Карпович В. Н. Фармакогнозия. - М.: Медицина, 1997.
  4. Ремезова Г. Л. Экологическая индикация// Биология в школе. - 1998 №3.
  5. Самкова В. А. Мы изучаем лес// Биология в школе. - 2005 №2, 2006 №1.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно- исследовательская работа «Лекарственные растения» Презентацию по Окружающему миру Выполнила: ученица 3Б класса МБОУ СОШ №6 Саломатина Анастасия Руководитель: Аверина Любовь Владимировна

Слайд 2

Цель нашей работы — узнать, какие растения полезны людям. задачи: изучить литературу о лекарственных растениях; узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения; узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений; узнать от родных рецепты приготовления этих растений; подготовить слайдовую презентацию;

Слайд 3

Ожидаемый результат: Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. Сформированные знания о лекарственных растениях.

Слайд 4

Гипотеза исследования Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, используя лекарственные растения.

Слайд 5

Актуальность темы. С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Аптекам много внимания уделяется в медицинской промышленности. Лекарственные растения используют для лекарственных препаратов. В мировой практике 40%, а в нашей стране более 45%.

Слайд 6

Применяются для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта. Третья часть вырабатываются из лекарственных растений. Зачем покупать таблетки? Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений.

Слайд 7

Лечебные свойства растений, установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 150 видов лекарственных растений.

Слайд 8

До XIX века люди лечились в основном с помощью лекарственных растений. Для лечения многих болезней растительные средства играют большую роль. И в наше время ведутся научные исследования в области изучения старых и открытия новых лекарственных растений.

Слайд 9

Активные вещества лекарственных растений. Растительное лекарство - содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы, соли, витамины, дубильные вещества.

Слайд 10

Применение лекарственных растений. Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.

Слайд 11

Эфирные масла — летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе

Слайд 12

Витамины находятся во многих растениях. В плодах шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.

Слайд 13

Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах. Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.

Слайд 14

Правила сбора лекарственных растений Заготовка проводится в строго определенное время. Распределяются эти вещества в растениях различно: у одних они сосредоточены в листьях; у других — в корнях и корневищах; у третьих — в цветках; у четвертых — в плодах.

Слайд 15

Веществ полезных больше, когда плоды созрели. Кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения . Корни и корневища — поздней осенью. Почки — ранней весной, когда они набухли. Растений надо собирать в хорошую погоду. Влажные растения портятся .

Слайд 16

Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя повреждённые.

Слайд 17

Способы сушки Воздушная теневая, воздушная солнечная и тепловая с искусственным подогревом. Сырьё раскладывается тонким слоем. Обязательно переворачивать, на ночь убирать.

Слайд 18

Срок хранения цветочного сырья до 2 лет. При заготовке травы сырье надо срезать, а не срывать, чтобы не вырвать с корнем все растение.

Слайд 19

Вопросы. 1.Какие лекарственные растения вы знаете? 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 3.При заболеваниях используете растения? 4.Известны рецепты приготовления трав? Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.

Слайд 20

Анкетирование Вопросы. 1.Какие лекарственные растения вы знаете? 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 3.При заболеваниях используете растения? 4.Известны рецепты приготовления трав? Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.

Слайд 21

Рецепты Чай из черники : 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.

Слайд 22

Настой из листьев крапивы : Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.

Слайд 23

Отвар из брусники : Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай .

Слайд 24

Выводы по результатам исследования При выполнении данной исследовательской работы мы: Изучили литературу по теме, узнали о значении лекарственных растений. Узнала правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений. Сделали сообщения по данной теме, поделились рецептами приготовления напитка. Рассказали одноклассникам о значении лекарственных растениях.

Слайд 25

Выводы по результатам исследования Забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека. В борьбе с болезнью использовать лекарственные растения. имеют ряд положительных характеристик: А) малая частота побочных эффектов; Б) дешевизна сырья; В) более мягкое воздействие на организм; Г) доступность, с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний.

Слайд 26

Доктор на кухне Лекарственные растения помогут организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь.

Поделиться:

Барсучья кладовая. Александр Барков

Северное сияние

Горячо - холодно

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Какая бывает зима