Раздел III. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества

Ламажап Жанна Иргитовна

3.1.-.3.5.) Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня 

 

 

№ п/пПредметТемаКлассДата проведенияУровеньРезультат
1Литературное чтениеА.Бардо "Дело было в январе" 2 "а"22.01.2019муниципальныйоптимальный
2Внеурочная деятельность"Наш край"3 "а"19.11.2019муниципальныйоптимальный
3ОРКСЭБуддизм. Духовность.Шагаа4 "а"19.02.2020муниципальныйоптимальный
4Внеурочная деятельность"Многолликая Россия:Чеченская Репсублика"4  "в"26.11.2020муниципальныйоптимальный
5МатематикаПисьменные приемы. Умножения. Закрпеление4 "в"28.01.2021муниципальныйоптимальный

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

3.6.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах

Название конкурса

Уровень

Вид

Место

1

« Учитель года 2020»

Школьный

Мастер-класс

Участие

2

« Учитель года 2021»

Школьный

Разработка урока по ФГОС

Участие



Предварительный просмотр:

3.7.Участие в проектах и программах в области образования

Сведения о внеурочной деятельности учителя начальных классов Ламажап Ж.И.

Наименование  разработанной рабочей программы внеурочной деятельности

Дата и номер протокола утверждения программы

Приложение

1

«Занимательная математика»

утверждена 01.09.17 г. протокол №100/6

пояснительная записка

2

«Занимательный русский язык»

утверждена 01.09.17 г. протокол №100/6

пояснительная записка

3

«Волшебная кисточка»

утверждена 01.09.17 г. протокол №100/6

пояснительная записка

4

«Мастерская выразительного чтения»

утверждена 01.09.17 г. протокол №100/6

пояснительная записка

5

«Шахматы-школе»

утверждена 01.09.17 г. протокол №100/6

пояснительная записка


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Вид программы - модифицированная. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и способствует воспитанию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умению анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Актуальность программы «Занимательная математика» состоит в том, что в ней соблюдается преемственность с основным курсом «Математика», что позволяет показать учащимся возможности применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, а также позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширяет целостное представление о проблеме данной науки. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Цель: развитие логического математического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения.

Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа рассчитана на 1год обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)

Распределение часов в течение учебного года

В неделю

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Уч.год

1

9

7

10

8

34


Формы и методы работы.

Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Возрастные особенности.

Программа курса рассчитана на учащихся 8-9 лет, она учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия по внеурочной деятельности включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать и выделять признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями, закономерности и проводить аналогии.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- воспроизводить способ решения задачи;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

-Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

-Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования, создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу внеурочной деятельности.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании» (п.6 ст.28.); СанПин 2.4.2821-10,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса обучающихся к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы обучающихся, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательный русский», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательному русскому». Направление рабочей программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

Актуальность  данной Рабочей программы курса внеурочной деятельности  «Занимательный русский»  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности обучающихся, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательному русскому» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Режим занятий

Программа рассчитана на 4 года, 130 часов. В 1 классе – 28 часов, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  обучающихся 1–4-х классов.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательный русский» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательному русскому” содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для обучающихся прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами курса внеурочной деятельности заключается в желании обучающихся узнать нечто новое о русском языке.

 Особенности программы  «Занимательный русский»

1 класс  «Путешествия по Стране Слов»

2класс  «Секреты орфографии»

3класс  «Занимательное словообразование»

4класс  «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять их познавательные и жизненные интересы. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

 ∙ духовно-нравственное;

∙ социальное;

 ∙ общеинтеллектуальное;

 ∙ общекультурное;

∙ спортивно-оздоровительное

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»  предназначена для духовно – нравственного направления,  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. Программа  может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.

Цели программы: 
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; 
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи программы: 

  •  совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; 
  •  овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; 
  • нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Реализация программы

    Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).

    Курс рассчитан на 135 занятий  (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения программы  «Волшебная кисточка» является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме;

Результаты освоения программы

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • Развитие наблюдательности, зрительной памяти.
  • Активное использование в речи терминов.
  • Соблюдение последовательности выполнения работы.
  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Программа внеурочной деятельности «Мастерская выразительного чтения» составлена на основе:

  • Федерального Государственного стандарта начального общего образования (утверждён приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.  

Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.

Задачи:

• Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;

• приобщение к ценностям культуры;

• развитие творчества и интереса к познанию;

• формирование здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к семейным ценностям.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы “Мастерская выразительного чтения”:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Занятия речевого творчества – это уроки нравственности.

Ценностные ориентиры содержания курса «Мастерская выразительного чтения»

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Место учебного курса «Мастерская выразительного чтения»

Объём учебного времени, отводимого на изучение курса – 1 ч. в неделю,  34 ч. в год.  

Содержание курса «Мастерская выразительного чтения»» обеспечивает реализацию личностных,  метапредметных  и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,

 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Содержание курса

Давай познакомимся.

« Мастерская», « Мастер» « Мастерство», « Мастерить» « Русское слово», « Наследство».

Учись настраивать голос.

 « Звуки звонкие и глухие», « Сила голоса», « Движение голоса Вверх и вниз», « Гибкость голоса», « Чистоговорка», « Скороговорка», « Дикция», « Пауза», « Памятка», « Невыразительная речь», « Выразительная речь»

Соблюдай культуру устной речи.

« Техника чтения», « Тон», « Темп», « Важные слова»,» Читательский дневник», « Громко»,» Тихо», Знаки препинания», « Жесты».

Учись читать с разной интонацией.

«Интонация», «Интонация сообщения», «Интонация вопроса», «Интонация восклицания», «Пословица», «Высказывание», «Словарик интонаций»

 «Общение», «Инсценирование», «Стихотворение», «Рассказ», «Песенка».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г.Сухина,  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).

Актуальность

         Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.  

         Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,                  но и действенное эффективное средство их умственного развитияформирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковыйНаиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Содержание теоретического раздела  программы

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

        Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

       Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.

        Третий – четвертый год обучения предполагают обучению  решения шахматных задач.  

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.                     

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Формы контроля

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Содержание практического раздела  программы

Первый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

  • "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
  • "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
  • "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

  • "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  • "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
  • "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  • "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  • "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  • "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

  • "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
  • "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  • "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

  • "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  • "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  • "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
  • "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
  • "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  • "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  • "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
  • "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  • "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  • "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  • "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
  • "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  • "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  • "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

  • "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
  • "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
  • "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
  • "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
  • "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
  • "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
  • "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

  • "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Второй год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

  • “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
  • “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
  • “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1  а5”).
  • “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
  • “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
  • “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

  • “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
  • “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
  • “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
  • “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания

  • “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
  • “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
  • “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
  • “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
  • “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
  • “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
  • “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

  • “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
  • “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Третий год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

 1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

  • “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
  • “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
  • “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
  • “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
  • “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
  • “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
  • “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
  • “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
  • “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
  • “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
  • “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
  • “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
  • “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термин- дебют.

К концу  третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Четвертый год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)

1.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

  • “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
  • “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
  • “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

  • “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
  • “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
  • “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
  • “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
  • “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
  • “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу  четвертого года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Примерное учебно-календарное планирование

1 год обучения (34 часа)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

часов

Шахматная доска (3ч.)

1

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

2

Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали

1

3

Диагональ. Большие и короткие диагонали

1

Шахматные фигуры (20ч.)

4

Белые и черные фигуры

1

5

Виды шахматных фигур

1

6

Начальное положение

1

7

Ладья. Место ладьи в начальном положении

1

8

Ход ладьи

1

9

Слон. Место слона в начальном положении

1

10

Ход слона

1

11

Ладья против слона

1

12

Ферзь. Место ферзя в начальном положении

1

13

Ход ферзя

1

14

Ферзь против ладьи и слона

1

15

Конь. Место коня в начальном положении

1

16

Ход коня

1

17

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

18

Пешка. Место пешки в начальном положении

1

19

Ход пешки

1

20

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня

1

21

Король. Место короля в начальном положении

1

22

Ход короля

1

23

Король против других фигур

1

Шах (2ч.)

24

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха

1

25

Открытый шах. Двойной шах

1

Мат (5ч.)

26

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1

27

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

1

28

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

1

29

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей

1

30

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

1

Шахматная партия (4ч.)

31

Игра всеми фигурами из начального положения

1

32

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

1

33

Демонстрация коротких партий.

1

34

Повторение программного материала.

1

2 год обучения (35 часов)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Повторение (2ч.)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

2

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

1

Краткая история шахмат (1ч.)

3

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

1

Шахматная нотация (3ч.)

4

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

1

5

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

1

6

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.

1

Ценность шахматных фигур (4ч.)

7

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

8

Достижение материального перевеса

1

9

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

1

10

Защита.

1

Техника матования одинокого короля (4ч.)

11

Две ладьи против короля.

1

12

Ферзь и ладья против короля.

1

13

Ферзь и король против короля.

1

14

Ладья и король против короля.

1

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)

15

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

16

Цугцванг.

1

17

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

18

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Шахматная комбинация (ч.)

19

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

20

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

21

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

22

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

23

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

1

24

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

1

25

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

26

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

27

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

28

Тема превращения пешки.

1

29

Сочетание тактических приемов.

1

30

Патовые комбинации.

1

31

Комбинации на вечный шах.

1

32

Типичные комбинации в дебюте.

1

33

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

1

Повторение (2ч.)

34

Повторение программного материала

1

35

Игровая практика

1

3 год обучения (35 часов)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Повторение и закрепление (17ч.)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

2

Ходы фигур, взятие.

1

3

Рокировка

1

4

Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

5

Шах, мат, пат.

1

6

Начальное положение.

1

7

Игровая практика.

1

8

Шахматная нотация.

1

9

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

10

Обозначение шахматных фигур и терминов.

11

Запись начального положения.

1

12

Краткая и полная шахматная нотация.

1

13

Запись шахматной партии.

1

14

Ценность шахматных фигур.

1

15

Пример матования одинокого короля.

1

16

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

1

17

Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии.

1

Основы дебюта (18ч.)

18

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

1

19

Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.

1

20

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

21

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика.

1

22

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

23

Решение заданий. Игровая практика

1

24

Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1

25

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

1

26

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1

27

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”.

1

28

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

29

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1

31

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1

32

Решение заданий. Игровая практика.

1

33

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

34

Игровая практика.

35

Повторение изученного о дебюте

4 год обучения (35 часов)

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основы миттельшпиля (30ч.)

1

Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле

1

2

Связка в миттельшпиле. Двойной удар

1

3

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах

1

4

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика

1

6

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

1

7

Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты

1

8

Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

1

9

Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1

10

Решение заданий. Игровая практика.

1

11

Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах

1

12

Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика

1

13

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

1

14

Игровая практика

1

15

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи)

1

16

Решение заданий. Игровая практика.

1

17

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи)

1

18

Решение заданий. Игровая практика

1

19

Матование двумя слонами (простые случаи).

1

20

Матование слоном и конем (простые случаи)

1

21

Решение заданий. Игровая практика.

1

22

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”

1

23

Решение заданий. Игровая практика.

1

24

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция

1

Решение заданий. Игровая практика.

25

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой

1

26

Решение заданий. Игровая практика.

1

27

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля

1

28

Решение заданий. Игровая практика.

1

29

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля

1

30

Решение заданий. Игровая практика.

1

Основы эндшпиля (2ч.)

31

Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле

1

32

Игровая практика

1

Повторение (3ч.)

33

Повторение программного материала

1

34

Игровая практика

1

35

Игровая практика

1

Материально-техническое обеспечение

  • шахматные доски с набором шахматных фигур
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур             
  • шахматные часы                                                                                             
  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации                                                                                         
  • мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»         

     

Учебно – методическое обеспечение

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

Список литературы по программе

 

  1. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР.- 2000.
  2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
  3. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
  4. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
  5. Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону:   «Феникс», 2002. - 224с.
  6. Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
  7. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
  8. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
  9. Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
  10. В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
  11. В.Хенкин  Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
  12. О.Подгаец Прогулки по   черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
  13. И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. -  1995. 
  14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. -  1966.


Предварительный просмотр:

3.8.Эспертная деятельность.

За период работы Ламажап Ж.И. не принимала участие в экспертной деятельности. (справка прилагается)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: лекции, открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия.

Дата

Тематика

Предмет

Уровень

Оценка

1

16.10.2017

Лучшая методическая разработка по русскому языку и литературному чтению

Русский язык

Региональный

Оптимально

2

24.03.2018

Рефлексия как этап современного урока математики в условиях ФГОС

Математика

Региональный

Оптимально

3

28.10.2016

Разработки коммуникативных ситуаций рефлексивно-оценочного этапа урока по родному языку (ужуглел)

Азбука (Ужуглел)

Региональный

Оптимально


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

3.10. Выступления на научно-практитеских конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Дата

Тематика

Лекция

Уровень

1

28.10.2016

Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста

Доклад

Муниципальный

2

23.03.2019

Актуальные проблемы преподавания на современном этапе

Научно-практическая конференция

Муниципальный

3

30.01.2021

"Первые шаги в науку"

Лекция

Муниципальный


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

3.11.Реализация профильного обучения.

За период работы Ламажап Ж.И. не принимала участие в организации профильного обучения. (справка прилагается)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

3.12.Педагогическое наставничество.

За период работы Ламажап Ж.И. наставничество вела эпизодически.



Предварительный просмотр:

3.13 Профессиональный рост педагога

Название семинара или курса

к/ч

Сроки

Приказ

Кем выдан

1

 
"Оказание первой медицинской помощи в образовательной организации"

40 ч.

26.11-26.11.2019 г.

№ 19/80о-23

АНО ДПО "Институт современного образования"

2

"Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской Федерации: создание языковой среды в образовательной организации"

72 ч.

26.03-30.03.2018 г.

Рег.номер 19298 От 30.03.2018г.

ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области"

3

"Актуальные вопросы аттестации педагогических работников: подготовка и защита проведение открытого урока"

8 ч.

19.04-19.04.2021 г.

№ 489 От 19.04.2021 г.

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

4

"Народные настольные игры Тувы"

8 ч.

05.03-05.03.2020 г.

№ 13 От 25.05.2015 г.

Институт развития национальной школы

5

"Актуальные проблемы преподавания на современном этапе"

16 ч.

22.03-23.03.2019 г.

№216 От 23-24.03.2018 г.

ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" Кызылский педагогиеский институт

6

" Актуальные проблемы  методики преподования математики в начальных классов  в условиях реализации ФГОС

16 ч.

23.03-24.03.2018 г.

От 23.03.2019 г.

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

7

"Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в образовательных организациях"

72 ч.

29.08-14.09.2016 г.

Рег.номер 17633 от 14.09.2016

ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области"



Предварительный просмотр:

3.14. Участие в работе методических объединений педагогических работников.

Дата

Тематика

Предмет

Уровень

Оценка

1

24.03.2018

Рефлексия как этап современного урока математики в условиях ФГОС

Математика

Региональный

Оптимально

2

28.10.2016

Разработки коммуникативных ситуаций рефлексивно-оценочного этапа урока по родному языку (ужуглел)

Азбука (Ужуглел)

Региональный

Оптимально



Предварительный просмотр:

3.15. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Дата

Наименование

Награда

Уровень

1

08.01.2002

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Нагрудной знак

Федеральный

2

26.09.2018

Департамент по образованию Мэрии г.Кызыла

Грамота

Муниципальный

3

10.03.2017

Республиканский центр дополнительного образования детей

Грамота

Муниципальный

4

31.05.2017

МБОУ СОШ №11 г. Кызыла

Грамота

Муниципальный

5

02.02.2020

МБОУ СОШ №11 г. Кызыла

Грамота

Муниципальный

6

05.10.2016

Кызылский педогогический колледж

Почетная Грамота

Муниципальный

7

29.09.2017

Научно-образовательный центр «Эрудит»

Грамота

Муниципальный

8

27.09.2017

Всероссийское издание «Педразвитие»

Диплом

Муниципальный

9

28.10.2016

Управление образование Чаа-Хольского района

Благодарность

Муниципальный

10

Март 2016

Центр талантливой молодежи

Благодарность

Муниципальный