Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться. Александр Лобок

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук: «Для меня пространство сегодняшнего мира – с планшетами, интернетом, видеорядом – это роскошная среда, которую я могу побеждать».

– Неуспевающие дети – они существуют? Или на самом деле двоечники – это дети со своей образовательной траекторией, не похожие на своих одноклассников?

– Успеваемость происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. Многие талантливые люди были неуспевающими учениками. Альберт Эйштейн плохо учился в школе. Андрей Дмитриевич Сахаров был, как известно, тугодумом, и все делал медленно. Это не значит, что всякий неуспевающий ребенок – будущий Эйнштейн или Сахаров. Но тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом – часто бывает очень глубоким ребенком. А теперь представим: этот глубокий ребенок попадает в класс к учителю, для которого успевание – это и есть скорость. Такой учитель начинает нервничать из-за того, что ребенок не успевает. Из-за этого ученик испытывает двойной стресс. Хуже всего, когда нервничать из-за успеваемости ребенка начинают родители.

Ребенок – существо интонационное. Ребенок по отношению к родителями – это мощное эмоциональное зеркало. Он воспринимает и усиливает все микро-детали, которые считывает со своих родителей. И мыслит при этом отнюдь не так, как мы думаем. Когда родители нервничают из-за детской неуспеваемости, у ребенка усиливается ощущение, что он – неполноценный, что он – хуже других. Он это видит во взглядах взрослых. Ему могут говорить: все замечательно, все хорошо, мы с тобой, мы в тебя верим. Но родители говорят это с такой интонацией, что ребенок видит: это – неправда! А вранье он чувствует сразу.

Есть такая проблема в педагогике – инфантильные дети (как бы странно ни звучало словосочетание «инфантильный ребенок»). Такой ребенок никогда не берется за сложные задачи. В такой ситуации он стремятся спрятаться и сказать: ой, мне это вовсе не интересно! Сейчас я занимаюсь в детском саду с подготовительной группой. И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

– Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок — это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг — это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг — это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, — значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

– Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением — вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

– «Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

– Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

– Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

– Иногда мне хочется плакать…

— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

– Иногда мне хочется слушать музыку.

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

– Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

– Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…


Беседу вела: Светлана Кириллова

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Мне понравилась сама концепция у него:

"Искусство отпускать на свободу свою «вероятностную составляющую» и искусство управлять педагогическим процессом в условиях высокого процента содержания этой вероятностной, личностной, диалогической составляющей – это и есть на мой взгляд сама суть того, что можно назвать «педагогичеким искусством». И в какой бы формально педагогической «системе» человек ни работал (классно-урочной или не классно-урочной, самой-самой традиционной или самой-самой не традиционной, в «школе Френе» или школе диалога культур, «школе развивающего обучения» или в дистанционной школе Павла Шиварева) , он будет полноценно реализован как педагог и будет по-настоящему успешным педагогом лишь в той мере, в какой он научится доверять своей «вероятностной составляющей», а, значит, научится вступать в открытое, диалогическое взаимодействие со своими учениками. То есть – строить себя как субъект-субъектного педагога. И то же самое, кстати, относится к тому, что можно назвать «родительской педагогикой»… Вот и вся история про «вероятностное образование».". А.М. Лобок

Леонова Елена Ивановна

Не ругать за двойки. Радоваться каждому успеху ребёнка.

Белкова Галина Алексеевна

Вы правы, это никакой пользы не принесет. А радоваться успехам очень даже нужно!

Зарьянова Марина Кирилловна

Спасибо, интересное интервью! Много нового узнала.Заставили задуматься о книгах. В детском саду у нас на первом месте наглядность - а оказывается картинки не всегда хорошо.

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья

Очень интересная статья, много нового почерпнула для своей работы. Для учителей относительно двоечников или так называемых "детей с индивидуальной образовательной потребностью " просто необходимо составлять и выстраивать индивидуальную траекторию развития...

Баринова Ирина Владимировна

Очень интересная статья. Ребёнок "должен чувствовать родительскую веру во всём, вера должна быть настоящей"-это действительно очень важно!

Чуракова Елена

Моя малышка)(8 класс), призер во всех городских Олимпиадах, где участвовала (в этом учебном году), но... на кружки не ходит, ничего не интересно, ничего не хочет.....Может, хорошо учиться не так важно? Главное другое?

Троценко Наталья Анатольевна

Очень интересно. Уникальный педагог! С удовольствием прочитаю его книги!

Панченко Наталья Васильевна

Интересная статья. Спасибо, автору.
Заставили задуматься строки о необходимости чтения книг без картинок, что "книга без картинок - это единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение". А также заинтересовали Архикарды. Надо приобрести для своей семьи, я сама обожаю математику и надеюсь, что мои дети тоже поймут и оценят эту науку благодаря Архикардам.

Лебедева Татьяна Васильевна

Спасибо интересно и нужно.

С большим интересом прочла интервью, особенно хочу отметить размышление педагогика о чтении. Действительно, "если ребенок не хочет читать, значит он не умеет"...очень распространенная проблема в современных школах.

Межлумова Римма Аббасовна

Главное - это не "бить по рукам" когда у ребёнка есть желание, и не требовать чрезмерно, а по способностям. Т.е. держать равновесие.

Хорошо сказано, согласна с вами

Бижова Татьяна Васильевна

Полезная и нужная статья - спасибо авторам. Одному учителю не справиться с данной проблемой. Считаю, что в первую очередь успешностью своего ребенка должны заниматься родители. Причем, успешностью не только в учебе.

Новикова Ирина Александровна

Большое спасибо за такую интересную и познавательную статью. Многое нашла для себя и для работы, и как мама школьницы.

Рябчикова Ольга Васильевна

Эта статья заставила задуматься. Когда мы поощряем маленьких детей своими улыбками, то увеличиваем их веру в себя.Давление на ребенка провоцирует замкнутость. Школьная программа очень сложная, не хватает времени для полного изучения. Хотелось бы чтобы родители участвовали в образовательном процессе совместно с учителями. Ведь дети чаще всего учатся не для себя, а для родителей, учителей, может быть даже друзей.Если бы все вместе объединились, то учебный процесс стал бы интересным и увлекательным.

Спасибо за интересную статью. В своей практике у меня получается подтянуть неуспевающих, но вот что делать с собственным ребенком- не знаю. Его учу не я... и никто не желает обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка..Перевела на семейную форму образования...

Сизова Мария Николаевна

Интересный материал! Спасибо! Узнала много нового и полезного!

Марченко  Ирина  Валериевна

Большое спасибо за напоминание о воображении.В электротехнике без него не обойтись - ведь ток не виден.

Мандрикова Людмила Андреевна

Как же я согласна с уважаемым Александром Лобок... Вот так и думаю, и чувствую, вот так стараюсь работать... Каждый ребенок индивидуален, и только мы родители и педагоги часто не даем ему возможность проявить себя... Считаю задачей нашего образования - в КАЖДУЮ школу определить высокопрофессионального психолога - в помощь детям, учителям и родителям!

Спасибо большое за интересную и полезную статью!

Саркисян Диана Самвеловна

Спасибо!!!

Мадяева Галина Александровна

Спасибо за интересную статью!

Ермакова Татьяна Александровна

Статьи и книги Александра Лобока для меня всегда, как НОВОЕ ОТКРЫТИЕ в уже, казалось бы, известных "вещах". Словно стираешь пыль с книжной полки и находишь древнюю книгу с сокровенными знаниями. Спасибо за статью!

 Светлана Васильевна

Настолько глубокая и философская статья, что не смогла дочитать и разобраться с 1-го раза.Лично для меня, работающей много лет в муниципальном детском саду с детьми с ОВЗ, много спорного. Понятно. что не всё однозначно. каждый решает для себя "как" и "где"..."Необучаемых детей нет!?"-так говорит Закон об образовании?

Егорова Ольга Николаевна

Необычное видение проблемы, очень интересно! Спасибо.

Бережная Ирина Ивановна

Если бы все так размышляли. Но в школе всё поставлено на достижение процента успеваемости. "Увы и Ах"!

Мандрикова Людмила Андреевна

А жаль... И детей загоняем в рамки... и нас "ОЦЕНИВАЮТ" по этим процентам..., а конкретного ребенка не видно за процентами...

Зарипова Гузалия Габдулнуровна

Спасибо за познавательную статью.

Гурьева Наталья Александровна

Огромное спасибо за прекрасную статью, заставляющую по иному взглянуть на нашу систему образования и наших детей! Самое главное - всегда верить в силы своего ребенка, ободрять его, любить и доверять... Еще раз СПАСИБО!

Шатанова Ирина Николаевна

Большое спасибо за интересную и полезную статью! О многом следует подумать...

Кузнецова Елена Сергеевна

Прочитала с интересом статью, долго размышляла и сопоставляла с личной педагогической деятельностью. Спасибо за интересный материал.

Ольга Николаевна Ткаченко

Любопытный материал для размышлений.

Крылова Татьяна Робертовна

Очень интересные методы работы с детьми. Всё так просто и доступно. Мне понравилось читать и узнавать для себя новое. Прекрасный опыт работы. Порекомендую и своим коллегам. СПАСИБО!!!

Соколова Лариса Валерьевна

Спасибо за статью.У меня тоже была такая проблема в детстве.Это совершенно верно.Одному педагогу нравилось работать с успевающими учениками,а нас "неуверенных в себе",как будто не замечали.Другому педагогу достаточно было одной похвалы, дружеского внимания и ты уже на доске почёта.Я вот думаю, а если бы не встретился такой педагог? "Архикарды"-заинтересовали.

Ветрова Ольга Владимировна

Надо представить, что это ваш собственный ребенок, которому просто некому помочь, кто, если не ты, как родитель можешь и должен помочь такому ребенку. Согласна, что нужно радоваться каждому успеху и придаст ребенку уверенности в себе и своих силах.

Феденюк Татьяна Анатольевна

Мне повезло, Александр Михайлович был у меня на открытом показе, а потом сам работал с моими детьми. Это уникально! Он не вёл детей за собой, а шёл рядом с ними, не отклоняясь от своей цели! Это надо видеть!!!
А что касается успеваемости в школе, да это,безусловно, важно. Нас радуют хорошие оценки наших детей. Но я сама закончила школу с большинством троек в аттестате, но затем закончила колледж и университет с красным дипломом.

Орлова Елена Алексеевна

Практика несомненно интересная и поучительная,но применить её в современной массовой школе очень трудно,практически невозможно по объективно- субъективным причинам.

Мажанова Елена Александровна

Большое спасибо за статью! Очень много интересного для себя узнала.Как жаль, что так мало таких педагогов, особенно в начальной школе (моя дочь в 3 классе). Именно в начале этого трудного 11-летнего пути нужен "правильный" учитель, который точно знает что нужно делать и как, как научить и помочь научиться...Но увы.. в начале этого пути дети встречают молоденьких выпускниц колледжей и институтов, которые понятия не имеют о детях и их потребностях, сложностях и способностях. Такой "учитель" достался и моей дочери в 1-ом классе.Вспоминаем как страшный сон...
Как было бы хорошо, включить ваши книги в список литературы, обязательной для изучения начинающим педагогам...и не только начинающим!

Буйлина Марина Геннадьевна

Мой старший сын учиться в 6 классе и я стала замечать что ему стало сложнее учится, действительно программа сейчас стала сложней и некоторые дети столкнулись с этими трудностями, им тяжелее дается тот или иной предмет, в том числе и моему сыну, эта статья заставила меня задуматься и пересмотреть свои взгляды на успеваемость своего сына, а может он действительно будущий Эйштейн.

Мандрикова Людмила Андреевна

Обязательно всё будет хорошо у вашего сына! У таких ответственных родителей, как Вы, Марина Геннадиевна, не бывает плохо... Я всегда отчаявшимся родителям объясняю: "Школа - это совсем маленький промежуток в жизни человека, и уж точно - это не самый сложный момент в его жизни, всё проходит, и трудности школьные со временем покажутся минимальными, а вот забота о ребенке, ответственность за его будущее, поддержка в его трудные минуты - обязательно дадут положительные плоды! Не так уж важно, отличник ты, или троечник - главное уметь трудиться, осознать, что у тебя лучше всего получается, верить в себя и успех обязательно придет".

Мандрикова Людмила Андреевна

Дорогие коллеги, приглашаю в гости, на свой сайт! Отнесусь с уважением к вашему мнению о нем!

http://nsportal.ru/mandrikova-lyudmila-andreevna

Петрова (Потытнякова) Светлана Витальевна

Людмила Андреевна, у Вас очень хороший сайт, содержательный, раскрывает Ваши интересы, а главное демонстрирует как Вы любите свою профессию и детей!! С большим удовольствием по нему "прогулялась", всегда с трепетом относилась к учителям начальных классов, вы делаете невозможное, вы - волшебники! Желаю процветания и благополучия!

Мандрикова Людмила Андреевна

Светлана Витальевна, огромное спасибо за такой позитивный комментарий! От души и Вам желаю только самого доброго, светлого, позитивного, душевного! Нам учителям, так важен отличный настрой на работу - тогда Мы в силах горы свернуть и дарить детям любовь и знания!

Симонова Виктория Викторовна

Сказано так. как будто это мой внутренний голос, который я тщательно скрываю от окружающих, то что боюсь произнести вслух.Большое спасибо, жаль педагоги нашего образования не всегда это понимают.Весь мир кудато мчится , забывая о главных. важных моментах, без которых нельзя двигаться дальше.

Симонова Виктория Викторовна

Сказано так. как будто это мой внутренний голос, который я тщательно скрываю от окружающих, то что боюсь произнести вслух.Большое спасибо, жаль педагоги нашего образования не всегда это понимают.Весь мир кудато мчится , забывая о главных. важных моментах, без которых нельзя двигаться дальше.

Петрова (Потытнякова) Светлана Витальевна

Спасибо за полезную информацию! Я сама учитель и мне порой очень трудно "выключить учителя" дома. Вы правы, верить надо в каждого ребенка, ведь в каждом есть искорка таланта, взрослые должны ее разжечь, а не погасить!

Гончарова Елена Гаврииловна

Спасибо, очень интересный материал. На некоторые вопросы посмотрела с другой стороны. Было бы конечно здорово, чтобы Александр Лобок в ближайшее время выпустил видеоэнциклопедию этих игр, включая тот же «Архикард». Может уже где-то есть материал о таких играх?

Страницы