Дети Украины

Хакуз Разиет Аскеровна

Предварительный просмотр:

Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины

Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребёнок, прибывший с территории Украины (далее – ребёнок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике  трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

психологическую (организация работы с ребёнком и его семьёй);

посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учётом  сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей
из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности  в обучении, усвоении отдельных предметов; невротические реакции, фобии, нарушений сна и аппетита, как следствие перенесённого травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

        У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции.

Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:

тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;

групповая работа по преодолению страхов;

психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).

Перечень методик для оценки готовности к обучению детей в школе:

выявление общей осведомлённости – знает ли ребёнок имена родителей, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес;

выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики;

тест Ирасека-Керна, в процессе которого ребёнку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек, выявляет готовность руки к школе;

оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи производится с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора);

оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучение стиля мыслительной деятельности, с использованием наглядного варианта методики «Исключение предмета» («Четвёртый лишний»);

оценка продуктивного внимания и работоспособности проводится с помощью корректурной пробы;

шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности;

шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн;

тест Куна «Кто Я?», тест двадцати высказываний;

экспресс-опросник «Индекс толерантности»;

оценка социально-психологической адаптированности личности .

        Данные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей  беженцев и определить пути оптимизации и дальнейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.

        В работе с детьми из семей беженцев важны приёмы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование  навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей (законных представителей) детей,
прибывающих с территории Украины,
 по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования

Уважаемые родители!

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантирована общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов, факультативных занятий, внеурочной деятельности для Вашего ребёнка реализуются бесплатно.

        Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

        Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на  получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее – школа), наравне с гражданами Российской Федерации.

        Приём ребёнка в школу осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.

        В заявлении необходимо указать следующие сведения:

        а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребёнка;

        б) дата и место рождения ребёнка;

        в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка;

        г) адрес фактического проживания ребёнка, его родителей (законных представителей);

        д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребёнка.

        Родители (законные представители) детей, прибывших с территории Украины (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребёнка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.).

        Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

        (Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приёме
в школу).        

        В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приёме в школу ребёнка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).         

        В исключительных случаях (если ребёнок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) ребёнка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребёнка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребёнка, достигшего возраста 14 лет.

        Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребёнка.

        При приёме в школу для получения среднего общего образования
(10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

        При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребёнком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учётом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издаётся распорядительный акт школы о приёме Вашего ребёнка в школу.

        Если Ваш ребёнок нуждается в специальных условиях получения образования, Вам необходимо обратиться к руководителю школы либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребёнком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

        Кроме того, Вы как родитель имеете право:

        знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

        знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

        После зачисления в школу Вашему ребёнку должны предоставить в бесплатное пользование учебники в соответствии со списком учебников (в пределах федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определённых школой для реализации основной образовательной программы.

        Также учащиеся имеют право на:

         бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой школы и др.

        предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

        обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних учащихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) учащихся. (Персональными данными  является любая информация, относящаяся к определённому физическому лицу).

Родители учащихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Кроме того, родители имеют право:

защищать права и законные интересы несовершеннолетних учащихся;

получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований учащихся;

принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что привлечение дополнительных средств на нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, учащихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной основе.

О реализации права на образование-08



Предварительный просмотр:

Памятка по психологической поддержке детей,  
прибывающих с территории Украины

1. О психическом и психологическом состоянии детей, прибывающих с территории Украины

На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.

Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут ее в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей – от своих родителей.

Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.

Как же  взрослым узнать о том, что ребёнок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:

проблем в школе – ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе;

конфликтов в семье – частые ссоры и разногласия между ребёнком и родителями, братьями и сёстрами;

трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;

душевных страданий: частые слёзы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны;

проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики.

2. Дети – свидетели войн и конфликтов

Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбёжек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи,
не находились непосредственно в горячих точках, война  всё равно присутствовала
в их жизни и постоянно напоминала о себе.

Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них – значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось - это ошибка. Тяжёлые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми.

Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.

Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.

Если ребёнок пережил утрату близкого человека – поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребёнку.

3. Между двумя мирами

Переезд в другую страну – тяжелое испытание для Вас и Ваших детей. В своё время Вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.

Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жёсткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными, и вести себя в школе и дома
по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.

Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.

Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости.

С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома, или пригласите их к себе.

Разговаривайте с ребёнком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.

Заинтересуйте ребёнка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодёжи.

5. Новая школа

Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребёнка - никому не хочется быть двоечником.

Не наказывайте ребёнка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.

Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.

Интересуйтесь учёбой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.

Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.

6. Дети и родители дома

Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний.
По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребёнка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Но детство – фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.

Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.

Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.

Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.

Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.

Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребёнку не следовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет.

Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.

Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них.

Когда Вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.

Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой». Это может навредить ребёнку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы – родители – его единственная поддержка и опора.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.

Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходиться не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?

Для каждого ребёнка его родители – самые лучшие, добрые и сильные.  Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.

Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.

Литература:

  1. Бондарева С.К. Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М.,  2004 г.
  2. Методы психологической помощи вынужденным мигрантам. В кн. Психология беженцев и вынужденных переселенцев /под редакцией
    Г.У. Солдатовой. Москва, 2001 г.
  3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Основные психологические проблемы беженцев// Мигранты из дальнего зарубежья. М., 1999 г. № 1. С.8-12.
  4. Солдатова Г.У. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья //Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1998 г. С. 120-139.
  5. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий /Под редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006 г. - 321с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com