Советы психолога

Хакуз Разиет Аскеровна

Педагог-психолог  Евтых Фатима Азерковна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный

план работы педагога-психолога

на 2014-2015 учебный год

Название работы

Условия проведения

Срок проведения

Предполагаемый результат

1

Консультативная работа

1.1.

Психологическая консультация учащихся

групповая

индивидуальная

в течении года

Предупреждение и решение психологических проблем

1.2.

Психологическая консультация родителей.

групповая

индивидуальная

по результатам диагностики

в течении года

Предупреждение и решение психологических проблем, обсуждение результатов обследования, работа с конкретным запросом.

1.3.

Психологическая консультация педагогического коллектива

групповая

индивидуальная

по запросу администрации

в течении года

Решение психологических проблем, работа с конкретным запросом

2.

Психологическая диагностика

2.1.

Психологическая диагностика индивидуальных особенностей детей

1 классы

групповая

индивидуальная

сентябрь-октябрь

Адаптация учащихся к обучению в школе, диагностика когнитивных функций.

2.2.

5 класс

групповая

индивидуальная

сентябрь-октябрь

Адаптация учащихся к обучению среднем звене, выявление особенностей личности и уровень сформированности мыслительных процессов учащихся.

2.3.

1-4 классы

групповая

индивидуальная

ноябрь- февраль

Диагностика когнитивной направленности личности и особенностей эмоционально-волевой сферы (память, внимание, мышление)

2.4.

4 класс

групповая

индивидуальная

ноябрь -март

Выявление особенностей личностного развития учащихся и межличностного отношения (социометрия)

2.5.

5 класс

групповая

октябрь

Межличностные взаимоотношения в классном коллективе, определение типов темперамента

2.6.

6 классы

групповая

январь - февраль

Межличностные взаимоотношения в классном коллективе. Особенности черт личности.

2.7.

7 класс

групповая

февраль

Межличностные взаимоотношения в классном коллективе. Мотивация учения. Определение доминирующих сфер интересов.

2.8.

8 классы

групповая

индивидуальная

февраль

Диагностика профессиональной направленности. Особенности черт личности. Межличностные взаимоотношения. Ценностные ориентации, мечты, желания.

2.9.

9 класс

групповая

индивидуальная

ноябрь

Профилактика экзаменационного стресса. Мотивация учения. Диагностика интеллектуальной лабильности. Диагностика профессиональной направленности.

2.10.

10 класс

групповая

индивидуальная

март

Определение особенностей личности. Определение доминирующих сфер интересов. Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей.

2.11.

11 класс

групповая

индивидуальная

декабрь

Профилактика экзаменационного стресса. Диагностика профессиональной направленности. Обучение приемам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг, программирование словами, визуализации.

2,12

дошкольники

групповая

ноябрь

май - июнь

Психологическая готовность к регулярному обучению, выявление особенностей личности и уровень сформированности ВПФ.

3.

Психологическое просвещение

3.1.

Психологическое просвещение учащихся

групповое

в течении года

Психолого-педагогическое просвещение

3.2.

Психологическое просвещение родителей

групповое

по запросу

в течении года

Психолого-педагогическое просвещение

3.3.

Психологическое просвещение учителей

групповое

по запросу

в течении года

Психолого-педагогическое просвещение

4.

Коррекционно-развивающая работа

4.1.

Развивающие занятие с учащимися

начального звена

групповая

индивидуальная работа

по результатам диагностики

в течении года

Повышение уровня самооценки и уверенности в себе, коммуникативных способностей, улучшение психологического климата и межличностных отношений. Развитие ВПФ. Профилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.

4.2.

Планируемые профессиональные пробы

групповая

индивидуальная

февраль - апрель

Тематические рисунки «Я через десять лет», «Я и моя профессия», беседы с профориентацион-

ным содержанием. Ценностные ориентации – мечты, желания.

4.4.

Профилактика экзаменационного стресса: психологическое сопровождение выпускников на этапе подготовки к экзаменам

9 и 11 классы

групповая

март - апрель

Беседа о признаках стресса (физические и психологические признаки). Самодиагностика стресса учащимися. Обучение приёмам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг, программирование словами, визуализации.

Методическая работа

5.1

Осуществление взаимосвязи с центрами психологической службы.

в течении года

Повышение квалификации и самообразование

5.2

Подбор психологического инструментария (тестов)

в течении года

Составление диагностического стандарта по возрастам и по основным направлениям

5.3.

Разработка памяток

в течении года

Психолого-педагогическое просвещение.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОСТИ  ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ

Говоря о профилактике склонности к игровой зависимости, следует отметить, что данный вид профилактики будет более эффективен в комплексе, то есть если работа с подростком будет осуществляться и родителями, и учителями, и психологом.

Рекомендации для родителей

 1. Правильное воспитание. Воспитание уверенности в себе, передача навыков построения гармоничных межличностных отношений, выработка силы воли, обучение решению конфликтов. Помощь в осознании и изучении своих сильных и слабых сторон, обучение методикам эффективной борьбы со стрессом, помощь в обдумывании и обсуждении негативных чувств (страха, гнева, вины, обиды и др.), воспитание стремления сделать свою жизнь более осмысленной. Неправильное семейное воспитание — гиперопека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью, провоцируют появление зависимостей.

2. Положительный личный пример. Если кто-то из родителей подвержен вредным привычкам и не в силах от них избавиться, будет сложно добиться этого от ребенка. Родители должны не только вести здоровый образ жизни, но и показывать ребенку, что есть много более интересных и увлекательных занятий, чем компьютерные игры. Родителям необходимо позаботиться о свободном времени ребенка, организовывать семейные увлечения.

3. Поощрение увлечений ребенка: хобби, спорта и др. Однако любое времяпрепровождение будет интереснее, если оно разделено с близкими. Родители должны полюбить хобби своего ребенка и создавать для него все условия: обеспечивать необходимыми материалами, финансами, одеждой, обсуждать достижения, помогать в решении проблем.

4. Семейные ритуалы. Старайтесь сделать так, чтобы прием пищи стал семейным событием. Во время беседы за чаем у детей развиваются навыки коммуникации. Они учатся слушать, выражать заинтересованность в собеседнике. Кроме того, это вообще объединяет, укрепляет чувство принадлежности к семье.

5. Важно приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить — вообще что-нибудь делать руками.

6. Познакомьте ребенка с детьми, имеющими широкий круг интересов.

7. Поместить компьютер для свободного доступа к нему в уголке гостиной или в другой общей зоне, где постоянно циркулируют взрослые. Нужно любой ценой избегать его установления в детской.

 8. Необходимо следить, чтобы компьютер не был постоянно включен, чтобы дети не привыкали к его постоянной работе. В противном случае возникают трудности в сосредоточении, общении.

 9. В комнате, где стоит компьютер, должно быть много живых растений и свежего воздуха, рекомендуется поставить аквариум.

10. Время сеанса игры: полчаса в день в начальных классах и максимум час в средних. В подростковом возрасте можно дойти до двух часов в день. Можно представить целую систему мотиваций, адаптированных соответственно возрасту: «Если ты способен остановиться, значит, ты сильнее Супер - Марио…»; «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться, — по- пытайся сломать их планы!».

11. Правила должны быть гибкими: ежедневное и еженедельное время, отведенное играм, не должно быть одинаковым в учебный период и на каникулах, когда ребенок один и когда к нему приходят друзья. На правилах стоит настаивать серьезнее, если ребенок увлекается играми на быстроту реакции: поскольку их ритм довольно высок, они порождают стресс и напряжение. Зато стратегии и игры, связанные с размышлением, могут длиться дольше. Иногда возникает вопрос: зачем ограничивать время для тех игр, которые не представляют никакой опасности? Ответ: для того чтобы дать детям возможность заняться чем-то еще.

 12. В течение дня у ребенка есть время для любых действий: принимать пищу, спать, читать, сидеть за компьютером. Использование ПК должно быть запрещено: утром перед школой (так как будет трудно заставить ребенка делать что-то другое в течение дня) и вечером — перед выполнением домашних заданий и перед сном (игры очень возбуждают и стимулируют мозг ребенка, вследствие чего может возникнуть бессонница или сон будет беспокойным).

13. Компьютерные игры бывают разные, в том числе и приемлемые. Именно на них и стоит делать упор, переключая внимание ребенка с вредного на полезное или хотя бы на нейтральное. Например, обучающие и развивающие игры: шахматы, квесты и др. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий далекого прошлого, развивают усидчивость, внимание, пространственное мышление, логику, память, эрудицию.

14. При покупке компьютерных игр вы должны исходить из следующего: что они дают вашему ребенку, в какой мир предлагают погрузиться?

15. Запретить наиболее жестокие игры. Их легко распознать благодаря пиктограммам, почти всегда присутствующим на коробках («для всех», «для детей старше 12 лет», «для детей старше 16 лет»). Производители сами настойчиво советуют соблюдать их рекомендации.

 16. Необходим диалог между ребенком и родителями, прежде всего, на тему видеоигр. Игра должна быть поводом и возможностью для общения. Если взрослые будут интересоваться тем, что делает их ребенок, если они будут задавать вопросы, ребенок выработает такое отношение к игре, которое не будет соревновательным, но будет способствовать повышению его самооценки. Диалог необходим также и потому, что игры вызывают сильные эмоции, приводящие ребенка к нервному напряжению. Поэтому важно, чтобы он мог разрядить это эмоциональное напряжение, разделив его с собеседником.

17. Следует помешать ребенку, который «зацикливается» на игре, которую ему не удается завершить. Если ребенок не смог найти решение в игре после нескольких часов, нужно посоветовать , ему заняться чем-то другим или позвонить приятелям, которые подскажут правильное решение. В противном случае ребенок может потерять веру в свои силы.

18. Следует сопровождать ребенка, когда он «гуляет» по Сети, так же как при любом его выходе за пределы дома. Другими словами, не ходить на танцы вместо него, но знать, куда он ходит, с кем и в какое время он возвращается. Мы не должны бояться сказать нашим детям, особенно маленьким, что в игре они, вполне возможно, столкнутся со странны- ми пугающими вещами: тем самым мы приглашаем их к разговору и обещаем, что не будем ворчать на них, если они это сделают.

19. Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как сверх ценности. Так, например, не стоит, чтобы возможность поиграть на компьютере стала наградой за успехи. Нужно дать ребенку понять, что в эти игры играют чаще всего от скуки. Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их сына или дочери (программист, системный администратор и др.).

20. Если вы почувствовали, что компьютер начал затягивать вашего ребенка, поскорее займитесь выявлением психологических причин, по которым вашему ребенку милее общество «умного ящика». Если вы заметили, что причина, по которой ваш ребенок увлекается компьютерными играми, в нем самом, постарайтесь устранить ее. Если вы не в силах сделать это самостоятельно, обратитесь к специалисту.

Рекомендации для учителей

         1. Компьютер и его программы должны использоваться в обучающих и познавательных целях.

2. Информирование родителей и детей о вреде компьютерных игр.

3. Внимательное отношение к подросткам, особенно к учащимся с уже сформировавшейся зависимостью.

 4. Проведение классным руководителем совместных мероприятий с детьми и их родителями.

Таким образом, основным содержанием профилактической работы будет приучение ребенка к компьютеру для работы, а не для игры. Родители должны интересоваться жизнью ребенка, проводить с ним время, считаться с его индивидуальностью, ценить и уважать его личность, чаще вовлекать в разные виды деятельности: подвижные игры, спортивные секции, танцевальные, музыкальные кружки, плавание, путешествия и др. Благоприятная атмосфера проживания подростка в семье и школе снижает его потребность в компьютерных играх.  

        

 Как обеспечить информационно - психологическую безопасность учащихся?

Педагог – психолог

 Евтых Ф.А.

 09.01.2014г.