Парамонова Елена Анатольевна

сайт педагог дополнительного образования

Все дети талантливы

Профессия: Педагог воспитатель

Профессиональные интересы: Мнемотехника ,Речевое развитие дошкольников , Петербурговедение , Здоровьесберегающие технологии.

Увлечения: театр,туризм,домашние животные,комнатные растения,классическая музыка

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт Петербург . Приморский район

Место работы: ГБДОУ детский сад №25 Приморского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-anatolevna-paramonova-69
До чего же странное существо человек. Вся его жизнь- сплошное чудо, но как раз-то в чудеса он и не верит.

Жизнь ребенка в детском саду очень насыщенна. Посещая детский сад, дети начинают принимать более активное участие в мероприятиях, как в детском саду, так и за его пределами. Для увеличения объема памяти и словаря по лексическим темам ребята разучивают стихотворения, считалки, загадки, пословицы и поговорки по теме недели,составляют творческие рассказы.

Детям это  очень нравится. Как приятно на несколько минут стать «звездой праздника», но уровень развития памяти у детей разный, были и такие, которым это давалось с трудом. Я удивлялась, насколько быстро к детям «прилипают» иностранные слова, стишки и реплики героев мультфильмов и современных художественных фильмов и как сложно им запомнить две строчки стихотворения. Они забывали начало, меняли местами слова, что нарушало рифму и выразительность произведения. Встал вопрос «Как помочь?».

Мнемотехника  – это совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации. Мнемотехника происходит от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания и названа по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский в 6 веке до н.э. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат древнеримскому политическому деятелю, оратору и философу Цицерону и римскому учителю красноречия Квинтилиану. Выступление по бумажке для древнегреческих ораторов считалось позорным. Прошло время, техники изменились, но не исчезли.

Мы с трудом запоминаем содержание скучных учебников или последовательность случайных цифр, но с легкостью можем воспроизвести полюбившееся стихотворение, сюжет художественной книги, которую прочитали много лет назад, правило в стихотворной форме. Например, определение биссектрисы, «…– это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам», которое мы помним со школьной скамьи. Фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить последовательность цветов в радуге. Это происходит потому, что при чтении у нас всплывают образы «мы как будто смотрим фильм, который показывают у нас в голове», а образ является основой мнемотехники.

Говоря научным языком, в основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека. Чтобы в голове возникла ассоциация, и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Детская память удивительно пластична. Она является одной из центральных, основных психических функций, от которой зависит развитие мышления и речи. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В основном ребенок запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей увиденного, услышанного или тактильно ощутимого, а также знаний о предметах и понятиях происходит без специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Он запомнил то, что привлекло его внимание, что было интересно. Это непроизвольная память. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством взрослых не научится управлять собственной памятью. Первые мнемические задачи перед ребенком ставит взрослый, когда просит малыша вспомнить название определенного предмета, повторить стишок и прочее. С помощью мнемотехники можно обеспечить успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание и воспроизведение информации. Она способствует развитию всех свойств памяти. Опора на различные анализаторы позволяет ребенку легче и быстрее запомнить материал.

Развитие памяти с помощью приемов мнемотехники начинается со средней группы, так как способность оперировать конкретными образами предметов возникает в 4-5 лет. Первые занятия я провожу во втором полугодии средней группы. В этом возрасте приемы предлагаются в виде игр и упражнений.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, переходить на мнемодорожки, а позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематический несложный рисунок с определенной информацией, обозначающий слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка – коллаж, состоящий из 3-4 изображений, объединенных общей тематикой. Ребенок не просто называет слова, но и составляет предложение. Мнемодорожка используется для сочинения коротких историй, заучивание загадок

Мнемотаблица – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки дети запоминают информацию. Мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, составления рассказов и пересказов.

Овладение мнемотехниками способствует:

-легкому запоминанию произведений;

-овладению перекодировкой информации из визуальной в абстрактную и наоборот;

-выстраиванию логической цепочки событий и воспроизведению истории в правильном порядке (начало – середине – завершение);

-обогащению активного и пассивного словарного запаса;

-развитию мышлению, зрительной и слуховой памяти, вниманию, воображению;

-развитию связной устной речи.

При заучивании стихотворения я придерживаюсь алгоритма:

1)Выразительно читаю стихотворение.

2)Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям понять основную мысль.

3)Объясняю значение непонятных слов.

4)Обсуждаем условные знаки кодировки содержания стихотворения.

5)Читаю стихотворение повторно с опорой на мнемотаблицу.

6)Заучиваем стихотворение, постепенно добавляя по одной строке, и каждый раз повторяем сначала. Если дети забывают слова, стараюсь не давать готовый ответ, а подвести к нему наводящими вопросами.

7)Дети рассказывают стихотворение от начала до конца с опорой на мнемотаблицу.

Так же использую мнемотаблицы при пересказе художественного произведения:

1)Читаю художественное произведение.

2)Задаю вопросы по содержанию произведения.

3)Кодируем содержание произведения совместно с детьми.

4)Пересказываю произведение с опорой на мнемотаблицу.

5)Пересказывание произведения детьми (на первом этапе по цепочке, по частям, а позже по ролям и с использованием драматизации).

Наиболее трудный вид монологической речи – это составление описательного рассказа. Дети не располагают тем количеством знаний, который приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет надо его проанализировать. Обучение следует начинать с мнемодорожки. С детьми комбинированной группы мы находимся пока в начале этого сложного пути. И нам еще только предстоит его изучить.

Готовые мнемотаблицы можно найти в интернет - ресурсах, можно создать при помощи картинок, используя все тот же интернет, а можно и самим нарисовать, так как для этого не надо иметь специальных художественных способностей. Но почему-то именно это и пугает родителей. Когда я обращаюсь к ним с просьбой при помощи мнемотехники разучить стихотворение или повторить пересказ, то иногда слышу в ответ: «Мы и так выучим». Поэтому с родителями группы провожу консультации, индивидуальные беседы, мастер – класс, где объясняю особенности данной техники, ее преимущества, как она влияет на развитие детей.

Кому нужна мнемотехника?

В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы записываем информацию в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию и найдете ее быстрее.

Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речь льется так плавно.

Школьникам и студентам. Мнемотехника позволяет лучше запомнить и надолго сохранить информацию. На экзаменах учащиеся будут списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. А если захотят стать высококлассными специалистами и профессионалами, то мнемотехника сократит время подготовки к экзаменам.

Преподавателям. Мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. Когда преподаватель читает свой конспект, слушать его не интересно и это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, педагогу больше не придется тратить время на долгую подготовку.

Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам они могут лучше запомнить информацию о людях, с которыми поддерживают деловые отношения.

Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

Исследователи дошкольной психологии указывали на то, что память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. А как говорил Шерлок Холмс, персонаж, созданный А.К. Дойлом, «самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела», поэтому я желаю Вам прожить до глубокой старости в здравом уме и твердой памяти.

О себе

Окончила с отличием Ленинградское педагогическое училище №7 по специальности воспитатель дошкольных учреждений и работала 10 лет в одном из первых в городе, специализированных детских садов для детей с нарушением зрения. Окончила Российский Государственный Педагогический университет им. А.И.Герцена по специальности методист дошкольных учреждений. Педагог высшей категории. Стаж методической работы более 10 лет. Внедрила в практику работы дошкольного учреждения модель валеологического и экологического воспитания дошкольников.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.Каверин "Два капитана" , "Открытая книга", М. Булгаков "Мастер и Маргарита", лирика А. Ахматовой,С.Есенина,М.Цветаевой.

Мой взгляд на мир

Успех обычно приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его искать.

Мои достижения

Парамонова Елена Анатольевна – методист детского сада «Сказка»Родилась 1969 году в Ленинграде. 1988 году закончила Ленинградское педагогическое училище №7
с отличием, по специальности воспитатель дошкольных учреждений и работала 10 лет в одном из первых в городе, специализированных детских садов для детей с нарушением зрения.
В 1994 году закончила Российский Государственный Педагогический университет им.А.И.Герцена. по специальности методист дошкольных учреждений. Педагог высшей категории. Методистом работаю с 1997 года. Внедрила в практику работы дошкольного учреждения модель валеологического и экологического воспитания дошкольников.
Мне очень повезло в жизни. Я делаю очень важную работу на земле. Учеными доказано, что в человеке все основные качества закладываются и формируются до 5 лет. Я и мои коллеги через себя пропускаем этот процесс , помогаем маленькому человеку открыть для себя этот мир, учим познавать, любить, строить отношения с людьми и поверьте нет на земле ничего лучше этого. Пожалуй, это и есть мое жизненное кредо.

Моё портфолио

Стаж педагогической работы в дошкольных учреждениях 23года.
За время работы повышала свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации.
В 1992 году окончила курсы подготовки воспитателей и домашних учителей.
В 1997 году курсы «Игровые методы развития личности и сказкотерапия.»
В 2000году курсы на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им.Герцена по программе «Детство»
В 2002 году прошла краткосрочное обучение в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства по программе «Вариативные технологии обучения дошкольников чтению.»
В 2003 году обучалась на курсах АППО по программе «Современные  здоровьесберегающие технологии»

 В 2005 году обучалась на курсах НОУ "Союз" - "От диагностики к развитию"

В 2007 году прошла обучение на проблемно-целевых курсах НМЦ Приморского района по теме "Оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов в ДОУ"

Мои публикации:
Дистанционное обучение
Развитие речи
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы