дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Учимся, играя"(мнемотехника)
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парамонова Елена Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная  – 
 общеразвивающая программа
«Учимся, играя».
(мнемотехника) 
Возраст  обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ 
Срок реализации: 1 год
  
           
           
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание программы.
 
 
 
  1.Пояснительная записка
  1.1. Нормативные и правовые аспекты.                                              Образовательная программа разработана в соответствии с  Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.2. Введение:  статус,  направленность и актуальность программы        Программа  является дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программой  для  детей старшего дошкольного возраста.
Направленность программы – познавательная.
Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей.  Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.  У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
 
Основные приемы мнемотехники детям 5 -7 лет:
 
Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
 
     
1.3.Теоретические  положения  программы 
Теоретическими основаниями программы  являются следующие положения:
Первое - концепция самоценности дошкольного периода развития,разработанная
 А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка - это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
     Второе - теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно их теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей.  Для  ребенка - дошкольника это, прежде всего, игра. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.
Третье - концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером. Под способностями, вслед за отечественными авторами (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время - это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.
 
1.4. Цели и задачи образовательной программы. 
 
Целью образовательной программы является: развитие у детей дошкольного возраста  творческих и познавательных  способностей в игровой
 деятельности.
Задачи образовательной программы:
 
Развивающие задачи:  
 
1.Развивать познавательные и творческие способности ребенка.
2.Развивать способность к решению и постановке познавательной задачи. 
3. Развивать предпосылки учебной деятельности: усидчивость, умение планировать свою работу, действовать в коллективе. 
4. Развивать и формировать творческую личность, умеющую свободно мыслить. 
                        
 Обучающие задачи:
 
1.Расширять, дополнять знания детей об окружающем мире.
2.Развивть связную речь дошкольников. 
3.Учить замечать красоту окружающего мира, через развитие органов чувств.  
4.Учить осваивать действия замещения реальных объектов и явлений.
 
Воспитательные задачи: 
 
Воспитывать желание и умение решать игровые и интеллектуальные задачи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.    
                      
 
1.5.Сроки реализации программы. 
 
 Режим занятий.
 Обучение по данной программе рассчитано на 1 год.
возраст обучающихся - дети 5-7 лет 
Занятия с детьми проводятся 2 раз в неделю. 
Продолжительность образовательной деятельности:
для детей  5-7 лет – 25 минут
1.6. Ожидаемые результаты освоения  программы 
К концу года дети должны уметь:
 
Проявлять интерес к  познавательной деятельности.
Самостоятельно использовать полученные умения и навыки, пользоваться различными мнемотаблицами, схемами ,моделями.
Уметь составлять рассказы, загадки, сказки по мнемотаблицам.
Самостоятельно составлять план-схему или мнемотаблицу .
Овладеть техникой выучивания стихов по мнемотаблицам.
Овладеть навыком графического замещения предметов, ритмической организации   листа линиями разного типа: округлыми, прерывистыми,  прямоугольными и др.
           • Уметь работать в коллективе сверстников.
 
1.7.Отслеживание результативности реализации программы.
 
 Отслеживание  результативности освоения программы по основным разделам программы проходит в форме проведения занятий по плану, путем  анализа детских работ.
 
1.8.Подведение итогов.
 Подведение итогов проходит в форме  итоговых занятий.
2. Учебный план
 №
 Разделы  программы
 Теория
часы
 Практика
часы
 Всего
часы
  1
 Знакомство с мнемотаблицами
 ---
 2
 2
  2
 Работа с мнемотаблицами по лексическим темам
 ---
 9
 9
  3
 Заучивание стихотворений по мнемотаблицам
 ---
 5
 5
  4
 Составление рассказов по картинно-графическим планам
 ---
 3
 3
  5
 Мнемозагадки
 ---
 8
 8
  6
 Составление мнемотаблиц детьми
     ---
 3
 3
  7
 Работа со сказкой по картам-схемам
 ---
 2
 2
  
 Итого:
 ---
 32
 32
  
 
 
 
 
   
 
  
 
6. Список литературы
 
Полянская Т.Б.
« Использование метода мнемотехники в детском саду»
 Издательство «Детство-Пресс» 2010 год.
 
Граб Л.М.  
«Творческое рассказывание: обучение детей 5-7лет»
Издательства «Учитель» 2012 год.
 
Мещерякова В.Н.
 «Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – как одно из видов наглядного моделирования» «Великий Новгород» 2013год.
 
Федорова Л.И. 
«Учимся общаться»
 Издательство «Вентано-Граф» 2016год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018

В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся петь играя" с применением дистанционных образовательных технологий

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся петь играя" с применением дистанционных технологий...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «УЧИМСЯ, ИГРАЯ С CHEEKY MONKEY»

Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствуе...