Главные вкладки

    "Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Фомичева Светлана Владимировна

    Конспект образовательной деятельности

    по познавательному развитию  для детей подготовительной группы
     «Зимние чудеса» 

     Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Задачи:

    Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Развитие  представлений о явлениях неживой природы.

    Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

    Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

    Предварительная работа: Знакомство с природными зонами, чтение художественной литературы про зиму,  её особенности, рассматривание предметных картинок, картин художников  ,прослушивание аудиозаписей шума , завывания ветра, метели, составление рассказов о зимних играх, развлечениях.

    Материалы и оборудование:

    Иллюстрации северного пейзажа, северное сияние, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2,5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.

     Ход занятия

    Ребята, послушайте прекрасные строки и скажите, о чем мы с вами будем говорить сегодня.
    Зима... Морозная и снежная, для кого-то долгожданная, а кем-то не очень любимая, но бесспорно – прекрасная. Покрытые белым покрывалом поля, елочки-скромницы в белых шубках, сугробы и скрип снега под ногами – невозможно не попасть в плен к Зимушке-Зиме. Она закружит вьюгами и очарует росписью на стеклах. Кто-то проведет зимние месяцы, кутаясь в шубу и теплый шарф, боясь мороза и ежась от холода. А кто-то возьмет лыжи или коньки и будет радоваться возможности весело провести выходные. А еще можно кататься  на санках и лепить снеговиков. Кататься с горок, играть в снежки и устраивать целые баталии. Крикните зиме «ура» и радуйтесь каждому морозному дню!
    Дети: Ура, мы любим зиму.
    Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие в сказочную страну Лапландию. Что вы знаете об этой стране? Где она находится, и кто в ней живет? (Ответы детей)

    Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром».
    Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?
    Дети: это зимние месяцы.

    Воспитатель: Назовите зимние месяцы?
    Дети: называют зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

    Воспитатель: Ребята, какие зимние явления вы знаете?

    Дети: снегопад, сильный ветер, поземка, метель.
    Воспитатель: Как вы думаете, что такое позёмка?
    Дети: Поземка, это когда дует сильный ветер и несет снег по земле.

    Практическая часть:

    Воспитатель: Посмотрите, я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал Дед Мороз, для того, что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране Лапландии. Отгадайте, что там может быть?
    Он пушистый, серебристый, 
    Но рукой его не тронь: 
    Станет капелькою чистой, 
    Как поймаешь на ладонь.  (Снег)
    Дети: снег, снежинка.

    Воспитатель: Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?

    Дети: (Белый, пушистый, мягкий, холодный.)

    Молодцы! А теперь  вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?

    Дети:(Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.)

    1 опыт. Ребята, как вы думаете, что тяжелее лед или снег? (Ответы детей)

    Давайте проверим!

    (Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед).

    Воспитатель: Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой. Что произошло со снегом?

    Ответы детей: Снег постепенно тает и тонет.

    Воспитатель: Правильно, значит, какой вывод можно сделать?

    Дети: Снег – это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.

    Воспитатель: А сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?

    Дети: лед постепенно тает, но не тонет.

    Воспитатель: А почему? (Ответы детей) Смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.

    Упражнение «Назови действие»

    Давайте  мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы называйте  как можно – больше слов – действий.

    Зимой метель что делает?
    Дети: (Метет, стелется.)

    Воспитатель: Из снежной тучи снежинки что делают?
    Дети: (Падают, летят, порхают, струятся, кружатся.)

    Воспитатель: Мороз щёки и нос …
    Дети: щиплет, кусает, холодит, морозит.

    Воспитатель: Зимой снег всё вокруг….

    Дети: засыпает, покрывает, застилает, укрывает.
    Воспитатель: Иней на ветвях деревьев…
    Дети: лежит,  искрится, держится, переливается на солнце, струится.

    Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо справились. А теперь давайте присядем  на ковер, закройте глазки и отдохнем. Послушайте еще одно зимнее стихотворение и представьте картинку.
     Зима метелицей по полю стелется,
    По стежкам стелется, метет пурга,
    А ночка темная, немного томная,
    Тайга укромная хранит снега…
    Снега богатые –  сугробы знатные,
    И, словно ратные богатыри,
    Да кедры с елями  снега надели ли
    На самом деле ли, как корабли…
    Воспитатель: Ребята, какую картинку вы представили себе?
    Дети: тихое зимнее утро, зимний лес стоит неподвижно, весь покрыт снегом

     Игра «Льдинки, ветер и мороз».

    Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь – динь!».  По моему сигналу «Ветер!» все разбегаются врассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построиться в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.

    Опыт № 2 «Северное сияние»

    Мы много с вами читали о севере. Давайте вспомним, что вы помните о нем? (Ответы детей) Всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. А хотите  сами сделать своё северное сияние. (Ответы детей) Тогда возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь вспомните, какие цвета присутствуют в северном сияние.

    Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.

    Воспитатель: Молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с разными пищевыми красителями, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?

    Рассуждения детей.

    Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете  взять с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам необходимы для получения фиолетового  цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.
    Дети выполняют задание по смешиванию цветов.
    Воспитатель: Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?
    Ответы детей: красный и синий.
    Воспитатель: Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии и капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.
    Дети выполняют задание.

    Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.

    Далее идет наблюдение детей за реакцией.
    Итог занятия
    Воспитатель: а теперь покажите друг другу, что у вас получилось.

    Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят  друг к  другу, смотрят, что получилось у других детей. Делают вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Делают вместе выставку тарелочек с северным сиянием.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности "Моя улица" для детей подготовительной группы с ЗПР

    Конспект образовательной деятельности "Моя улица" для детей подготовительной группы с ЗПР...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава»

    Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе«Этих дней не смолкнет слава» Обучающие задачи:1. Расширять представление детей об армии (в г...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Пришла весна»

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв подготовительной группе   «Пришла весна»  Составитель: воспитатель МБДОУ № 195  Вассель Маргарита Александро...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».

    Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе с учетом ФГОС с использованием блоков Дьеныша.

    Цель: развивать логико-математические представления. Задачи:Образовательные:o   Закрепить навыки порядкового и обратного счета в пределах 20;o   Закрепить умения находит...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Безопасная дорога в школу»

    Конспект образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной  группе на тему «Безопасная дорога в школу». Данный конспект закрепляет  умения детей с...