Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимушка - зима» для детей с ТНР
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Лобарева Ирина Валентиновна

Цель ОД: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме; закрепить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.

Развивающие задачи ОД:

- Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.

- Учить определять по признакам зимние месяцы.

- Развитие моторики рук.

Образовательные задачи ОД:

- Активизировать и обогатить словарь детей существительными, - прилагательными, глаголами.

- Закрепить знания о свойствах снега, показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

- Учить декорировать варежки в стиле граттаж.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование к занятию:ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, стеклянная емкость, мяч.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Художественно – эстетическое развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

 в подготовительной группе

 «Зимушка - зима»

для детей с ТНР

Цель ОД: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме; закрепить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.

Развивающие задачи ОД:

- Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.

- Учить определять по признакам зимние месяцы.

- Развитие моторики рук.

Образовательные задачи ОД:

- Активизировать и обогатить словарь детей существительными, - прилагательными, глаголами.

- Закрепить знания о свойствах снега, показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

- Учить декорировать варежки в стиле граттаж.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование к занятию:ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, стеклянная емкость, мяч.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Художественно – эстетическое развитие»

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, мы с вами отправимся в удивительное зимние путешествие. У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любое время года. (Слайд 1)

-Какое время года изображено на экране? (Зима)

-Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, и. д.)

-Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, солнце и т. д.)

Воспитатель: Ребята как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц. (Игровое упражнение «Угадай месяц»)

Воспитатель: Спасибо,что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль.

- Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? Какой праздник мы встречаем в этом месяце? (декабрь) (Слайд 2)

Воспитатель: Ребята, раньше на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый. Как вы думаете, почему? (На улице морозы. Дни хмурые. Студено.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш экран, и скажите какой месяц следует за декабрем. (Слайд 3) (январь)

Воспитатель: Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а еще лютый. Кто ответит почему? (В январе ударяют сильные морозы).

Воспитатель: Давайте снова посмотрим на наш экран и скажите, какой следующий зимний месяц (Слайд 4) (февраль)

Воспитатель: Февраль называли снеговей. Потому что в феврале вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели.

Но иногда зимой случаются оттепели (Слайд 5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»?

(Сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег и т. д.)

Воспитатель: Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.

Воспитатель: Ребята, а сейчас, давайте посмотрим, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу?

- Что с ним произошло? Почему? (Педагог помогает сделать вывод о превращении снега в воду под воздействием тепла.)

-Посмотрите .какой стала  вода от растаявшего снега?

-Как вы думаете, эта вода чистая?

-Почему вы так считаете?

- Что может быть в этой воде?

- Каким был снег, когда мы его принесли в группу?»

(воспитатель уточняет: вода от растаявшего снега стала грязной от частичек автомобильных выхлопов, дыма из трубы и того мусора, который люди бросают на землю. Помогает сделать вывод о том, что даже если снег кажется чистым и белым вода при его таянии получается грязной. Поэтому, брать снег в рот небезопасно.)

Воспитатель: Ребята, подумайте, что произойдет с водой, если ее вынести на улицу?

- Предлагаю сделать это и проверить свои предположения на вечерней прогулке.

Воспитатель: После оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд 6). Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.

Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова».

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить.

- Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает … Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет … Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится …

- Молодцы ребята, все явления природы назвали правильно.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем, будем лепить снеговика!!!

«Снеговик» физкультминутка

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей?

Дети: - Да!

Игра «Назови ласково». С мячом

- Хоть зима все заморозила и замела, но мы любим ее и ласково называем как? (Зимушка)

Мороз – Морозец,

Лед – Ледок,

Холод – Холодок,

Снег – Снежок,

Елка – Елочка,

Санки – Саночки,

Горка – горочка.

Ветер – ветерок

Сугроб – сугробик

Снежинка - снежиночка

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть предмет или природное явление, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос – какой, какая? Мяч передаём по кругу

Зима какая(холодная, снежная, морозная,)

- Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий) День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный)

- Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная)

- Лед какой? (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)

- Сосулька какая?» (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая)

Воспитатель: Ребята, а сейчас присядьте на стульчики и скажите, что делают зимой дикие животные? Впадают в спячку и меняют шубку! Какие звери зимой впадают в спячку? (еж, медведь)(Слайд 7).

- Какие животные меняют свои шубки на более теплые: зайцы, волки и лисы. У зайчика летняя серенькая шубка меняется на белоснежную. Белая шубка не только помогает зайчику согреться, но и делает его незаметным на снегу и помогает спрятаться от хищников. (Слайд 8)

- Зимой у белки шубка становится серенькой, а летом была ярко рыжая (слайд9) У лисы и волка шерсть меняется на более пышную. (слайд 10) Молодцы, все правильно сказали.

- А теперь посмотрите на фотографии птиц (Слайд 11) (воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на интерактивной доске).

- Каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие). Перечислите их.

-  Как же мы помогаем птицам, чтобы они не погибли?

-  Мы сделали для них кормушки, подкармливаем птиц.

- Ребята, а что меняется в жизни людей с наступлением зимы? (надевают теплую одежду и обувь). Какую теплую обувь мы с Вами делали на той недели? (Слайд 12) Из чего? Как?

Воспитатель: Сегодня мы с Вами будем украшать варежки с помощью волшебных кисточек и порадуем наших мам подарками. Прежде чем приступить, давайте обсудим нашу предстоящую работу (ответы детей). Дети украшают варежки под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

Воспитатель: Вот и закончилось наше зимние путешествие, начинается вьюга, начинает идти снег, и нам пора  возвращаться в наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы «Зимушка – зима»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками  2 младшей группы «Зимушка – зима»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему: "Здравствуй Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятеьности по рисованию в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка – зима в гости к нам пришла» в средней группе «Б»

Цель этой непосредственно-образовательной деятельности: закрепить знания детей о зиме; формировать представления детей о сезонных изменениях зимой....