Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Елена Викторовна Жигулова

    Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к  познавательно-исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ood_priroda_i_zdorove.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организационная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательной области  «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы; Развитие познавательно – исследовательской деятельности)

     «Природа и здоровье человека»

    Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к  познавательно-исследовательской деятельности.

    Задачи: 

    1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи между  природными явлениями.

    2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
    3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 

    4. Формировать у детей представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ёё.

    5. Способствовать  умению самостоятельно участвовать  в проведение экспериментов, опытов.

    6. Воспитывать бережное отношение к природе ответственность и заботу за свое здоровье.

    7. Воспитывать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

    Ход Образовательной деятельности:

    I. Организационный момент:

    В.: - Добрый день дорогие ребята! Мне приятно увидеть всех вместе.

    - А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

    Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

    Вдохнем в себя:

    • Свежесть и красоту белого снега;
    • Всю нежность первых весенних цветов;
    • Жажду знойного лета;
    • Лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

    Тема наше мероприятия «Природа и здоровье человека».

    В.: - Что такое природа-? (это всё, что окружает нас).

    Человек –часть природы и вне её жить не может.

    Основная часть:

    В.: - Но важно знать, что есть живая и неживая природа.

    - Как вы думаете, что мы можем отнести к живой природе, а что к неживой. А поможет нам в этом разобраться небольшая игра.

    Игра «Живая и неживая природа»

    В.: - Обратите внимание на доску. Она разделена на две части. С одной стороны находится живая природа, а с другой неживая. На столе разложены карточки с изображением. Давайте попробуем распределить их на примеры живой и неживой природы.

    Игра «Живая – неживая природа»:

    Человек - солнце

    Животные - воздух

    Растения -  вода

    Грибы - камни

    Микробы - горы. 

    В.: - Вы отлично справились с заданием.

    - Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

    - Да, это, конечно же -  здоровье.

     - Что такое здоровье?

    Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

    Игра «Составь пословицу»

    В.: -  Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?

    • «Здоровье не купишь, его разум дарит».
    • «Здоровому врач не надобен».
    • «Болен – лечись, а здоров – берегись».
    • Береги здоровье смолоду
    • «Здоровье всего дороже.
    • Здоровье потеряешь - всё потеряешь»

    Быть здоровым – это желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровье помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

    В.: - Как природа влияет на здоровье человека?

    - В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

    Кто же это? Сейчас мы узнаем?

    В.: - Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома?

    (Нужен свежий воздух). Вот он первый доктор.

    -Какое значение для здоровья человека имеет воздух и растения? (рассказ детей).

    • В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.
    • Все растения – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ.
    •  После душных городских улиц, дыхание в природе приносит радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. При закаливание воздухом человек меньше болеет простудными заболеваниями.

    В.: - Солнце и воздух, укрепляет наш организм.

    Если человек долгое время без солнечного света, он быстро утомляется, плохо себя чувствует, у него могут развиться опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека.

    В.: – А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

    – Почему вода полезна для здоровья?  (высказывание детей)

    - Вода – это жизнь.

    Вода – составная часть нашего питания. На одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

    Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

    В.: - Где можно встретить этих докторов? (В природе).

    - Удивительное свойство природы.- Это её красота. Многообразие звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

    В.: - Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым плохо влияет на здоровье.

    В.: - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

    Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! 

    Игра «Если я приду в лесок»

    Если я приду в лесок,
    И сорву ромашку?
     (нет)


    Если съем я пирожок,
    И выброшу бумажку?
     (нет)


    Если хлебушка кусок,
    На пеньке оставлю?
     (да)


    Если ветку подвяжу,
    Колышек подставлю?
     (да)


    Если разведу костер,
    А тушить не буду? (
    нет),


    Если сильно насорю
    И убрать забуду.
     (нет)


    Если мусор уберу,
    Банку закопаю?
     (да)


    Я люблю свою природу,
    Я ей помогаю!
     (да).

    Человек – часть природы.

    В.: -  Только вот беда: не всегда люди понимают, что,  охраняя природу – они сохраняют своё здоровье.

    В.:-  Опасная (Экстремальная) ситуация- это ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде.

    Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи.

    Какие знания и умения потребуются, чтобы выжить в опасных ситуациях?

    • устроить ночлег и укрытие от непогоды,
    • добыть питьевую воду,
    • обеспечить себя пищей,
    • уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении,
    • а при необходимости подавать сигнал бедствия.

    - Какие временные укрытия можно построить из подручных средств?

    (навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

    - Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

    - Для чего необходим костер? (для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров).

    - А что делать, если нет спичек или зажигалки? (Огонь добывать при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любо стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла,. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика).

    - Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

    – вода.

    Опыт очистки воды:

    - Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

    – природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;

    можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

    - А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

    – можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить  утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода. 

    В.: - Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

    - Что можно употреблять в пищу?

    Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека (малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы).

    - Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

    – никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.

    В.: - Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

    – правильно подавать сигналы бедствия.

    - Вы знаете, как можно подавать сигнал?

    • Средством сигнализации может служить яркая одежда.
    •  Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев, камней.
    • Дымовые сигнальные костры. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

    Физкультминутка

    Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки) 
    Даже ветер не шумит. 
    Рано утром солнце встало, 
    Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
    Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
    Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо) 
    Дождь по крышам застучал.
    Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу) 
    Солнце клонится всё ниже. 
    Вот и спряталось за тучи,
    Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

    В.: - Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде:

    • Необходимо уметь ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении.
    • Сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега.
    • обеспечить себя питьевой водой.
    • разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия.
    • Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

    III. Подведение итога

    Итоговый тест «Как поступишь ты?». 

     1. В лес с собой надо брать:

    -компас

    -глобус

    2. Костёр надо разводить:

    - на поляне

    - под деревом

    3. Ветки для костра надо:

    - ломать с живых деревьев

    - подбирать с земли

    4. Прежде чем уйти, костёр надо

    - залить водой

    - засыпать торфом

    5. Мусор надо:

    - взять с собой

    - оставить в лесу

    6. Что не разлагается в почве:

    - полиэтилен

    - бумага

    - угли

    7. Грибы надо есть:

    - жареными

    - сырыми

    8. Увидев ежика, надо:

    - взять его домой

    - пройти мимо

    9. Как собирать в лесу ягоды:

    - срывать веточки с большим количеством ягод

    - рвать по одной только спелые ягоды

    10. Увидев гнездо в траве, надо:

    - пройти мимо

    - поглажу, покормлю птенцов

    11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

    - съесть их

    - не трогать

    12. В лесу надо:

    - слушать громкую музыку

     - вести себя тихо и сдержанно

    Вывод:

    В.: - О каких трёх факторах вы узнали?

    - А ещё что нового вы узнали?

    - Я думаю, вы сможете правильно поступать в опасных ситуациях

    Наше здоровье зависит прямиком от природы.

    Ведь от чего зависит трудоспособность человека и продолжительность жизни? От воздуха,  которым мы дышим, от еды, от среды в которой живём


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

    дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

    Конспект открытого мероприятия НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" Тема: «Витамины и их значение в жизни человека»

    -познакомить детей с витаминами А, В, С;-сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;-развивать обонятельные и вкусовые анализаторы;-развивать мелкую моторик...

    План - конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Мы за здоровый образ жизни» (викторина)

    Конспект образовательной деятельности с дошкольниками разработан в соответствии с ФГОС....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по познавательному развитию "Поможем медвежонку найти маму".

    Знакомство детей с Арктикой, с северным сиянием,учить  составлять описательный рассказ о белом медведе по мнемотаблице,закреплять навыки создавать аппликацию белого медведя, используя манную круп...

    Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

    Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...