КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА » для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рейнвальд Наталья Валерьевна

конспект познавательного занятия на тему " зима" старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ24.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ

непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА »

для детей  старшей группы

                                                  Подготовила:

                                                            Рейнвальд Н.В.    

Цели:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных и птиц.

Познакомить с понятием круговорот воды в природе.

Формировать представление о снеге и его свойствах.

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать способности к коллективному творчеству.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря: метель, иней, кристаллы, испарение.

Материалы: Презентация «Зима», снежинки с моделями свойств снега, звукозапись голосов птиц и животных,  игрушки животные леса, панно « Снегири», салфетки красного цвета, клей.

Методы и приемы: беседа, рассказ, опыты, художественное слово.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме, игры со снегом на прогулке, чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы)

                                      ХОД НОД

В группе:

С каждым днем все холоднее.

Греет солнце все слабее,

Всюду снег как бахрома.

Значит к нам пришла …….( зима)

Ребята, сегодня  я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Но, прогуливаясь по заснеженным тропинкам, нам придется вспомнить все о зиме. Согласны?

Дети под музыку идут в зал.   

 (в зале , декорации зимнего леса. Воспитатель в костюме зимы )

Воспитатель:

Зимний лес печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? ( ответы детей).

Воспитатель ( обобщает ответы детей): Земля ,наша планета,  в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей а значит мало тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче. А ночи длиннее.

- Какие зимние признаки вы знаете? (видео презентация)

Дети называют: небо серое, солнце светит мало; солнце светит- но не греет; все покрыто белым покрывалом – снегом; люди надели теплую одежду; реки покрылись льдом; звери в лесу сменили летние шубки на теплые зимние, некоторые звери впали в спячку; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека, им холодно и голодно;

Молодцы! А теперь ответь те на мои вопросы:

- Как называются кучи снега на земле? (сугробы)

-Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх снежинки похожие на крупу. Метель бывает такой сильной , что ничего вокруг не видно.

-Как называется снег, который образуется на веточках деревьев после небольшой оттепели? (иней)

- Как называются расписные окна зимой? ( зимние узоры)

-Как называется явление, когда зимой падает снег? ( снегопад)

- Что происходит с реками зимой? ( покрываются льдом)

 Игра «Какой бывает снег»- передаем снежинку, называя признаки.( белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, скрипучий)

- Что такое снег?

Снег – то ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок, или звездочек, снежинок.

- Как вы думаете, откуда появляется снег? ( из тучи на небе)

- Что из тучи выпадает летом?

Я вам расскажу сказку о маленькой капельке: ( модель круговорот воды в природе)

Жила была маленькая капелька. Там где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени.  Однажды она так устала и не заметила, как заснула. А когда проснулась , оказалось что солнце уже переместилось на небе и вовсю пригревало капельку. Жаркие лучи согрели капельку, и она превратилась в пар. Стала мягкой как воздух и не видимой, как он и вместе с ветром умчалась на небо. Туда же попали и другие капельки не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Ветер, который ни секунды не сидит без дела,  погнал облако по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не удержалась и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, где встретили влажный холодный воздух. Капельки замерзли и превратились в кристаллы льда, эти кристаллы срастаются, образуя снежинки.

Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где наступила зима.

-А сейчас мы еще больше узнаем о снеге. Мы будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. Подойдите к елочке ,под елочками лежит снег.

1.Ребята потрогайте снег, возьмите в руки. Какой снег на ощупь? ( холодный) А еще? ( липкий, рассыпчатый) Когда снег бывает липким? (если оттепель) А рассыпчатый? ( в мороз)

- Что происходит со снегом в руках? ( он тает) Почему? ( от тепла)

Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 1 свойства ( капелька)

2.Положите шишку на тарелочку наверх положите снег. Видно шишку?  ( нет) Почему?( снег не прозрачный)

Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 2 свойства                                ( закрытый глаз)

3.Какого цвета снег? ( белый)

Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 3 свойств (ватка наклеена)

4.Ребята ,как узнать пахнет  ли снег? ( надо понюхать)( у снега нет запаха)

 Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 4 свойств (перечеркнутый нос)

-Ребята, давайте назовем , какими свойствами обладает снег: он тает,  белый, не прозрачный, без запаха.

Снег - это замерзшие капельки водяного пара.

Воспитатель: Посмотрите как вокруг красиво. Какой замечательный морозный воздух. Слышите голоса. Это лесные жители. Когда мы отгадаем загадки, мы их узнаем и расскажем, как они зимуют.

1.У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

 От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы их никто не заметил на снегу. Днем сидят под кустами. Прячутся от врагов. А ночью ищет пищу. Питается корой деревьев, особенно любит осину.

-Что помогает зайцу заметить опасность?( большие, чуткие уши)

-Как спасается от врагов? (быстро бегает, петляет, запутывает следы)

 2. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  (медведь)

Медведь зимой спит в берлоге. Среди зимы у медведицы появляются медвежата. Им тепло около мамы.

-Почему медведь спит всю зиму? ( трудно найти еду)

-Как он спит всю зиму и ничего не ест? (осенью наедается, накапливает жир)

3. Шубка- иголки

Свернется он- колкий.

Рукой не возьмешь.

Кто это?    (еж)

Еж , тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в мягкой постельки из сухих листьев.

4.Рыжий клубок за белым – скок. ( лиса)

У лисы теплая пушистая шубка. В сильный мороз прячется в норе. Ловит зайцев, белок, мышей, птиц. Лиса учует мышь в норе, потом начинает прыгать на снегу, мышь ,испугавшись выбегает и лиса ее ловит.

-Зачем лисе пушистый хвост?  ( согревает, следы заметает)

5. Серый, зубастый

По полю рыщет

 Телят, ягнят ищет.( волк)

У волка густая. Плотная, теплая шерсть. Он зимой злой, голодный. Волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.

-  Что помогает охотиться волкам? (длинные, сильные ноги)

Волка ноги кормят.

6.Кто на ветке шишку грыз!

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?  ( белка)

Белка меняет шубку на серую. В теплые дни белки прыгают по веткам деревьев, грызут шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупле и спит ,свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

- Почему у белки шубка серая? (незаметна среди веток деревьев)

-  Как спасается от врагов? (быстро передвигается по деревьям, перепрыгивая с дерева на дерево)

ФИЗМИНУТКА:

Зарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом,

Влево  в- право целый день,

Прыгать белочке не лень.

Воспитатель: Пока мы с вами резвились, мимо нас со свистом пролетели какие-то птицы. Много в лесу у нас пернатых друзей.

- Как вы думаете, почему они в теплые края не улетели? ( зимующие)

-Правильно. Эти птицы зимующие.

-Каких зимующих птиц вы знаете?

-Какая птица прилетела к нам с севера на зимовку? ( снегирь)

-У какой птицы появляются птенцы зимой? ( клест)

Игра « узнай птицу»

-Это маленькая коричневая подвижная птичка. (воробей)

-У этой птицы грудка желтая, черная голова и крылья. (синица)

-Это нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жилеточка – белая. Хвост длинный, черный ,с красивым зеленоватым отливом. ( сорока)

-У этой птицы голова и крылья черные, а остальное тело серое.(ворона)

-Эта птица чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, голова и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом. ( снегирь)

-Почему с  наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека? (голод)

- Ребята, а вы помогаете птицам зимовать? А как? (повесили кормушки на участке)

Игра « Птицы на кормушке»

- Однажды положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки и ягоды рябины. Прилетели птицы, склевали все крошки и семечки , а рябину не тронули. Какие птицы прилетали? (воробьи)

-На другой день прилетели птицы и тоже рябину не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто они? (синицы)

-На третий день прилетели птице – ни одной ягоды рябины не оставили. Кто они?( свиристели, снегири)

Аппликация « Угостим снегирей»

Дети наклеивают ягоды рябины ( комочки красных салфеток) на настенные зеркала. Где нарисованы гуашью ветки дерево и наклеены силуэты снегирей.

-Ребята, предлагаю поиграть в игру « Хорошо – плохо».

Пришла зима – это хорошо: красиво кругом, санки, лыжи, коньки и тд.( ответы детей)

Плохо: Холодно птицам, голодно животным ,в сильный мороз гулять не пойдешь……( ответы детей)

Зима трудное время года, но и веселое, Давайте поиграем.

Игра « Зима»

Мы зимой в снежки играем.                     лепим снежки

По сугробам мы шагаем.                    шагаем высоко поднимаем ноги

И на лыжах мы бежим.                                 едем на лыжах

На коньках по льду летим.                                   На коньках

И снегурку лепим мы.        Лепим снежки

Гостью зиму- любим мы.        Развести руки в поклоне и поставить на пояс.

 Надеюсь ребята вы много нового узнали. О чем узнали? ( ответы детей).

На этом прощаюсь и к друзьям лесным возвращаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Число пять» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюпо теме «Число  пять»в средней группе...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.

НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Зимушка-зима" в подготовительной группе

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.Задачи:образовательные: закреплять обобщенные пр...