Главные вкладки

    КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА » для детей старшей группы
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Рейнвальд Наталья Валерьевна

    конспект познавательного занятия на тему " зима" старший возраст

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл КОНСПЕКТ24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20"

    ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    КОНСПЕКТ

    непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию

    на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА »

    для детей  старшей группы

                                                      Подготовила:

                                                                Рейнвальд Н.В.    

    Цели:

    Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

    Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных и птиц.

    Познакомить с понятием круговорот воды в природе.

    Формировать представление о снеге и его свойствах.

    Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

    Развивать способности к коллективному творчеству.

     Воспитывать бережное отношение к природе.

    Активизация словаря: метель, иней, кристаллы, испарение.

    Материалы: Презентация «Зима», снежинки с моделями свойств снега, звукозапись голосов птиц и животных,  игрушки животные леса, панно « Снегири», салфетки красного цвета, клей.

    Методы и приемы: беседа, рассказ, опыты, художественное слово.

    Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме, игры со снегом на прогулке, чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы)

                                          ХОД НОД

    В группе:

    С каждым днем все холоднее.

    Греет солнце все слабее,

    Всюду снег как бахрома.

    Значит к нам пришла …….( зима)

    Ребята, сегодня  я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Но, прогуливаясь по заснеженным тропинкам, нам придется вспомнить все о зиме. Согласны?

    Дети под музыку идут в зал.   

     (в зале , декорации зимнего леса. Воспитатель в костюме зимы )

    Воспитатель:

    Зимний лес печальный.

    Кто под снегом спрятал тайны?

    Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите.

    Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? ( ответы детей).

    Воспитатель ( обобщает ответы детей): Земля ,наша планета,  в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей а значит мало тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче. А ночи длиннее.

    - Какие зимние признаки вы знаете? (видео презентация)

    Дети называют: небо серое, солнце светит мало; солнце светит- но не греет; все покрыто белым покрывалом – снегом; люди надели теплую одежду; реки покрылись льдом; звери в лесу сменили летние шубки на теплые зимние, некоторые звери впали в спячку; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека, им холодно и голодно;

    Молодцы! А теперь ответь те на мои вопросы:

    - Как называются кучи снега на земле? (сугробы)

    -Как называется ветер со снегом? (метель)

    Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх снежинки похожие на крупу. Метель бывает такой сильной , что ничего вокруг не видно.

    -Как называется снег, который образуется на веточках деревьев после небольшой оттепели? (иней)

    - Как называются расписные окна зимой? ( зимние узоры)

    -Как называется явление, когда зимой падает снег? ( снегопад)

    - Что происходит с реками зимой? ( покрываются льдом)

     Игра «Какой бывает снег»- передаем снежинку, называя признаки.( белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, скрипучий)

    - Что такое снег?

    Снег – то ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок, или звездочек, снежинок.

    - Как вы думаете, откуда появляется снег? ( из тучи на небе)

    - Что из тучи выпадает летом?

    Я вам расскажу сказку о маленькой капельке: ( модель круговорот воды в природе)

    Жила была маленькая капелька. Там где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени.  Однажды она так устала и не заметила, как заснула. А когда проснулась , оказалось что солнце уже переместилось на небе и вовсю пригревало капельку. Жаркие лучи согрели капельку, и она превратилась в пар. Стала мягкой как воздух и не видимой, как он и вместе с ветром умчалась на небо. Туда же попали и другие капельки не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Ветер, который ни секунды не сидит без дела,  погнал облако по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не удержалась и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, где встретили влажный холодный воздух. Капельки замерзли и превратились в кристаллы льда, эти кристаллы срастаются, образуя снежинки.

    Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где наступила зима.

    -А сейчас мы еще больше узнаем о снеге. Мы будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. Подойдите к елочке ,под елочками лежит снег.

    1.Ребята потрогайте снег, возьмите в руки. Какой снег на ощупь? ( холодный) А еще? ( липкий, рассыпчатый) Когда снег бывает липким? (если оттепель) А рассыпчатый? ( в мороз)

    - Что происходит со снегом в руках? ( он тает) Почему? ( от тепла)

    Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 1 свойства ( капелька)

    2.Положите шишку на тарелочку наверх положите снег. Видно шишку?  ( нет) Почему?( снег не прозрачный)

    Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 2 свойства                                ( закрытый глаз)

    3.Какого цвета снег? ( белый)

    Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 3 свойств (ватка наклеена)

    4.Ребята ,как узнать пахнет  ли снег? ( надо понюхать)( у снега нет запаха)

     Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 4 свойств (перечеркнутый нос)

    -Ребята, давайте назовем , какими свойствами обладает снег: он тает,  белый, не прозрачный, без запаха.

    Снег - это замерзшие капельки водяного пара.

    Воспитатель: Посмотрите как вокруг красиво. Какой замечательный морозный воздух. Слышите голоса. Это лесные жители. Когда мы отгадаем загадки, мы их узнаем и расскажем, как они зимуют.

    1.У косого нет берлоги

    Не нужна ему нора

     От врагов спасают ноги,

    А от голода – кора. (заяц)

    Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы их никто не заметил на снегу. Днем сидят под кустами. Прячутся от врагов. А ночью ищет пищу. Питается корой деревьев, особенно любит осину.

    -Что помогает зайцу заметить опасность?( большие, чуткие уши)

    -Как спасается от врагов? (быстро бегает, петляет, запутывает следы)

     2. Летом бродит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.  (медведь)

    Медведь зимой спит в берлоге. Среди зимы у медведицы появляются медвежата. Им тепло около мамы.

    -Почему медведь спит всю зиму? ( трудно найти еду)

    -Как он спит всю зиму и ничего не ест? (осенью наедается, накапливает жир)

    3. Шубка- иголки

    Свернется он- колкий.

    Рукой не возьмешь.

    Кто это?    (еж)

    Еж , тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в мягкой постельки из сухих листьев.

    4.Рыжий клубок за белым – скок. ( лиса)

    У лисы теплая пушистая шубка. В сильный мороз прячется в норе. Ловит зайцев, белок, мышей, птиц. Лиса учует мышь в норе, потом начинает прыгать на снегу, мышь ,испугавшись выбегает и лиса ее ловит.

    -Зачем лисе пушистый хвост?  ( согревает, следы заметает)

    5. Серый, зубастый

    По полю рыщет

     Телят, ягнят ищет.( волк)

    У волка густая. Плотная, теплая шерсть. Он зимой злой, голодный. Волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.

    -  Что помогает охотиться волкам? (длинные, сильные ноги)

    Волка ноги кормят.

    6.Кто на ветке шишку грыз!

    И бросал объедки вниз?

    Кто по веткам ловко скачет?

    Кто в дупле орехи прячет?  ( белка)

    Белка меняет шубку на серую. В теплые дни белки прыгают по веткам деревьев, грызут шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупле и спит ,свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

    - Почему у белки шубка серая? (незаметна среди веток деревьев)

    -  Как спасается от врагов? (быстро передвигается по деревьям, перепрыгивая с дерева на дерево)

    ФИЗМИНУТКА:

    Зарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день.

    С одной ветки прыгнув в лево,

    На сучке она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Покружилась над дуплом,

    Влево  в- право целый день,

    Прыгать белочке не лень.

    Воспитатель: Пока мы с вами резвились, мимо нас со свистом пролетели какие-то птицы. Много в лесу у нас пернатых друзей.

    - Как вы думаете, почему они в теплые края не улетели? ( зимующие)

    -Правильно. Эти птицы зимующие.

    -Каких зимующих птиц вы знаете?

    -Какая птица прилетела к нам с севера на зимовку? ( снегирь)

    -У какой птицы появляются птенцы зимой? ( клест)

    Игра « узнай птицу»

    -Это маленькая коричневая подвижная птичка. (воробей)

    -У этой птицы грудка желтая, черная голова и крылья. (синица)

    -Это нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жилеточка – белая. Хвост длинный, черный ,с красивым зеленоватым отливом. ( сорока)

    -У этой птицы голова и крылья черные, а остальное тело серое.(ворона)

    -Эта птица чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, голова и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом. ( снегирь)

    -Почему с  наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека? (голод)

    - Ребята, а вы помогаете птицам зимовать? А как? (повесили кормушки на участке)

    Игра « Птицы на кормушке»

    - Однажды положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки и ягоды рябины. Прилетели птицы, склевали все крошки и семечки , а рябину не тронули. Какие птицы прилетали? (воробьи)

    -На другой день прилетели птицы и тоже рябину не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто они? (синицы)

    -На третий день прилетели птице – ни одной ягоды рябины не оставили. Кто они?( свиристели, снегири)

    Аппликация « Угостим снегирей»

    Дети наклеивают ягоды рябины ( комочки красных салфеток) на настенные зеркала. Где нарисованы гуашью ветки дерево и наклеены силуэты снегирей.

    -Ребята, предлагаю поиграть в игру « Хорошо – плохо».

    Пришла зима – это хорошо: красиво кругом, санки, лыжи, коньки и тд.( ответы детей)

    Плохо: Холодно птицам, голодно животным ,в сильный мороз гулять не пойдешь……( ответы детей)

    Зима трудное время года, но и веселое, Давайте поиграем.

    Игра « Зима»

    Мы зимой в снежки играем.                     лепим снежки

    По сугробам мы шагаем.                    шагаем высоко поднимаем ноги

    И на лыжах мы бежим.                                 едем на лыжах

    На коньках по льду летим.                                   На коньках

    И снегурку лепим мы.        Лепим снежки

    Гостью зиму- любим мы.        Развести руки в поклоне и поставить на пояс.

     Надеюсь ребята вы много нового узнали. О чем узнали? ( ответы детей).

    На этом прощаюсь и к друзьям лесным возвращаюсь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

    Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Число пять» в средней группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюпо теме «Число  пять»в средней группе...

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Удивительное рядом» в подготовительной группе.

    НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительное рядом» в рамках комплексно- тематической недели «Осенняя пора, очей очарованье!»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе фо...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Посуда» для детей старшей группы

    Структура НОД:1.Вводная часть:Организационный момент: приветствие гостей, сюрпризный момент2.Основная часть: беседа по сказке «Федорино горе», выполнение заданий, физминутка, экспери...

    Непрерывная образовательная деятельность по познавательную развитию на тему "Подвиг народа" в подготовительной группе

    Возраст: подготовительная  группаТема: Подвиг народаНаправление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с социальным миром).Виды деятельности...