Проект: «Сказка через мнемосхемы как средство развития связной описательно-повествовательной речи»
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парамонова Елена Анатольевна

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Проблема: Как познакомить детей с техникой использования мнемосхем при пересказе русских сказок. Актуальность проблемы: В настоящее время у большинства детей отмечаются нарушения лексического и грамматического компонентов речи, а также бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети испытывают трудности в построении монолога: например, сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. Нарушение речи влечет за собой недостаточную сформированность таких процессов, как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Все вышеперечисленное обусловливает использование при обучении связной речи дошкольников нетрадиционных форм, одной из которых является мнемотехника. Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Данный проект предполагает использование наглядных опорных схем на наиболее доступном для детей материале – сказках. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными и позволяют раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядносхематическое мышление Целью: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники Задачи: 1. Создать условия для развития связной речи детей. 2. Создать условия для формирования умений преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации). 10. Создать условия для формирования основ нравственного поведения на примере героев сказок. Предполагаемый результат: 1. Совершенствована связная речь детей. 2. Активизирован и обогащен словарный запас детей. 3. Формируется умение пересказывать сказки. 4. Содействие развитию внимания, памяти, образного мышления. 5. Развит интерес детей к художественной литературе.Задачи:  Создать условия для обучения умению располагать изображение на листе бумаги;  Создать условия для развития связной речи, памяти, мышления с помощью мнемотаблиц.;  Создать условия для выделения одновременно двух свойст предметов (размер, цвет) Оборудование: Домовенок Кузя – кукла, сундучок, мнемотаблица (приложение 1). Предварительная работа: чтение книги Т.Александровой «Домовенок Кузька» Ход занятия: Вводная часть: - Знакомство с главным героем – домовенком Кузей; Основная часть: - Ознакомление со сказкой, работа по мнемотаблице; - Беседа по сказке (Ребята, почему говорят: доброго держись а худого сторонись? Как вы думаете, мама расстроилась, узнав, что случилось с Красной Шапочкой и бабушкой?) - Физминутка «Девочка хорошая по лесу идет…» - Д/И «Определи лишнее слово» - Отработка понятий «Длинный - короткий» - Рисование техникой «Пальчиковой живописью» Заключительная часть: Вопросы: Кузя а ты сможешь передать эти цветы в сказку? Ребята, а может быть пригласим Кузю к нам в гости с новой сказкой? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Долгосрочный проект "Ознакомление с природой как средство развития связной речи".

Данный проект позволяет приобщить детей к природе, обогатить речь ребенка и на этой основе помочь глубже понять образ природы....

"Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста"

Многочисленные исследования последних лет констатируют рост патологий речи у детей. При этом специалистов настораживает комплексный характер этой тенденции, заключающейся в одновременном нарушении реч...

Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста

  Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:• образное мышление...

Презентация «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»

Современный мир сложен, отрицательный информационный поток порой зашкаливает, и дети вынуждены адаптироваться в этом мире. В этих условиях крайне важно дать ребенку некий инструментарий для того, чтоб...

Доклад к презентации «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»

Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающ...

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....