Конспект занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парамонова Елена Анатольевна

Если ребенок молчит,

покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

Комплекс материалов для занятий по теме: «Весна» с использованием технологии мнемотехники

Комплекс материалов составлен из отдельных блоков. Каждому блоку соответствует один мнемоквадрат. Педагог может использовать несколько любых мнемоквадратов для закрепления признаков весны с учётом образовательных задач, возраста и уровня развития детей.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.

Задачи:

- Формировать у детей первые связанные представления о весне: тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, ярко светит солнышко и так далее с использованием мнемоквадратов.

- Расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать внимание, память, мыслительные операции, наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности.

- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обогащать сенсорный опыт детей, развивать мелкую рук.

- Развивать желание у детей играть вместе с воспитателем в подвижные игры, во время игры согласовывать слова с движениями.

- Совершенствовать навыки рисования кистью.

- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.

Материалы к занятиям: Набор мнемоквадратов с весенними приметами, макет солнца и лучики, контурное изображение луж, картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, неразливайки, синяя краска, коробка с корабликами, таз с водой, кукла, зимняя и весенняя одежда для куклы, маски – шапочки воробьёв, пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов, картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом, снегом, сосульками. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Весна» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций «Признаки весны», прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придёт гостья. А кто она – отгадайте!

Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … - Весна

Звучит музыка, входит Весна.

Весна: Здравствуйте дети!

Вы ребята, не скучайте весну красную встречайте!

Снег и холод прогоню, тепло с юга принесу.

Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи.

Воспитатель: Дети кто к нам в гости пришел? Вы узнали? (Ответы детей)- Весна. Посмотрите, какая Весна красивая. Во что она одета?  сарафан) – Какого цвета? (зеленого). – Что у нее на голове? (венок из цветов)

Воспитатель: Ты, Весна - Красна, в гости, с чем к нам пришла?

Весна: Я принесла вам много подарков! А чтобы вы меня лучше узнали и запомнили, я все подарки нарисовала на картинках (показывает набор мнемоквадратов с признаками весны)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весна»

Весна: Я принесла солнце ясное. (Показывает солнышко без лучиков) Что такое?

Солнышка лучики потерялись,

Все по полям, по лесам разбежались.

Не встречались вам в пути? Помогите их найти.

Проводится игра «Собери солнышко»

Дети ходят по группе, находят лучики и крепят их к солнцу.

Воспитатель: А какое солнышко у вас получилось? (Лучистое, яркое, теплое)

Весна: Вот спасибо помогли солнцу лучики нашли.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Солнышко»

Протянуло солнышко лучики свои

На моё окошечко в весенние деньки.

Воспитатель: С приходом весны на улице становится теплее. Ярче светит солнце, греет землю и от этого тает снег.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Тающий снег»

Весна: Ребята, а вы видели на прогулке сосульки? Помните, как они образуются? Правильно – снег на крышах тает, и появляются сосульки - острые и тонкие, а потом начинается капель! Кап-кап, кап- кап!

Проводится игровое упражнение «Весна»

«Кап – кап – кап» - капель звенит  (хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит (хлопаем ладошами по коленям)

Плачут от тепла сосульки (собираем слёзы в ладошку)

И на крышах талый снег (гладим себя по голове)

А у всех людей весною, (покружились вокруг себя)

Это вызывает смех! (улыбаемся)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Плачущие сосульки»

Воспитатель: Что появляется на крышах? (Сосульки)

- А, как называется, когда капают сосульки? (Капель)

Весна: Солнышко весну нам подарило, оно греет, нас согревает, снег тает, и появляются на улицах лужи. Ребята, а можно ходить по лужам? (Нет)

-А почему? (Ноги промочишь и заболеешь)

-Правильно. Давайте будем перепрыгивать через лужи, чтобы не замочить ноги.

Проводится подвижная игра «Через лужи»

На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть.

Весна: - Молодцы все справились, никто не намочил ножки!

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лужи на дорожке»

Воспитатель: Весна - Красна, с чем еще ты к нам пришла?

Весна: С водою талой, с игрой забавой.

Рисование красками «Бегут ручьи»

Весна: - Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега — снег растаял и превратился в ручейки.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Бегут ручьи»

Весна: (подходит к емкости с водой) Я Весна - волшебница.

Я рукою поведу, снег я в воду превращу. (снимает покрывало)

Воспитатель: Давайте, посмотрим какое волшебство, совершила Весна? (Превратила снег в воду)

Проводится «Игра с водой»

Весна: - Посмотрите, у меня есть коробочка. Давайте посмотрим, что в ней! (-Кораблики) - Из чего сделаны кораблики? (-Из бумаги)

-А давайте поиграем с корабликами! Запустим их в воду.

- Возьмите все по одному кораблику и опустите на воду свои кораблики.

Воспитатель: Сколько корабликов плавает? (много).  Подуем на них:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Кораблик»

Воспитатель: Была зима и люди носили теплую одежду. (Показывает куклу в теплой зимней одежде). Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу.

Проводится дидактическая игра «Переодень куклу»

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весенняя одежда»

Весна:  Очень радуются моему приходу птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Воробей с берёзы на дорогу – прыг!

Больше нет мороза – Чик – чирик!

Вот журчит в канавке быстрый ручеёк.

И не зябнут лапки – Скок, скок, скок!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в воробьев? Сейчас мы с вами поиграем в игру (надевают шапочки воробьев).

Покружились, покружились в птичек малых превратились!

Проводится подвижная игра: «Птички»

Мы летим, мы летим, крылышками машем

Прилететь скорей хотим к милым рощам нашим! (Дети бегают, машут руками).

Посидим у ручейка и попьем водицы (приседают и пьют воду)

Прилетели мы домой, будем веселиться! (машут крыльями)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Птичка»

 Весна: Кто прилетает к нам из теплых краев? (прилетают птицы)

 - А какие птицы прилетают в наш город? ( ласточки, грачи, скворцы)

Воспитатель: (читает стихотворение и показывает на мнемоквадраты )

Солнышко- солнышко, золотое донышко.

Зазвенел в лесу ручей, прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают и цветочки подрастают!

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Цветы»

В середине весны на веточках появляются маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. А кое – где, на открытых участках уже появились первая травка и первые весенние цветы.

Проводится игра с пуговицами «Весенние цветы»

Воспитатель: На картинке с цветами найдите место пуговицам. Подбирайте пуговицы по цвету и величине.

Весна: Ребята, а в лесу животные тоже рады весне. Медведь проснулся в берлоге, заяц поменял белую шубку на серую. Лиса, волк и белка тоже меняют теплую шубку на легкую.

Проводится дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»

- Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, кто спал зимой. Разбудите их, скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Не слышат, скажите громче. Похлопайте в ладоши, потопайте ногами. Разбудили. Медведя посадите возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лесные звери»

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? О чем говорили? Какие вам запомнились признаки весны?

Проводится игра «Весенние словечки»

Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю:

1. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

2. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

3. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

4. Быстрый, звонкий, весёлый… (ручей)

5. Перелётные, весёлые, дружные … (птицы)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава) .

(ответы детей с опорой на мнемоквадраты)

- Как хорошо вы знаете все приметы весны. Давайте скажем Весне спасибо.

Весна: Ну что ж, ребята, мне пора уходить,

За цветами и травами следить!

Чтоб они росли и распускались,

Чтобы птицы трелью заливались.

До свидания, друзья, через год вернусь к вам я!

Дети: - До свидания!

Воспитатель: Молодцы! А мы скоро пойдем на прогулку и постараемся найти все приметы весны на нашем участке!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Цель: рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.

Задачи:

- Способствовать пониманию смысла художественного произведения, умению называть явления и действия, происходящие в нем;

- Продолжать расширять и обогащать словарный запас по теме;

- Способствовать развитию зрительной памяти через мнемотаблицу;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин о весне. Отгадывание загадок о весне. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Оборудование:  Мнемоквадраты с изображением весенних признаков. Мнемотаблица к стихотворению.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Почему вы так думаете? Какие признаки весны вы знаете?

Дети: Тает снег, снег стал грязным, черным, ярко светит солнце.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я сегодня приготовила для вас картинки с изображением весны. (Обращает внимание на стенд с мнемоквадратами по теме «Весна») Давайте назовем признаки весны, которые изображены на этих картинках.

Дети: Ярко светит солнышко. Тает снег. Текут ручьи.

Основная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете все признаки весны. А сейчас послушайте, как о весне рассказывал писатель А. Леонтьев в своем стихотворении.

Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Кап – кап! Тают белые снежинки.

Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.

Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Кап – кап!

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется явление, когда с крыш тают и капают сосульки и снег?

Дети: Капель.

Воспитатель: Правильно. Я превращаю вас в маленькие капельки. Поиграем в игру «Весенняя капель».

Физкультурная минутка «Весенняя капель»

Солнце стало пригревать, (Поднять руки вверху над головой)

Стали капельки стучать. (Потрясти ладошками над головой)

Капля – раз, капля – два, (Медленно прыгать на месте)

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей. (Бег на месте)

Побежали ручейки. Их попробуй, догони!

Воспитатель: Ребята, к стихотворению о весне я приготовила вот такие картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение.

(Воспитатель обращает внимание детей на интересные схемы (мнемотаблицу)

Работа над стихотворением по МНЕМОТАБЛИЦЕ

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под эту часть стихотворения.

Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Дети: Первая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как падают слезинки.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под другую часть стихотворения.

Кап – кап! Тают белые снежинки.

Дети: Вторая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как тают снежинки

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! Тают белые снежинки.

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как солнце скачет по крыше.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! Солнышко по крыше скачет

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как плачет зима.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем вместе рассказать стихотворение. А картинки нам будут помогать.(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Затем 1-2 ребенка самостоятельно рассказывают стихотворение).

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Что вас сегодня удивило на занятии?

Дети: Солнце может скакать по крыше.

Меня удивило слово «проталины».

Меня удивили яркие картинки о весне.

Мне понравилось стихотворение о весне.

 

Воспитатель: Сегодня вы сможете рассказать это стихотворение дома родителям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе. Тема "По Неве на кораблике" (с использованием Технологии мнемотехники)

Программное содержание:1. Закрепить у детей название островов Санкт-Петербурга: Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Аптекарьский.2. Уточнить знания детей об основателе нашего города Петре I.3...

Конспект занятия "Весна" с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект НОД с применением здоровьесберегающих технологий на тему  «Весна»...

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Первые цветы» с использованием технологии мнемотехники, мнемотаблицы...

Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.

Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Осень пришла" с использованием технологии мнемотехники.

Использование приѐмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников позволяет решать одну из основных задач в младшем возрасте - обучение рассказыван...