Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии «мнемотехника».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Шатило Елена Владимировна

В конспекте использованы элементы технологии "мнемотехника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии «мнемотехника».

Тема:

Автоматизация звука «Ш» в слогах,словах.

Возраст ребенка — 4, 5 года.

Логопедическое заключение:

фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
 

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.        

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Цели и задачи:

  • автоматизация звука Ш в слогах,словах;
  • активизация словаря;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • развитие просодической стороны речи(формирование умения  регулировать высоту и силу голоса);
  • развитие связной речи;
  • развитие ВПФ;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие графомоторных навыков;
  • уточнение артикуляции звука Ш.

Оборудование:

  • изображение машины;
  • игрушки:лошадка, мишка, кошка, машина — грузовик;
  • картинки — символы артикуляционных упражнений;
  • мнемодорожка (символы);
  • массажный мячик;
  • «дорожка» для массажного мячика.

Ход занятия.

Организационный момент.

Сегодня мы с тобой поедем кататься на машине.Помоги мне правильно произнести нужный звук.

Уточнение артикуляции звука Ш.

 С нами поедут те игрушки,в названии которых слышится звук Ш (выбрать из предложенных игрушек нужные): мишка,лошадка,кошка.

Основная часть.

                                                                                       

1. Развитие артикуляционной моторики.

Помоги мне правильно произнести нужный звук.

Уточнение артикуляции звука Ш.

Выполнение артикуляционных упражнений на шипящие звуки:

Упражнение «Чашечка»,  «Лошадка», «Молоточки».»Болтушки»,»Балалайка».

2. Развитие фонематического восприятия. Уточнение количества слогов в слове.

 

Наши животные в машине. Сейчас путешествие начнется. Но животные поспорили, чье имя самое длинное.

Давай мы с тобой поможем им. Надо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько частей в слове.

А начнем со слова МА-ШИ-НА.

3. Развитие фонематического анализа.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

 С использованием звуковых схем.

МиШка, маШина, коШка, лоШадка.

  1. Развитие графомоторных навыков.

Закрепление правильной позы карандаша.

Поехала наша машина. Дорога идет через лес.А в лесу живут разные звери.

Кто это встретился нам на пути?

(Картинка со змеей.).

Мы с ней поздороваемся на змеином языке. Для этого нужно взять карандаш и нарисовать змеиную дорожку.

При этом надо шипеть, как  настоящая змея. А карандаш держать правильно.

 

  1. Динамическая пауза. Автоматизация звука Ш в слогах.

Что это случилось с нашей машиной? Порвалась шина. Надо ее отремонтировать. А для этого надо ее накачать насосом (хорошо, громко и чисто  шипеть).

Упражнение «Насос»:

Вдох — выпрямиться, выдох — наклон (имитация работы насоса). Слоги произносить на выдохе.

ша-ша-ша

аш-аш-аш

 ша-аш-ша

шо-шо-шо

ош-ош-ош

шо-ош-шо

шу-шу-шу

уш-уш-уш

шу-ши-шу

ши-ши-ши

ыш-ыш-ыш

ша-шо-ша

Мы с тобой постарались и машина вновь исправна.

Поехали!

6.Автоматизация звука Ш в словах.

Машина остановилась. Это Мишка увидел на сосне красивые,крупные шишки. Он просит помочь ему рассказать про них:

Проговаривание:

Шишки у мишки.

У мишки шишки.

7.Развитие связной речи. Рассказывание стихотворения по схеме.

Поехала наша машина дальше. И вдруг кошка захотела есть. Давай ее покормим.

Стихотворение про кошку.

Кушай, кошка,

Вот картошка.

Вот мука,

А вот зерно.

Вот морковь,

C:\Users\Алена\Desktop\psheno.jpg

А вот пшено.

Но закрыла кошка рот,

И картошку не берет.

Ей не нравится мука.

Кошка хочет молока.

Попила наша кошечка молочко и других животных угостила.

8. Развитие моторной координации, тактильного восприятия.

А на улице уже стемнело. Пора зверятам домой ехать.

Машина возвращается домой. А мы с тобой возьмем массажные мячи и «проедем» по нарисованной дорожке от леса к дому.

 

Итог занятия.

Вот мы и приехали. Машина поехала в гараж. Зверята побежали домой. И нам пора прощаться. Ты сегодня просто молодец!

Выполнил все задания и зверятам помог. Дома постарайся вспомнить и рассказать стихотворение. Не забывай про свой красивый звук Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Автоматизация звука Ш" (В гостях у спокойной ночи малыши)...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [р] в слогах, словах и предложениях. В занятии используются: компьютерная презентация, здоровьесберегающие технологи...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (информационно-коммуникационные технологии) «Цирк»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать ф...