Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Александрова Елена Борисовна

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет со стёртой дизартрий

 

 

Тема«Автоматизация звука [Ш]»

 

 

 

 

Провела:  учитель-логопед   Александрова Елена Борисовна подготовительная к школе группа  для детей, имеющих тяжёлые нарушения  речи                                                                 ГБОУ д/сад  компенсирующего  вида №190  ЮЗАО г. Москвы                                               

2011 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.konspekt_zanyatiya_office_word_2.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько)                                                           с ребёнком 6-и лет со стёртой дизартрий

Тема:                                                                              «Автоматизация звука [Ш]»

Провела           учитель-логопед                            Александрова Елена Борисовна                      подготовительная к школе группа                                       для детей, имеющих тяжёлые                                   нарушения             речи                                                                 ГБОУ д/сад  компенсирующего                                                           вида №190     ЮЗАО г. Москвы                                                

2011 год

Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах у ребёнка с дизартрией. Точечный массаж и инструментальный массаж.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [Ш]  (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, логопедический постановочный зонд №5, набор детских щеток для массажа, зеркало, звуковая линийка, картинка для выкладывания палочками по образцу «мышка», счётные палочки, набор призовых наклеек

                               Ход занятия                                                                                                                           1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

МАССАЖ ЛБА

Упражнение № 1 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;                 Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Упражнение № 2 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;                                Описание: разминание лба от середины к вискам.                                     Упражнение № 3 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;             Описание: растирание лба от середины к вискам.

Упражнение № 4 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;    Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.

Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;      Описание: постукивание лба от середины к вискам.

МАССАЖ ЩЕК                                                                                                     Упражнение № 1 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;        Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.

Упражнение № 2  Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;                                                                                                                   Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДЙ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

МАССАЖ СКУЛОВОЙ МЫШЦЫ

Упражнение № 1 Цель: укрепление скуловой мышцы;                                   Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 2 Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу; Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

Упражнение № 3 Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;                                                                                       Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

МАССАЖ ГУБ

Упражнение № 1 Цель: укрепление мышц губ;                                                Описание: легкое растирание губ от середины к углам.

Упражнение № 2 Цель: укрепление и активизация мышц губ;                      Описание: разминание губ от середины к углам.

Упражнение № 3 Цель: укрепление и активизация мышц губ;                              Описание: пощипывание губ от середины к углам.

Упражнение № 4 Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;                                                                                  Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.

Упражнение № 5 Цель: укрепление и активизация мышц губ;                         Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

МАССАЖ ЯЗЫКА

Упражнение № 1 Цель: расслабление продольных мышц языка;                  Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка щёточками, используя обе стороны.

Упражнение № 2 Цель: расслабление поперечных мышц языка.         Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Упражнение № 3 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.                                                                                               Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

- Изолированное выполнение артикуляционных упражнений из индивидуальной тетради. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».

- Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;

4. Вызывание изолированного звука [Ш]    логопедическим зондом №5. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Далее без зонда «Песенка сердитого гуся». Ребёнку предлагается вспомнить, как шипит сердитый гусь. Язык чашечкой наверх самостоятельно.

5. Автоматизация звука [Ш] в слогах

1) Ребенку предлагается воспроизвести слоги:                                           Аш-ш-ш-ш, Ош-ш-ш-ш, Уш-ш-ш-ш,  Ыш-ш-ш-ш,  Эш-ш-ш-ш

2) Далее слоговые ряды:

Шта-што-шту-шты

Што-шту-шта-шты

Шту-што-шты-шта

Што-шты-шту-шта

 

Шпа-шпо-шпу-шпы

Шпо-шпу-шпы-шпа

Шпу-шпы-шпа-шпо

Шпы-шпо-шпу-шпа

 

Тша-тшо-тшу-тши

Тшо-тшу-тши-тша

Тшу-тши-тшо-тша

Тши-тшо-тшу-тша

 

5. Развитие фонематического слуха

Выделение слов на звук [Ш]  из коротких стихотворений .

Ребенку предлагается прослушать стихотворения и, если он услышит слово со звуком  [Ш] , то он должен открыть окошко на звуковой линийке.

У Маши мошка в каше.                                                                                         Что делать нашей Маше?                                                                                        Сложила кашу в плошку.                                                                                               И накормила кошку. (7)

Ушки на макушке у кошки и у мышки.                                                                    Но у кошки ушки больше, чем у мышки.(8)

6. Развитие мелкой моторики

Ребенку предлагается выложить из счётных палочек (спичек) картинку по образцу «мышка». Определяем позиции звука [Ш]  в этом слове (начало, середина, конец слова)

 

7. Итог занятия

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии. Ребёнок сам выбирает и приклеивает в свою тетрадь призовую наклейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Программа обследования состояния мышц артикуляционного аппарата

Методичка, позволяющая всесторонне обследовать состояние мышц артикуляционного аппарата....

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики»

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики». Цель: закрепить навык правильного пр...

Презентация "Логопедическое занятие на развитие мышц артикуляционного аппарата"

В данной презентации представлена в игровой форме артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятияс использованием Су-Джок массажёра

Тема: « В гости к  ёжику »Цель:Формирование   речи посредством использования массажного мячика Су-Джок  с колечками.Задачи:Активизировать и обогащать словарный запас, развив...