Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Шириязданова Эльвира Вильевна

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_8.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

с использованием различных инновационных технологий

на тему: «Автоматизация звука Ш (по сказке «Маша и Медведь»)»

Цели:

  1. коррекционные:
  1. закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
  2. закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
  3. закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
  4. закрепление знания графического изображения буквы Ш;
  1. развивающие:
  1. развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
  2. развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
  3. развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: 

  1. презентация «Автоматизация звука Ш»;
  2. игрушки Маша и Медведь;
  3. пособие «Шашки»;
  4. картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;
  5. 3 макета шкафа;
  6. сухой бассейн с гречневой крупой;
  7. мягкие пазлы с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
  8. пособие «Следы»;
  9. мнемодорожки;
  10. массажер су-джок;
  11. массажная варежка;
  12. ребристая доска;
  13. пульт телевизора;
  14. магнитно-маркерная доска, маркер;
  15. музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь»;
  16. приз – раскраска «Маша и Медведь».

Ход занятия:

1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

- Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.  

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Говорим всегда красиво,

Ясно и неторопливо.

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из мультфильма.

- Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Маша и Медведь из мультфильма.)

- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».

2. Артикуляционная гимнастика:

- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука:

 - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

- Рассмотри картинку (демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

 - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.

4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

- Однажды Маша решила сходить к Мишке в гости. Шла она по лесу и вдруг увидела на снегу следы (выставляет карточку с изображением следов с наклеенными на них элементами ипликатора Кузнецова).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                               шну-шна-шны

Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока:

 - Дорожка ведет Машу дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

5. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):

Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

 - Идет Маша дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

 - Молодец, у тебя внимательные ушки!

6. Динамическая пауза:

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф

Шарф на шею он  повяжет

И спасибо Маша скажет.

Присесть, обхватив колени.

Встать, имитация вязания.

Наклоны головой в стороны

Поклониться.

7. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

 - Маша варежка нашла,

   По ладошке провела,

   Маша гладит по ладошке,

  Будто убирает крошки,

  А теперь наши горошки

   Давят, давят понемножку.

8. Игра «Шашки»:

- Вот и дошла Маша до дома Мишки. Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Увидела Маша на столе шашки и решила в них поиграть.

Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Мишки необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Мишки не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где  две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками убирем картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.

 9. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):

 - Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)

 - А про что  можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)

10. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях):

 - Увидела Маша на столе рядом с шашками пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может.  Давай поможем Маше исправить предложения:

На елке мышка, а в норке  шишка.

Поиграли в чашки, а помыли шашки.

Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.

11. Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек:

Логопед выставляет перед ребенком мнемодорожки и говорит, что эти картинки помогут нам рассказать стишки для Мишки:

а) Миша под душем моет шею и уши.

б) Шапка да шубка –

    Вот наш Мишутка.

в) Одному большому Мишке

   Маша вышила штанишки.

   На штанишках два кармашка,

   На кармашках там ромашки.

12. Игра «Неправильная буква»:

 - Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. Он учился писать букву Ш. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из мультфильма, ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

 - Напомни Мишке, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

13. Итог занятия:

 - Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Автоматизация звука Ш" (В гостях у спокойной ночи малыши)...

Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Автоматизация звука Ш"

конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:         ·        коррекционные:ü закре...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с ребенком 6 лет с дизартрией по теме ав...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Автоматизация звука [Р] в речи Цель: Автоматизация звука [Р] в речи  Задачи: Коррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог, букву- Пр...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:коррекционные:закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях...