Главные вкладки

    Авторский конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: "Автоматизация звука Ш"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Чернова Татьяна Владимировна

    конспет содержит занятие в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    с использованием здоровьесберегающих технологий

    на тему:

    «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

    Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

    Задачи:

    • коррекционные:
    • закрепление правильного произношения звука Ш (изолированного звука, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи);
    • закрепление умения осуществлять слоговой анализ слова;
    • закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными в роде;
    • закрепление знания графического изображения буквы Ш;
    • развивающие:
    • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, профилактика плоскостопия;
    • развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью;
    • развитие внимания, памяти, логического мышления.

    Технологии:  здоровьесберегающие технологии.

    Оборудование: 

    • презентация «Автоматизация звука Ш»;
    • игрушки Степашки и Каркуши;
    • пособие «Шашки»;
    • картинки: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник;
    • 3 макета шкафчиков;
    • сухой бассейн с гречневой крупой;
    • мягкие пазлы с изображением героев Степашки и Каркуши;
    • пособие «Следы на дорожках»;
    • массажер су-джок;
    • массажная варежка;
    • ребристая доска;
    • пульт телевизора;
    • магнитно-маркерная доска, маркер;
    • музыкальный фрагмент из  передачи «Спокойной ночи, малыши»;
    • приз – раскраска  герои  из «Спокойной ночи, малыши».

    Ход занятия:

    1. Орг. момент, сообщение темы занятия:

    - Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давай их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.  

    Каждый день, всегда, везде –

    На занятиях, в игре –

    Громко, четко говорим,

    Никогда мы не спешим.

    Вспоминаем обязательно,

    Что учили на занятиях.

    Говорим всегда красиво,

    Ясно и неторопливо.

    Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

    - Положи ладони в бассейн, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

    Ребенок обнаруживает пазлы – элементы картинок, которые затем собирает на столе под звучание музыки из передачи «Спокойной ночи, малыши».

    - Кто-то прислал нам свои фотографии, ты узнала, кто это? (Это Степашка и Каркуша из детской передачи «Спокойной ночи, малыши».)

    - Послушай, как я их назову: Степашшшка, Каркушшша. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)

    - Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои  - Степашка и Каркуша.

    2. Артикуляционная гимнастика:

    - В одном домике жил был Степашка. Домик у него был красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Степашка печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Степашка приготовил сладкий чай и налил его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, Степашка дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Степашке, взял он гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Степашка прикрыл окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Степашка слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

    3. Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука:

     - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

    - Рассмотри картинку (логопед демонстрирует профиль звука Ш) и опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

    - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок в форме «чашечки». Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.

    4. Произнесение слогов и слоговых сочетаний со звуком Ш:

    - Однажды Степашка решил сходить к Каркуше в гости. Шел он по лесу и вдруг увидел на снегу следы (выставляет карточку с изображением разных следов  на дорожке).  Стала она по ним ходить и произносить слоги:

    ша-шу-ши           аш-уш-иш        шта-шту-шты

    ши-ша-шу           иш-аш-уш        шка-шко-шку

    шу-ши-ша           уш-иш-аш        шма-шмо-шма

                                                                   шну-шна-шны

    - Давай и мы с тобой будем идти по дорожке и произносить слоги и слоговые цепочки.

    Затем логопед выкладывает половинки шариков су-джока

    - Дорожка ведет Степашку дальше. Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

    аШта - аШва – аШка – анШа – амШа – акШа.

    5. Физминутка - игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия и профилактику плоскостопия):

    Логопед приглашает ребенка встать на ребристую доску:

     - Идет Степашка дальше по дорожке. Шаг ты будешь делать в том случае, если услышишь в слове звук Ш:

    Вот совушка – сова –

    Большая голова

    На дереву сидит,

    Головушкой вертит.

    Во все стороны глядит

    Да и всем говорит:

    Никто совушку не бьет

    И за ушки не дерет.

    - Молодец, у тебя внимательные ушки!

    6. Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой):

     - Идет Степашка по дорожке и вдруг нашел варежку.

    Логопед дает массажную варежку ребенку и просит его вместе со Степашкой сделать массаж пальчиков.

    - Степашка варежку  нашел,

       По ладошке  ей провел,

       Степашка гладит по ладошке,

      Будто убирает крошки,

      А теперь наши горошки

       Давят, давят понемножку.

    7. Игра «Шашки»:

    - Вот и дошел Степашка до дома Каркуши. Зашел, посмотрел вокруг, а хозяики - то нет. Увидел Степашка на столе шашки и решил в них поиграть.

    Логопед обращает внимание ребенка на доску с шашками, лежащую на столе: «Шашки у Каркуши необычные. На обратной стороне – картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. А чтобы у Каркуши не было беспорядка в комнате, мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где  две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками положим картинки с тремя слогами в названии». Ребенок делает слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.

     8. Игра «Большой – большая» (на согласование прилагательных с существительными в роде):

     - Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф», «большой ковш», «большой душ», «большой шиповник».)

     - А про что  можно сказать «большая»? («Большая шапка», «большая кошка», «большая подушка», «большая шуба», «большая машина».)

    9. Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях):

     - Увидел Степашка на столе рядом с шашками пульт и захотел включить телевизор. Послушал он, да только понять ничего не может.  Давай поможем Степашке исправить предложения:

    На елке мышка, а в норке  шишка.

    Поиграли в чашки, а помыли шашки.

    Наша Даша чашку шила, а Наташа платье мыла.

    10. Динамическая пауза:

    Для зайчика Степашки

    Каркуша вяжет теплый шарф

    Шарф на шею он  повяжет

    И спасибо Каркуше скажет.

    Присесть, обхватив колени.

    Встать, имитация вязания.

    Наклоны головой в стороны

    Поклониться.

    11. Игра «Неправильная буква»:

     - Заглянул Степашка в другую комнату и нашел там Каркушу. Она училась писать букву Ш.  Посмотри, все ли буквы написаны правильно? Зачеркни неправильно написанные буквы. (Звучит музыка из «Спокойной ночи, малыши», ребенок зачеркивает маркером неправильно написанные на магнитно-маркерной доске буквы Ш).

     - Напомни Каркуше, из чего же состоит буква Ш? (Из четырех палочек, одна лежит внизу, три – направлены вверх.)

    12. Итог занятия:

     - Вот и помогли мы Степашке и Каркуше встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше? Ты хорошо занималась, молодец. Наши герои приготовили тебе приз.

    Логопед дает ребенку приз – раскраску (герои из «Спокойной ночи, малыши»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

    Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

    Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Конспект с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Автоматизация звука Ш" (В гостях у спокойной ночи малыши)...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Автоматизация звука Ш» (В гостях у «Спокойной ночи, малыши»)

    Цели: создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:         ·        коррекционные:ü закре...

    Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с дизартрией по теме автоматизации звука "Ш"

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с ребенком 6 лет с дизартрией по теме ав...

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Тема: Автоматизация звука [Р] в речи Цель: Автоматизация звука [Р] в речи  Задачи: Коррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог, букву- Пр...