Конспект занятия в старшей группе по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с использованием технологии мнемотехника.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye.docx | 519.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №32 «Лесная сказка»
Г. Пролетарска Ростовской области
Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности (нарушение речи)
по теме «Дикие животные».
Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя»
Программное содержание:
Цель: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких животных.
Задачи:
- Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
- Развивать связную речь детей, помочь им отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка. Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
- Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диким животным).
- воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.
Оборудование:
Наглядное: картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».
Музыкальное: музыка-сопровождение к игровым моментам.
Предварительная работа: Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.
Методические приёмы:
-Наглядный (показ игрушек, карточек в конверте).
-Словесный (вопросы, беседа).
-Практический (метод игры: словесные, подвижные, имитационные, предметные).
Ход занятия
1. Организационный момент.
В: Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Медведь — мишутка, стул — стульчик, чашка — чашечка, кровать — кроватка, ложка — ложечка, медвежонок — медвежоночек.
И наше занятие мы начнем с отгадывания загадки. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
2. Объявление темы.
В: Вы догадались, в какой сказке встречаются эти предметы и животное из загадки - медведь? В этой сказке главные герои — девочка и медведи. (Сказка «Три медведя».) Сегодня мы будем пересказывать эту сказку.
3. Чтение сказки «Три медведя» с последующим обсуждением.
Три медведя Русская народная сказка
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровны и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишутки. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол.
Тогда Маша встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — как раз впору! И Маша заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал из моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:
— Кто хлебал из моей чашки?
А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.
— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
• О ком эта сказка?
• Куда ушла девочка?
• Что она увидела в лесу? (Домик.)
• Кто жил в этом доме? Как их звали?
• Сколько было комнат в доме? Назовите их.
• Что увидела девочка в столовой?
• Чья посуда и стул понравились ей больше всего? А чья кровать?
• Почему рассердились медведи?
• Как удалось девочке убежать?
4 Пересказ сказки.
5. Я предлагаю вам игру «Какой, какая». ( Подбор определений)
В моей корзинке лежат цветные картинки. Берете по одной картинке, называете животное, и говорите какое оно.
Заяц – трусливый, косой, серый
Лиса – хитрая, рыжая, пушистая.
Волк – зубастый, серый, голодный.
Медведь – косолапый, лохматый, огромный.
Кабан – клыкастый, злой, коварный.
Лось – рогатый, огромный, сильный.
Физкультминутка.
Коля, Коля, Николай, За собою убирай! Дети идут по кругу друг за другом.
У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши.
Под столом ремень и брюки, Приседают.
Не в шкафу рубаха, - «Рисуют» четырёхугольник.
Николай — неряха. Грозят пальчиком и качают головой.
6. Наши глазки устали давайте выполним гимнастику для глаз:
Вправо, влево смотрит кошка.
- Мяу-мяу, где ты, крошка?
(смотреть глазками вправо-влево, вверх-вниз)
А мышонок ей в ответ
Там, где был, меня уж нет!
7. Задание: «Дорисуй недостающие части».
На столе приготовлен конверт с карточками.
Воспитатель: - Ребята, вы видите конверт. Теперь откройте конверт и посмотрите, что нужно сделать. ( Дорисовать недостающие части тела у диких животных - медведей). (После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:
« Я дорисовал (а) медведю одно ухо, одну заднюю лапу, голову, когти»).
8. Пальчиковая игра «Мишки».
Мама мишек будит рано. (пальцами обеих рук изобразить мишек)
Не встают они с дивана. (удивленно пожать плечами)
-Эй, Большак, вставай скорей! (встряхиваем большие пальцы рук)
Ждут друзья уж у дверей! (указать руками на дверь)
-Ну, а ты, лентяй Указка! (встряхнуть указательные пальцы)
У тебя засохла краска! (изобразить руками ведро)
Вы должны с Середняком
Побелить амбар и дом. (встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх)
-Безымянный, мой бедняжка! (погладить безымянный пальцами другой руки)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
Полежи ещё два дня. (прижать безымянный палец к ладони и погладить его)
Ты, Мизинчик – малышок,
Роста у тебя – вершок! (встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста)
Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак! (погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы)
9. Итог занятия.
- О чем мы с вами сегодня беседовали на занятии?
- Каких животных мы называем дикими?
- Какая разница между дикими и домашними животными?
Ребята, и Машенька в память о своем путешествии, передала для Вас раскраски. (Приложение)
Литература:
- Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез,2014.
- Гербова В.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС Год: 2017
- Говорим правильно. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. О.С.Гомзяк. - М.: Гном и Д, 2009
- Программа развития речи у детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова. - М.: Совершенство, 2004
- Интернет ресурсы с сайта moi-raskraski.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»....
Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»
Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»
1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, жилище), умение узнавать и называть животных и их детенышей. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать пра...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные в зимний период»
Программное содержание: расширять знания детей о диких животных, их образе жизни в зимний период, активизировать словарь, упражнять в умении называть отличия внешнего вида, воспитания любви и бережног...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. (внешний вид, пища, жилище).Образовательные: Закреплять предст...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской нородной сказкой "Хаврошечка"....