Конспект занятия в старшей группе по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с использованием технологии мнемотехника.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рыбалко Антонина Владимировна

Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких  животных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx519.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида  №32 «Лесная сказка»

Г. Пролетарска Ростовской области

Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности (нарушение речи)

по теме «Дикие животные».

Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя»

Программное содержание:

Цель: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких  животных.

Задачи:

  1. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
  2. Развивать связную речь детей, помочь им отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка. Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
  3. Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диким животным).  
  5.  воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Оборудование:

Наглядное: картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

Музыкальное: музыка-сопровождение к игровым моментам.

Предварительная работа: Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.

Методические приёмы:

-Наглядный (показ игрушек, карточек в конверте).

-Словесный (вопросы, беседа).

-Практический (метод игры: словесные, подвижные, имитационные, предметные).

Ход занятия

 1. Организационный момент.

В:  Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

Медведь — мишутка, стул — стульчик, чашка — чашечка, кровать — кроватка, ложка — ложечка, медвежонок — медвежоночек.

И наше занятие мы начнем с отгадывания загадки. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

2. Объявление темы.

В: Вы догадались, в какой сказке встречаются эти предметы и животное из загадки - медведь? В этой сказке главные герои — девочка и медведи. (Сказка «Три медведя».) Сегодня мы будем пересказывать эту сказку.

3.  Чтение сказки «Три медведя»  с последующим  обсуждением.

Три медведя           Русская народная сказка

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее  Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровны и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишутки. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол.

Тогда Маша встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — как раз впору! И Маша заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал из моей чашки?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

•    О ком эта сказка?

•    Куда ушла девочка?

•    Что она увидела в лесу? (Домик.)

•    Кто жил в этом доме? Как их звали?

•    Сколько было комнат в доме? Назовите их.

•    Что увидела девочка в столовой?

•    Чья посуда и стул понравились ей больше всего? А чья кровать?

•    Почему рассердились медведи?

•    Как удалось девочке убежать?

4   Пересказ сказки.

5. Я предлагаю вам игру «Какой, какая». ( Подбор определений)

В моей  корзинке лежат цветные картинки. Берете по одной картинке, называете животное, и говорите какое оно.

Заяц – трусливый, косой, серый https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56e30682376ae/priedmietnyie-kartinki-k-ghrafichieskim-diktantam-po-fakul-tativnomu-kursu-v-1-klassie_19.jpeg

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая. http://gamelika.com/imaginator/1/4e5fd4e8567c3_z6.jpg

Волк – зубастый, серый, голодный. http://thelib.ru/books/00/15/93/00159393/i_011.jpg

Медведь – косолапый, лохматый, огромный. https://kartinki.detki.today/wp-content/uploads/2017/07/medved-belyj-fon.jpg

Кабан – клыкастый, злой, коварный. http://aura-dione.ru/gallery/images/1931549_dikii-kaban-risunok.jpg

Лось – рогатый, огромный, сильный. https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/fa9irdr-012.jpg

Физкультминутка.              

Коля, Коля, Николай, За собою убирай!                         Дети идут по кругу друг за другом.

У тебя ленивы руки:                                                           Хлопают в ладоши.

Под столом ремень и брюки,                                   Приседают.

Не в шкафу рубаха,        -                                               «Рисуют» четырёхугольник.

Николай — неряха.                                                   Грозят пальчиком и качают головой.

6. Наши глазки устали давайте выполним гимнастику для глаз:

Вправо, влево смотрит кошка.

- Мяу-мяу, где ты, крошка?

(смотреть глазками вправо-влево, вверх-вниз)

А мышонок ей в ответ

Там, где был, меня уж нет!

7. Задание: «Дорисуй недостающие части».

На столе приготовлен конверт с карточками.

Воспитатель: - Ребята, вы видите конверт. Теперь откройте конверт и посмотрите, что нужно сделать. ( Дорисовать недостающие части тела у диких животных -  медведей). (После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:                  

« Я дорисовал (а)  медведю одно ухо, одну заднюю лапу, голову, когти»).

8. Пальчиковая игра «Мишки».

Мама мишек будит рано.                (пальцами обеих рук изобразить мишек)

Не встают они с дивана.                (удивленно пожать плечами)

-Эй, Большак, вставай скорей!     (встряхиваем большие пальцы рук)

Ждут друзья уж у дверей!            (указать руками на дверь)

-Ну, а ты, лентяй Указка!             (встряхнуть указательные пальцы)

У тебя засохла краска!                  (изобразить руками ведро)

Вы должны с Середняком

Побелить амбар и дом.                (встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх)

-Безымянный, мой бедняжка!       (погладить безымянный пальцами другой руки)

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

Полежи ещё два дня.                     (прижать безымянный палец к ладони и погладить его)

Ты, Мизинчик – малышок,

Роста у тебя – вершок!                  (встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста)

Но зато проказ и драк

Сосчитать нельзя никак!              (погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы)

9. Итог занятия.

- О чем мы с вами сегодня беседовали на занятии?

- Каких животных мы называем дикими?

- Какая разница между дикими и домашними животными?

Ребята, и Машенька в память о своем путешествии, передала для Вас раскраски. (Приложение)
Литература:

  1. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез,2014.
  2. Гербова В.В.          Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС     Год: 2017
  3. Говорим правильно. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. О.С.Гомзяк. - М.: Гном и Д, 2009
  4. Программа развития речи у детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова. - М.: Совершенство, 2004
  5.  Интернет ресурсы с сайта  moi-raskraski.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Конспект занятия в старшей группе  по ознакомлению с художественной литературой.Чтение  русской народной сказки  «Хаврошечка»....

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»

1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, жилище), умение узнавать и называть животных и их детенышей. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать пра...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные в зимний период»

Программное содержание: расширять знания детей о диких животных, их образе жизни в зимний период, активизировать словарь, упражнять в умении называть отличия внешнего вида, воспитания любви и бережног...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные»Цель: Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. (внешний вид, пища, жилище).Образовательные: Закреплять предст...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу произведения....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка".

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской нородной сказкой "Хаврошечка"....