Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности (нарушение речи) по теме «Дикие животные». Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Рыбалко Антонина Владимировна

    Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких  животных. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dikie_zhivotnye.docx519.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида  №32 «Лесная сказка»

    Г. Пролетарска Ростовской области

    Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности (нарушение речи)

    по теме «Дикие животные».

    Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя»

    Программное содержание:

    Цель: Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких  животных.

    Задачи:

    1. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
    2. Развивать связную речь детей, помочь им отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка. Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
    3. Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
    4. Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диким животным).  
    5.  воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

    Оборудование:

    Наглядное: картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

    Музыкальное: музыка-сопровождение к игровым моментам.

    Предварительная работа: Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды).

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие.

    Методические приёмы:

    -Наглядный (показ игрушек, карточек в конверте).

    -Словесный (вопросы, беседа).

    -Практический (метод игры: словесные, подвижные, имитационные, предметные).

    Ход занятия

     1. Организационный момент.

    В:  Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

    Медведь — мишутка, стул — стульчик, чашка — чашечка, кровать — кроватка, ложка — ложечка, медвежонок — медвежоночек.

    И наше занятие мы начнем с отгадывания загадки. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.

    Кто в лесу глухом живет,

    Неуклюжий, косолапый,

    Летом ест малину, мед,

    А зимой сосет он лапу. (Медведь)

    2. Объявление темы.

    В: Вы догадались, в какой сказке встречаются эти предметы и животное из загадки - медведь? В этой сказке главные герои — девочка и медведи. (Сказка «Три медведя».) Сегодня мы будем пересказывать эту сказку.

    3.  Чтение сказки «Три медведя»  с последующим  обсуждением.

    Три медведя           Русская народная сказка

    Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

    Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее  Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

    В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

    Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

    Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровны и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишутки. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол.

    Тогда Маша встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча, другая средняя — Настасьи Петровны, а третья маленькая — Мишуткина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — как раз впору! И Маша заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

    — Кто хлебал из моей чашки?

    Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:

    — Кто хлебал из моей чашки?

    А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

    — Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

    — Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

    — Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

    — Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.

    — Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

    — Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

    А Мишутка подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

    — Кто ложился в мою постель?

    И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

    — Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

    Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

    •    О ком эта сказка?

    •    Куда ушла девочка?

    •    Что она увидела в лесу? (Домик.)

    •    Кто жил в этом доме? Как их звали?

    •    Сколько было комнат в доме? Назовите их.

    •    Что увидела девочка в столовой?

    •    Чья посуда и стул понравились ей больше всего? А чья кровать?

    •    Почему рассердились медведи?

    •    Как удалось девочке убежать?

    4   Пересказ сказки.

    5. Я предлагаю вам игру «Какой, какая». ( Подбор определений)

    В моей  корзинке лежат цветные картинки. Берете по одной картинке, называете животное, и говорите какое оно.

    Заяц – трусливый, косой, серый https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56e30682376ae/priedmietnyie-kartinki-k-ghrafichieskim-diktantam-po-fakul-tativnomu-kursu-v-1-klassie_19.jpeg

    Лиса – хитрая, рыжая, пушистая. http://gamelika.com/imaginator/1/4e5fd4e8567c3_z6.jpg

    Волк – зубастый, серый, голодный. http://thelib.ru/books/00/15/93/00159393/i_011.jpg

    Медведь – косолапый, лохматый, огромный. https://kartinki.detki.today/wp-content/uploads/2017/07/medved-belyj-fon.jpg

    Кабан – клыкастый, злой, коварный. http://aura-dione.ru/gallery/images/1931549_dikii-kaban-risunok.jpg

    Лось – рогатый, огромный, сильный. https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/fa9irdr-012.jpg

    Физкультминутка.              

    Коля, Коля, Николай, За собою убирай!                         Дети идут по кругу друг за другом.

    У тебя ленивы руки:                                                           Хлопают в ладоши.

    Под столом ремень и брюки,                                   Приседают.

    Не в шкафу рубаха,        -                                               «Рисуют» четырёхугольник.

    Николай — неряха.                                                   Грозят пальчиком и качают головой.

    6. Наши глазки устали давайте выполним гимнастику для глаз:

    Вправо, влево смотрит кошка.

    - Мяу-мяу, где ты, крошка?

    (смотреть глазками вправо-влево, вверх-вниз)

    А мышонок ей в ответ

    Там, где был, меня уж нет!

    7. Задание: «Дорисуй недостающие части».

    На столе приготовлен конверт с карточками.

    Воспитатель: - Ребята, вы видите конверт. Теперь откройте конверт и посмотрите, что нужно сделать. ( Дорисовать недостающие части тела у диких животных -  медведей). (После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:                  

    « Я дорисовал (а)  медведю одно ухо, одну заднюю лапу, голову, когти»).

    8. Пальчиковая игра «Мишки».

    Мама мишек будит рано.                (пальцами обеих рук изобразить мишек)

    Не встают они с дивана.                (удивленно пожать плечами)

    -Эй, Большак, вставай скорей!     (встряхиваем большие пальцы рук)

    Ждут друзья уж у дверей!            (указать руками на дверь)

    -Ну, а ты, лентяй Указка!             (встряхнуть указательные пальцы)

    У тебя засохла краска!                  (изобразить руками ведро)

    Вы должны с Середняком

    Побелить амбар и дом.                (встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх)

    -Безымянный, мой бедняжка!       (погладить безымянный пальцами другой руки)

    Знаю, болен был ты тяжко.

    Пожалею я тебя,

    Полежи ещё два дня.                     (прижать безымянный палец к ладони и погладить его)

    Ты, Мизинчик – малышок,

    Роста у тебя – вершок!                  (встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста)

    Но зато проказ и драк

    Сосчитать нельзя никак!              (погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы)

    9. Итог занятия.

    - О чем мы с вами сегодня беседовали на занятии?

    - Каких животных мы называем дикими?

    - Какая разница между дикими и домашними животными?

    Ребята, и Машенька в память о своем путешествии, передала для Вас раскраски. (Приложение)
    Литература:

    1. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез,2014.
    2. Гербова В.В.          Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС     Год: 2017
    3. Говорим правильно. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. О.С.Гомзяк. - М.: Гном и Д, 2009
    4. Программа развития речи у детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова. - М.: Совершенство, 2004
    5.  Интернет ресурсы с сайта  moi-raskraski.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пересказ русской народной сказки "Три медведя"

    Пересказ - важное средство развития связной речи....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

    Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

    Конспект совместной деятельности педагога и детей. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Три медведя»

    Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста на тему: «Три медведя»...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

    Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"

    Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"....

    Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...

    Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

    Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...